Кадровая революция в российской системе управления
Карев А.В.1
1 Института проблем управления Российской академии наук, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 2 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 1, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2018)
Цитировать:
Карев А.В. Кадровая революция в российской системе управления // Экономическая безопасность. – 2018. – Том 1. – № 4. – С. 297-303. – doi: 10.18334/ecsec.1.4.100528.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42691378
Цитирований: 3 по состоянию на 05.09.2022
Аннотация:
В статье рассмотрена кадровая революция в российской системе управления. Результаты исследования свидетельствуют, что на современном этапе в России сложилась система, комбинирующая нововведения и элементы средневековой системы управления. Успех реформ зависит от умения найти их правильное сочетание и осуществить внедрение в реальную сферу экономики.
Ключевые слова: кадровая революция, управление персоналом, система управления, человеческие ресурсы
В последнее десятилетие в экономической литературе регулярно писали о том, что нас ждет революция менеджеров, к которым перейдет значительная часть власти и ответственности. Но пока это лишь благие пожелания. «Российской управленческой системе не нужны в большом количестве менеджеры в западном понимании этого термина, как и не особенно нужна западная система управления в ее полном объеме. Нужна система, адаптированная к местным традициям и принципам организации общества» [1].
Революционного перехода к западным методам менеджмента с использованием научных принципов организационного поведения не будет, поскольку «российский менеджмент активно использует свои, веками вырабатываемые и применяемые на практике методы, больше свойственные восточной системе управления, чем западной: личный контроль основных ресурсов, клановый принцип формирования управляющих структур, низкая оплата основной массы сотрудников (в том числе квалифицированных специалистов), отсутствие мотивации и принуждение к работе» [4].
Эти методы уже охватили не только значительную часть государственных структур, включая госаппарат и госкомпании, но и частных компаний. Их невозможно отменить все и сразу в силу сложившихся традиций и громадной инерции общественного сознания. Да и столь резкий перелом вызовет серьезные проблемы в сложившейся системе управления.
Их не изменят быстро массовое обучение и преподавание западных курсов в экономике и управлении. Сотрудников с завышенным по сравнению с общим средним уровнем образования вытесняют из компаний. Скорее, общим фоном будет понизившийся в соответствии с западными стандартами уровень образования молодых специалистов. При этом нельзя не отметить (пока единичное) участие экспатов в работе ряда частных компаний и организаций, в основном на должностях топ-менеджеров и в сферах, где имеет место дефицит собственных квалифицированных кадров. Но это мало что меняет для управленческой среды в целом.
Ее не изменят мгновенно новые указы высшей власти и революционные изменения законодательства – система отторгнет их. В сфере управления, как и в сознании людей, в массе возможны лишь постепенные эволюционные изменения. а неоднократные попытки перенять западные нововведения зачастую приводят к их искаженной (порой вульгарной) трактовке. Внедрение элементов западной системы образования, западных методов организационного менеджмента в ряде случаев приводит к отрицательным последствиям, которые ухудшают уровень образования и профессиональной подготовки в стране, где эти сферы находились на высоком уровне, и могут быть источником негативных последствий на протяжении десятков лет. Переучивать персонал, навыки и сознание которого было устойчиво сформировано, достаточно сложно – это требует значительного времени и больших затрат.
Экономические системы и их управленческий аппарат выстраиваются на основе навыков и рутин, распространенных в обществе (это хорошо показано в ново-институциональной теории), вырабатывавшихся на протяжении длительного периода времени и трудно подвергающихся коррекции. Что предполагает медленные эволюционные изменения и затрудняет изменения революционные.
