Программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 гг.
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 5
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 5, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2015)
Цитировать:
Идрисов М.М. Программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 гг. // Экономика, предпринимательство и право. – 2015. – Том 5. – № 4. – С. 253-272. – doi: 10.18334/epp.5.4.2111.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=25448144
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье представлены работы по программе, которая заложила основу для дальнейшего промышленного роста и считается одним из примеров государственных системных подходов по развитию собственной промышленной базы. Основной целью программы стало обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности, Фокус на обрабатывающей промышленности.
Ключевые слова: нефтегазовый сектор, Казахстан, обрабатывающая промышленность, производительность, металлургический комплекс, индустрия, ГПФИИР
JEL-классификация: L98, L60, O00
Мировая экономика так и не оправилась от последствий глобального финансово-экономического кризиса. Восстановление идет медленными и неуверенными темпами. Геополитический кризис, снижение цен на нефть, санкционная политика и замедление темпов роста ведущих держав создает дополнительное препятствие для восстановления мировой экономики.
Казахстан, как часть мировой экономики и страна, которая находится в непосредственной близости к эпицентру геополитического напряжения, испытывает негативное влияние всех этих процессов, поэтому на 2015 год основной задачей, которую ставит перед собой Республика Казахстан является перелом негативных тенденций снижения деловой активности и ускорение роста.
Несмотря на все негативные тенденции, происходящие в мире, индустриализация в Казахстане и дальше будет реализовываться, поскольку промышленный комплекс занимают весомую долю в структуре производства валового внутреннего продукта (28% в Республике Казахстан в 2014 году) и, следовательно, от ее динамики во многом зависят общие темпы экономического роста.
Индустриализация Республики Казахстан 2010-2014 гг.
Разработка и запуск государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы (далее – ГПФИИР) стали ответом страны на вызовы, сформированные экономическим кризисом. Данная программа заложила основу для дальнейшего промышленного роста и считается одним из примеров государственных системных подходов по развитию собственной промышленной базы. Основной целью программы стало обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности.
ГПФИИР позволила создать предпосылки для дальнейшего развития промышленного сектора – была создана система институтов развития, принят ряд необходимых нормативно-правовых актов, разработаны отдельные инструменты, сняты инфраструктурные ограничения.
В результате реализации программы первой пятилетки произошло смещение тренда в сторону повышения уровня обрабатывающей промышленности, хотя он все еще остается на относительно низком уровне. Обрабатывающая промышленность формирует менее 7% занятости и 12% валовой добавленной стоимости (далее – ВДС) в экономике страны.
За годы индустриализации 2010 – 2014 гг. наблюдается положительная динамика прироста в обрабатывающей промышленности – 22,8%, в горнодобывающей – 20,4% (Рисунок 1). Производительность труда в обрабатывающей промышленности выросла в 1,6 раз. Инновационная активность предприятий выросла в 2 раза. Энергоемкость экономики снизилась на 18,6%. Созданы новые производства локомотивов и пассажирских вагонов, автомобилей, сборки вертолетов, в области солнечной энергетики, а также строительной продукции.
Рис.1. Динамика ИФО горнодобывающей и обрабатывающей промышленности, 2008 – 2013 гг., в %
Прямые иностранные инвестиции в обрабатывающую промышленность увеличились в 2,5 раза в годы реализации Программы первой пятилетки по сравнению с предыдущими годами (Рисунок 2).
Рис.2. ПИИ в обрабатывающую промышленность, в млрд. тенге
Уровень кредитования в обрабатывающей промышленности был доведен почти до 1 трлн. тенге к 2014 г. Средневзвешенная ставка вознаграждения была снижена до 11%.
Рис.3. Объем кредитования в обрабатывающей промышленности, в млрд. тенге
Рис.3. Объем кредитования в обрабатывающей промышленности, в млрд. тенге
Также за годы реализации ГПФИИР выросла доля отечественного производства во внутреннем потреблении ряда технологически сложных товаров.
