Программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 гг.

Идрисов М.М.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2015)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=25448144
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье представлены работы по программе, которая заложила основу для дальнейшего промышленного роста и считается одним из примеров государственных системных подходов по развитию собственной промышленной базы. Основной целью программы стало обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности, Фокус на обрабатывающей промышленности.

Ключевые слова: нефтегазовый сектор, Казахстан, обрабатывающая промышленность, производительность, металлургический комплекс, индустрия, ГПФИИР

JEL-классификация: L98, L60, O00



Мировая экономика так и не оправилась от последствий глобального финансово-экономического кризиса. Восстановление идет медленными и неуверенными темпами. Геополитический кризис, снижение цен на нефть, санкционная политика и замедление темпов роста ведущих держав создает дополнительное препятствие для восстановления мировой экономики.

Казахстан, как часть мировой экономики и страна, которая находится в непосредственной близости к эпицентру геополитического напряжения, испытывает негативное влияние всех этих процессов, поэтому на 2015 год основной задачей, которую ставит перед собой Республика Казахстан является перелом негативных тенденций снижения деловой активности и ускорение роста.

Несмотря на все негативные тенденции, происходящие в мире, индустриализация в Казахстане и дальше будет реализовываться, поскольку промышленный комплекс занимают весомую долю в структуре производства валового внутреннего продукта (28% в Республике Казахстан в 2014 году) и, следовательно, от ее динамики во многом зависят общие темпы экономического роста.

Индустриализация Республики Казахстан 2010-2014 гг.

Разработка и запуск государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы (далее – ГПФИИР) стали ответом страны на вызовы, сформированные экономическим кризисом. Данная программа заложила основу для дальнейшего промышленного роста и считается одним из примеров государственных системных подходов по развитию собственной промышленной базы. Основной целью программы стало обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности.

ГПФИИР позволила создать предпосылки для дальнейшего развития промышленного сектора – была создана система институтов развития, принят ряд необходимых нормативно-правовых актов, разработаны отдельные инструменты, сняты инфраструктурные ограничения.

В результате реализации программы первой пятилетки произошло смещение тренда в сторону повышения уровня обрабатывающей промышленности, хотя он все еще остается на относительно низком уровне. Обрабатывающая промышленность формирует менее 7% занятости и 12% валовой добавленной стоимости (далее – ВДС) в экономике страны.

За годы индустриализации 2010 – 2014 гг. наблюдается положительная динамика прироста в обрабатывающей промышленности – 22,8%, в горнодобывающей – 20,4% (Рисунок 1). Производительность труда в обрабатывающей промышленности выросла в 1,6 раз. Инновационная активность предприятий выросла в 2 раза. Энергоемкость экономики снизилась на 18,6%. Созданы новые производства локомотивов и пассажирских вагонов, автомобилей, сборки вертолетов, в области солнечной энергетики, а также строительной продукции.

Рис.1. Динамика ИФО горнодобывающей и обрабатывающей промышленности, 2008 – 2013 гг., в %

Прямые иностранные инвестиции в обрабатывающую промышленность увеличились в 2,5 раза в годы реализации Программы первой пятилетки по сравнению с предыдущими годами (Рисунок 2).

Рис.2. ПИИ в обрабатывающую промышленность, в млрд. тенге

Уровень кредитования в обрабатывающей промышленности был доведен почти до 1 трлн. тенге к 2014 г. Средневзвешенная ставка вознаграждения была снижена до 11%.

Рис.3. Объем кредитования в обрабатывающей промышленности, в млрд. тенге

Рис.3. Объем кредитования в обрабатывающей промышленности, в млрд. тенге

Также за годы реализации ГПФИИР выросла доля отечественного производства во внутреннем потреблении ряда технологически сложных товаров.

