Институциональные основы инновационного развития экономики Казахстана как условие стабилизации рынка труда

Тогайбаева Л.И.1, Вечкинзова Е.А.2
1 Карагандинский государственный технический университет
2 Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право
Том 10, Номер 12 (Декабрь 2020)

Цитировать:
Тогайбаева Л.И., Вечкинзова Е.А. Институциональные основы инновационного развития экономики Казахстана как условие стабилизации рынка труда // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 12. – С. 3375-3388. – doi: 10.18334/epp.10.12.111449.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44668173

Аннотация:
Сегодня именно инновационная деятельность становится важнейшим фактором не только конкурентоспособности продукции, производимой в стране, но и развитием потенциала трудовых ресурсов страны. Авторами рассматривается влияние созданных институтов инновационного развития на динамику экономического развития Казахстана. Проводится анализ притока иностранных инвестиций, показателей инновационной деятельности предприятий и вклада малых и средних предприятий в ВВП и их влияние на рынок труда Казахстана. Статья будет интересна исследователям, изучающим влияние инновационных процессов на развитие различных аспектов жизнедеятельности социально-экономических систем

Ключевые слова: инновационное развитие, институты развития, инвестиции, малые и средние предприятия, рынок труда, Казахстан

JEL-классификация: J21, O31, L26, O11



Введение

Возможны разные пути успешного развития рыночной экономики: японский, северо- или южноамериканский, южноазиатский. Но все успешные примеры имеют общую черту – инновационную направленность развития экономики. Американцы посчитали, что норма прибыли от 17 самых удачных нововведений, сделанных в 70-х годах, составила в среднем около 56%. В то же время средняя норма прибыли от всех инвестиций в американский бизнес за последние 30 лет составляет всего 16%. Инновация – это конечный результат внедрения в производство новшества, приносящий больший доход, чем простой экстенсивный рост, связанный с вложением дополнительных трудовых, земельных или капитальных ресурсов. Но для успешной реализации инноваций необходимы не только научная идея, но и соответствующие инвестиции для реализации и профессиональная рабочая сила – от ученых, инженеров, управленцев до высокопрофессиональных рабочих, воплощающих перспективные идеи в конкретный инновационный продукт.

Цель настоящей статьи – на основе методов компаративного анализа и оценки динамики основных показателей экономического развития Казахстана рассмотреть институциональные условия, созданные в стране для инновационного развития и, как следствие, стабилизации рынка труда.

Авторская гипотеза состоит в том, что активизация инновационной деятельности увеличивает потенциал трудовых ресурсов, повышает уровень занятости не только в инновационной сфере, но и традиционных секторах экономики.

Современная мировая хозяйственная система характеризуется необходимостью постоянного роста продуктивности в условиях ограниченности определенных ресурсов. Поэтому в этой системе постоянно осуществляется перестройка составляющих ее компонентов и связей между ними с целью повышения эффективности использования ресурсов. Это достигается за счет непрекращающейся инновационной деятельности в различных секторах и на различных структурных уровнях экономики стран, регионов и всего мирового хозяйства в целом. Инновации успели стать промышленной религией еще в ХХ веке. Они обеспечивают гораздо более высокий уровень отдачи, чем простое привлечение дополнительных ресурсов. На сегодня именно инновационная деятельность становится важнейшим фактором конкурентоспособности продукции, производимой в стране.

Наиболее репрезентативный показатель конкурентоспособности впервые был разработан известной международной организацией – Мировым экономическим форумом в 1979 году, выпускаемый в виде доклада, а с 2004 года – в виде Отчета о глобальной конкурентоспособности [1]. Ежегодный отчет по конкурентоспособности стран в системе мирового хозяйства готовится под эгидой Мирового экономического форума Международным институтом менеджмента (г. Лозанна). За годы исследования конкурентоспособности стран в системе мирового хозяйства и факторов, ее определяющих, специалистами института были разработаны золотые правила конкурентоспособности, следуя которым страна добивается повышения или сохранения своей конкурентоспособности. Эти правила включают в себя стабильность законодательства, инвестиции в технологическую инфраструктуру, образование и непрерывное повышение квалификации работающих, привлечение прямых иностранных инвестиций, внедрение технологических инноваций и выпуск инновационной продукции.

