Электронные торговые площадки в России: от первых шагов к реальному развитию и международной интеграции

Кролли О.А., Проценко О.Д., Парфенов А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7 (55), Июль 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Окончание. Начало в № 6/2004. Анализ реальной российской хозяйственной практики показывает, что большинство электронных (виртуальных) торговых площадок, созданных отечественными инвесторами, пока не приносят больших доходов своим владельцам, поэтому в настоящее время их операторы ищут пути увеличения масштабов торговли и ее результативности. Многие отечественные эксперты отмечают, что в российской части сети Интернет используются две базовых стратегии развития электронных торговых площадок: диверсификация деятельности и расширение спектра предоставляемых услуг.

Ключевые слова: интернет-среда, электронная торговля, электронные торговые площадки



Окончание. Начало в № 6/2004

Анализ реальной российской хозяйственной практики показывает, что большинство электронных (виртуальных) торговых площадок, созданных отечественными инвесторами, пока не приносят больших доходов своим владельцам, поэтому в настоящее время их операторы ищут пути увеличения масштабов торговли и ее результативности. Многие отечественные эксперты отмечают, что в российской части сети Интернет используются две базовых стратегии развития электронных торговых площадок: диверсификация деятельности и расширение спектра предоставляемых услуг.

Диверсификация деятельности электронной торговой площадки (ЭТП) производится с целью увеличения количества ее потенциальных клиентов и, в конечном итоге, повышения прибыльности коммерческих процессов. Это может быть достигнуто путем укрупнения ЭТП, ее межотраслевой диверсификации (охвата различных отраслевых рынков традиционной экономики), интернационализации и изменения первоначальной бизнес-модели.

В настоящее время наблюдается процесс объединения действующих в одном сегменте электронного рынка торговых площадок, что приводит не только к укрупнению ЭТП, но и к увеличению объемов электронных торгов и росту клиентской базы. Так, например, в 2000 г. 50% акций независимой металлотрейдинговой системы Rusmet.ru приобрели владельцы аналогичного интернет-ресурса Europe-Steel.com. Неизбежным результатом развития этого направления можно считать трансформацию заключаемых сделок в международную торговлю со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами и осложнениями, преодоление которых является предметом торговой, транспортной и таможенной логистики.

Еще одно направление диверсификации деятельности ЭТП ‑ это изменение первоначальной бизнес-модели их функционирования на электронном рынке и выполнение функций, которые не были им свойственны раньше. В среднесрочной перспективе большинство из существующих в качестве «электронного каталога» B2B-площадок, как планируется, приступят к предоставлению клиентам возможности заключать биржевые и аукционные сделки в «виртуальной» среде, что поможет им повысить эффективность своей деятельности.

Другим источником увеличения прибыльности ЭТП может стать предложение участникам торгов дополнительных услуг, сопутствующих купле-продаже товарно-материальных ценностей: предоставление информации о заказах; осуществление электронных расчетов; оказание логистических услуг; разрешение конфликтов; выполнение заказов в режиме реального времени и др.

Совершенствование механизма торговли российские ЭТП предполагают осуществлять следующими способами: развивать стандартный и обратный аукцион, согласовывать цены в режиме on line, предоставлять собственный каталог продукции. При этом для электронных бирж наиболее важной проблемой в настоящее время считается формализация и унификация биржевых каталогов с целью проведения торгов по лотам в строго упорядоченных категориях.

Для увеличения степени доверия между участниками электронных торгов российские торговые площадки собираются осуществлять страхование сделок, производить оценку и устанавливать рейтинг репутации клиентов, сертифицировать качество товаров, проверять участников торгов на этапе присоединения к ЭТП.

Предполагается, что расширение спектра сервисных услуг и улучшение механизмов торговли позволит отечественным электронным площадкам увеличить свои торговые обороты за счет осуществления большего количества рыночных трансакций, а укрепление механизма доверия осуществить за счет повышения стоимости средней трансакции.

Сравнительный анализ деятельности наиболее известных отечественных электронных торговых площадок позволил определить ряд специфических для нашей страны проблем и установить основные направления дальнейшего развития информационно-коммерческих систем в корпоративном секторе.

1. Большинство российских электронных торговых площадок учреждено производителями и продавцами продукции и используется ими как дополнительный канал ее продвижения на внутреннем и внешнем рынках сбыта. При этом наблюдается недостаточное распространение B2B-проектов в сфере материально-технического обеспечения крупных производственных структур. Отмечаемая большинством отечественных специалистов перспективность этих проектов позволяет утверждать о необходимости ускоренного развития в Рунете в среднесрочной перспективе систем e-procurement [1].

