Тенденции и перспективы устойчивого развития малого предпринимательства Кемеровской области

Баштанов А.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7 (55), Июль 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье анализируется состояние малого бизнеса в Кемеровской области и основные мероприятия его поддержки. Показана структура государственной поддержки малого предпринимательства региона. На этой основе, автором сделаны выводы относительно важнейших причин тормозящих развитие бизнеса. С позиций практического опыта автора определены важнейшие направления и мероприятия развития малого предпринимательства в Кузбассе.

Ключевые слова: малое предпринимательство, государственная поддержка, Кемеровская область, Кузбасс



В целях ускорения темпов экономического развития нашего региона, 22 марта 2004 года принято Постановление АКО № 68 «Об основных приоритетах и задачах социально-экономического развития Кемеровской области в 2004 году». В качестве основного резерва ускорения темпов роста определено принятие радикальных мер по усилению поддержки малого предпринимательства.

Основные итоги развития малого бизнеса в регионе. Оперативные статистические данные за последние годы демонстрируют положительную динамику развития секторов малого и среднего бизнеса. Выпуск товаров и услуг за 2003г. увеличился на 37% [1] к соответствующему периоду 2002г и достиг 26 млрд. рублей в абсолютных цифрах. [2] За последние четыре года малому предпринимательству удалось более чем удвоить выпуск товаров и услуг. [3] Соответственно, до 8,4% увеличилась доля малых предприятий в общем выпуске товаров и услуг. Для сравнения, в 2002 году она составляла – 7,1%, в 2001 – 6,1%. То есть ее прирост за три последних года составил почти 38%. [4] Количество малых предприятий возросло на 4% (до 13,5 тысяч единиц). [5] На 15% (с 901 до 1190 млн. рублей) увеличился объем инвестиций. [6] Однако, несмотря на неплохую динамику по ряду основных региональных экономических показателей, малый бизнес в городах области имеет обслуживающий, неустойчивый характер и напрямую зависит от уровня платежеспособного спроса населения, занятого на крупных и средних предприятиях.

Другим недостатком развития предпринимательства является его территориальная неравномерность. Так, на долю всего трех городов (Кемерова, Новокузнецка и Междуреченска) приходится 70% объема производства продукции и услуг, 90% выручки от реализации, 70% всех зарегистрированных малых предприятий, 66% занятых на них и 80% оборота розничной торговли. [7]

Реализуемые мероприятия государственной поддержки малого предпринимательства.

Можно сказать, что, несмотря на имеющиеся исходные различия состояния предпринимательства разных территорий в регионе создан благоприятный экономический климат для устойчивого развития малого бизнеса. Это стало реальностью в результате реализации Администрацией Кемеровской области комплекса мероприятий в рамках Государственных программ развития малого предпринимательства на 1998-1999гг., 2001г., 2002-2004гг.

Вклад мероприятий совершенствования развития малого предпринимательства в процесс обеспечения устойчивого развития региона можно разделить на экономическую и социальную составляющие.

Экономическая составляющая включает в себя работу инфраструктуры поддержки, которая представлена:

‑ департаментом по развитию и поддержке предпринимательства Администрации Кемеровской области;

‑ комиссией по вопросам предпринимательства и потребительского рынка Совета народных депутатов Кемеровской области;

‑ областной межведомственной комиссией по преодолению административных барьеров при развитии предпринимательства;

‑ общественно-экспертным советом по малому предпринимательству Кемеровской области;

‑ государственным фондом поддержки малого предпринимательства Кемеровской области;

‑ двадцатью двумя муниципальными фондами поддержки предпринимательства;

‑ кузбасской торгово-промышленной палатой и ее филиалами в шести городах области;

‑ агентствами развития и поддержки предпринимательства;

‑ информационно-аналитическими центрами;

‑ бизнес инкубаторами.

В городах и районах области разработано 16 муниципальных программ поддержки предпринимательства, которые обеспечат системное и сбалансированное развитие территорий. В администрации каждого города и района определен работник аппарата, в ранге заместителя Главы, на которого возложена ответственность за развитие малого бизнеса.

В части преодоления административных барьеров - для упрощения взаимодействия с органами власти и оперативного решения вопросов, возникающих у предпринимателей при осуществлении деятельности, только в 2003 году на территориях было создано 13 межведомственных комиссий по преодолению административных барьеров при развитии предпринимательства (всего по области их 19). Кроме того, на 9-ти территориях эти функции выполняют общественные объединения предпринимателей (Советы, Союзы, Ассоциации).