Актуальнейшим вопросом для достижения высокого уровня конкурентоспособности Казахстана является диверсификация экономики и, в частности, промышленности. На сегодня экономика государства напрямую зависит от цен на нефть и объема ее экспорта, который составляет свыше 65% всего экспорта, львиная доля инвестиций в стране направляются именно в нефтедобычу. Это свидетельствует о структурной деградации индустриального комплекса, приводит к неравномерности развития отдельных регионов и, как следствие, к социальным потрясениям на рынке труда [2] (Aubakirova, 2019). Рано или поздно нефть иссякнет, и к тому времени при сохранении существующих пропорций может иссякнуть и человеческий потенциал вследствие миграции, низкого уровня воспроизводства и недостаточности образовательной компоненты.

Состояние рынка труда в республике стало следствием состояния экономики. Развал бывшего СССР «отбросил» бывшие республики на несколько десятилетий назад в их экономическом развитии, «породил» такие проблемы, как безработица и бедность. Стремительное падение ВВП не стало исключением и для Казахстана. Однако за годы независимости Казахстану удалось достичь достаточно устойчивого экономического развития. Благодаря проводимым реформам Казахстан смог сохранить стабильность и добиться устойчивых темпов экономического роста Так, к примеру, с 2000 года по 2019 год ВВП увеличился более чем в 10 раз (рис. 1). А показатель ВВП на душу населения увеличился в 8,68 раз – с 1130,1 долларов США в 1999 году до 9812,5 долларов США в 2019 году. Число зарегистрированных безработных уменьшилось на 46,3%.

Рисунок 1. Динамика ВВП Казахстана

Источник: составлено авторами на основании [3].

Иностранные инвестиции сыграли важную роль в восстановлении и переориентации экономики. Благодаря капиталу и знаниям иностранных инвесторов Казахстан укрепил свои позиции в качестве экономической державы, обладающей мощными энергоресурсами и имеющей амбициозные, но устойчивые планы на будущее.

По данным Агентства по статистике Республики Казахстан [3], с 1993 по 2019 год объем привлеченных инвестиций в основной капитал Казахстана превысил 518,7 млрд долларов США. Рост притока прямых иностранных инвестиций в Республику Казахстан за 2018 год составил 31,35% по отношению к 2007 году (рис. 2).

Значительное увеличение иностранных инвестиций по сравнению с предыдущим годом в Казахстане пришлось на 2006 год, рост составил 151%, в 2012 году по сравнению с 2005 годом – 364%, а в 2019 году рост составил 307,6% [4].

Рисунок 2. Приток иностранных инвестиций в Казахстан в 2005–2019 гг.

Источник: составлено авторами на основании [3].

Основным инвестором Казахстана на протяжении 20 лет из числа стран СНГ остается Россия, с которой у Казахстана стабильные производственно-экономические связи как на уровне регионов, так и конкретных производственных предприятий. За последние 15 лет инвестиционный финансовый поток российских компаний в казахстанский бизнес увеличился в 7 раз – с 226,8 млн $ USA в 2005 году до 1 299,2 млн $ USA в 2005 году. Следующим по объему инвестиционных вложений партнером является Беларусь – пик ее инвестиционной активности пришелся на 2012–2014 гг. (165 млн $ USA) и постепенно снизился вдвое к 2019 году (87,1 млн $ USA).

В структуре валового притока прямых иностранных инвестиций по видам деятельности основное вложение прямых инвестиций осуществлялось в горнодобывающую промышленность – за 15 лет доля инвестиций в этот сектор выросла с 24% до 56% [3]. В данной области экономической деятельности страны львиная доля вложенных иностранных инвестиций приходится на услуги, оказываемые предприятиям (54,51%) и на деятельность по проведению геологической разведки и изысканий (47,2%).

В настоящий момент в минерально-сырьевой комплекс Казахстана инвестируют крупнейшие корпорации из 45 стран мира. И конечно, большая часть этих капиталовложений (около 70%) направляется на разработку месторождений углеводородного сырья.

