Как сформулировать название для своей статьи

Название статьи — это первое, что узнают о ней редакторы и читатели журнала.
Как правильно выбрать название, чтобы оно хорошо смотрелось в журнале и не вызвало вопросов при защите диссертации? Какие особенности нужно учесть?
1. Название статьи должно соответствовать ее содержанию.
Вряд ли нужно подробнее пояснять необходимость этого. Тем не менее, когда статья будет готова, обязательно проверьте, правильно ли название отражает содержание статьи.
2. Название статьи должно соответствовать теме исследования, если статья является только его частью (диссертации).
Основные результаты диссертационного исследования должны быть опубликованы в журналах из перечня ВАК. Название статьи нужно будет указать в автореферате. Поэтому оно должно содержать информацию о том, какие именно результаты опубликованы в статье. Таким образом, правильно подобранное название позволит избежать вопросов ученого секретаря диссертационного совета.
3. Название статьи должно вписываться в стиль журнала.
В каждом журнале существует свой стиль для названий статей. Если название вашей статьи выбивается из этого стиля, редактор может предложить изменить его. Это обычное явление, но дополнительная работа может увеличить время рассмотрения статьи.
Чтобы избежать этого, зайдите на сайт журнала, в который вы собираетесь отправить статью, посмотрите содержание последних номеров и проверьте, будет ли ваше название органично смотреться в журнале.
Следование этим рекомендациям позволит сократить как время рассмотрения статьи в редакции научного журнала, так и время оформления документов перед защитой.
Название должно быть лаконичным, но достаточно емким, чтобы обозначить новизну результатов исследования.
Практикуется три вида названия:
1) Краткое
Например, «Повышение лояльности клиентов автосервисного предприятия». Такое название будет хорошо смотреться в журнале с широкой тематикой.
При этом название не должно вызывать вопроса «Разве никто не писал об этом раньше?» Задайте себе такой вопрос. Если ответ будет положительным, то в названии стоит конкретизировать новизну именно вашей статьи.
2) Подробное
Например, «Повышение лояльности клиентов автосервисного предприятия за счет использования именных карт и персональных менеджеров». Это название для журнала с узкой специализацией, поскольку в таком журнале могут рассматриваться более узкие вопросы и читателям понадобится уточнить, о чем именно пойдет речь в статье.
3) В виде вопроса
«Как увеличить повторные обращения клиентов автосервиса за счет карт лояльности?». В российской практике сложилось скептическое отношение к таким названиям, поскольку их почему-то считают «ненаучными». Но такие названия не просто отражают новизну исследования, но и показывают, на какой вопрос искал ответ автор. Скорее всего, читателей также волнует этот вопрос, они скорее откроют полный текст такой статьи.
 
Избегайте следующих форм:

  • «К вопросу о …«

Это название больше подходит для комментария, но не для результата исследования. Скорее всего, статья с таким названием будет опубликована в разделе коротких сообщений, где ее увидит наименьшее количество читателей.

  • «Некоторые особенности …»

В названии лучше подробно указать какие именно особенности вы рассмотрели. Если вы рассматриваете их в рамках одной статьи, значит, в них есть какой-то общий признак. Если же эти особенности совершенно разнородные, то лучше изложить их в разных статьях.

  • «Аутсорсинг как метод повышения эффективности малых предприятий»

Этот вариант больше подходит для параграфа учебника или пособия. Иногда (очень редко) такая формулировка возможна, если такое сопоставление несет явную новизну. Но в большинстве случаев лучше переформулировать название, чтобы в нем содержалась динамика исследования, например «Повышение эффективности малых сервисных предприятий за счет использования аутсорсинга».
 
Исключения из этих правил возможны. Но если вы не готовы обосновать, что должно быть именно так – лучше измените заголовок, чтобы избежать лишних вопросов рецензентов.

Вернуться к содержанию