В целях реализации эффективного диалога бизнеса и власти в территориях с начала 2003 года создано шесть советов предпринимателей.

Мероприятия по упрощению доступа малых предприятий к финансовым ресурсам. В области налоговой политики регулярно (начиная с 2000 года) производится оценка и исследование налоговой нагрузки на предприятия малого бизнеса. Ее результаты, например, в 2003 году были учтены при совершенствовании единого налога на вмененный доход (в зависимости от особенностей каждого муниципального образования).

На основе проведенных исследований сложившихся арендных отношений, выработаны рекомендации территориям по их упорядочиванию. Проводится работа по привлечению субъектов малого предпринимательства к осуществлению поставок продукции для государственных и муниципальных нужд в рамках Постановления АКО от 30.09.2002г. № 122 «О внесении изменений в постановление АКО от 09.10.2001г. № 105 «Об организации закупки продукции для областных государственных нужд Кемеровской области». Доля для малого бизнеса здесь составляет не менее 15%. По отдельным видам продукции предприятия малого бизнеса в проводимых торгах успешно конкурируют. Более 15% составляет доля поставок продукции субъектами малого предпринимательства по заказам департаментов сельского хозяйства, охраны здоровья населения, социальной защиты, управления хозяйственного обеспечения.

В 2003 году внедрена эффективная схема финансирования малого бизнеса из областного бюджета, которая предусматривает централизованное (через Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Кемеровской области) предоставление субсидий, субвенций и гарантий из бюджета для кредитования перспективных проектов фондами поддержки предпринимательства. Теперь имеется возможность давать кредиты на реализацию перспективных инновационных и производственных проектов по сниженным процентным ставкам (10-12% годовых) и на более длительные сроки (до двух лет).

Продолжается работа по развитию сети кредитных потребительских кооперативов граждан. Сейчас их в области 22, в 13 городах и районах области с количеством пайщиков свыше 36 тыс. человек. Около 30% займов, выданных кооперативами, – займы предпринимателям и около 10% ‑ займы жителям села и сельхозтоваропроизводителям. [8]

В настоящее время кредитные потребительские кооперативы выполняют важную функцию обеспечения доступа к микрофинансовым ресурсам малого бизнеса в небольших городах и районах Кемеровской области, где существенно ограничена активность прочих участников рынка кредитов (банков, лизинговых компаний).

Социальная составляющая включает:

1) Обеспечение занятости трудовой силы.

Проводимые мероприятия поддержки позволяют обеспечивать стабильные темпы экономического роста и соответственно ежегодный прирост занятости населения. Так за 5 лет среднесписочная численность занятых на малых предприятиях увеличилась на четверть.

Всего в настоящий момент в малом предпринимательстве Кемеровской области занято более 180 тысяч человек или свыше 15% от всего работающего населения. [9]

2) Совершенствование кадрового обеспечения малого бизнеса.

Развитие малого предпринимательства позволяет решать задачу не только количественного привлечения свободной рабочей силы, но и повышать профессиональный уровень и квалификацию кадров.

Сегодня в Кемеровской области накоплен опыт подготовки менеджеров для предпринимательской сферы. Так, в мае 2001 года Администрацией области совместно с Кузбасским региональным агентством поддержки малого и среднего бизнеса был проведен региональный 5-дневный семинар. На нем прошли обучение 128 специалистов из числа руководителей малых предприятий, сотрудников НИИ и ВУЗов, а также представителей инфраструктуры бизнеса.

Третий год подряд в Кемеровском институте Российского Государственного торгово-экономического университета и Кемеровском Государственном Университете преподается курс по основам инновационного предпринимательства. В процессе подготовки специалистов используются передовые мировые технологии, в своей практической части опирающиеся на опыт местных предпринимателей. Важно, что эти курсы разработаны и ведутся опытными предпринимателями, добившимися реального успеха в своем деле.

В настоящее время разрабатывается программа профессиональной переподготовки молодых специалистов, способных стать эффективными менеджерами проектов на своих предприятиях. Сегодня на базе Кузбасского отделения Торгово-промышленной палаты России и в фондах поддержки предпринимательства активно функционируют обучающие курсы и тренинги для начинающих предпринимателей. Одновременно в Кемеровской области ведется работа в рамках Президентской программы обучения и переподготовки кадров для народного хозяйства, где на базе ведущих вузов региона, проходят переподготовку и повышение квалификации управленческие кадры предприятий малого бизнеса.

Окончание следует


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:52:35