Высокий уровень
самообеспеченности товарами
|
Появление новых
товаров
|
Доля отечественного производства в потреблении, в %
Товарные
группы
|
2008 г.
|
прирост
|
2013 г.
|
Волоконно-оптический кабель
|
0.0%
|
+48.3%
|
48.3%
|
Проволока путем холодного вытягивания
|
0.0%
|
+26.5%
|
26.5%
|
Электронные детали
|
0.1%
|
+19.6%
|
19.7%
|
Холоднотянутые
стальные прутки
|
1.6%
|
+41.7%
|
43.4%
|
Корабли и плавучие конструкции
|
2.3%
|
+28.1%
|
30.4%
|
Автотранспортные средства
|
5.2%
|
+18.4%
|
23.6%
|
Железнодорожная техника
|
5.3%
|
+38.1%
|
43.4%
|
Сельхозтехника
|
9.7%
|
+11.1%
|
20.7%
|
Холодная формовка или фальцовка
|
18.1%
|
+29.2%
|
47.2%
|
Краски, лаки
|
18.5%
|
+14.9%
|
33.4%
|
Машины и оборудование для металлургии
|
21.0%
|
+14.0%
|
35.0%
|
Электрораспределительная и регулирующая аппаратура
|
22.2%
|
+8.6%
|
30.7%
|
Формирование и обработка листового стекла
|
25.9%
|
+27.3%
|
53.1%
|
Строительные. метал. конструкции и изделия
|
40.7%
|
+14.2%
|
54.9%
|
Литье чугуна
|
53.3%
|
+20.3%
|
73.7%
|
Цемент, включая клинкеры
|
58.6%
|
+19.8%
|
78.5%
|
Масла и жиры
|
72.6%
|
+15.1%
|
87.7%
|
Промышленные газы
|
77.0%
|
+15.2%
|
92.2%
|
Индустриализация Республики Казахстан 2015-2019 гг.
Следующим этапом индустриального развития Республики Казахстан является реализация Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 - 2019 годы (ГПИИР), которая будет логически продолжать первую программу индустриализации и должна учесть ее опыт.
ГПИИР является частью промышленной политики Казахстана и сфокусирована на развитии обрабатывающей промышленности с концентрацией усилий и ресурсов на ограниченном числе секторов, региональной специализации с применением кластерного подхода и эффективном отраслевом регулировании.
Фокус на обрабатывающей промышленности выбран не случайно. Именно обрабатывающая промышленность является локомотивом экономического роста. В отличие от других отраслей экономики в обрабатывающей промышленности есть возможности получать динамично растущие доходы и обеспечивать большую производительность труда благодаря увеличению объемов производства. Также обрабатывающая промышленность создает внешние предпосылки для технического прогресса, развития новых навыков и накопления знаний, что имеет важное значение для конкурентоспособности стран с развивающейся промышленностью.
Индустриальная политика второго этапа будет сфокусирована на приоритетных отраслевых секторах. Выбор таких секторов обоснован их относительно высокой привлекательностью в среднесрочной перспективе (включая объем и рост рынка для продукции сектора и потенциальный экономический эффект от развития сектора) и наличием в Казахстане конкурентных преимуществ для их развития (включая текущий уровень развитости сектора и качество условий для его будущего развития).
Приоритетными для поддержки секторами определены следующие 14 секторов:
Таблица 2
Приоритетные отрасли и сектора
Металлургический комплекс
|
·
Черная
металлургия
· Цветная металлургия |
Нефтеперерабатывающий комплекс
|
·
Нефтепереработка
· Нефтехимия |
Пищевая промышленность
|
·
Производство
продуктов питания
|
Химическая промышленность
|
·
Агрохимия
· Химия для промышленности |
Промышленное производство
|
·
Автотранспортные
средства
· Электрооборудование · Производство сельскохозяйственной техники · Производство железнодорожной техники · Горнодобывающее оборудование · Нефтедобывающее и нефтегазовое оборудование |
Строительные материалы
|
·
Производство
строительных материалов
|
Таблица 3
Приоритетные сектора в Программе ГПИИР (2015 – 2019 гг.)