Высокий уровень самообеспеченности товарами
Появление новых товаров
Таблица 1

Доля отечественного производства в потреблении, в %

Товарные группы
2008 г.
прирост
2013 г.
Волоконно-оптический кабель
0.0%
+48.3%
48.3%
Проволока путем холодного вытягивания
0.0%
+26.5%
26.5%
Электронные детали
0.1%
+19.6%
19.7%
Холоднотянутые стальные прутки
1.6%
+41.7%
43.4%
Корабли и плавучие конструкции
2.3%
+28.1%
30.4%
Автотранспортные средства
5.2%
+18.4%
23.6%
Железнодорожная техника
5.3%
+38.1%
43.4%
Сельхозтехника
9.7%
+11.1%
20.7%
Холодная формовка или фальцовка
18.1%
+29.2%
47.2%
Краски, лаки
18.5%
+14.9%
33.4%
Машины и оборудование для металлургии
21.0%
+14.0%
35.0%
Электрораспределительная и регулирующая аппаратура
22.2%
+8.6%
30.7%
Формирование и обработка листового стекла
25.9%
+27.3%
53.1%
Строительные. метал. конструкции и изделия
40.7%
+14.2%
54.9%
Литье чугуна
53.3%
+20.3%
73.7%
Цемент, включая клинкеры
58.6%
+19.8%
78.5%
Масла и жиры
72.6%
+15.1%
87.7%
Промышленные газы
77.0%
+15.2%
92.2%

Индустриализация Республики Казахстан 2015-2019 гг.

Следующим этапом индустриального развития Республики Казахстан является реализация Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 - 2019 годы (ГПИИР), которая будет логически продолжать первую программу индустриализации и должна учесть ее опыт.

ГПИИР является частью промышленной политики Казахстана и сфокусирована на развитии обрабатывающей промышленности с концентрацией усилий и ресурсов на ограниченном числе секторов, региональной специализации с применением кластерного подхода и эффективном отраслевом регулировании.

Фокус на обрабатывающей промышленности выбран не случайно. Именно обрабатывающая промышленность является локомотивом экономического роста. В отличие от других отраслей экономики в обрабатывающей промышленности есть возможности получать динамично растущие доходы и обеспечивать большую производительность труда благодаря увеличению объемов производства. Также обрабатывающая промышленность создает внешние предпосылки для технического прогресса, развития новых навыков и накопления знаний, что имеет важное значение для конкурентоспособности стран с развивающейся промышленностью.

Индустриальная политика второго этапа будет сфокусирована на приоритетных отраслевых секторах. Выбор таких секторов обоснован их относительно высокой привлекательностью в среднесрочной перспективе (включая объем и рост рынка для продукции сектора и потенциальный экономический эффект от развития сектора) и наличием в Казахстане конкурентных преимуществ для их развития (включая текущий уровень развитости сектора и качество условий для его будущего развития).

Приоритетными для поддержки секторами определены следующие 14 секторов:

Таблица 2

Приоритетные отрасли и сектора

Металлургический комплекс
· Черная металлургия
· Цветная металлургия
Нефтеперерабатывающий комплекс
· Нефтепереработка
· Нефтехимия
Пищевая промышленность
· Производство продуктов питания
Химическая промышленность
· Агрохимия
· Химия для промышленности
Промышленное производство
· Автотранспортные средства
· Электрооборудование
· Производство сельскохозяйственной техники
· Производство железнодорожной техники
· Горнодобывающее оборудование
· Нефтедобывающее и нефтегазовое оборудование
Строительные материалы
· Производство строительных материалов

Таблица 3

Приоритетные сектора в Программе ГПИИР (2015 – 2019 гг.)