По итогам 2019 года порядка 80% всех углеводородных инвестиций пришлось на долю крупных компаний. Среди них АО «Мангистаумунайгаз», АО «РД «КазМунайГаз», КПО, ТОО «Тенгизшевройл», АО «ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз», ТОО «Казахойл-Актобе», АО «Каражанбасмунай», ТОО СП «Жаикмунай», «Бузачи Оперейтинг ЛТД», ТОО «Саутс Ойл» и ТОО «Казгермунай».

Инвестиционная деятельность недропользователей вносит свой вклад в социально-экономическое развитие страны. Так, за последние 18 лет ими было направленно порядка $3 млрд на поддержку социальной сферы регионов и местной инфраструктуры и на обучение казахстанских кадров.

Следующее место по объему вложенных иностранных инвестиций занимает обрабатывающая промышленность страны – около 14,2%; причем ее доля снизилась с 19,1% в 2016 году до 14,3% в 2019 году.

Весьма очевидно, что не следует ожидать увеличения внешних инвестиций в ближайшее время именно в обрабатывающую промышленность. Основная часть доходов от экономической деятельности в республике приходится на недропользование, ориентированное на экспорт, и оно большей частью сосредоточено в руках иностранных инвесторов. Доходы от недропользования после уплаты налогов в Казахстане вывозятся за рубеж. Для поддержки собственных инвесторов следует создать более благоприятную систему налогов на деятельность предприятий.

Глобализация промышленности создает для развивающихся стран и стран с переходной экономикой большие трудности. Развитые страны двигаются к так называемой постиндустриальной фазе своего развития, которую синонимично называют фазой новой экономики, экономики знаний или информативным обществом [5] (Orozonova, Myrzabaeva, 2019).

Обеспечение нового качественного развития экономики, способной производить конкурентоспособную и экспортно ориентированную продукцию в несырьевых отраслях экономики, является одной из приоритетных задач. С этой целью в Казахстане была разработана Программа индустриально-инновационного развития на 2020–2025 гг., ключевые подходы которой легли в основу формирования экономики сервисно-технологической направленности.

Одной из целей Программы индустриально-инновационного развития является создание конкурентоспособной и диверсифицированной промышленности, а также подготовка условий для перехода к сервисно-технологической экономике путем инновационного развития.

Курс на инновационное развитие требует существенного смещения приоритетов в инвестиционной политике в сторону новых технологий и развития человеческого потенциала [6] (Tagarov, 2019). Связь этих двух факторов неразрывна, поскольку без наличия науки и системы образования невозможно создать и эксплуатировать новацию.

При реализации Программы важная роль отводится функционированию специальных институтов развития, которые получили финансовую поддержку государства (рис. 3).

Рисунок 3. Институты инновационного развития и их бюджетная поддержка

Источник: составлено авторами.

Помимо активизации работы Банка развития важные функции возлагаются на созданные институты: Казахстанский инвестиционный фонд; Инновационный фонд; Корпорация по страхованию экспорта и др. Институты развития существуют во многих странах мира, где они являются частными и независимыми, в Казахстане такие институты учредило государство с целью ускорения инновационного развития экономики.

Банк развития является основным институтом инновационного развития, создан еще в 2001 году для повышения эффективности государственной инновационной деятельности. Он формирует базу для привлечения средних и краткосрочных заемных средств для поддержки частного сектора и государства в перерабатывающих отраслях и инфраструктуре в части инвестиционно-инновационных проектов, обеспечивающих техническое перевооружение и модернизацию производства.

Казахстанский инвестиционный фонд выполняет важнейшую роль при реализации государственной инновационной политики в части оказания финансовой поддержки инициатив частного сектора в несырьевом секторе экономики путем долевого участия в уставном капитале предприятий. Основными задачами инвестиционного фонда являются создание венчурных фондов и инвестирование венчурных проектов, предоставление инвестиционных грантов, управление акциями инвестируемых предприятий. Деятельность фонда позволяет правительству участвовать в создании новых и важных конкурентоспособных производств и предприятий.

