Развитие малого предпринимательства на сельских территориях: социальный аспект

Яркова Т.М.1
1 Пермский государственный аграрно-технологический университет им. акад. Д.Н. Прянишникова, Россия, Пермь

Статья в журнале

Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность (РИНЦ)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 4, Номер 1 (Январь-март 2023)

Цитировать:
Яркова Т.М. Развитие малого предпринимательства на сельских территориях: социальный аспект // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2023. – Том 4. – № 1. – С. 29-40. – doi: 10.18334/social.4.1.116797.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50406003
Цитирований: 5 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Статья посвящена вопросам развития малого предпринимательства на сельских территориях. Современная действительность и многолетний период упадка аграрной экономики заставляют в нынешних непростых экономических условиях обратить внимание на сельские территории и их жителей с позиции как социального так и экономического развития. Как показывает анализ, демографические процессы имеют неблагоприятную тенденцию развития, существующий бизнес на селе неуклонно сокращается. При проведении социологического исследования выяснилось, что жители села, со своим потребительским спросом, требуют развития не только основных аграрных производств, но и нуждаются в практически повсеместном наличии элементарных видов бытовых услуг, которые могут быть обеспечены за счет реализации государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий и информационно-практического сервиса на государственной платформе поддержки предпринимателей, взявшей начало в 2022 году.

Ключевые слова: предпринимательство, сельские территории, сельское хозяйство, развитие, экономика сельского хозяйства

JEL-классификация: L26, O13, P32, Q1

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение. Современной науке и практике известны проблемы сельских территорий, которые выражаются на первый взгляд в демографических показателях, миграционных процессах, низком уровне и качестве жизни. Безусловно, такая характеристика сельских территорий не повсеместна. Дифференциация уровня и качества жизни на селе формируется не за счет объема государственной поддержки по развитию социальной инфраструктуру, хотя она необходима, а за счет наличия экономики, т.е. производственно-хозяйствующих субъектов. Следовательно, вполне можно утвердительно говорить о тесной прямой взаимосвязи социального и экономического развития села, но сложно утверждать о их первичности.

Современный мир переживает непростые времена, экономика терпит серьезные потрясения, слабеет инвестиционная привлекательность и активность инвесторов в отношении ряда отраслей по причине возможности возникновения высоких рисков [9]. К таким рискованным отраслям в первую очередь можно отнести сельское хозяйство и в целом АПК.

Здесь вполне объективным становится финансовая и организационная сложность развития крупных и средних видов предпринимательства на селе. Доказательством данного утверждения являются следующие характерные черты аграрной экономики:

- депопуляция сельских территорий [1, 2];

- «наследие» постсоветского периода;

- стареющее население на фоне миграционных процессов;

- недостаточность, отсутствие ресурсов (или отдельных их видов);

- неблагоприятные природно-климатические условия, в том числе на фоне изменения климата;

- прочее.

На фоне массового влияния неблагоприятных факторов, присущих сельским территориям предпринимательская деятельность, являющаяся флагманом рыночной экономики, оказалась наиболее уязвимой и в то же время самой гибкой и восприимчивой по отношению к социальным изменениям, происходящим на селе [2, 3]. Разбирая вопрос гибкости современной предпринимательской деятельности на селе необходимо учитывать, что она направлена не только на благосостояние сельских жителей, но и учитывает всеобщие интересы, в том числе и городских территорий со своим населением. С возникновением в 2020 году короновирусной инфекции усилились процессы сельско-городской «гибридизации», которые проявили себя как в городской черте, так и в сельской местности в отношении востребованности рабочих мест, в целом занятости и приоритетных видов предпринимательской деятельности [2, 3, 4].

Село требует развития малого предпринимательства в разных сферах, как аграрной, так и социальной. Такой «тандем» разных групп предпринимательской деятельности обусловлен постоянными потребностями населения. В данной связи можно утвердительно заявлять о целесообразности и актуальности научного исследования в рамках заявленной темы.

Целью настоящего исследования является оценка основных системообразующих социальных факторов, влияющих на развитие малого предпринимательства на селе.

Авторская гипотеза базируется на сопряжении развития основных видов агроэкономической деятельности и социальных, которые в большинстве своем относятся к сфере услуг, способствуют развитию социальной инфраструктуры и повышают комфортность жизни в сельской местности.