Приоритетные сектора
|
Особенности сектора
|
Действующие производства
|
Потребность (импорт),
в $ млн. |
Задачи ГПИИР
(2015 – 2019 гг.) | ||
Черная
металлургия
|
§ Казахстан входит
в 10 стран по запасам минерального сырья
§ Прогнозные ресурсы углей - 150 млрд. тонн. |
§
EVRAZ
§ KSP Steel § Arcelor Mittal § Posco |
|
Казахстан
|
ТС
| |
Трубы более
(406 мм) |
1700
|
1825
| ||||
Трубы бесшовные
|
740
|
2170
| ||||
Уголки, профили
|
235
|
1100
| ||||
Прутки, арматура
|
167
|
1080
| ||||
Автолист
|
300
|
3000
|
§ увеличение производства труб с 780 тыс. тонн до 1,1 млн. тонн;
§ Производство ферросиликоалюминия 75 тыс. тонн в год;
§ Освоение производства конструкционных сталей для нефтегазовых труб, стали для автопромышленности.
§ Казахстан по производству титана занимает 3-е место в мире, цинка – 7, свинца – 8, меди – 15
§ Kazzinc
§ ENRC
§ Cameco
§ титановых слябов 6 тыс. тн. в год;
§ ферроникель 40 тыс. тн;
§ алюминиевых дисков - 360 тыс. шт. дисков. в год;
Увеличение производства:
§ меди с 350 тыс. тн. до 453 тыс. тн;
§ золота с 42 тн. до 62 тн;
§ производства алюминия с 250 до 350 тыс. тн. в год;
§ Увеличение переработки первичного алюминия до 100 тыс. тн.
§ Износ грузовых вагонов - 46%.
§ Alstom
§ Talgo
§ АО «ЗИКСТО»
§ Казахская вагоностроительная компания
с $637 млн. до $2 млрд.;
Запуск новых проектов и увеличение локализации:
§ производство дизельных двигателей «GEVO»;
§ производство вагонного литья, тормозных систем и колесных пар;
Локализация: локомотивов 56%, электровозов – 35%, пассажирских вагонов – 32%, грузовых вагонов – 90%.
Увеличение экспорта в 3,5 раза.
§ Низкий уровень локализации (25-30%);
§ Импорт – $4,3 млрд.
совместно с:
§ Toyota;
§ General Motors;
§ Peugeot;
§ Hyundai;
§ Ssang Yong;
§ Geely;
§ Kamaz;
§ Kia Motors;
§ Skoda;
§ Iveco;
§ Повышение уровня локализации с 25-30% до 50% к 2018 г.
-Пашни – 29 млн. га;
-Пастбища – 188 млн. га.
Износ сельхозтехники в РК - 80%.
§ Rostselmash;
§ Belarus;
§ Don Omar;
- имеющийся парк- 163000 шт.
- ежегодная потребность ≥ 10000 шт.;
Комбайны:
- имеющийся парк- 50 000 шт.
- ежегодная потребность ≥ 1500 шт.;
Жатки, адаптеры, хедеры:
- имеющийся парк- 16 800 шт.
- ежегодная потребность ≥ 1200 шт.;
Машин для внесения удобрений:
- имеющийся парк- 8 200 шт.
- ежегодная потребность ≥ 1000 шт.;
Машины для обработки почвы:
имеющийся парк- 97 300 шт.
ежегодная потребность ≥ 8500 шт.
§ Развитие компонентной базы;
§ Создание сборочного производства сельскохозтехники.
Износ машин в металлургии – 24%.
Износ техники в горной.пром. – 57%
§ Fadroma;
§ Schelcmann Immobilien;
§ Освоение производства: низковольтного рудничного оборудования, изготовление крупногабаритной силовой и управленческой гидравлики и т.д.;
§ Производство комплектующих: буровые долота и коронки;
§ Повышение местного содержания до 30%.