Приоритетные сектора
Особенности сектора
Действующие производства
Потребность (импорт),
в $ млн.
Задачи ГПИИР
(2015 – 2019 гг.)
Черная металлургия
§ Казахстан входит в 10 стран по запасам минерального сырья
§ Прогнозные ресурсы углей - 150 млрд. тонн.
§ EVRAZ
§ KSP Steel
§ Arcelor Mittal
§ Posco

Казахстан
ТС
Трубы более
(406 мм)
1700
1825
Трубы бесшовные
740
2170
Уголки, профили
235
1100
Прутки, арматура
167
1080
Автолист
300
3000

§ Производство стали с 3 млн. тонн до более 6 млн. тонн;
§ увеличение производства труб с 780 тыс. тонн до 1,1 млн. тонн;
§ Производство ферросиликоалюминия 75 тыс. тонн в год;
§ Освоение производства конструкционных сталей для нефтегазовых труб, стали для автопромышленности.
Цветная металлургия
§ Запасы меди, свинца и цинка составляют 10% и 13% от мировых запасов.
§ Казахстан по производству титана занимает 3-е место в мире, цинка – 7, свинца – 8, меди – 15
§ Kazakhmys
§ Kazzinc
§ ENRC
§ Cameco

Казахстан
ТС
Трубы и фитинги никелевые
37
46
Прутки и профили алюминиевые
35
246
Фольга алюминиевая
10
200
Плиты, листы алюминиевые 0,2 мм
200
300

Новые производства:
§ титановых слябов 6 тыс. тн. в год;
§ ферроникель 40 тыс. тн;
§ алюминиевых дисков - 360 тыс. шт. дисков. в год;
Увеличение производства:
§ меди с 350 тыс. тн. до 453 тыс. тн;
§ золота с 42 тн. до 62 тн;
§ производства алюминия с 250 до 350 тыс. тн. в год;
§ Увеличение переработки первичного алюминия до 100 тыс. тн.
Производство железнодорожной техники
§ Износ локомотивного парка - 72%.
§ Износ грузовых вагонов - 46%.
§ General Electric
§ Alstom
§ Talgo
§ АО «ЗИКСТО»
§ Казахская вагоностроительная компания

Казахстан
ТС
Вагоны грузовые несамоходные открытые
854
2000
Вагоны-цистерны
310
988
Вагоны грузовые крытые
223
317
Вагоны грузовые прочие
153
174
Тележки, ходовые балансирные тележки, оси и колеса
122
1019

Увеличение производства
с $637 млн. до $2 млрд.;
Запуск новых проектов и увеличение локализации:
§ производство дизельных двигателей «GEVO»;
§ производство вагонного литья, тормозных систем и колесных пар;
Локализация: локомотивов 56%, электровозов – 35%, пассажирских вагонов – 32%, грузовых вагонов – 90%.
Увеличение экспорта в 3,5 раза.
Производство автотранспортных средств
§ Население Таможенного союза 170 млн. человек;
§ Низкий уровень локализации (25-30%);
§ Импорт – $4,3 млрд.
§ Казахстанские компании: АО «Азия Авто», АО «Агромашхолдинг», ТОО «Сарыаркаавтопром»
совместно с:
§ Toyota;
§ General Motors;
§ Peugeot;
§ Hyundai;
§ Ssang Yong;
§ Geely;
§ Kamaz;
§ Kia Motors;
§ Skoda;
§ Iveco;

Казахстан
ТС
Кузова для автомобилей легковых
300
4000
Системы подвески и их части
56
1307
Мосты ведущие и неведущие
30
797
Тормоза, их части
30
912

