Угрозы продовольственной безопасности России
Сергеева И.А.1, Сергеев А.Ю.1
1 Пензенский государственный университет
Скачать PDF | Загрузок: 19 | Цитирований: 45
Статья в журнале
Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 1, Номер 1 (Октябрь-Декабрь 2014)
Цитировать:
Сергеева И.А., Сергеев А.Ю. Угрозы продовольственной безопасности России // Продовольственная политика и безопасность. – 2014. – Том 1. – № 1. – С. 13-24. – doi: 10.18334/.1.1.253.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=24219144
Цитирований: 45 по состоянию на 19.12.2023
Аннотация:
Продовольственная безопасность является составной частью национальной безопасности государства, основной задачей которой является поддержание на необходимом уровне продовольственное снабжение населения.
Основная проблема продовольственной безопасности России заключается в том, что она не обеспечивает на приемлемом уровне потребление своими гражданами основных продуктов питания. Значительная доля продовольствия импортируется. В связи с этим решение проблем обеспечения продовольствием населения собственного производства весьма актуально.
Проведенное исследование позволило: проанализировать основные внешние и внутренние угрозы продовольственной безопасности; дать сравнительную характеристику используемых ресурсов по некоторым видам сельскохозяйственной продукции; дать оценку влияния международной политической ситуации на внутренний рынок продовольствия.
Рассмотрены меры принимаемые правительством и законодательными органами Российской Федерации по созданию условий для развития собственного производства продуктов питания. Предложены мероприятия по эффективному развитию сельскохозяйственного производства в сложившихся экономических условиях.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, основные внешние и внутренние угрозы продовольственной безопасности, ресурсы использовании продукции, задачи обеспечения продовольственной безопасности, развитие сельскохозяйственного производства
JEL-классификация: Q11, Q18
Проблема продовольственной безопасности все больше приобретает глобальный характер. Продовольственная безопасность любого государства с рыночной экономикой поддерживается правительственными мерами, направленными на защиту отечественных производителей и экспортеров от иностранной конкуренции. При некоторых различиях в подходах разных стран к определению продовольственной безопасности общим для всех является требование поддержания на необходимом уровне продовольственного снабжения населения, который гарантировал бы устойчивое экономическое развитие и социально-политическую стабильность в обществе.
Обеспечение продовольственной безопасности России является важнейшей стратегической задачей, так как способность государства организовать функционирование важнейшей сферы жизнеобеспечения населения – продовольственной – является необходимым условием его национальной безопасности и суверенитета, гарантией социального спокойствия в обществе. Продовольственную безопасность страны характеризуют: уровень и качество питания населения, физическая и экономическая доступность продовольствия, уровень производственного потенциала агропромышленного комплекса, независимость продовольственного обеспечения страны от импорта, устойчивость системы продовольственного обеспечения, размеры оперативных и стратегических резервов продовольствия.
Особенностью текущего периода является многосторонний характер угроз продовольственной безопасности страны.
Под угрозой продовольственной безопасности понимается совокупность условий и факторов, которые приводят к ухудшению состояния обеспеченности продуктами питания, к снижению доступности продуктов питания для большинства населения страны.
К основным внутренним угрозам относят:
- низкие реальные доходы основной части населения и высокая степень его закредитованности;
- сокращение числа малых форм хозяйствования, концентрация производства в рамках отдельных предприятий и холдингов.
- изменение структуры потребления и требований к качеству продовольственных товаров;
- углубление имущественного расслоения общества;
- низкая конкурентоспособность сельского хозяйства, пищевой промышленности;
- низкий уровень развития отраслей, обеспечивающих сельское хозяйство материально-техническими ресурсами (услугами);
- открытость рынка и преобладание импортной продукции;
- неразвитость инфраструктуры продовольственного рынка,
- рост безработицы, ухудшение социальной ситуации на селе;
- зависимость агропродовольственного рынка от рынка энергоресурсов;
- незавершенность земельной реформы (в отдельных республиках), что создает условия для массового теневого оборота земли;
- переход крупных землевладений под контроль иностранцев. От 75 до 99,9% пакетов акций 5 из 10 крупнейших сельскохозяйственных организаций России принадлежат иностранным юридическим лицам [1].
