Планирование рекламы

Коченко Г.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8 (56), Август 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Коченко Г.В. Планирование рекламы // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 8. – С. 98-104.

Аннотация:
Реклама, как способ коммуникации или информационно-психологических связей с потребителем, вбирает в себя сложные многофакторные процессы на протяжении всего производственного цикла ‑ от создания до размещения в эфирной сетке того или иного рекламоносителя. Обороты рекламной отрасли в России сегодня исчисляются несколькими миллиардами долларов в год. Причем в последние годы существует устойчивая тенденция роста объемов рекламного рынка. Компания «TNS Gallup AdFact» одна из немногих предоставляет информацию о результатах мониторинга рекламы, выходящей практически во всех СМИ (ТВ, радио, пресса, наружная реклама, транспорт, кино, Интернет).

Ключевые слова: Россия, СМИ, рекламная деятельность



Реклама, как способ коммуникации или информационно-психологических связей с потребителем, вбирает в себя сложные многофакторные процессы на протяжении всего производственного цикла ‑ от создания до размещения в эфирной сетке того или иного рекламоносителя. Обороты рекламной отрасли в России сегодня исчисляются несколькими миллиардами долларов в год. Причем в последние годы существует устойчивая тенденция роста объемов рекламного рынка. Компания «TNS Gallup AdFact» одна из немногих предоставляет информацию о результатах мониторинга рекламы, выходящей практически во всех СМИ (ТВ, радио, пресса, наружная реклама, транспорт, кино, Интернет).

Набор задач рекламных кампаний достаточно велик. Это и вывод на рынок новых продуктов, и стимулирование первых или повторных покупок (с целью увеличения доли рынка), и создание необходимого имиджа продукта (или его изменение), и извещение о мероприятиях и т.д. Одновременно и очень широк спектр рекламируемых товаров и услуг. По оценкам вышеупомянутой компании в 2002 году количество рекламируемых брэндов с бюджетом рекламных кампаний свыше 1,1 млн. долл. составило более 500. Нетрудно себе представить количество брэндов с меньшими бюджетами. В табл. 1 приведены суммы рекламных бюджетов, истраченных на рекламу 18 крупнейших брэндов в 2002 г.

Таблица 1

Рекламные бюджеты, выделенные на рекламу 18 крупнейших брэндов в 2002 г. (тыс. долл.)·

Брэнд
Всего
ТВ
Радио
Пресса
Наружная реклама
Кино
Orbit
120 336
120 336
-
-
-
-
МТС
116 737
93 887
12 919
4 067
5 864
-
Bee Line
85 051
67 958
6 617
6 032
3 854
591
LG
79 992
67 634
1 845
5 020
5 361
131
Nescafe
79 408
77 113
414
559
861
461
Чудо
76 475
76 231
-
35
209
-
J-7
65 329
64 720
-
187
422
-
Ariel
65 132
64 613
-
517
2
-
Maggi
63 267
62 340
46
505
375
-
Samsung
59 433
44 227
764
3 700
9 540
1 202
ПИТ
59 006
58 685
13
98
211
-
Dirol
56 625
56 254
-
312
15
45
Colgate
51 846
51 769
-
2
75
-
Любимый Сад
51 527
51 523
-
-
4
-
Балтика
50 344
43 929
301
12
6 100
2
Coca-Cola
49 391
45 799
742
159
2 682
9
Tide
48 773
48 569
-
203
1
-
Россия
44 763
43 853
-
495
289
125

Рекламные бюджеты компаний ‑ это не что иное, как инвестиционные средства в развитие продуктов этих компаний, от которых заказчики ожидают вполне определенных результатов:

‑ повышения уровня известности продуктов;

‑ увеличения доли рынка;

‑ формирования нового имиджа продуктов;

‑ создания определенного уровня осведомленности о мероприятиях и т.д.

Важен не столько факт изменения, например, роста известности марки, сколько прогноз изменения в количественном и качественном отношениях. Причем прогноз строится с ориентацией на определенную целевую группу, т.е. на потенциальных или уже существующих потребителей рекламируемого продукта.

Критериев определения целевой группы воздействия достаточно много. Однако наиболее употребляемыми сегодня являются следующие **: а) пол; б) возраст; в) социальный статус; г) доход на каждого члена семьи; д) проведение свободного времени.

Очевидно, что аудитория в возрасте от 15 до 25 лет с высокими доходами будет «потреблять» иные медиапродукты, нежели аудитория в возрасте от 50 до 75 лет. Учитывая широкий спектр вариантов размещения рекламы и, как следствие, результатов от ее размещения, ограниченности рекламных бюджетов, безусловной необходимостью становится планирование размещения рекламы.

Это касается выбора медиа-направления, медиа-носителей, времени и места размещения рекламного материала, определения специфики восприятия данной целевой группой того или иного медиа и медиа-носителя, степени доверия к ним, учета сезонной составляющей рекламируемого товара, степени рекламной активности конкурентов и многого другого. Таким образом, данные условия могут быть отнесены к задаче с множеством параметров, влияющих на результаты ее решения. Как в отечественной, так и в зарубежной литературе не встречаются детальные проработки этого вопроса.

Несмотря на широкий спектр факторов, влияющих на эффективность размещения рекламы, формализовав эту задачу и воспользовавшись существующими моделями, можно с заранее определенной точностью дать ответы на самые важные вопросы: где, когда и как размещать рекламные материалы того или иного заказчика для достижения тех или иных целей. Рассмотрим более подробно разработанную автором методику выбора медиа-носителей на примере радио (радиостанций).

Технологический цикл создания рекламы. Работу по созданию рекламы можно условно разделить на 6 этапов, которые представлены на рис. 1.

