Анализ законодательной базы Китая в области оценки имущества
Чжан С.1,2, Сунь Ц.2,3, Ян Ю.1
1 Институт Дальнего Востока Российской академии наук, г. Москва
2 Институт финансов Центрального университета финансов и экономики, Китайская Народная Республика, г. Пекин
3 Внутренний монгольский университет финансов и экономики
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 18 (Сентябрь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматривается развитие законодательства в оценочной деятельности Китая. Авторы определили недостатки в действующем законодательстве и выявили отдельные положения регулирования данной сферы в России, возможные к внедрению в оценочной сфере в Китае. Также сформулированы пути совершенствования законодательства в отрасли оценки имущества Китая.
Ключевые слова: законодательство Китая, оценка имущества Китая, оценочная деятельность в Китае
Введение
Развитие оценочной деятельности в Китае играет важную роль в обороте недвижимости, становлении цивилизованных отношений, защите прав и интересов собственников и инвесторов. Однако в связи с отсутствием правовых норм, регулирующих развитие отрасли, а также с регулированием данной сферы различными государственными органами, субъективным сегментированием оценочной деятельности, сосуществованием разнообразных отраслевых стандартов и норм осуществления оценочной деятельности, слабым контролем за сегментами рынка возник ряд проблем в области распоряжения государственной собственностью, экспроприации земель, сноса ветхого жилья и переселения жителей. Имеют место также и такие проблемы, как утрата государственного имущества, несправедливо установленные цены сделок, что наносит ущерб собственникам недвижимости при неясности юридической ответственности сторон (Чуаньтун, Кондрашова, 2005; Chan, Wu, Ye, Xu, 2000). В результате, сложившаяся ситуация требует неотложной разработки законодательной базы в области оценочной деятельности.
Динамика развития законодательной базы в оценочной деятельности Китая
Оценочная деятельность в Китае начала активно развиваться с момента реализации государственного имущества при создании совместных и контрактных предприятий китайского и иностранного капитала. В дальнейшем очередной шаг оценочная деятельность получила в процессе реорганизации государственных предприятий. Можно сказать, что деятельность по оценке имущества в Китае все время находится под государственным контролем и регулированием. Однако, так как деятельность по оценке имущества в Китае началась совсем недавно, методология оценочной деятельности и стандарты функционирования отрасли еще несовершенны.
«Некоторые временные указания о необходимости осуществления деятельности по оценке имущества при изменении формы собственности государственного имущества» были официально опубликованы Государственным управлением по контролю и управлению государственным имуществом в сентябре 1989 года, это ознаменовало рождение оценочной деятельности в Китае.
«Меры регулирования оценочной деятельности государственного имущества», определяющие развитие оценочной деятельности в Китае и определяющие главные правовые основы, тенденции и политику для работы при оценочной деятельности в Китае, а также формирующие правовые основы для профессиональной этики в области деятельности по оценке имущества, были опубликованы Государственным советом КНР в 1991 году.
«Временными указаниями о системе профессиональной квалификации дипломированных оценщиков имущества», разработанными Государственным управлением по контролю и управлению государственным имуществом в 1993 году, установлены положения о соблюдении правил профессиональной этики при осуществлении оценочной деятельности. С того же времени в области деятельности по оценке имущества в Китае появились саморегулируемые организации и правила деятельности участников.
«Кодекс саморегулирования работников в оценочной деятельности», разработанный Китайской ассоциацией оценочной деятельности в марте 1995 года, обеспечил дальнейшее совершенствование правил профессиональной этики в оценочной деятельности в Китае [1].
В 1996 году были опубликованы «Замечания по правилам осуществления оценочной деятельности (пробные)», что улучшило ситуацию с отсутствием единых правил и стандартов осуществления оценочной деятельности. В результате, оценочная деятельность в Китае получила научное сопровождение и регламентацию.
«Кодексом профессиональной этики дипломированных оценщиков имущества Китая», разработанных Министерством финансов в 1999 году, упорядочены правила профессиональной этики и поведение оценщиков имущества и работников, осуществляющих свою деятельность в данной сфере.