§ Импортная емкость внутреннего рынка и рынков макрорегиона по приоритетным товарным группам составляет порядка 1 млрд $ и 38 млрд $ соответственно.
§ Siemens;
§ LG;
§ Повышение местного содержания с 16% до 20%.
§ Освоение новой продукции: сухие трансформаторы, управляющая и регулирующая аппаратура, газоочистная аппаратура, электрогенераторы и др.
§ Спрос сектора в машиностроительной продукции – $2 млрд. в год;
§ Местное содержание в товарах - 7 %.
§ Baker Hughes;
Освоение новых видов продукции:
§ сосуды, работающие под давлением, металлоконструкции;
§ теплообменники, насосы;
§ компрессоры;
§ цепные глубинные дозаторы.
Добыча нефти - 82 млн. тонн.
План к 2019 году – 100 млн. тонн.
§ Total;
§ Shell chemicals;
§ Производство полиэтилена, полипропилена, полибутадиена - 370 тыс. тн. в год;
§ Производство моторного топлива экокласса К5;
§ Увеличение мощностей нефтеперерабатывающих заводов:
- автобензин до 5,5 млн. тонн;
- дизельное топливо до 5,5 млн. тонн;
- авиатопливо до 557 тыс. тонн;
- реактивное топливо до 244 тыс. тонн.
поваренной соли более 144 млн. тонн.
§ Basf;
антиобледенительные
§ треххлористого фосфора,
§ перекиси водорода;
§ оксихлорида циркония,
§ оксихлорида алюминия,
§ хлорида кальция.
Производство кальцинированной соли.
Увеличение экспорта с 600 млн. $ до 721 млн. $.
Емкость рынка агрохимии - 0,47 млрд $.
Импортная емкость макрорегиона - $6,8 млрд.
§ Казазот;
§ Еврохим.
§ Увеличение объема производства минеральных удобрений с 250 тыс. тонн до 2 млн. тонн в год;
§ Доля экспорта от общего объема производства продукции агрохимии составит не менее 50%;
§ Производство агрохимической продукции: гербицидов, фосфорных удобрении, калийных удобрении.
Глина, каолин, полевой шпат, кварцевый песок
§ Knauf;
§ Italcementi;
§ Heidelberg Cement.
§ Фасадные материалы (травертин, гранит) - 20 тыс. тн. в год;
§ Увеличение мощности 4 цементных заводов на 3 млн. тн. в год;
§ Производство строительных смесей, гипса, 140 тыс. тн. в год;
§ Производство энергосберегающих материалов.
-Пашни – 29 млн. га;
-Пастбища – 187 млн. га.
Казахстан входит в первую тройку в мире по объемам экспорта муки
§ Danone;
§ молочной продукции до 7%;
§ растительного масла до 3,4%;
§ сахара до 16,7%;
§ плодоовощной продукции до 5,4%.
Увеличение экспорта мясопродуктов - в 2 раза.
Для развития промышленности Казахстан обладает следующими преимуществами:
1. выгодное географическое расположение;
2. высокая обеспеченность природными ресурсами;
3. макроэкономическая и политическая стабильность;
4. наличие действующей промышленной политики, подкрепленной системой институтов развития, государственных холдингов и национальных компаний;
5. благоприятный деловой климат;
6. формирующаяся транспортно – логистическая инфраструктура;
7. инвестиционные и налоговые преференции.
Республика Казахстан занимает 6-е место в мире по запасам природных ископаемых, включая 10-е место в мире по уровню разведанных запасов углеводородов, и является крупнейшим экспортером урана. В недрах выявлены 99 из 117 компонентов периодической таблицы химических элементов, из них 70 элементов разведаны, 60 из которых – добывается. Северная часть Казахстана имеет ветровую карту, привлекательную для развития ветроэнергетики. Южная часть Казахстана имеет достаточную плотность солнечной активности.