Проигнорировав любой из этапов данного технологического цикла создания рекламного сообщения, заказчик рискует неэффективно потратить рекламный бюджет. Так, например, размещение рекламы нижнего женского белья в журнале «Промышленное оборудование» вряд ли увеличит продажи брэнда нижнего белья или увеличит посещаемость магазина, где оно продается.

Остановимся подробнее на четвертом этапе – медиапланировании, которое является инструментом для осуществления оптимального стратегического и тактического выбора медианосителей, составления медиапланов и их оптимизации с учетом целей рекламодателя. Медиапланирование направлено на максимизацию эффективности проведения рекламной кампании по заданным критериям.

Рис.1. Технологический цикл создания рекламы

Исходными данными для начала процедуры планирования рекламной кампании на радио являются описания:

‑ целей рекламной кампании;

‑ целевой группы воздействия;

‑ продолжительности рекламной кампании (зависит от рекламируемого товара, услуги или мероприятия и может корректироваться в процессе планирования);

‑ бюджета рекламной кампании;

‑ рекламной активности конкурентов;

‑ атрибутов подачи рекламного сообщения: видеоряда, звука, текста и т.д.

Стратегический выбор медиа или их сочетания (mix-а) определяется:

‑ удельной стоимостью контакта с рекламным сообщением;

‑ объемом рекламного бюджета;

‑ целями рекламной кампании, в том числе географическими;

‑ срочностью размещения и т.д.

Выбор медиа–носителей ‑ задача нескольких переменных, таких как:

‑ стоимость за тысячу контактов с рекламным сообщением (CPT = Cost /Охват),

‑ уровень соответствия данного медиа и медиа–носителя рекламируемому брэнду,

‑ временные отрезки размещения.

Для примера обратимся к радио-рынку, где в мае 2004г. существовало порядка 25 радиостанций FM-диапазона.

В табл. 2 представлен список радиостанций со статистическими данными для гипотетической целевой аудитории (мужчины, возраст от 15 до 23 лет, средний доход, без высшего образования), отсортированными по параметру Index T/U Dly. Данный индекс соответствия целевой демографической группе, рассчитанный на основе Reach%Dly, показывает, насколько отличается Reach%Dly для данной радиостанции и данной целевой группы от Reach%Dly для этой же радиостанции при отсутствии целевой группы. Кроме указанного существует ряд не менее важных параметров: это CPT (cost per thousand - стоимость за тысячу контактов с целевой аудиторией, рассчитывается как отношение Стоимость/Охват); AQH% (количество слушателей в усредненном 15-ти минутном интервале в процентах от заданной целевой группы); Reach%Dly (накопленное суточное количество слушателей в процентах от заданной целевой группы).

Таблица 2

Таблица для анализа аудиторий радиостанций (отсортировано по Index T/U Dly) *

Название радиостанции
AQH %
Reach % Dly
Index T/U AQH
CPT AQH
Ультра
2.8
30.1
777
38.11
Наше Радио
1.7
17.8
378
66.53
Энергия 104.2 FM
1.3
16.5
358
98.02
Динамит FM
1.7
21.2
340
117.46
Maximum
0.8
13
272
115.67
Спорт FM
0.1
1.3
158
0
Хит FM
0.3
6.8
157
587.06
Первое Популярное Радио (Попса)
0.5
7.8
152
0
Love Радио
0.6
7.2
145
196.06
Европа Плюс
0.9
12.8
143
272.02
Радио Монте-Карло
0.2
2.5
121
662.21
Радио Классик
0.1
1.6
115
N/A
All Radio
13.2
72.7
109
N/A
Радио Джаз
0.1
2
96
597.42
Радио Шансон
0.5
6.5
77
529.41
Русское Радио - 2
0.3
2.6
68
594.43
Авторадио
0.3
5.1
41
823.95
Русское Радио
0.5
8.3
40
788.57
Ретро FM
0.2
1.5
36
730.7
Серебряный Дождь
0.1
2
31
1 826.36
Наше время на Мил.волне
0.1
1.8
21
1 422.03
Радио 7 - на семи холмах
0.1
2.2
18
1 399.95
*данные компании TNS GallupMedia, RadioIndex, февраль-апрель 2004 г.

В таблице 3 представлены радиостанции, чей индекс Index T/U Dly более 110, и далее радиостанции отсортированы по AQH%.

Таблица 3

Радиостанции с Index T/U Dly более 110

Название радиостанции
AQH %
Reach % Dly
CPT AQH
Ультра
2.8
30.1
38.11
Наше Радио
1.7
17.8
66.53
Динамит FM
1.7
21.2
117.46
Энергия 104.2 FM
1.3
16.5
98.02
Европа Плюс
0.9
12.8
272.02
Maximum
0.8
13
115.67
Love Радио
0.6
7.2
196.06
Первое Популярное Радио (Попса)
0.5
7.8
0
Хит FM
0.3
6.8
587.06
Радио Монте-Карло
0.2
2.5
662.21
Спорт FM
0.1
1.3
0
Радио Классик
0.1
1.6
N/A

Очевидно, что размещение на радиостанции «ULTRA» максимально эффективно по причине самых высоких значений AQH%, Reach%Dly, Index T/U AQH и в этом случае самого низкого значения CPT AQH. Однако подобные варианты с однозначным решением по выбору медиа-носителя встречаются крайне редко. Кроме того, рекламное время (место) на данном носителе может быть уже занято, тогда приходится искать наиболее приемлемые варианты решения задачи, оставаясь в рамках заданного бюджета и целей рекламной кампании.

Окончание следует


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:51:08