В «Основах становления чести деятельности дипломированных бухгалтеров и оценщиков имущества», опубликованных Китайской ассоциацией дипломированных бухгалтеров от 26 ноября 2002 года, были уточнены семь задач для становления и пять мер для претворения в жизнь правил профессионального этикета.
В дальнейшем для развития правил профессиональной этики Китайской ассоциацией дипломированных бухгалтеров от 28 января 2003 года были опубликованы «Руководящие замечания об обращении внимания дипломированных оценщиков имущества на принадлежность объектов оценочной деятельности».
Опубликование «Кодекса профессиональной этики при осуществлении оценочной деятельности (основополагающие положения)», разработанного Китайской ассоциацией оценки имущества в 2004 году, ознаменовало завершенность разработки системы профессиональной этики дипломированных оценщиков в Китае.
В 2005 году вслед за опубликованием таких правил и документов, как «Временные меры регулирования рассмотрения и утверждения организаций, осуществляющих оценочную деятельность», разработанных Министерством финансов КНР, документа № Ц.Ц.09 Министерства финансов КНР о соблюдении «Временных мер регулирования, рассмотрения и утверждения организаций, осуществляющих деятельности по оценке имущества», распоряжения о «Мерах саморегулирования прав и обязанностей при осуществлении оценочной деятельности (пробные)», разработанного Китайской ассоциацией в области оценочной деятельности, в Китае усилилась регулируемые и саморегулируемые аспекты, повысившие профессиональную этику и стандарты деятельности оценщиков и смежных работников.
В 2006 году Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей (ПК ВСНП) внес Закон КНР «Об оценке имущества» в программу развития разработки законодательных актов, а Финансово-экономическая комиссия ПК ВСНП курировала работы по разработке этого закона.
«Мерами рассмотрения, утверждения и регулирования организаций, осуществляющих оценочную деятельность имущества», измененными и опубликованными Министерством финансов в 2011 году (утвержденными Приказом Министерства финансов № 64), усилилось регулирование организаций, осуществляющих оценочную деятельность, и дополнились положения о юридической ответственности. Развитие получила процедура разрешения на функционирование организаций, осуществляющих оценочную деятельность и механизм прекращения их деятельности.
В феврале 2012 года проект закона «Об оценке имущества» был рассмотрен в первом чтении ВСНП. В этом проекте уже были предусмотрены солидные правовые рамки системы управления, экзаменов на профессиональную аттестацию и правовую ответственность. Предполагалось, что введение в действие Закона КНР «Об оценке имущества» составит основу для приведения системы управления оценочной деятельностью в порядок, усовершенствования системы допуска в отрасль новых организаций, стандартизации отрасли и действий оценщиков и.т.д. В дальнейшем, это определило необходимость развития и усовершенствования нормативно-правовых актов о правилах и порядке оценки имущества.
В сентябре 2013 года Закон КНР «Об оценке имущества» был рассмотрен в втором чтении ВСНП [2].
В июле 2014 году были опубликованы требования «Решения Госсовета о вопросах по отмене и изменению отдельных видов деятельности, требующих административного рассмотрения и утверждения» (№Г.Ф. [2014]27), которые привели к отмене лицензирования дипломированных оценщиков имущества.
Чтобы качественно усилить деятельность специалистов по оценке имущества и обеспечить развитие оценочной деятельности, а также учитывая ранее существовавшую систему лицензирования дипломированных оценщиков, в апреле 2015 года государством была установлена система профессиональной аттестации по оценочной деятельности. Кроме того, Министерством трудовых ресурсов и социального обеспечения КНР совместно с Министерством финансов КНР были разработаны и приняты «Временные указания о системе профессиональной квалификации оценщиков имущества» и «Меры применения экзаменов профессиональной квалификации оценщиков имущества» [3]. В соответствии с ними, введенные правила были направлены на всех желающих, кто хотел оценить уровень своей квалификации как оценщика имущества, а подтверждение соответствовало всекитайской унифицированной системе квалификационных сертификатов для профессионалов различных областей.
