Reforming the state's financial policy as a challenge of the times
Anisimov A.A.1, Tikhonova O.B.2
1 Всероссийская академия внешней торговли, Russia
2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Russia
Download PDF | Downloads: 12 | Citations: 3
Journal paper
Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 1, Number 4 (October-December 2018)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=42691379
Cited: 3 by 24.01.2023
Abstract:
The paper provides an overview of reforming the financial policy of the state in the aspect of modern challenges. It concluded that, along with external challenges, the financial policy of the Russian state must also respond to the most important internal challenges facing the country's economy.
Keywords: reform, financial policy, state, modern challenges
Как считал выдающийся российский государственный деятель С.Ю. Витте, «основной задачей финансовой политики государства является разумное содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны» [3, с. 143]. Для того, чтобы полнее реализовать данную задачу, финансовая политика государства должна соответствовать тем вызовам, которые ставит перед ней развитие национальной и мировой экономики.
В современной глобальной экономике финансовая политика любого государства оказывается перед необходимостью давать ответы на следующие основные вызовы.
1. «Нарастающий процесс финансиализации мировой экономики, который проявляется в увеличении доли небанковских посредников в финансовых операциях; появлении новых финансовых технологий и инструментов (криптовалюты, финансовые роботы, деривативы), а также растущих размерах финансовых институтов и усилении их влияния на экономические процессы» [2]. Особую потенциальную опасность для национальных финансовых систем представляет спекулятивная деятельность хедж-фондов, которые могут объединяться и совместными усилиями раскачивать финансовые рынки.
2. Усиливается глобальная конкуренция между странами за ресурсы и рынки сбыта. Важнейшая роль в ней отводится налоговой конкуренции (налоговые ставки, налоговые льготы), а также валютным войнам.
3. Каждый год в мировой экономике увеличивается доля товаров и услуг, проходящих через глобальные цепочки добавленной стоимости (ГЦДС). Так, на внутри- и межфирменные ГЦДС в настоящее время приходится более 80 % мировой торговли. Встраивание в эти цепочки является важнейшей задачей для национальных производителей.
4. «Все больших финансовых ресурсов в промышленно развитых странах требует функционирование социальной сферы как в результате увеличения продолжительности жизни населения, так и вследствие необходимости роста расходов на подготовку высококвалифицированных кадров, потребность в которых увеличивается по мере распространения шестого технологического уклада» [4, с. 223].
«Наряду с отмеченными внешними вызовами финансовая политика российского государства должна отвечать и на важнейшие внутренние вызовы, стоящие перед экономикой страны» [1, с. 48].
1. Низкие темпы экономического роста, растущее отставание от ведущих промышленно развитых и развивающихся стран. По темпам экономического роста Россия отстает даже от стран – партнеров по ЕАЭС.
2. Низкий внутренний потребительский спрос, являющийся следствием невысокого уровня жизни граждан.
3. Неэффективная система межбюджетных отношений, не создающая стимулов у регионов к расширению собственной налоговой базы и укреплению бюджетной дисциплины на региональном уровне.
4. Высокая доля теневой экономики.
5. Значительный износ оборудования, негативно сказывающийся на конкурентоспособности российских товаров и услуг и создающий предпосылки для возникновения техногенных аварий и катастроф. Так, степень износа основных фондов российских предприятий в 1991 году составляла 35,4 %, а к 2017 году достигла уровня более 48 %.
Какие изменения, с нашей точки зрения, требуется внести в финансовую политику государства, чтобы она в наибольшей степени отвечала стоящим перед ней вызовам.
1. Прежде всего это усиление стимулирующей функции налогообложения:
а) в индивидуальном подоходном налогообложении путем использования налоговых вычетов необходимо в большей мере учитывать заслуги гражданина перед государством, семейное положение налогоплательщика, наличие у него иждивенцев; создавать экономические стимулы для развития добровольного пенсионного и медицинского страхования, страхования жизни и имущества, развития рынка государственных ценных бумаг. В этой связи нуждается в тщательной проработке вопрос о введении прогрессивного подоходного налогообложения; б) в подоходном налогообложении бизнеса сделать акцент на налоговом стимулировании инноваций, на инвестиционных налоговых льготах, на поощрение экспорта высокотехнологичной продукции. В целях стимулирования развития малого бизнеса следует изучить опыт Германии по использованию регрессивного налогообложения НДС; в) нуждается в изучении вопрос о развитии налоговой конкуренции между регионами за счет снятия ограничений по налоговым ставкам налогов, зачисляемых в региональные бюджеты.
2. Необходимо создавать самые благоприятные условия для развития высокотехнологичного экспорта. В этой связи выделим заслуживающие внимания некоторые способы стимулирования высокотехнологичного экспорта в зарубежных странах: а) создание специальных государственных агентств, главной задачей которых является стимулирование экспорта машиностроительной продукции путем страхования экс-портных кредитов, оказания бесплатных и платных услуг экспортерам; б) государственное финансирование НИОКР в сек-торе высокотехнологичного производства; в) государственное финансирование исследований потенциальных рынков сбыта; г) софинансирование государством затрат на организацию зарубежных выставок национальных производителей; д) связанное кредитование государственными банками иностранных компаний, приобретающих продукцию национальных поставщиков.
References:
2. Akhapkin N.Yu., Bilyak S.A., Bukhvald E.M., Vilensky A.V., Voloshin V.I., Gelvanovsky M.I., Goland Yu.M., Gorodetsky A.E., Gubin B.V., Ivanov E.A., Kazantsev S.V., Karavaeva I.V., Kolpakova I.A., Kurnova N.V., Lev M.Yu., Medvedev G.B., Nikiforov L .V., Obukhov O.I., Odintsova A.V., Pavlenko Yu.G. and others. Socio-economic conditions for the transition to a new model of economic growth. Moscow, 2017. Ser. Scientific thought.
3. Lev M.Yu. Features of the implementation of the state pricing policy: socio-economic aspect. Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2015. No. 5. P. 143.
4. Yarakhmedova R.N. The role of reserve and sovereign financial funds in ensuring a sound financial and legal policy. Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2018. No 1. (120). P. 223.
Страница обновлена: 26.05.2025 в 14:47:08