Инновационный фонд как институт развития призван стимулировать венчурную функцию рыночной экономики, необходимую для создания и развития высокотехнологических отраслей экономики. В Казахстане функционирует несколько крупных инновационных фондов с государственным участием – ЗАО «Республиканский инновационный фонд», АО «Национальный инновационный фонд», «Инновационный государственный фонд».

Фонд науки функционирует как некий специальный бюджетный счет без эффективных действенных механизмов управления его средствами. Бюджетные средства, выделяемые на научные исследования, распыляются, истинно новые направления не поощряются, отсутствует эффективный контроль и оценка результатов исследований. На сегодня Фонд не является генерирующим центром в структуре инновационной деятельности, который подготавливает «питательную среду» и обеспечивает информационную поддержку новых разработок. В перспективе он должен выполнять функции Государственного института инновационного развития.

Удельный вес затрат на исследования и разработки по отношению к ВВП в Казахстане в 2019 году составил всего 0,12%, тогда как в США – 2,8%, Германии – 3,1%, Франции – 2,2%, России – 1,0%, Белоруссии – 0,6% [7].

Как видно на рисунке 4, доля внутренних затрат на НИОКР в Казахстане стабильно снижается на протяжении 17 лет с 0,25% в 2003 году до 0,12% в 2019 году.

Рисунок 4. Доля внутренних затрат на НИОКР от валового внутреннего продукта Казахстана, %

Источник: составлено авторами на основе [9].

Опрос 701 представителя науки, проведенный в 2017 году исследовательским центром Bisam Central Asia [8], выявил, что опыт и квалификация кадров являются самыми сильными сторонами казахстанской науки, а заработная плата научных работников и материально-техническое оснащение научных учреждений – самой слабой стороной.

Такие тенденции финансирования науки негативно отражаются не только на временной задержке реализации результатов научных исследований в практике инновационной деятельности, но и приводят к утечке мозгов – высококвалифицированные ученые, не нашедшие финансовое обеспечение для реализации своих исследований, покидают не только этот сектор экономики, но и страну [10] (Vechkinzova, Iskakov, 2017). Статистика численности исследователей НИОКР в Казахстане уже показывает снижение численности исследователей на 16,4% с 2014 по 2018 год [9]. Очевидно, что именно Фонд науки должен быть флагманом создания условий для научной деятельности в государстве, разрабатывать и предлагать эффективные и результативные меры поддержки и развития казахстанских ученых, но к сожалению, на сегодняшний день это не так.

Центр инжиниринга и трансферта технологий призван оказывать предприятиям инжиниринговые услуги, осуществлять трансферт передовых зарубежных технологий, маркетинг внешнего и внутреннего рынков технологий и анализ мировых тенденций развития данной сферы услуг.

Центр маркетингово-аналитических исследований создан для снабжения инвесторов и производителей высоких и наукоемких технологий и инновационной продукции актуальной информацией о результатах исследований состояния, перспективах и конъюнктуре казахстанских и зарубежных рынков, возможностях присутствия там казахстанских товаров и услуг.

Корпорация по страхованию экспорта оказывает услуги страхования и перестрахования политических и регулятивных рисков для казахстанских производителей-экспортеров. По мере роста страхового фонда и его готовности страховать риски экспортно-импортных операций корпорация сосредоточит свою активность на страховании политических рисков и распространении коммерческой информации о международных рынках.

В Программе индустриально-инновационного развития определен ряд мероприятий в общенациональном масштабе, которые обеспечивают функционирование инновационного развития государства (рис. 5).

Рисунок 5. Факторы, обеспечивающие инновационное развитие экономики

Источник: составлено авторами.

Новое поле для развития сотрудничества с иностранными инвесторами открывают и создаваемые в Казахстане специальные экономические зоны как один из видов инновационной инфраструктуры. Среди них СЭЗ «Морпорт Актау» (транспортно-логистические услуги), «Астана – Новый город» (строительство и производство строительных материалов), Парк информационных технологий вблизи Алматы, «Оңтүстік» в Южно-Казахстанской области (развитие текстильной промышленности), Национальный индустриальный нефтехимический технопарк в Атырауской области, а также СЭЗ «Бурабай» (развитие туристического кластера).