Результаты исследования. Исследуя необходимость развития малого предпринимательства в сельской местности следует обратиться к сведениям, характеризующим сельскую инфраструктуру. В настоящее время известны разные подходы к исследованию сельской инфраструктуры, которые, в принципе, сводятся к единому результату – определения типологии по социально-экономическому развитию [5]. Традиционным набором оценочных критериев становятся показатели развития сельского хозяйства, состояние демографии, уровень и качество жизни домохозяйств в сельских территориях. Последний показатель является комплексным и, зачастую представляется в виде показателей по газификации, строительству дорог, наличию медицинских, культурных, общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений и пр. [5, 6].

Для определения значимости и необходимости развития малого предпринимательства на селе проведем некторый анализ, который позволит объективно судить о данной задаче в рамках Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий до 2030 года» (далее Программа).

В первую очередь необходимо проанализировать численность населения сельских территорий (табл. 1)

Таблица 1 – Сравнительный анализ численности сельского и городского населения Российской Федерации, тыс. чел.*

Показатели
Годы
Относительное отклонен6ие 2021 г. к 2015 г., %
2017
2018
2019
2020
2021
Численность населения, всего
146804,4
146880,4
146780,7
146748,6
146171,0
99,6
в том числе:
- городское

109032,4

109326,9

109453,5

109562,5

109251,6

100,2
- сельское
37772,0
37553,5
37327,2
37186,1
36919,4
97,7
Уд. вес городского населения в общей численности, %
74,3
74,4
74,6
74,7
74,7
-
Уд. вес секльского населения в общей численности, %
25,7
25,6
25,4
25,3
25,3
-
* составлено автором по данным источника [7]

Анализируя показатели таблицы 1 следует отметить, что в целом, ситуация по численности населения кардинально не изменилась. Отмечается убыль населения за 2020 – 2021 гг. на 577,6 тыс. человек. Здесь можно предположить, что причиной данной убыли населения послужила пандемия COVID-19. Доля городского населения на протяжении анализируемых пяти лет остается практически неизменной и составляет около 54%. Доля сельского населения также остается неизменной и составляет примерно 25% от общей численности. Статистика отмечает, что на протяжении исследуемого периода времени численность населения сельских территорий неуклонно падает. Безусловно, показатель снижения численности сельского населения в 3% незначителен, при этом данное суждение является показательным только в отношении краткосрочного периода времени, а в долгосрочном периоде этот показатель имеет критическую негативную тенденцию снижения (рисунок 1).

Рисунок 1. Доля сельского населения в общей численности населения РФ, 1959-2021 гг., % (составлено автором по данным источника [7])

Для сохранения численности сельского населения, а в перспективе и достижения роста важно предпринимать усиленные меры по социально-экономическому развитию сельских территорий. На протяжении, как минимум, пятилетнего периода, российское государства посредством программно-целевого инструмента осуществляет попытки сохранить село, приумножить его значимость и дать возможность развитию с социальной и экономической точки зрения. В настоящее время действует Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий», рассчитанная на десятилетний период (2020-2030 гг.). Важно заметить, что лозунгами достижения целей Программы являются:

- достойный, эффективный труд и успешной предпринимательство;

- комфортная и безопасная среда для жизни.

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 153 тыс. сельских населенных пунктов. Согласно общей численности сельского населения на каждый населенный пункт в среднем моде приходиться около 2300 жителей. Безусловно, фактически густота населения российских сел дифференцирована. Перепись населения указывает на то, что сельское население стареет, снижается рождаемость, сокращается численность трудоспособного населения и т.д. Средний уровень продолжительности жизни на селе ниже городского на 1,5 – 2 года. Все, вышеуказанные негативные демографические процессы являются следствием недостаточного развития экономики и инфраструктуры [10].

По данным Коллегии Счетной палаты (КСП) Российской Федерации (2021 г.) в отношении инфраструктурных объектов села отмечается, что в период с 2018 по 2020 гг. объем финансирования мероприятий по Программе составил более 41 млрд. рублей. При этом более половины от указанной суммы ушло на улучшение жилищных условий. Однако согласно отчетности регионов было выяснено, что удельный вес сельских жителей, которые воспользовались Программой льготного кредитования по строительству и приобретению жилья в сельской местности не превышает 5%. И данный факт не свидетельствует о том, что средства не израсходованы. Наоборот, этих средств не достаточно. Но основными пользователями здесь являются городские жители, которые в большинстве своем кредитовались для строительства дач и загородных домов. Существуют и положительные моменты, но с территориальной дифференциацией. Например, введено в эксплуатацию 1,8 тыс. км газовых сетей и около 1,5 тыс. км водопроводов [8]. Результаты имеются, но по мнению аудиторов КСП и экспертов области аграрной экономики важно одновременно осуществлять мероприятия по развитию экономики. Вкладывая государственные и частные инвестиции по газификации, строительству дорог, сооружений, водопроводов, необходимо понимать имеется ли целевая аудитория в виде трудоспособного, экономически активного населения. Сегодня главная цель должна ориентироваться на сохранение и повышение численности населения, повышение уровня и качества жизни на селе, обеспечение сельского хозяйства и других сфер экономики, базирующихся на сельских территориях высококвалифицированными кадрами.