§ Достижение производства с 39 тыс. до 190 тыс. автомобилей в год.
§ Повышение уровня локализации с 25-30% до 50% к 2018 г.
Производство сельскохозяйственной техники
Сельскохозяйственные угодья 222 млн. га:
-Пашни – 29 млн. га;
-Пастбища – 188 млн. га.
Износ сельхозтехники в РК - 80%.
§ Essil;
§ Rostselmash;
§ Belarus;
§ Don Omar;
Трактора:
- имеющийся парк- 163000 шт.
- ежегодная потребность ≥ 10000 шт.;
Комбайны:
- имеющийся парк- 50 000 шт.
- ежегодная потребность ≥ 1500 шт.;
Жатки, адаптеры, хедеры:
- имеющийся парк- 16 800 шт.
- ежегодная потребность ≥ 1200 шт.;
Машин для внесения удобрений:
- имеющийся парк- 8 200 шт.
- ежегодная потребность ≥ 1000 шт.;
Машины для обработки почвы:
имеющийся парк- 97 300 шт.
ежегодная потребность ≥ 8500 шт.
§ Обеспечение агросектора не менее чем на 30% техникой отечественного производства;
§ Развитие компонентной базы;
§ Создание сборочного производства сельскохозтехники.
Производство оборудования для горно–металлургического сектора
Спрос ГМК на машиностроительную продукцию – $1,3 млрд. в год
Износ машин в металлургии – 24%.
Износ техники в горной.пром. – 57%
§ Minova;
§ Fadroma;
§ Schelcmann Immobilien;

Казахстан
ТС
Машины полноповоротные
200
1700
Части для бурильных машин
100
475
Погрузчики одноковшовые фронтальные
136
1100
Машины для дробления и измельчения
82
678
Бурильные или проходческие машины
76
574

§ Увеличение объемов производства до $200 млн.;
§ Освоение производства: низковольтного рудничного оборудования, изготовление крупногабаритной силовой и управленческой гидравлики и т.д.;
§ Производство комплектующих: буровые долота и коронки;
§ Повышение местного содержания до 30%.
Производство электрооборудования
§ Потребление $3,5 млрд., импорт - $2,9 млрд.;
§ Импортная емкость внутреннего рынка и рынков макрорегиона по приоритетным товарным группам составляет порядка 1 млрд $ и 38 млрд $ соответственно.
§ Schneider Electric;
§ Siemens;
§ LG;

Казахстан
ТС
Оборудование для фильтрования или очистки газов
90
700
Двигатели переменного тока мощностью более 75 квт
62
250
Двигатели переменного тока мощностью более 750 квт
24
62
Трансформаторы, преобразователи
260
2400

§ Увеличение объемов производства с $440 млн. до $880 млн.
§ Повышение местного содержания с 16% до 20%.
§ Освоение новой продукции: сухие трансформаторы, управляющая и регулирующая аппаратура, газоочистная аппаратура, электрогенераторы и др.
Производство оборудования для нефтегазового сектора
§ Увеличение добычи нефти с 82 млн. тонн до 96 млн тонн в 2019 году;
§ Спрос сектора в машиностроительной продукции – $2 млрд. в год;
§ Местное содержание в товарах - 7 %.
§ Schlumberger;
§ Baker Hughes;

Казахстан
ТС
Запорная арматура
400
3000
Насосы центробежные
160
1270
Части насосов
70
300
оборудование для очистки и фильтрации жидкостей
40
300

Увеличение местного содержания с 7% до 22%
Освоение новых видов продукции:
§ сосуды, работающие под давлением, металлоконструкции;
§ теплообменники, насосы;
§ компрессоры;
§ цепные глубинные дозаторы.
Нефтегазохимия
Запасы: нефти 3,9 млрд. тонн природного газа 1,8 трлн. куб м.
Добыча нефти - 82 млн. тонн.
План к 2019 году – 100 млн. тонн.
§ Nalco;
§ Total;
§ Shell chemicals;

Казахстан
ТС
Поливинилхлорид
42
665
Полиэтилен
210
850
Полистирол
34
400
Полиэтилентерефталат
90
430

§ Будет сформирована новая отрасль;
§ Производство полиэтилена, полипропилена, полибутадиена - 370 тыс. тн. в год;
§ Производство моторного топлива экокласса К5;
§ Увеличение мощностей нефтеперерабатывающих заводов:
- автобензин до 5,5 млн. тонн;
- дизельное топливо до 5,5 млн. тонн;
- авиатопливо до 557 тыс. тонн;
- реактивное топливо до 244 тыс. тонн.
Производство химикатов для промышленности
Запасы фосфатных руд более 15 млрд. тонн,
поваренной соли более 144 млн. тонн.
§ Sumimoto chemical;
§ Basf;