К основным внешним угрозам продовольственной безопасности относят:
- состояние внешнеэкономических связей, экономические санкции со стороны ряда государств;
- возрастающие риски нестабильности мировой экономики;
- низкую конкурентоспособность отечественных сельскохозяйственных продуктов;
- изменение курса национальной валюты;
- динамика мировых цен на продукты питания;
- сокращение уровня мировых запасов продовольствия;
- повышение цен на энергоресурсы;
- ограничения на ведение торговли продовольственными товарами на мировом агропродовольственном рынке.
В настоящее время проблема обеспечения продовольственной безопасности заключается в том, что, Россия до сих пор не вышла на приемлемый уровень потребления своими гражданами основных продуктов питания. В России потребление населением основных продуктов питания ниже их рациональных норм [2]. Однако даже этот уровень потребления достигается не только за счет собственного производства, но и в значительной мере за счет импорта. Доля отечественной продукции в общем объеме потребления, в 2014 году составляла: по мясу и мясопродуктам – 82,7 %; по молоку и молокопродуктам –78,7% (таблица 1).
Таблица 1
Ресурсы использования продукции сельского хозяйства РФ [3]
Показатели
|
Зерно
|
Молоко и молокопродукты
|
Мясо и мясопродукты
| ||||||
млн.тонн
|
тыс. тонн
|
тыс. тонн
| |||||||
1991 г.
|
2002 г.
|
2014 г.*
|
1991
г. |
2002
г. |
2014
г.* |
1991 г.
|
2002 г.
|
2014 г.*
| |
Производство
|
89,1
|
86,5
|
104,2
|
51887
|
33462
|
30553
|
9375
|
4733
|
8911
|
Потребление
|
120,3
|
79,9
|
67,9
|
58869
|
37990
|
38839
|
10659
|
7306
|
10778
|
Импорт
|
20,7
|
1,6
|
1,0
|
6851
|
4989
|
8995
|
1521
|
2697
|
1902
|
Экспорт
|
0,4
|
13,8
|
30,1
|
144
|
460
|
629
|
92
|
34
|
135
|
Потери
|
1,7
|
0,8
|
0,9
|
69
|
30
|
24
|
104
|
17
|
16
|
Доля
собст-венного про-изводства к общему объё-му товарных ресурсов, %
|
91,29
|
98,84
|
99,36
|
88,77
|
87,49
|
83,71
|
87,16
|
66,20
|
83,71
|
Требуемые
значения соб-ственного производства
|
95,0
|
95,0
|
95,0
|
90,0
|
90,0
|
90,0
|
85,0
|
85,0
|
85,0
|
Отклонение
(+.–), п.п. |
3,7
|
-3,8
|
-4,4
|
1,2
|
2,5
|
6,3
|
-2,2
|
18,8
|
1,3
|
В 2014 г. в стране было произведено 8911 тыс. т мяса и мясопродуктов (лишь на 5% меньше, чем в 1991 г.), молока и молочных продуктов – 30553 тыс. т (на 41% меньше, чем в 1991 г.), а производство зерна составило 104,2 млн. т (что превысило даже уровень 1991 г. на 17%). Однако, прирост импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия существенно опережает по темпам прирост валовой продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов. Такая зависимость кроме всего прочего опасна по причине низкого качества зарубежной продукции, применения ГМО.
Обостряют проблему продовольственной безопасности в России, вынужденные в качестве ответных мер на введение санкции со стороны ряда стран, запрет на ввоз отдельных видов продуктов. Правительство РФ 7 августа 2014 года опубликовало список продуктов, запрещенных к ввозу в Россию. В него вошли товары из США, Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии. Обеспечить контроль за выполнением поручено Федеральной таможенной службе. Запрещены к ввозу мясо крупного рогатого скота, свинина, мясо домашней птицы, мясо соленое, сушеное или копченое, рыба и ракообразные, моллюски. Ограничения коснулись также молока и молочной продукции, сыров, творога на основе растительных жиров, колбасы и аналогичных продуктов из мяса, овощей, корнеплодов, фруктов и орехов [4].
Законопроект о запрете к ввозу в Россию определенных продуктов в итоге будет уменьшать обороты импорта и стоимость такого товара, а соответственно и в какой-то мере усугублять продовольственную проблему, если отечественный производитель не сможет предоставить на прилавки необходимые продукты питания по доступным ценам.