В рамках настоящего исследования был проведено социологическое исследование методом анкетирования, где респондентами выступали сельские жители Пермского края, обучающиеся аграрного вуза разных направлений подготовки, а также предприниматели, имеющие бизнес в сельских территориях. Анкета включала три основных блока с разными вопросами, ориентированными на каждую из трех групп респондентов. Обработка анкетных листов сельских жителей позволила выяснить, что:

- 78% считают, что предпринимательская деятельность на селе не достаточна или отсутствует и требует своего развития;

- треть из опрошенных жителей села, относящихся к трудоспособному населению готовы заниматься предпринимательской деятельностью на селе;

- 10% респондентов отдают предпочтение получению доходов от личного подсобного хозяйства;

- 62% не знают алгоритм регистрации субъекта предпринимательства;

- 51% опрошенных заявил о недостаточности на селе социальных (бытовых) услуг (табл. 2)

На сферу услуг, особенно бытового значения, следует обратить особое внимание. Такое суждение основано прежде всего на том, что аграрное предпринимательство в сельском хозяйстве находится под пристальным вниманием Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в рамках реализации действующей Госпрограммы по развитию сельского хозяйства, остальные же сферы до 2022 года оставались вне указанных выше программ.

Таблица 2 – Анализ числа субъектов предпринимательства в сфере бытовых услуг*

Виды услуг
2017
2018
2019
2020
2021
Абсолютное отклонение 2021 г. к 2017 г., +/- ед
Всего объектов
42699
42678
41554
39928
37954
-4745
в т.ч.:
- ремонт, окраска и пошив обуви
1641
1576
1380
1235
1089
-552
- ремонт и пошив швейных изделий
3200
3061
2932
2848
2633
-567
- ремонт и тех. обслуживание бытовой техники
2427
2485
2325
2266
2052
-375
- тех.обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования
9425
9531
9486
9242
8874
-551
- изготовление и ремонт мебели
1517
1475
1391
1322
1208
-309
- химчистка, прачечные
248
243
224
218
209
-39
- ремонт и строительство жилья и других построек
2828
2873
2935
2827
2611
-217
- услуги бань и душевых
2155
2025
1878
1723
1590
-565
- услуги парикмахерских
10753
11030
10759
10303
10071
-682
- услуги фотоателье
1674
1610
1517
1452
1322
-352
- ритуальные услуги
2382
2411
2362
2301
2184
-198
- прочие виды услуг
4449
4358
4365
4191
4111
-338
* составлено автором по данным Росстата (Сельские территории (rosstat.gov.ru)

Анализ данных таблицы 2 позволяет отметить, что из обширного перечня анализируемых объектов предпринимательства в сфере бытовых услуг наибольшую долю на протяжении всех последних пяти лет занимают услуги парикмахерских и услуги по ремонту и техобслуживанию транспорта и прочего оборудования (машин). Самая не значительная доля приходится на услуги прачечных и химчисток. Но главная цель анализа заключалась в выявлении тенденций развития сферы бытовых услуг. Однако по всем, без исключения, видам анализируемых услуг наблюдает тенденция снижения, которая в среднем составляет от 10 до 30%. Обратить внимание следует и на то, что если в настоящее время на территории РФ насчитывается 153 тысячи населенных пунктов, то опираясь показатели числа субъектов малого предпринимательства сферы бытовых услуг, и можно констатировать их точечное присутствие на сельских территориях.

Опрос жителей, которые имеют прямое отношение к предпринимательству на селе отмечают, что самой значительной проблемой при организации бизнеса является отсутствие или недостаточность средств (86%); на селе недостаточно кадров, либо их уровень квалификации не соответствует требованиям для приема на работу во вновь открывающиеся организации (52%); трудная доступность для кредитования (завышенные требования по обеспеченности и процентным ставкам) (38%); отсутствие или слабая информированность о государственной поддержке субъектов малого предпринимательства (65%).

На селе в условиях развития малого предпринимательства за последние годы практику имеют такие организационно-правовые формы хозяйствования как крестьянско-фермерское хозяйство (35%) и индивидуальное предпринимательство (около 50%). На рисунке 2 представлено проявление этих организационно-правовых форм по видам деятельности.