Рис.4. Место РК в мире по запасам
Рис.5. Место РК в мире по добыче
Казахстан обладает достаточными золотовалютными резервами, существенным объемом средств в Национальном фонде и устойчивой политической системой для поддержания макроэкономической и политической стабильности.
Сформирована, законодательно утверждена и действует система институтов развития и мер государственной поддержки. Национальные холдинги создают каркас для проведения активной государственной промышленной политики.
В ходе реформирования государственных функций и процедур Республика Казахстан достигла успехов в повышении качества делового климата. Позиции в рейтинге глобальной конкурентоспособности стран ВЭФ (50 место в 2013 году) и рейтинге Всемирного банка по качеству условий для ведения бизнеса (49 место в 2013 году) выше, чем у партнеров по Таможенному союзу и большинства стран макрорегиона.
Наиболее перспективными направлениями для развития в Казахстане в ближайшее время будут следующие отрасли обрабатывающей промышленности: машиностроение, химическая отрасль, нефтегазохимия и стройиндустрия (Таблица 4).
Таблица 4
Перспективные отраслевые ниши в РК
Отрасли
|
Всего
|
Отечественное производство
|
Импорт
|
ГМК
|
$12,7 млрд.
|
$8,9 млрд.
|
$3,8 млрд.
|
Машиностроение
|
$10,3 млрд.
|
$2,1 млрд.
|
$8,2 млрд.
|
Химическая отрасль
|
$1,7 млрд.
|
$0,6 млрд.
|
$1,1 млрд.
|
Продукты питания
|
$3,8 млрд.
|
$2,6 млрд.
|
$1,2 млрд.
|
Строительные материалы
|
$1,3 млрд.
|
$0,94 млрд.
|
$0,34 млрд.
|
Нефтегазохимия
|
$0,5 млрд.
|
$0,05 млрд.
|
$0,4 млрд.
|
Нефтепереработка
|
$1,7 млрд.
|
$1,1 млрд.
|
$0,6 млрд.
|
Большое внимание в Казахстане уделяется улучшению инвестиционного климата и поддержке инвесторов. Так в республике уже создана необходимая нормативно-правовая база, обеспечивающая поддержку индустриально инновационных проектов и инвестиций. Кроме того, с каждым годом пополняется перечень инвестиционных преференций. На сегодняшний день насчитывается уже более 100 инструментов государственной поддержки. Среди них:
· налоговые льготы (освобождение от КПН и налога на землю в течение 10 лет, освобождение от налога на имущество в течение 8 лет);
· таможенные льготы (освобождение от уплаты при импорте: технологического оборудования, комплектующих, запасных частей, сырья, материалов);
· права недропользования (на основе прямых переговоров как мера господдержки индустриального проекта);
· гранты, инвестиционные субсидии (земельные участки, возмещение до 30 % затрат на: СМР, оборудование);
· миграционные льготы (Право на привлечение иностранной рабочей силы без разрешений).
С 2010 по 2013 годы в экономику Казахстана было привлечено более 100 млрд. долл. США прямых иностранных инвестиций. Из этой суммы в несырьевые отрасли экономики инвестировано около 25 млрд. долл. США. Привлечению инвестиций способствовали созданные базовые стимулы для инвесторов, осуществляющих деятельность в приоритетных секторах экономики: таможенные, налоговые преференции, государственные натурные гранты.
За годы реализации Программы ГПФИИР (2010 – 2014 гг.) в Казахстан было привлечено 29 иностранных инвесторов из списка Global – 2000, которые запустили 49 проектов на сумму $2,5 млрд.