Распространено мнение о необходимости перехода на ручное управление, причем в массовом порядке и для большинства управляющих структур. Плюсы и минусы этого подхода давно и хорошо известны. С одной стороны – более плотный контроль со стороны высшего руководства, собственника и его ближнего окружения. С другой стороны – ограниченность масштабов контроля в линейных системах управления, а также пределов роста компании. «Если эта стратегия еще работает более или менее эффективно в небольших и средних компаниях, то совсем неэффективно она работает в компаниях крупных» [2]. Человек не способен в силу своих ограниченных способностей контролировать большое число процессов и большое количество подчиненных одновременно. Как следствие, в рамках организационного менеджмента давно были выработаны различные модели разделения контроля и ответственности (например – дивизиональная организационная структура), способные контролировать крупные компании с большим числом разных бизнес-направлений.
В свою очередь, популярность системы ручного управления свидетельствует об отсутствии доверия, что сильно ограничивает круг управленцев высшего звена и ограничивает рост компаний.
В российской экономике также имеет место ухудшающий отбор, прежде всего по причине низкого уровня зарплат. И этот, хронически свойственный российской системе на протяжении большей части ее истории признак, на корню убивает мотивацию персонала компаний. «В ряде российских компаний сильно ограничены структуры, призванные работать с внешней средой компании (прежде всего – это организация сбыта), которые вырождаются во внутренние подразделения компании с ограниченной функциональной ролью» [3].
В чем-то мы смыкаемся с сегодняшними западными трендами в экономике. «Вынос производств в страны с более дешевой рабочей силой, сокращение рабочих мест в развитых экономиках, а также нарастающая невостребованность работников в эпоху быстрого роста информационных технологий и замещение персонала ряда профессий электронными средствами уже оформились в активные тренды мировой экономики» [5]. Не менее ярко выраженным стал рост бюрократического аппарата даже в странах с развитой рыночной экономикой и устойчивой идеологией свободного предпринимательства. Однако клановая система мешает развитию менеджмента внутри компаний. Она ведет к самозацикливанию менеджмента компаний на себе, ограничению доступа внешней информации, принятию неверных управленческих решений. В результате выстраивается азиатская система управления с низким уровнем зарплат и принуждением к труду, которая плохо стыкуется с западной системой менеджмента. Веками вырабатывавшиеся в обществе традиции и рутины развиваются по заданной программе.
Можно прочитать западный курс организационного менеджмента управленцам и менеджерам компаний, но гораздо сложнее перестроить их сознание. Во всяком случае, быстро это не удастся сделать. Если на начальном этапе развития частного бизнеса в России в 90-х годах отмечался расцвет частной инициативы в зарождавшейся рыночной экономике, то в 2000-х все чаще используются стандартные бюрократические методы при организации в компаниях бизнес-процессов.
Все вышесказанное отнюдь не означает, что реформирование российской системы управления не имеет перспектив, а передовые нововведения в данной области будут непременно отторгнуты обществом.
На сегодня в России сложилась система, комбинирующая нововведения и элементы средневековой системы управления. И успех реформ зависит от умения найти их правильное сочетание и осуществить внедрение в реальную сферу экономики.
Источники:
2. Карев А.В., Нижегородцев Р.М. Формирование цифровой бизнес-среды и вопросы экономической безопасности // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2018. № 1. С. 115.
3. Кириллов А.В., Виниченко М.В. Государственная политика и её взаимосвязь с кадровой политикой организации. Курс лекций электронного контента: по дисциплине «Основы управления персоналом», направление подготовки 080400.62 – Управление персоналом (бакалавр) / Москва, 2015.
4. Максимцев И.А., Горелов Н.А., Абрамов Е.Г., Алиев И.М., Бабкин К.А., Зорин А.С., Зорина Н.А., Коратлева О.Н., Круглов Д.В., Мельников О.Н., Моисеенко С.С., Пермянов В.А., Песоцкий А.А., Рожков В.Д., Сафаров Г., Сигов В.И., Симонов В.С., Синов В.В., Феклистов И.Ф., Чиркова А.В. и др. Управление человеческими ресурсами. Учебник для бакалавров / Москва, 2016. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (2-е изд., пер. и доп).
5. Хорошун Н.А., Шамаева О.П. Кадровая политика как часть стратегически орентированной политики организации. Инновационная наука. 2016. № 1-3. С. 180.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:55:36