Вторая угроза продовольственной безопасности более масштабна - подконтрольность значительной части крупнейших производителей сельхозпродукции и продовольствия иностранным юридическим лицам.
Большинство граждан не предполагает, что одни из крупнейших марок, которые производят продукцию в России, на самом деле не являются собственностью соотечественников. К примеру, контроль над пищевой продукцией России держат всего 10 крупнейших транснациональных корпораций, которые и производят большую часть приобретаемых россиянами продуктов: Nestlé, Cargill, PepsiCo, Kraft Foods, Coca-Cola, Kellogg’s, P&G, Mars, General Mills, Unilever. Сферы влияния между ними давно поделены. Coca-Cola и PepsiCo вдвоём контролируют рынок соков, так же PepsiCo и «Danone-Юнимилк» держат под контролем всю молочную продукцию [5], а в частности:
· почти 60% рынка переработки молока;
· более 70% рынка соковой продукции;
· порядка 80% рынка замороженных овощей и фруктов;
· более 90% рынка плодовоовощной консервации.
Большинство российских компаний принадлежат зарубежным собственникам: «Вимм-Биль-Данн» – «PepsiCo»; «Домик в деревне» – «PepsiCo» (выручка от продаж бренда – 20 млрд. руб.; рекламный бюджет бренда - более 400 млн. руб. в год); «Юнимилк» – «Danon»; «Лебедянский» – «PepsiCo»; «Хлебный Дом» – «Fazer Bakeries»; «Простоквашино» – «Danon» (выручка от продаж бренда – более 30 млрд. руб. в год; рекламный бюджет бренда – более 200 млн. руб. в год); «Чудо» – «PepsiCo» (выручка от продаж бренда – почти 20 млрд. руб. в год; рекламный бюджет бренда – более 700 млн. руб.) и др. [5].
Совокупные доходы этих корпораций превышают объемы ВВП большинства стран мира, составляя порядка $ 4,2 трлн. (для сравнения: расходная часть бюджета лидера европейской экономики - Германии в 2011 году составила 305,8 млрд. евро (около $ 438 млрд.). Потери отечественных производителей с каждым годом увеличиваются, а проблемы продовольственной угрозы из-за объявленных санкций и противостояния запада, только усложняются [5].
Высокая импортная зависимость страны по отдельным видам продовольствия существенно снижает продовольственную безопасность и значительно ущемляет ее национальные интересы, так как, приобретая импортное продовольствие, мы поддерживаем экономику зарубежных стран, ухудшая благосостояние населения нашей страны.
Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации являются:
- обеспечение населения за счет отечественного производства основными видами продовольствия;
- государственная гарантия высокого качества и безопасности потребляемых продуктов питания;
- предотвращение внутренних и внешних угроз нарушения продовольственной безопасности.
Продовольственная безопасность Российской Федерации предполагает постоянную готовность государства к предотвращению нарушения системы обеспечения граждан продуктами питания, для чего необходимо иметь стратегический запас продовольствия и надежную систему его распределения.
Правительством страны принимаются определённые меры в направлении обеспечения продовольственной безопасности. В 2010 году Указом президента РФ была утверждена Доктрина продовольственной безопасности. В ней подчеркнута необходимость надежного обеспечения населения России продовольствием, развития отечественного агропромышленного комплекса.
Согласно положениям Доктрины состояние продовольственной безопасности Российской Федерации определяется удельным весом отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющих пороговые значения. Ориентирами обеспечения продовольственной независимости России являются целевые показатели удельного веса продукции собственного производства в потреблении населения: зерно – не менее 95%; молоко – не менее 90%; мясо и мясопродукты – не менее 85%; сахар, растительное масло, рыбная продукция – на уровне 80 процентов [6].
Целевых показателей Россия достигла только по зерну и хлебопродуктам. Импортная зависимость сильнее всего проявляется на рынке мяса и мясопродуктов.
В современной России не обеспечен ключевой критерий продовольственной безопасности – экономическая доступность продовольствия должного объёма и качества для всех социальных групп населения. Препятствием тому служит дискриминационная по отношению к подавляющему большинству населения страны система распределения национального дохода. Для обеспечения экономической доступности продовольствия для всего населения нашей страны необходимы изменения действующей модели отечественной экономики.