· Toyota;
· Rio tinto;
· Alstom;
· Chevron;
· Cameco;
· Areva;
· Kia motors;
· Anadolu Efes;
· Flowserve
· O-Basf;
· Heidelberg Cement;
· General Electric;
· Airbus group;
· Hyundai;
· Peugeot;
· Thyssen Krupp;
· Posco;
· Sanofi;
· Keppel Corporation;
· Total;
· Thales;
· AES;
· Danone;
· The Linde group;
· Solvay;
· Metro Group;
· LG;
· LS;
· Sumitomo metal mining;
Для реализации второго этапа индустриализации Казахстана будут проведены мероприятия по привлечению ТНК в перерабатывающий сектор для создания экспортных товаров и выхода Казахстана на мировые рынки. Также планируется создание совместных предприятий с «якорными инвесторами» – международными стратегическими партнерами.
Для этого усилия государства будут сконцентрированы на улучшении существующих условий для инвесторов. Будет предусмотрен новый пакет стимулов, внедрение инвестиционных контрактов, предусматривающих стабильность законодательства и инвестиционные субсидии. Также будет проработан вопрос по разрешению безвизового режима и отмены регистрации в миграционных службах для инвесторов стран - членов ОЭСР.
По наиболее крупным и приоритетным инвестиционным проектам, в том числе с участием ТНК, будут заключаться инвестиционные контракты, предусматривающие дополнительные меры государственной поддержки.
Планируется создание единого окна для инвесторов на базе Комитета по инвестициям, а также усиление деятельности по постинвестиционной поддержке инвесторов на базе сети центров по обслуживанию инвесторов (далее - ЦОИ) в регионах.
В целях развития и продвижения экспорта, будет продолжена работа по сервисной поддержке экспорта, включающая мероприятия: по продвижению товарных знаков, презентации на международных выставках в формате единого национального стенда, участию компаний в зарубежных выставках, организации торговых миссий за рубежом, изданию справочника экспортной продукции и литературы в помощь экспортерам; информационно-аналитическому содействию экспортерам; проведению обучающих тренингов, а также зарубежных туров на экспортные производства; развитию экспортной упаковочной отрасли; продвижению интернет-ресурса для экспортеров и покупателей; формированию идеологии экспортной ориентированности; интеграции Казахстана в число поставщиков продукции в рамках гуманитарной помощи. Также будет продолжена работа действующего Совета экспортеров при Министерстве индустрии и новых технологий Республики Казахстан. Будет создана сеть промоутерской поддержки на целевых рынках.
Основным направлением экспорта станут приграничные регионы России, страны ТС и Центральной Азии, Афганистан, Иран, страны Кавказа, западные регионы Китая.
В рамках программы ГПИИР также запланированы мероприятия, которые будут способствовать улучшению качества транспортной, энергетической и производственной инфраструктуры, имеющей большое значение для эффективного функционирования экономики.
Следует отметить, что в целях защиты прав и законных интересов иностранных инвесторов в Казахстане, в том числе оказания помощи инвесторам в решении возникающих вопросов во внесудебном и досудебном порядке, а также предотвращения неправомерных действий и решений государственных органов уже создан институт инвестиционного омбудсмена в Казахстане.
За годы реализации ГПФИИР сняты инфраструктурные ограничения. Полностью решен вопрос энергодефицита, построено и реконструировано около 4 тыс. км автомобильных дорог («Западная Европа – Западный Китай», 2 транзитных коридора Центр-Юг и Центр-Восток), построено порядка 1 700 км железных дорог (Узень–государственная граница с Туркменистаном, Жетыген–Коргас, Бейнеу-Жезказган, Аркалык-Шубаркуль).
Рис.6. Транснациональные коридоры
Рис.7. Строящиеся и реконструируемые автомобильные дороги Казахстана
Протяженность железных дорог Казахстана составляет 14,8 тыс. км, электрифицированных железных дорог – 4,2 тыс. км. Развернутая длина железных дорог составляет 19,8 тыс. км, станционных железных дорог – 6,4 тыс. км.
Рис.8. Схема сети железных дорог
В настоящее время в Казахстане функционируют 10 специальных экономических зон и 10 индустриальных зон. За годы реализации первой пятилетки активизировалось развитие СЭЗ по заполнению инвестиционными проектами.