В этих зонах инвесторам предоставляются земельные участки, обеспеченные всей инфраструктурой, необходимой для эффективной организации новых производств. На их территории действует режим свободной таможенной зоны, а также предусмотрены значительные налоговые льготы. Это позволяет не только стимулировать инвестиции в обрабатывающий сектор, но и определять месторасположение точек промышленного роста в соответствии с государственной экономической и региональной политикой [11] (Vechkinzova, Goridko, 2017).

В рамках Таможенного союза для Казахстана сохраняются инвестиционные преференции на освобождение от уплаты таможенных платежей на оборудование и комплектующие, ввозимые для реализации инвестиционных проектов на территории республики.

Таким образом, в Казахстане уже сегодня имеются условия для создания производств, ориентированных не только на внутренний рынок, но и на соседние страны, в первую очередь на рынок Таможенного союза.

Как видно из рисунка 5, инновационная экономика предусматривает внедрение опережающей подготовки и переподготовки кадров в общенациональном масштабе как одного из важнейших факторов реализации Программы индустриально-инновационного развития Казахстана.

Совершенствование человеческого потенциала и подготовка высококвалифицированных профессиональных кадров является неотъемлемым условием индустриально-инновационного развития экономики [12] (Vechkinzova, 2018). На сегодня кадровый потенциал Казахстана отстает от показателей развитых стран и не отвечает перспективам инновационного развития, поскольку удельный вес студентов по научно-техническим специальностям от численности населения в возрасте 20–29 лет составляет 7%, что значительно меньше среднеевропейского уровня (11,3%) и показателя США – 10,2%. Развитые страны, кроме того, прибегают к «импорту мозгов» за счет высокого жизненного уровня.

Для реализации Программы Министерством труда Республики Казахстан создаются центры, занимающиеся вопросами мониторинга спроса и предложения рабочей силы в разрезе специальностей, требуемых для промышленных предприятий, профессиональной подготовкой, аттестацией и переподготовкой рабочих и технических специалистов с участием государственного и частного сектора. Создание центров предусмотрено во всех регионах страны.

Рассмотренная выше институциональная система поддержки инновационного развития была создана в Казахстане в 2001–2003 годах. И первые ее результаты уже можно было фиксировать начиная с 2005 года (рис. 6).

Рисунок 6. Динамика показателей инновационного развития в Казахстане за 2005–2019 годы

Источник: составлено авторами на основе [9].

За 17 лет объем инновационной продукции в стране вырос в 17 раз с 65,02 млрд тенге в 2003 до 1 113,57 млрд тенге в 2019 году. Общий валовый объем продукции в Казахстане рос практически пропорционально, поэтому доля инновационной продукции в ВВП Казахстана оставалась практически постоянной на протяжении всего этого периода: 1,27% в 2005 году до 1,6% в 2019 году. Однако необходимо обратить внимание на пятикратный рост уровня инновационной активности предприятий и организаций по технологическим инновациям, что может наряду с другими факторами являться подтверждением результативности деятельности институтов инновационного развития в Казахстане.

Учитывая, что технологические и продуктовые инновации в основном создаются в рамках малых и средних предприятий (МСП), представляется интересной динамика выпуска продукции МСП и ее связь с ВВП Казахстана (рис. 7).

Рисунок 7. Динамика вклада МСП в ВВП Республики Казахстан

Источник: составлено авторами на основе [13].

Как видим, доля МСП в ВВП Казахстана также выросла в три раза с 10,5% в 2005 году до 31,7% в 2019 году. Конечно, нельзя утверждать, что рост количества МСП произошел только за счет увеличения именно инновационных малых и средних предприятий, но общие тенденции инновационного развития привели к увеличению предпринимательской активности и улучшению показателей рынка труда [14] (Petrenko, Vechkinzova, 2019).

На рисунке 8 видно, что численность занятых в МСП за рассматриваемый период практически удвоилась, а доля занятых в МСП в общей численности занятых в стране увеличилась на 52% (с 25,8% в 2005 году до 39,3% в 2019 году).