Правительством РФ 27 января 2015 г. утвержден план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности. Данный план нацелен на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры.
В число ключевых направлений действий Правительства РФ включены:
- поддержка импортозамещения и экспорта;
- содействие развитию малого и среднего предпринимательства;
- создание возможностей для привлечения оборотных и инвестиционных ресурсов;
- компенсацию дополнительных инфляционных издержек наиболее уязвимым категориям граждан (пенсионеры, семьи с несколькими детьми);
- снижение напряженности на рынке труда и поддержку эффективной занятости и т. п.
Наряду с реализацией оперативных мер антикризисного реагирования приоритетным направлением работы Правительства Российской Федерации будет реализация структурных реформ, направленных на диверсификацию экономики и создание условий для устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе.
Решение проблемы обеспечения продовольственной безопасности должно быть направлено на усиление восприимчивости сфер агропромышленного комплекса к инновационному развитию, позволяющему наиболее полно использовать позитивное воздействие внешних и внутренних факторов для повышения эффективности и конкурентоспособности производимой продукции.
Важными направлениями эффективной стратегии развития сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности России являются:
- определение социальных приоритетов;
- развитие интеграционных процессов;
- учёт региональных особенностей;
- изменение структуры занятости сельского населения, сокращение низкооплачиваемых рабочих мест;
- развитие внутреннего рынка продовольствия, поддержка и защита отечественных товаропроизводителей, сокращение потерь сельскохозяйственных продуктов, более полное использование существующих в сельском хозяйстве резервов;
- качественное изменение структуры агропромышленного производства посредством стимулирования платежеспособного спроса;
- повышение общего уровня доходов населения;
- разработка специальных целевых программ, направленных на социальную защиту населения России в области продовольственного обеспечения;
- формирование резервов продовольствия через интервенции на продовольственном рынке;
- обеспечение постепенного перехода на эквивалентные отношения, поддержка доходов сельских товаропроизводителей на уровне, обеспечивающем расширенное воспроизводство и реализацию социально-ориентированных программ для села, формирование единого экономического пространства на территории всей страны;
- установление предельного размера посреднических и торговых наценок по видам конечной продукции относительно закупочной цены на продукты сельского хозяйства или оптовой цены перерабатывающих предприятий и т. п.
Целесообразно на национальном уровне реализовать механизмы обеспечения продовольственной безопасности [7]:
- осуществлять государственную и региональную поддержку отечественного производителя сельскохозяйственной продукции на всех уровнях: законодательном, налогово-финансовом, научно-технологическом, информационном и т.д., включая компьютеризацию сельскохозяйственного производства с контролем качества на всех его технологических этапах, вплоть до поставки конечным потребителям;
- создать необходимые мощности и технологические парки для производства достаточных физических объёмов продовольствия;
- создать необходимую логистическую инфраструктуру для хранения и транспортировки продовольствия к зонам потребления;
- обеспечить уровень доходов населения, не препятствующий экономической доступности продовольствия должного объёма и качества для подавляющего большинства жителей;
- реализовать универсальные, производящие большинство продовольственного спектра агропромышленные модели;
- активно внедрять передовые и эффективные технологии сельскохозяйственного производства;
- создать необходимые условия для перехода к инновационной модели обеспечения продовольственной безопасности.
Предложенные мероприятия позволят концентрировать имеющиеся ресурсы, повысить их отдачу за счет улучшения координации действий, обеспечить гарантию востребованности продукции каждого предприятия; стабилизировать их экономику. Выработка стратегии развития сельского хозяйства, направленная на его устойчивое развитие позволит обеспечить потребности населения продукцией собственного производства, то есть обеспечить продовольственную безопасность страны.
Источники:
2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.08.2010 № 593н «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания».
3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.
4. Жаворонкова И. В Думу внесли законопроект об ограничении доли импортных продуктов до 50%.
5. Доклад Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации «Продовольственная безопасность в России: мониторинг, тенденции и угрозы». — М.: 2014.
6. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120.
7. Доклад группы экспертов Изборского клуба «О продовольственной безопасности России».
Страница обновлена: 19.07.2024 в 00:50:36