Рисунок 1. Распределение организационно-правовых форм хозяйствования по некоторым видам деятельности в сельских территориях (по собственным наблюдениям автора и по материалам источника [2])

Наиболее востребованными видами деятельности в рамках малого предпринимательства являются:

- из числа аграрного производства: деревообработка и переработка сельскохозяйственного сырья и продовольствия;

- из сферы социальных (бытовых) услуг – ремонт и пошив одежды; техническое обслуживание и ремонт транспортных средств машин и оборудования, ремонт и изготовление мебели, ремонт и строительство жилья и услуги парикмахерских.

Выводы. Подводя итог проведенного анализа следует отметить, что вопросы развития сельских территорий в рамках Программы практически не охватывают развитие социального предпринимательства, которое способствует не только благоприятному развитию социальной инфраструктуры села, но и развитию экономики, сглаживанию негативных демографических процессов.

Также в настоящее время в 2022 году запущена Государственная платформа поддержки предпринимателей (цифровая платформа МСП – далее Платформа МСП), о функционале которой руководители поселений, муниципалитетов должны информировать жителей села. В первую очередь важно знать о том, что с 2022 года для МСП как в городской так и сельской местности действуют новые государственные меры поддержки бизнеса, среди которых: получение сертификата страны происхождения товаров, что важно при участии в торгах; предоставление микрозаймов «Рефинансирование», «Страт»; расчет рейтинга бизнеса и получение комплекса услуг от региона; мастер-классы для самозанятых и т.д. Начинающие предприниматели могут пройти бизнес-обучение и решить для себя многие волнующие вопросы: как открыть дело? Как увеличить прибыль? В каких объемах развивать бизнес?

Действующие предприниматели не должны действовать в одиночку. Необходимо налаживать связи в рамках кооперации, в том числе каналы сбыта собственной продукции у крупных ритейлов, и такой сервис имеется на выше указанной Платформе МСП.

Между тем сами органы власти в лице глав муниципалитетов и сельских поселений формируя планы социально-экономического развития должны включать мероприятия по развитию бизнеса, осуществлять совместную деятельность в рамках госзакупок. Ведь за счет развития малого бизнеса на селе можно решить целый комплекс проблем находящихся в плоскости социально-экономического развития сельских территорий и ускорить многие процессы, заложенные в действие Госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий».


Источники:

1. Гранберг Л. Структурные изменения в сельской местности России и Финляндии – сравнительный анализ двух различных типов общества // Мир России: Социология, этнология. – 2015. – № 3. – c. 160-175.
2. Власова Т.А. Cоциальные условия развития малого и среднего предпринимательства в селах Удмуртской Республики // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. социально-экономические науки. – 2020. – № 4. – c. 27-38. – doi: 10.15593/2224-9354/2020.4.3.
3. Neal S. Transition culture: Politics, localities and ruralities // Journal of Rural Studies. – 2013. – № 32. – p. 60-69. – doi: 10.1016/j.jrurstud.2013.04.001.
4. Покровский Н.Е., Нефедова Т.Г. «Клеточная глобализация» и тенденции в сельских сообществах ближнего севера России // Социологические исследования. – 2013. – № 4(348). – c. 13-23.
5. Федосеева С.С. Пространственное развитие инфраструктуры сельских территорий: теоретико-методологический анализ // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2022. – № 7. – c. 115-122. – doi: 10.21209/2227-9245-2022-28-7-115-122.
6. Paptsov A.G., Bondarenko L.V. Russian rural areas: typology and initiative budgeting // International Journal of Engineering and Advanced Technology. – 2019. – № 1. – p. 5047-5053. – doi: 10.35940/ijeat.A2138.109119.
7. Демографический ежегодник России. 2021. / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2021. – 256 c.
8. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ влияния мероприятий по развитию жилищного строительства и инженерной инфраструктуры на уровень развития сельских территорий, реализуемых в 2018–2019 годах и истекшем периоде 2020 года в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий». Ach.gov.ru). [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/f52/f5210775b9aced5d69e783139dcd3c50.pdf (дата обращения: 30.11.2022).
9. Климук В.В., Клименков И.А. Социальное предпринимательство в Республике Беларусь: анализ и перспективы развития // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2022. – № 3. – doi: 10.18334/social.3.3.116561.
10. Яркова Т.М., Лукашин Н.А. Социально-экономические условия развития социальной инфраструктуры села: региональный аспект // Аграрная Россия. – 2020. – № 7. – c. 40-43. – doi: 10.30906/1999-5636-2020-7-40-43.

Страница обновлена: 16.04.2024 в 20:50:29