Рисунок 8. Доля занятых в МСП в общей численности занятого населения Казахстана

Источник: составлено авторами на основе [13].

Гипотезу о влиянии инновационных процессов в Казахстане на стабилизацию рынка труда также подтверждает рассчитанный авторами коэффициент корреляции между показателями объема выпущенной инновационной продукции и численностью занятых в малых и средних предприятиях – R = 0,83, что говорит о наличии сильной связи в динамике этих двух показателей.

Заключение

Одной из приоритетных задач государства является обеспечение качественно нового развития экономики, способной производить конкурентоспособную и экспортно ориентированную продукцию в несырьевых отраслях экономики. Ускорение экономического развития приводит к снижению безработицы, бедности и надлежащей социальной защите части населения, испытывающей в этом потребность [5] (Orozonova, Myrzabaeva, 2019). Приоритетами в инвестиционной политике Казахстана при реализации Программы индустриально-инновационного развития являются развитие инновационных технологий и человеческого потенциала. Опыт 17 лет реализации институциональных мер обеспечения инновационного развития показывает результативность выбранного направления не только с позиции диверсификации экономики, но и стабилизации рынка труда. Приоритетами дальнейшей работы институтов развития должны стать оценка эффективности реализуемых ими мер, выделение перспективных ниш инновационного развития экономики Казахстана и оказание адресной поддержки.


Источники:

World economic forum [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org/reports (дата обращения 01.12.2020).
2. Аубакирова Г.М. Новые подходы к построению модели экономического роста Казахстана // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 1. – с. 123-134. – doi: 10.18334/eo.9.1.39729.
3. Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. Статистика инвестиций. [Электронный ресурс]. URL: https://stat.gov.kz/official/industry/161/statistic/6 (дата обращения 01.12.2020).
4. Национальный банк Республики Казахстан. Инвестиции в Республику Казахстан. [Электронный ресурс]. URL: https://nationalbank.kz/ru/news/pryamye-investicii-po-napravleniyu-vlozheniya (дата обращения 01.12.2020).
5. Орозонова А.А., Мырзабаева Н.М. Проблемы рынка труда в странах ЕАЭС // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 2. – с. 771-778. – doi: 10.18334/eo.9.2.39780.
6. Тагаров Б.Ж. Информационные причины дискриминации на рынке труда // Экономика труда. – 2019. – Том 6. – № 1. – с. 145-156. – doi: 10.18334/et.6.1.39701.
7. Мировой атлас данных. [Электронный ресурс]. URL: https://knoema.ru/atlas (дата обращения 01.12.2020)
8. Цой Е. Сколько тратит Казахстан на научные исследования? [Электронный ресурс]. URL: https://vlast.kz/jekonomika/21610-skolko-tratit-kazahstan-na-naucnye-issledovania.html (дата обращения 01.12.2020)
9. Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. Статистика инноваций. [Электронный ресурс]. URL: https://stat.gov.kz/official/industry/24/statistic/7 (дата обращения 01.12.2020)
10. Вечкинзова Е.А., Искаков А. Анализ положения политики открытого доступа в казахстанской науке. Научная периодика: проблемы и решения. 2017. Т. 7. № 1. С. 7-19
11. Вечкинзова Е.А., Горидько Н.П. Кластеризация регионов Казахстана: роль инноваций и инвестиций. Материалы IV Всероссийского симпозиума по региональной экономике. Екатеринбург: Институт экономки УрО РАН, 2017. С. 83-87
12. Вечкинзова Е.А. Инновационный потенциал экономического развития регионов Республики Казахстан. Друкеровский вестник. 2018. № 1 (21), С. 183-193
13. Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. Статистика труда и занятости. [Электронный ресурс]. URL: https://stat.gov.kz/official/industry/25/statistic/6 (дата обращения 01.12.2020)
14. Петренко Е.С., Вечкинзова Е.А. Анализ эффективности финансирования программ поддержки малого бизнеса в Республике Казахстан. Экономика Центральной Азии. 2019. – Том 3. – № 4. – С. 19-34. – doi: 10.18334/asia.3.1.40757 ISSN: 2542-0607

Страница обновлена: 05.05.2021 в 12:16:40