Казахстан
ТС
Антифризы и жидкости
антиобледенительные
41
120
Замазки, грунтов, шпатлевки
36
510
Материалы смазочные
32
675
Краски и лаки
104
1333

Привлечение иностранных партнеров в производство:
§ треххлористого фосфора,
§ перекиси водорода;
§ оксихлорида циркония,
§ оксихлорида алюминия,
§ хлорида кальция.
Производство кальцинированной соли.
Увеличение экспорта с 600 млн. $ до 721 млн. $.
Агрохимия
Запасы калийных солей 6,5 млрд. тонн, фосфатных руд более 15 млрд. тонн.
Емкость рынка агрохимии - 0,47 млрд $.
Импортная емкость макрорегиона - $6,8 млрд.
§ Казфосфат;
§ Казазот;
§ Еврохим.

Казахстан
ТС
Гербициды
84
400
Нитрат аммония
79
102
Инсектициды
17
164
Фунгициды
12
182

§ Полное обеспечение внутреннего спроса на минеральные удобрения и гербициды;
§ Увеличение объема производства минеральных удобрений с 250 тыс. тонн до 2 млн. тонн в год;
§ Доля экспорта от общего объема производства продукции агрохимии составит не менее 50%;
§ Производство агрохимической продукции: гербицидов, фосфорных удобрении, калийных удобрении.
Производство строительных материалов
Разведанные запасы стекольных песков превышают 40 млн. тонн, известняков 15 млн. тонн
Глина, каолин, полевой шпат, кварцевый песок
§ Henkel;
§ Knauf;
§ Italcementi;
§ Heidelberg Cement.

Казахстан
ТС
Плиты, листы, пленка, фольга и полосы из полимерных материалов
44
613
Неармированное стекло
43
95
Фитинги
27
200
Плиты из древесины
30
260

§ Производство листового стекла -190 тыс. тонн;
§ Фасадные материалы (травертин, гранит) - 20 тыс. тн. в год;
§ Увеличение мощности 4 цементных заводов на 3 млн. тн. в год;
§ Производство строительных смесей, гипса, 140 тыс. тн. в год;
§ Производство энергосберегающих материалов.
Производство продуктов питания
Сельскохозяйственные угодья 222 млн. га:
-Пашни – 29 млн. га;
-Пастбища – 187 млн. га.
Казахстан входит в первую тройку в мире по объемам экспорта муки
§ Coca-cola;
§ Danone;

Казахстан
ТС
Тушы и субпродукты домашних кур
166
797
Шоколад и кондитерские
550
2200
Молоко и сливки, сгущенные
70
600
Сыры разные
70
1726

Снижение импорта от потребления:
§ молочной продукции до 7%;
§ растительного масла до 3,4%;
§ сахара до 16,7%;
§ плодоовощной продукции до 5,4%.
Увеличение экспорта мясопродуктов - в 2 раза.

Для развития промышленности Казахстан обладает следующими преимуществами:

1. выгодное географическое расположение;

2. высокая обеспеченность природными ресурсами;

3. макроэкономическая и политическая стабильность;

4. наличие действующей промышленной политики, подкрепленной системой институтов развития, государственных холдингов и национальных компаний;

5. благоприятный деловой климат;

6. формирующаяся транспортно – логистическая инфраструктура;

7. инвестиционные и налоговые преференции.

Республика Казахстан занимает 6-е место в мире по запасам природных ископаемых, включая 10-е место в мире по уровню разведанных запасов углеводородов, и является крупнейшим экспортером урана. В недрах выявлены 99 из 117 компонентов периодической таблицы химических элементов, из них 70 элементов разведаны, 60 из которых – добывается. Северная часть Казахстана имеет ветровую карту, привлекательную для развития ветроэнергетики. Южная часть Казахстана имеет достаточную плотность солнечной активности.

