Об инвестиционных и бюрократических проблемах экономики России
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6 (42), Июнь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Потемкин А.П. Об инвестиционных и бюрократических проблемах экономики России // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 6. – С. 14-19.
Аннотация:
Важнейшей задачей государства на фондовом рынке является выпуск инвестиционных займов. Сегодня уже отпала необходимость в использовании доходов от эмиссии государственных ценных бумаг на покрытие дефицита федерального бюджета – он сводится с профицитом. Также нет нужды финансировать текущие потребности бюджета за счет размещения долговых обязательств. Несмотря на это, в стране до сих пор не проведено ни одного инвестиционного займа. Чиновники, пытающиеся командовать рынком, как в свое время планово(административной экономикой, никак не могут понять, что ценные бумаги – это инвестиционный инструмент, что доходы от их размещения должны идти на развитие национальной экономики.
Ключевые слова: инвестиции, долговые обязательства, инвестиционные займы
Важнейшей задачей государства на фондовом рынке является выпуск инвестиционных займов. Сегодня уже отпала необходимость в использовании доходов от эмиссии государственных ценных бумаг на покрытие дефицита федерального бюджета – он сводится с профицитом. Также нет нужды финансировать текущие потребности бюджета за счет размещения долговых обязательств. Несмотря на это, в стране до сих пор не проведено ни одного инвестиционного займа. Чиновники, пытающиеся командовать рынком, как в свое время планово-административной экономикой, никак не могут понять, что ценные бумаги – это инвестиционный инструмент, что доходы от их размещения должны идти на развитие национальной экономики.
В качестве ценных бумаг сегодня должны применяться: а) Государственные краткосрочные облигации (ГКО), выпускаемые сроком на 6, 8, 12 месяцев; б) облигации федерального займа (ОФЗ) со сроком обращения от 2 до 4 лет; в) долгосрочные обязательства со сроком обращения 5–10 лет. При этом доходы от размещения ГКО могут использоваться для предоставления краткосрочных – через коммерческие банки – кредитов предприятиям. Доходы от среднесрочных и долгосрочных займов должны расходоваться на обновление буквально обветшавших основных производственных фондов предприятий.
Помимо усиления инвестирования в реальный сектор, выпуск подобных займов позволит резко увеличить срок государственного внутреннего долга. Это явится существенным фактором стабилизации рынка: государству не придется в спешном порядке, подобно ситуации 1996–98 годов, изыскивать средства для погашения очередного займа, то есть практически строить новую пирамиду государственных ценных бумаг.
Помимо государственных займов, рассчитанных на юридические лица, необходимо резко увеличить количество займов, предназначенных для населения. Речь идет об облигациях сберегательных займов. Причем емкость рынка этих ценных бумаг постоянно сокращается. Если в первой половине 1998 года количество облигаций государственных сберегательных займов (ОГСЗ) в обращении составляло около 2,5 миллиарда долларов – это 5-7% от накоплений населения в наличных долларах, то в начале 1999 года на рынке обращалось облигаций сберегательного займа всего на сумму 0,7–0,8 миллиарда долларов. И уже совершенно неприемлемая ситуация сложилась к концу 2002 года, когда емкость рынка сбероблигаций сократилась до 0,3 миллиарда долларов. Это означает, что в ценные бумаги вложено всего около 0,1 процента свободных денежных средств населения. Остальные по-прежнему «вкладываются под матрац».
В условиях огромного спроса на инвестиции недопустимо, чтобы десятки миллиардов долларов находились на руках населения без движения. Необходимо вовлечь эти деньги в инвестиционную сферу, заставить их работать на экономику страны. Я уже многие годы пишу о необходимости увеличения выпуска ценных бумаг для населения. Эта же проблема неоднократно поднималась в трудах Института международных экономических и политических исследований РАН, в исследованиях Института экономики, МГУ, других академических научных учреждений. Руководство Минфина, Центробанка, федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ) сменилось за эти годы ни один раз. Но по-прежнему глухи эти ведомства к призывам экспертов об увеличении выпуска сберегательных ценных бумаг.
По-прежнему не понимают финансовые власти, что центральной проблемой фондового рынка страны является недостаток займов для населения. Даже в дореформенном 1991 году на рынке обращалось сразу четыре вида таких ценных бумаг. В настоящее время – только одна. Для стабилизации рынка, привлечения свободных денежных средств, находящихся на руках у граждан, на нужды экономики необходимо радикально изменить политику в области государственных займов для населения.
Помимо реализации потенциала сберегательного займа, в ближайшее время нужно приступить к выпуску выигрышных, процентно-выигрышных, твердопроцентных, краткосрочных и других займов, рассчитанных на физические лица. Эй, люди из Минфина! Это жизненная необходимость для нашей экономики. Сделайте, наконец, хотя бы один полезный шаг!
Для оценки перспектив развития страны на ближайшие годы чрезвычайно важно понять, что возобновление «строительства финансовых пирамид» в условиях, когда важнейшим фактором оживления экономики является рост цен на нефть, является крайне опасной затеей. Падение цен на нефть приведет к неминуемому кризису на фондовом рынке, который спровоцирует кризис на кредитном и валютном рынках. Вновь под угрозой развала окажется банковская система. Однако новый кризис для банковской системы чреват гораздо более серьезными последствиями по сравнению с теми, которые имели место после дефолта 1998 года.
