Базовая и инновационная логистика

Проценко И.О.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (57), Сентябрь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Проценко И.О. Базовая и инновационная логистика // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 9. – С. 48-52.

Аннотация:
Анализ отечественных и зарубежных работ по проблемам логистики свидетельствует о стремительном развитии этой науки и эволюции ее фундаментальных концептуальных положений и основных понятий. Однако недостаточная изученность и понимание этого процесса не только затрудняют нахождение общего языка среди ученых и специалистов при обсуждении актуальных логистических проблем, мешают овладению новыми знаниями и навыками современной логистики, но и снижают эффективность ее широкого практического использования.

Ключевые слова: инновационная логистика, базовая логистика, логистические проблемы



Анализ отечественных и зарубежных работ по проблемам логистики свидетельствует о стремительном развитии этой науки и эволюции ее фундаментальных концептуальных положений и основных понятий. Однако недостаточная изученность и понимание этого процесса не только затрудняют нахождение общего языка среди ученых и специалистов при обсуждении актуальных логистических проблем, мешают овладению новыми знаниями и навыками современной логистики, но и снижают эффективность ее широкого практического использования.

При более глубоком и обстоятельном исследовании эволюции, теории, методологии, а также сфер использования логистики за период второй половины ХХ-го и начала ХХI-го веков существенно меняется представление о логистике как науке, адекватной ей логистической деятельности и основных понятиях, составляющих их сущность.

Во-первых, приходится признать и допустить существование двух достаточно содержательных и поэтому равноправных определений логистики. Рассмотрим первое, наиболее распространенное определение.

Логистика – это наука и адекватный ей вид деятельности по экономике и организации поставок сырьевой, промежуточной и конечной продукции определенной потребительной стоимости и цены, предназначенной либо для непосредственного, либо для производительного использования. Назовем ее условно базовой логистикой, или логистикой поставок.

Результатом подобной деятельности является формирование, движение и преобразование материальных потоков вплоть до их превращения в процессе потребления или трансформации в долговременные запасы и резервы. Напомним при этом, что потребительная стоимость любой продукции или услуги определяется степенью их полезности, то есть способности удовлетворять определенную потребность индивидуума, группы людей или системы (хозяйственной или другой структуры) в каждый данный момент времени.

Следовательно, в процессе производства создается только потенциальная потребительная стоимость в виде заданных объективных свойств продукции, рассчитанных на определенную группу потребителей. Однако чтобы эта потенциальная полезность стала реальной, т.е. способной удовлетворить запросы конкретных потребителей, она должна быть доставлена им в нужное место, в нужное время, в нужном количестве, в нужном ассортименте и с доступной ценой. Без соблюдения этих обязательных дополнительных условий полезности, созданной в процессе производства продукции, ее реальная полезность в лучшем случае откладывается на какое-то время в виде запасов и резервов, а в худшем вообще не состоится в силу невостребованности, не вовремя поставленной, некомплектной или избыточной продукции.

Таким образом, производство, являясь главным вещественным источником материальных ценностей, представляет лишь одно звено общей системы поставок продукции потребителям, начиная с поставок необходимых материальных компонентов для всех видов собственно материального производства, кончая поставками различных видов продукции производственного и непроизводственного потребления и использования. Все остальные звенья поставок относятся к непроизводственной деятельности, характерной для производственной и материальной инфраструктуры, а именно: материально-техническому обеспечению производственных и непроизводственных структур, сбыту их товаров (продукции и услуг) путем своевременной поставки конкретным потребителям.

Обеспечивающей частью этих комплексных задач инфраструктурной деятельности выступают транспортно-экспедиторская, таможенно-складская работа и другие виды инфраструктурной деятельности, состоящие преимущественно из ресурсоемких услуг. Необходимость всех этих видов деятельности обусловлена обязательностью достижения синхронности поставок товаров с их непосредственным потреблением или использованием различными группами клиентов.

Нарастающая сложность и проблематичность такой синхронизации вызвана рядом объективных тенденций, а именно:

‑ несовпадением оптимальных объемов ресурсов и номенклатуры производства с теми же параметрами потребления, что приводит к необходимости образования производственных (текущих и подготовительных), сбытовых и товарных запасов в различных каналах поставки;

‑ территориальным отдалением мест производства от мест потребления товаров, что требует осуществления комплексных транспортно-экспедиторских услуг;

‑ нарастающим числом участников поставок, особенно посреднических фирм, что требует более эффективной координации их взаимодействия;

‑ расширением транспортных магистралей и возможностей различных видов транспорта, особенно при их комбинированном использовании в рамках образуемых транспортных альянсов;

‑ ускоренным обновлением поставляемых товаров, которое вызвано, с одной стороны, достижениями научно-технического прогресса в сфере производства и доставки товаров, с другой стороны – возросшими требованиями рынка потребителей;

‑ широким внедрением в экономику новых информационных, преимущественно электронных технологий, позволяющих организовать поставки по сетевому принципу с периодическим включением множества поставщиков и потребителей.

