Техническая помощь России: специфика становления и эволюция
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9 (57), Сентябрь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Окончание. Начало в № 8 2004.
Впервые Запад заговорил о своей поддержке реформ в СССР в эпоху Горбачева, исходя, в основном, из политических мотивов. В 1987 г. министр иностранных дел ФРГ Геншер призвал своих коллег «поверить Горбачеву на слово» и начать сотрудничать с ним. ФРГ первая из стран Запада предоставила в октябре 1988 г. заем для советской легкой промышленности. Затем последовали другие германские займы, и вопрос помощи СССР стал постепенно интернационализироваться.
Ключевые слова: Россия, легкая промышленность, техническая помощь
Окончание. Начало в № 8/2004
Впервые Запад заговорил о своей поддержке реформ в СССР в эпоху Горбачева, исходя, в основном, из политических мотивов. В 1987 г. министр иностранных дел ФРГ Геншер призвал своих коллег «поверить Горбачеву на слово» и начать сотрудничать с ним. ФРГ первая из стран Запада предоставила в октябре 1988 г. заем для советской легкой промышленности. Затем последовали другие германские займы, и вопрос помощи СССР стал постепенно интернационализироваться.
Современные программы помощи.
На рубеже 80-х и 90-х годов в политических кругах США и Западной Европы развернулась дискуссия по проблеме оказания масштабной экономической помощи СССР, испытывавшему в тот период серьёзные трудности политического и социально-экономического порядка. Надо отметить, что многие из этих трудностей возникли непосредственно в ходе перестройки.При всём разнообразии мнений во время обсуждения данной проблемы доминировали две основные точки зрения.
Первая, которая отражала взгляды меньшинства, заключалась в необходимости односторонней западной помощи по типу плана Маршалла. Сторонники такой помощи – в их числе президент Франции Ф. Миттеран и некоторые другие политики в Европе и Соединённых Штатах – указывали на успех плана Маршалла в обеспечении экономического роста и демократии не только в странах Западной Европы, которые были союзниками США во Второй мировой войне, но также и в потерпевшей поражение Германии.
Вторая принадлежала американским и западноевропейским противникам такого подхода к помощи Советскому Союзу, которые, в свою очередь, заявляли, что ситуация в СССР сильно отличается от ситуации в Европе после Второй мировой войны. Прежде всего, в России отсутствовали сами основы капиталистических производственных отношений, благодаря которым план Маршалла был столь успешен в Западной Европе. Не менее важным фактором было и то обстоятельство, что хотя Советский Союз и потерпел поражение в «холодной войне», никакого сходства с безоговорочно капитулировавшей Германией не было. СССР по-прежнему оставался серьезным военным противником с огромным ядерным потенциалом.
Соответственно, вторая точка зрения, которой придерживалось большинство западных экспертов и политиков, заключалась в использовании экономической помощи в качестве средства принуждения СССР к сокращению его военной мощи. По мнению сторонников данного подхода, нарастание в тот период экономических трудностей и развал потребительского рынка в России открывал перед Западом беспрецедентную возможность добиться значительного сокращения советского военного потенциала в обмен на оказание крупной экономической помощи. Летом 1990 г. на встрече в верхах членов «большой семерки» в Хьюстоне западным руководителям удалось договориться об общей стратегии увязки предоставления помощи СССР с сокращением советских вооружений.
Первыми плодами данной объединенной стратегии Запада воспользовалась Германия, которая договорилась с М.С. Горбачевым о программе потребительской помощи и кредитов с целью добиться поддержки со стороны Советского Союза в отношении членства объединенной Германии в НАТО, а также ускорения вывода советских войск из Восточной Германии.
В середине 1991 г. президенту СССР М.С. Горбачеву на встрече «семерки» в Лондоне ее лидерами было дано твердое обещание оказать техническую помощь.
Первоначально программы технической помощи на территории бывшего Советского Союза осуществлялись на негосударственной основе. Первой официальной программой оказания технической помощи России стал проект, принятый в декабре 1990 года Комиссией Европейских Сообществ. Программа получила название ТАСИС («Техническое содействие участникам СНГ»), и уже в 1991 году из бюджета КЕС на безвозмездной основе было выделено 400 млн. экю (470 млн. долларов) [1].
Сегодня международное содействие российским экономическим реформам осуществляется в рамках так называемых двусторонних программ, в которых принимают участие «группа семи» (Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция, Япония), Европейская комиссия, Дания, Финляндия, Нидерланды, Норвегия, Швеция и Швейцария, а также в рамках программ поддержки со стороны международных финансовых организаций: Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международного валютного фонда (МВФ) и Международной финансовой корпорации (МФК).
Особый интерес представляет анализ именно программ технического содействия. В целом на их долю приходится около 8% средств общей суммы, предоставляемой в рамках международного содействия [2].
Для анализа современных программ технического содействия, действующих в России, выделим четыре этапа предоставления помощи РФ: 1 этап – 1989–1992 гг.; 2 этап – 1993–1995 гг.; 3 этап – 1996–1999 гг.; 4 этап – 2000–2006 гг.
На первом этапе объем реально осуществляемых проектов был невелик. Средства на их осуществление поступали в основном на негосударственной основе от частных фондов, например, Фонда Сороса или Фонда советско-американских инициатив. Также средства выделяли и правительства некоторых стран, а именно ФРГ, США, Англии, Франции и Голландии [3]. Позднее консалтинговые и трейнинговые проекты стали осуществлять такие влиятельные международные организации, как ЕС и МБРР. На этом этапе гуманитарная помощь предоставлялась зачастую более активно, нежели техническая. Необходимо подчеркнуть, что более половины всего объема международной поддержки в данный период приходилось на экспортные кредиты.
Второй этап, начавшийся в 1993 году, ознаменовался тем, что начали выполняться консалтинговые и трейнинговые программы. 1993-1995 гг. – период действия первого этапа программы ТАСИС. В этот период также увеличилось число частных фондов, предоставлявших техническую помощь. Кроме того, активизировалась помощь со стороны правительств зарубежных стран. К перечисленным выше государствам присоединились Канада и Япония. В целом, в России действовало более 4800 проектов [4]. Таким образом, это был период наибольшей активности Запада в вопросе оказания России технической помощи.
Третий этап - период окончания срока действия многих начатых ранее программ. Так 31 декабря 1999 г. истек срок действия программы ТАСИС и, соответственно, встал вопрос о дальнейшем ее развитии. В этой связи надо говорить о четвертом этапе, который охватывает период с 2000 по 2006 гг. – срок действия вновь принятых программ по различным направлениям помощи.
Сегодня техническое содействие, оказываемое России, стало заметным фактором национально-экономического и даже политического развития страны. Представляется, что в дальнейшем развитии этого вида сотрудничества заключен большой потенциал. Однако для более успешного и эффективного использования программ помощи целесообразно учитывать богатый исторический опыт, накопленный Россией в этой сфере в начале ХХ века, когда были достигнуты максимальные результаты.
Источники:
2. Оценка программ технической помощи России со стороны Европейского Союза – М.: РИСИ, 1997. - С. 8.
3. Фаминский И., Посадский А., Пресняков В. Западная техническая помощь России: со стороны международных организаций, правительств и неправительственных организаций зарубежных стран // Экономика и коммерция, 1995, №9. - С. 11.
4. Оценка программ технической помощи России со стороны Европейского Союза. – М.: РИСИ, 1997. - С. 8.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:05:57