Рис.9. СЭЗ потенциальные инвесторы
Успешное индустриальное развитие в Казахстане зависит от многих факторов с разной степенью неопределенности. Целесообразно рассматривать различные сценарии, которые позволят своевременно корректировать заданные приоритеты в зависимости от меняющихся тенденций. Индустриальное развитие Республики Казахстан в значительной степени зависит от двух стратегических условий: конъюнктуры мирового рынка ресурсов и степени интеграции внутри макрорегиона.
Конъюнктура мирового рынка ресурсов, формирующаяся в зависимости от состояния глобальной экономики, сильно влияет на деятельность системообразующих предприятий сырьевого сектора Казахстана. Как следствие, это отражается на доходной части государственного бюджета, внутреннем спросе и благосостоянии граждан.
Интеграционные процессы в макрорегионе определяют каналы сбыта отечественной промышленной продукции, а также влияют на развитие кооперации с иностранными инвесторами в области трансферта технологий и инновационного развития. Степень интеграции макрорегиона во многом определяет возможности и перспективы диверсификации экономики.
Индустриальное развитие страны может быть представлено следующими 4-мя сценариями:
1) «Благодатная почва» – это наиболее позитивный сценарий, возможный при наличии благоприятной конъюнктуры глобального рынка ресурсов и при условии тесной интеграции стран макрорегиона. При реализации данного сценария государственная поддержка должна быть направлена как на добывающие отрасли, так и на несырьевой сектор экономики. Это позволит достичь значительных темпов роста промышленного производства и нарастить экспортный потенциал;
2) «Сырьевой рост» – это сценарий при лучшей конъюнктуре рынка ресурсов, но в условиях слабой интеграции макрорегиона. В этом случае стабильный рост промышленного производства будет обеспечиваться за счет сырьевого сектора. При этом в обрабатывающих отраслях стоит ожидать относительно низких темпов роста. Поэтому государству необходимо сконцентрироваться на развитии секторов и кластеров, связанных с добычей и переработкой природных ресурсов;
3) «Рост за счет технологий» будет реализовываться при активной интеграции стран макрорегиона, но в условиях неблагоприятной конъюнктуры рынка ресурсов. Тем не менее, производство будет расти за счет несырьевых отраслей, что предполагает качественное развитие человеческого капитала. При этом темпы промышленного роста ожидаются ниже, чем в двух предыдущих сценариях;
4) «Спад в экономике» – неблагоприятный сценарий, потенциально возможный при низкой конъюнктуре сырьевого рынка и в отсутствие интеграции стран макрорегиона. Как следствие, экономическая изоляция с учетом отсутствия доступа к новым технологиям может привести к снижению инвестиционной активности в стране. В таких условиях, во избежание спада в промышленном производстве, государство будет играть ключевую роль посредством применения антикризисных мер вкупе с эффективной политикой распределения ресурсов.
Таким образом, названные альтернативные сценарии дают нам общее описание вариантов будущего развития, что в перспективе делает возможным смену приоритетов в зависимости от их актуальности.
Реализация второго этапа ГПИИР позволит в 2019 году достичь следующих экономических показателей к уровню 2012 года:
1) роста валовой добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности не менее чем в 1,6 раза в реальном выражении;
2) роста производительности труда в обрабатывающей промышленности в 1,4 раза в реальном выражении;
3) роста стоимостного объема несырьевого (обработанного) экспорта не менее чем в 1,7 раза;
4) снижения энергоемкости обрабатывающей промышленности не менее чем на 15%;
5) роста занятости в обрабатывающей промышленности на 53 тыс. человек.
Данные показатели в дальнейшем могут быть скорректированы в Программе и других государственных документах в зависимости от изменения конъюнктуры мирового рынка ресурсов и степени интеграции внутри макрорегиона.
Источники:
Страница обновлена: 01.08.2024 в 09:19:41