Рис.4. Место РК в мире по запасам

Рис.5. Место РК в мире по добыче

Казахстан обладает достаточными золотовалютными резервами, существенным объемом средств в Национальном фонде и устойчивой политической системой для поддержания макроэкономической и политической стабильности.

Сформирована, законодательно утверждена и действует система институтов развития и мер государственной поддержки. Национальные холдинги создают каркас для проведения активной государственной промышленной политики.

В ходе реформирования государственных функций и процедур Республика Казахстан достигла успехов в повышении качества делового климата. Позиции в рейтинге глобальной конкурентоспособности стран ВЭФ (50 место в 2013 году) и рейтинге Всемирного банка по качеству условий для ведения бизнеса (49 место в 2013 году) выше, чем у партнеров по Таможенному союзу и большинства стран макрорегиона.

Наиболее перспективными направлениями для развития в Казахстане в ближайшее время будут следующие отрасли обрабатывающей промышленности: машиностроение, химическая отрасль, нефтегазохимия и стройиндустрия (Таблица 4).

Таблица 4

Перспективные отраслевые ниши в РК

Отрасли
Всего
Отечественное производство
Импорт
ГМК
$12,7 млрд.
$8,9 млрд.
$3,8 млрд.
Машиностроение
$10,3 млрд.
$2,1 млрд.
$8,2 млрд.
Химическая отрасль
$1,7 млрд.
$0,6 млрд.
$1,1 млрд.
Продукты питания
$3,8 млрд.
$2,6 млрд.
$1,2 млрд.
Строительные материалы
$1,3 млрд.
$0,94 млрд.
$0,34 млрд.
Нефтегазохимия
$0,5 млрд.
$0,05 млрд.
$0,4 млрд.
Нефтепереработка
$1,7 млрд.
$1,1 млрд.
$0,6 млрд.

Большое внимание в Казахстане уделяется улучшению инвестиционного климата и поддержке инвесторов. Так в республике уже создана необходимая нормативно-правовая база, обеспечивающая поддержку индустриально инновационных проектов и инвестиций. Кроме того, с каждым годом пополняется перечень инвестиционных преференций. На сегодняшний день насчитывается уже более 100 инструментов государственной поддержки. Среди них:

· налоговые льготы (освобождение от КПН и налога на землю в течение 10 лет, освобождение от налога на имущество в течение 8 лет);

· таможенные льготы (освобождение от уплаты при импорте: технологического оборудования, комплектующих, запасных частей, сырья, материалов);

· права недропользования (на основе прямых переговоров как мера господдержки индустриального проекта);

· гранты, инвестиционные субсидии (земельные участки, возмещение до 30 % затрат на: СМР, оборудование);

· миграционные льготы (Право на привлечение иностранной рабочей силы без разрешений).

С 2010 по 2013 годы в экономику Казахстана было привлечено более 100 млрд. долл. США прямых иностранных инвестиций. Из этой суммы в несырьевые отрасли экономики инвестировано около 25 млрд. долл. США. Привлечению инвестиций способствовали созданные базовые стимулы для инвесторов, осуществляющих деятельность в приоритетных секторах экономики: таможенные, налоговые преференции, государственные натурные гранты.

За годы реализации Программы ГПФИИР (2010 – 2014 гг.) в Казахстан было привлечено 29 иностранных инвесторов из списка Global – 2000, которые запустили 49 проектов на сумму $2,5 млрд.

· Toyota;

· Rio tinto;

· Alstom;

· Chevron;

· Cameco;

· Areva;

· Kia motors;

· Anadolu Efes;

· Flowserve

· O-Basf;

· Heidelberg Cement;

· General Electric;

· Airbus group;

· Hyundai;

· Peugeot;

· Thyssen Krupp;

· Posco;

· Sanofi;

· Keppel Corporation;

· Total;

· Thales;

· AES;

· Danone;

· The Linde group;

· Solvay;

· Metro Group;

· LG;

· LS;

· Sumitomo metal mining;

Для реализации второго этапа индустриализации Казахстана будут проведены мероприятия по привлечению ТНК в перерабатывающий сектор для создания экспортных товаров и выхода Казахстана на мировые рынки. Также планируется создание совместных предприятий с «якорными инвесторами» – международными стратегическими партнерами.