При этом потребитель продукции и услуг может не знать, и чаще всего не знает, непосредственного изготовителя потребляемой продукции, а изготовитель – ее непосредственных потребителей.

В трудах отечественных и зарубежных ученых, так или иначе отождествляющих логистику с определенной сферой деятельности, т.е. с поставками, точнее с экономикой и организацией управления поставками, главная функция логистики органически связывается с управлением материальными (товарными) и соответствующими финансовыми и информационными потоками. Это широко распространенное мнение при более обстоятельном исследовании существа вопроса оказывается ошибочным.

Для этого необходимо уточнить некоторые понятия-постулаты самого управления. Если отвлечься от абстрактно-философской трактовки управления и перевести ее в прагматическую плоскость, то наиболее полным и емким определением следует, на наш взгляд, считать определение, данное Норбертом Винером. С некоторой корректировкой его можно озвучить следующим образом: управление – это процесс опосредованного воздействия субъекта управления (управляющей системы) на объект управления с целью изменения ее состояния, поведения или пространственно-временного перемещения.

Из этого определения следует ряд важных выводов: объектом управления может быть только то, что существует и даже функционирует вне зависимости от субъекта управления (управляющей системы) и на что направлено его управляющие воздействия. Другими словами, не может быть объектом управления то, что одновременно является его результатом.

В нашем же случае любой хозяйственный поточный процесс на любом уровне, в том числе и материальный поток, заведомо является результатом определенного управления, т.е. организованного взаимодействия производительных сил общества.

Следовательно, объектом управления логистики поставок являются в первую очередь материальные носители или наполнители материального потока, а именно: материальные компоненты производства (сырье, оборудование, комплектующие изделия, незавершенное производство, готовая продукция). По поводу их движения и преобразования на стадии производства и принимаются все основные решения практически во всех логистических структурах – участниках общественного процесса поставок.

От объема оплаченных потребителями поставок, в свою очередь, зависит и конкурентоспособность фирм-поставщиков, и их прибыль, и доход, и само их существование. Ряд структур решают многочисленные задачи и выполняют целый комплекс повседневных операций, многие из которых не относятся к потоковым процессам, но которые всецело направлены на обеспечение поставок в зависимости от их стадий. В этом смысле все виды организационно-экономической (технологической), финансовой, управленческой и другой деятельности, обеспечивающие реальные поставки сырья и готовой продукции предыдущих стадий производства для производственного потребления или реализации посредническими структурами, относятся к закупочной логистике. Объектом управления здесь являются материальные компоненты, на которые работники закупочной логистики оказывают целенаправленное воздействие с целью их пространственно-временного перемещения от поставщиков к производственным потребителям или посредникам. Те же виды деятельности, которые связаны с управлением движения материальных компонентов для осуществления материального производства, следует отнести к производственной логистике.

Цель управления материальными компонентами ‑ обеспечить целенаправленное воздействие на эти компоненты в процессе производства, результатом чего является изменение их состояния (комплекса физико-химических, механических и других объективных свойств).

Виды деятельности по поставке готовой продукции фирмам или отдельным потребителям могут быть отнесены к распределительной логистике, которая призвана обеспечивать превращение потенциальной потребительной стоимости в реальную за счет поставок этой продукции в нужное место, в нужное время, в нужной номенклатуре, в требуемой упаковке по заранее оговоренной цене.

В распределительной логистике управление готовыми материальными компонентами сводится опять же к их пространственно-временному перемещению от поставщиков к непосредственным потребителям или пользователям.

Специальное выделение в каждом из этих видов логистики транспортного, складского, финансового и информационного обеспечения с соответствующими названиями транспортной, складской и информационной логистики вполне правомерно, поскольку каждая из них в данном случае обслуживает поставки.

Тот бесспорный факт, что одним из результатов деятельности по экономике, организации и управлению поставками является образование материальных потоков, которые находятся в движении и преобразуются на различных стадиях, вовсе не свидетельствуют о том, что только эти потоки являются главным объектом управления. Разумеется, каждая фирма и ее логистические подразделения стремятся как можно лучше выполнить свою работу по двум основным критериям: качеству обслуживания (удовлетворения) своего партнера по поставкам и совокупным издержкам своих поставок. Это не может не сказаться косвенным образом и на уровне организации и управления потоковыми процессами, хотя бы уже потому, что оценка этих процессов происходит по тем же критериям, что и поставки.

Однако для обстоятельного изучения и оценки эффективности управления совокупными материальными потоками, равно как и потоковыми процессами в целом с целью их сквозной рациональной организации, нужен особый методический инструментарий.

Усилиями отдельных обособленных структур мозаичной рыночной экономики чрезвычайно трудно осуществлять сквозную аналитико-оптимизационную организацию материальных потоков по всей логистической цепи и, тем более, логистической сети. Все вышесказанное дает основание для подтверждения правомерности существования второго определения логистики, но… об этом поговорим в следующем номере журнала.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:05:20