Две трети емкости рынка государственных ценных бумаг приходится на Сбербанк. Крах новой пирамиды госбумаг он не выдержит. Трудно даже себе представить все последствия банкротства Сбербанка. Это глубочайшая дезорганизация всей кредитно-депозитной деятельности, взлет процентных ставок до заоблачных высот, банкротство большинства коммерческих банков, новый тяжелейший удар по сбережениям населения. И тут не следует обольщаться, что сбережения гарантируются Центральным банком. Если сбережения и будут выплачены, то только за счет денежной эмиссии. А это приведет к огромному взлету цен и резкому обесцениванию рубля.
Главной бедой наших «реформаторов» является непонимание основной цели современных реформ - разбюрократизации экономики. Речь идет не только об уменьшении бюрократического аппарата в центре и на местах. Разбюрократизация - это, прежде всего, отмена вмешательства бюрократов в экономику. Сколько статей на эту тему писали мои коллеги, да и я сам неоднократно поднимал данный вопрос в различных исследованиях. Но воз и поныне там. Сейчас что производить, в каком количестве, куда и сколько продавать произведенной продукции во все большей степени решает чиновничество всех уровней, начиная с федерального и заканчивая муниципальным.
Особенно велико вмешательство в экономику местной бюрократии, присвоившей себе право решать не только что и кому производить в своей области, но и пускать или не пускать в область продукцию других регионов, разрешать или не разрешать открытие новых предприятий, особенно «неместными» гражданами. В процесс регистрации предприятий, лицензирования их профессиональной деятельности вовлечены самые широкие круги чиновничества - от местных властей до пожарных инспекций, ОВД, санэпидемстанций и так далее. Когда же это прекратится? Воистину это напоминает глас вопиющего в пустыне.
Подлинная структурная перестройка ‑ это действительный, а не декларируемый переход с разрешительной на уведомительную систему регистрации предприятий. Казалось бы, определенные шаги в этом направлении делаются - принят Закон о регистрации предприятий через налоговую инспекцию. Но не стоит обольщаться. С принятием этого Закона срок регистрации хотя и уменьшится, но…
Уважаемые члены Правительства, депутаты Государственной думы, вы все ратуете за создание малых предприятий, за привлечение иностранных инвестиций. Да вы сами попробуйте вложить свой капитал у нас в стране, попробуйте открыть предприятие. Уверяю вас: без административного ресурса ничего у вас не выйдет.
Отражением степени бюрократизации экономики является бухгалтерская отчетность. Она у нас все время растет, приспосабливаясь к нуждам бюрократии. Но структура ее меняется черепашьими шагами. Самое же главное, что инвестиции у нас относятся на прибыль. В западных странах они включаются в затраты на производство, а это важнейшее условие, обеспечивающее экономический рост. В России лишь один год просуществовало положение, когда 50 процентов инвестиций списывалось на себестоимость. И это дало эффект, отразившийся в росте производства. Подъем экономики в 2000-2001 годах в немалой степени связан с этим.
Инвестиции в основной капитал росли невиданными для России темпами - от 8,7 процентов до 17,4 процентов в год. Но с начала 2002 года это положение отменено. И сразу темп прироста инвестиций снизился до 1,8 процентов за первое полугодие 2002 года по отношению к соответствующему периоду 2001. Поэтому важнейшей задачей является переход на современную систему бухучета, главная цель которой состоит в отнесении множества расходов предприятий, необходимых для их функционирования в рыночной среде, на себестоимость. При этом в качестве основного параметра здесь выступает отнесение 100 процентов инвестиций на затраты на производство.
Следующая важнейшая задача разбюрократизации экономики - это сокращение чиновничьего аппарата. С чего здесь начать? В России исключительное значение имеет верховная власть. Ее примеру очень часто следуют низшие эшелоны бюрократии, притом делают это чисто автоматически. А если и не следуют, то пример верховной власти будет ими рано или поздно подхвачен в приказном порядке, правда, только после того, как верховная власть сама предпримет шаги в этом направлении. Поэтому первой мерой по сокращению аппарата чиновников должно стать совмещение функций президента и главы правительства, а также, соответственно, администрации президента - этого современного ЦК КПСС - и аппарата правительства. Сверх этого сохраняется небольшая администрация президента, куда включается безмерно разросшийся Совет безопасности. Его аппарат должен сократиться в 4 раза. Количество министерств и ведомств необходимо сократить до 15. В России не должно быть места таким органам, как Федеральная комиссия по ценным бумагам (ФКЦБ), которая лишь регистрирует акционерные общества и проспекты эмиссии акций; ранее этим без увеличения штатов занимался Минфин.
Бюрократия распространила свою власть и на банковскую систему. Не найдя способа существенно увеличить кредитование экономики через коммерческие банки, высшие федеральные чиновники переложили эту функцию на Сбербанк. Сейчас Сбербанк выполняет чуждую ему функцию - кредитует юридических лиц. Главная же его задача - это выдача дешевых кредитов населению под покупку домов и квартир, бытовой техники и мебели, автомобилей и так далее, то есть кредитование конечного спроса. А раз увеличивается конечный спрос, то растет и производство по всей технологической цепочке предприятий-смежников. Это исключительно эффективная мера изменения структуры производства, стимулирования экономического роста.
Таким образом, мы видим, что практически все важнейшие задачи реформирования экономики - структурная перестройка, развитие малого бизнеса, создание благоприятного климата для предпринимательства на всех уровнях, привлечение иностранных инвестиций - связаны с разбюрократизацией хозяйства. От того, насколько быстро и успешно она будет проведена, зависит будущее страны.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:48:39