Для этого усилия государства будут сконцентрированы на улучшении существующих условий для инвесторов. Будет предусмотрен новый пакет стимулов, внедрение инвестиционных контрактов, предусматривающих стабильность законодательства и инвестиционные субсидии. Также будет проработан вопрос по разрешению безвизового режима и отмены регистрации в миграционных службах для инвесторов стран - членов ОЭСР.

По наиболее крупным и приоритетным инвестиционным проектам, в том числе с участием ТНК, будут заключаться инвестиционные контракты, предусматривающие дополнительные меры государственной поддержки.

Планируется создание единого окна для инвесторов на базе Комитета по инвестициям, а также усиление деятельности по постинвестиционной поддержке инвесторов на базе сети центров по обслуживанию инвесторов (далее - ЦОИ) в регионах.

В целях развития и продвижения экспорта, будет продолжена работа по сервисной поддержке экспорта, включающая мероприятия: по продвижению товарных знаков, презентации на международных выставках в формате единого национального стенда, участию компаний в зарубежных выставках, организации торговых миссий за рубежом, изданию справочника экспортной продукции и литературы в помощь экспортерам; информационно-аналитическому содействию экспортерам; проведению обучающих тренингов, а также зарубежных туров на экспортные производства; развитию экспортной упаковочной отрасли; продвижению интернет-ресурса для экспортеров и покупателей; формированию идеологии экспортной ориентированности; интеграции Казахстана в число поставщиков продукции в рамках гуманитарной помощи. Также будет продолжена работа действующего Совета экспортеров при Министерстве индустрии и новых технологий Республики Казахстан. Будет создана сеть промоутерской поддержки на целевых рынках.

Основным направлением экспорта станут приграничные регионы России, страны ТС и Центральной Азии, Афганистан, Иран, страны Кавказа, западные регионы Китая.

В рамках программы ГПИИР также запланированы мероприятия, которые будут способствовать улучшению качества транспортной, энергетической и производственной инфраструктуры, имеющей большое значение для эффективного функционирования экономики.

Следует отметить, что в целях защиты прав и законных интересов иностранных инвесторов в Казахстане, в том числе оказания помощи инвесторам в решении возникающих вопросов во внесудебном и досудебном порядке, а также предотвращения неправомерных действий и решений государственных органов уже создан институт инвестиционного омбудсмена в Казахстане.

За годы реализации ГПФИИР сняты инфраструктурные ограничения. Полностью решен вопрос энергодефицита, построено и реконструировано около 4 тыс. км автомобильных дорог («Западная Европа – Западный Китай», 2 транзитных коридора Центр-Юг и Центр-Восток), построено порядка 1 700 км железных дорог (Узень–государственная граница с Туркменистаном, Жетыген–Коргас, Бейнеу-Жезказган, Аркалык-Шубаркуль).

Рис.6. Транснациональные коридоры

Рис.7. Строящиеся и реконструируемые автомобильные дороги Казахстана

Протяженность железных дорог Казахстана составляет 14,8 тыс. км, электрифицированных железных дорог – 4,2 тыс. км. Развернутая длина железных дорог составляет 19,8 тыс. км, станционных железных дорог – 6,4 тыс. км.

Рис.8. Схема сети железных дорог

В настоящее время в Казахстане функционируют 10 специальных экономических зон и 10 индустриальных зон. За годы реализации первой пятилетки активизировалось развитие СЭЗ по заполнению инвестиционными проектами.