2. В условиях усиления конкуренции на электронном рынке лучшие шансы имеют те торговые площадки, которые организованы финансово устойчивыми субъектами традиционной экономики – достаточно известными производителями и продавцами различных товаров. Поскольку они могут обеспечить необходимый объем торговли в сети Интернет, и, следовательно, прибыльность и ликвидность собственных ЭТП. Однако при этом, существует опасность, что «электронный монополизм» будет сдерживать увеличение числа потенциальных участников подобных торговых площадок, имеющих одного крупного учредителя, заинтересованного, прежде всего, в продажах собственных товаров.

3. Низкий уровень доверия отечественных партнеров по электронному бизнесу друг к другу. Многие из опрошенных руководителей российских компаний различных отраслей промышленности (например, нефтегазовой, химической и др.) выделяют в качестве сдерживающего фактора развития B2B-проектов в России наличие коммерческой тайны на информацию по сбыту продукции, что не позволяет операторам ЭТП формировать полные базы данных по ценам и деловым партнерам. Подобные «информационные ограничения» не только сдерживают применение технологий business-to-business в нашей стране, но и противоречат практике функционирования электронных торговых площадок в индустриальных странах. Как известно, западные B2B-системы используют модели, основанные на информационной открытости участников торгов, что позволяет им значительно повысить эффективность своих бизнес-процессов. Российские же ЭТП создаются чаще всего для реализации корпоративных интересов их учредителей.

4. Слабая техническая и технологическая подготовленность как самих электронных торговых площадок, так и их основных участников. Значительное число отечественных предприятий используют устаревшие информационные системы управления и не имеют скоростного доступа в сеть Интернет. Это не только затрудняет их участие в электронной торговле, но и предоставляет возможность конкурентам, обладающим комплексными информационными системами мирового класса, обрести дополнительные конкурентные преимущества в случае интеграции их информационных потоков с соответствующими потоками электронной торговой площадки.

5. Большинство российских предприятий, как правило, не располагают технологически отработанной стратегией и тактикой ведения электронного бизнеса, что, в свою очередь, сдерживает формализацию их деловых процессов, затрудняет подготовку необходимого информационного, правового, программного и кадрового обеспечения и не способствует принятию эффективных решений.

Таким образом, отечественные электронные торговые площадки пока находятся на начальной стадии формирования своих бизнес-процессов, и несмотря на разнообразные попытки повышения их доходности, лишь немногие из них могут рассматриваться в качестве эффективных организаторов торговли в сети Интернет.

Серьезный блок проблем правового характера, тормозящих развитие в России электронной коммерции в секторе business-to-business, предстоит решить в самое ближайшее время депутатам Государственной думы РФ. Судя по тому, как тяжело и долго законодатели обсуждали и принимали правовые акты, легитимизирующие относительно простой (и решенный во многих странах) вопрос о признании электронной подписи, можно ожидать серьезных трудностей в процессе подготовки и корпоративного закрепления процедуры государственного регулирования этой части рыночных связей.

В целом же можно констатировать, что основные направления эволюции B2B-проектов в нашей стране соответствуют общемировым тенденциям: наряду с межотраслевой диверсификацией торговой деятельности и укрупнением интернет-площадок происходит расширение перечня сопутствующих (в том числе и логистических) услуг, реализуемых на электронном рынке. При этом менее чем за год число информационно-торговых B2B-систем в Рунете удвоилось и достигло 111. Руководители крупных российских компаний ожидают, что объем электронных сделок в секторе business-to-business будет увеличиваться более чем на 100% в год и уже в текущем 2004 году достигнет 22,3 млрд. евро, что будет соответствовать 12% от общего числа сделок между компаниями. И хотя перспективы биржевой и аукционной торговли в Рунете по ряду объективных и субъективных причин пока еще значительно уступают уровню и возможностям использования интернет-технологий в корпоративном секторе США, Японии и стран Западной Европы, уже в самое ближайшее время можно ожидать, что исключительные исторические условия, в которых оказалась экономика России, политические, социальные и ресурсные особенности ее функционирования превратят электронную торговлю из механизма индикативного и желательного в серьезный и необходимый катализатор развития, соответствующий интересам национальной экономической безопасности.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:51:28