Рис.9. СЭЗ потенциальные инвесторы

Успешное индустриальное развитие в Казахстане зависит от многих факторов с разной степенью неопределенности. Целесообразно рассматривать различные сценарии, которые позволят своевременно корректировать заданные приоритеты в зависимости от меняющихся тенденций. Индустриальное развитие Республики Казахстан в значительной степени зависит от двух стратегических условий: конъюнктуры мирового рынка ресурсов и степени интеграции внутри макрорегиона.

Конъюнктура мирового рынка ресурсов, формирующаяся в зависимости от состояния глобальной экономики, сильно влияет на деятельность системообразующих предприятий сырьевого сектора Казахстана. Как следствие, это отражается на доходной части государственного бюджета, внутреннем спросе и благосостоянии граждан.

Интеграционные процессы в макрорегионе определяют каналы сбыта отечественной промышленной продукции, а также влияют на развитие кооперации с иностранными инвесторами в области трансферта технологий и инновационного развития. Степень интеграции макрорегиона во многом определяет возможности и перспективы диверсификации экономики.

Индустриальное развитие страны может быть представлено следующими 4-мя сценариями:

1) «Благодатная почва» – это наиболее позитивный сценарий, возможный при наличии благоприятной конъюнктуры глобального рынка ресурсов и при условии тесной интеграции стран макрорегиона. При реализации данного сценария государственная поддержка должна быть направлена как на добывающие отрасли, так и на несырьевой сектор экономики. Это позволит достичь значительных темпов роста промышленного производства и нарастить экспортный потенциал;

2) «Сырьевой рост» – это сценарий при лучшей конъюнктуре рынка ресурсов, но в условиях слабой интеграции макрорегиона. В этом случае стабильный рост промышленного производства будет обеспечиваться за счет сырьевого сектора. При этом в обрабатывающих отраслях стоит ожидать относительно низких темпов роста. Поэтому государству необходимо сконцентрироваться на развитии секторов и кластеров, связанных с добычей и переработкой природных ресурсов;

3) «Рост за счет технологий» будет реализовываться при активной интеграции стран макрорегиона, но в условиях неблагоприятной конъюнктуры рынка ресурсов. Тем не менее, производство будет расти за счет несырьевых отраслей, что предполагает качественное развитие человеческого капитала. При этом темпы промышленного роста ожидаются ниже, чем в двух предыдущих сценариях;

4) «Спад в экономике» – неблагоприятный сценарий, потенциально возможный при низкой конъюнктуре сырьевого рынка и в отсутствие интеграции стран макрорегиона. Как следствие, экономическая изоляция с учетом отсутствия доступа к новым технологиям может привести к снижению инвестиционной активности в стране. В таких условиях, во избежание спада в промышленном производстве, государство будет играть ключевую роль посредством применения антикризисных мер вкупе с эффективной политикой распределения ресурсов.

Таким образом, названные альтернативные сценарии дают нам общее описание вариантов будущего развития, что в перспективе делает возможным смену приоритетов в зависимости от их актуальности.

Реализация второго этапа ГПИИР позволит в 2019 году достичь следующих экономических показателей к уровню 2012 года:

1) роста валовой добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности не менее чем в 1,6 раза в реальном выражении;

2) роста производительности труда в обрабатывающей промышленности в 1,4 раза в реальном выражении;

3) роста стоимостного объема несырьевого (обработанного) экспорта не менее чем в 1,7 раза;

4) снижения энергоемкости обрабатывающей промышленности не менее чем на 15%;

5) роста занятости в обрабатывающей промышленности на 53 тыс. человек.

Данные показатели в дальнейшем могут быть скорректированы в Программе и других государственных документах в зависимости от изменения конъюнктуры мирового рынка ресурсов и степени интеграции внутри макрорегиона.


Источники:

1. Концепция индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015- 2019 годы. 2. Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы. 3. Презентация «Программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 гг.». 4. Методическое пособие по разъяснению послания Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана Нұрлы жол – путь в будущее//Министерство культуры и спорта Республики Казахстан Институт Евразийской Интеграции.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:58:00