Недостатки в законодательстве Китая в области оценочной деятельности
Несмотря на то, что за последние годы в Китае был опубликован ряд отраслевых нормативных правовых актов и правил, в целом существуют определенные недостатки. Это проявляется в том, что:
1. отсутствует унификация оценочной деятельности, сосуществующая с межведомственной разобщенностью, когда управление данной сферой осуществляется различными инстанциями, что создает много противоречий между различными стандартами оценки;
2. действующая правовая система оценочной деятельности чрезмерно распылена и недостаточно авторитетна. Разные правила и порядки распределяются в многочисленных нормативных актах, разработанных многими органами, при этом содержание нормативных актов может дублироваться;
3. неполная квалификация оценщиков имущества, проявляющаяся из-за того, что при разработке стандартов оценки главным образом учитывается государственное имущество, тогда как с развитием рыночной экономики и диверсификацией видов собственности, некоторые из существующих стандартов не соответствуют нынешнему состоянию развития рынка;
4. между многочисленными нормативными актами, разработанными различными органами, существуют серьезные противоречия. Отсутствие координирования между различными управленческими органами привело к принятию противоречивых решений по подобным вопросам. Недостаток унификации и несовершенство стандартов оценки привели к тому, что проблемы, связанные с признанием «разумных» стандартов исполнения, присутствуют в судебной практике, это не способствует защите законных интересов оценщиков имущества.
Законодательство оценочной деятельности в России – пример для внедрения в Китае
Оценочная деятельность, функционирующая в России, может стать примером для Китая, в целях обеспечения развития данной сферы в соответствии с требованиями рыночной экономики и дальнейшей интеграцией в мировое экономическое пространство. Вместе с этим в связи с развитием рыночной экономики требования к состоянию оценочной деятельности растут и в России. Законодательство Российской Федерации в области оценочной деятельности состоит из федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации.
Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 16 июля 1998 года, и к настоящему времени в него было внесено много изменений. Сфера регулирования настоящего Федерального закона – оценочная деятельность в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки. В настоящем законе содержатся понятие оценочной деятельности, субъекты оценочной деятельности, объекты оценки, предположение об установлении рыночной стоимости объекта оценки, отчет об оценке объекта оценки, права и обязанности оценщика, лицензирование оценочной деятельности, обязательность проведения оценки объектов оценки, саморегулируемая организация оценщиков, методические указания о государственной кадастровой оценке и т.д.
Анализируя оценочную деятельность в России можно увидеть процесс строительства правовой системы, соответствующей экономическому развитию и рыночным изменениям, когда адекватные стандарты оценочной деятельности соответствуют требованиям и складывающимся условиям. Законодательство и стандарты оценочной деятельности основаны на значительном практическом опыте и непрерывно совершенствуются.
Чтобы обеспечить динамичное развитие оценочной деятельности, уменьшить риск от неверных управленческих ошибок, в Китае необходимо ускорить становление законодательства в области оценочной деятельности, соответствующего рыночной экономике. Чтобы предоставить выверенные правовые основы для осуществления оценочной деятельности и стимулирования развития оценочной деятельности, необходимо ускорить разработку и принять Закон КНР «Об оценке имущества».
Закон КНР «Об оценке имущества» главным образом должен уточнить отношения, регулируемые настоящим законом и его сферу применения, законодательные принципы, правовые особенности, систему управления области деятельности по оценке имущества и ее механизм рыночного развития.
Должны быть определены правовой статус и профессиональная этика оценщиков имущества, выработаны методы и стандарты проведения мероприятий по оценке, сформулированы возможные правонарушения и процедуры по их пресечению, регламентированы порядок взимания платы за оценку и внедрено обязательное страхование гражданской ответственности оценщика.
К предметам планирования законодательства ПК ВСНП 10-го и 11-го созывов относится Закон КНР «Об оценке имущества». В июне 2006 г. при Финансово-экономической комиссии ВСНП была создана группа разработки Закона КНР «Об оценке имущества», в состав вошли Канцелярия по делам законодательства при Госсовете КНР, Министерство финансов КНР, Министерство жилья, городского и сельского строительства КНР, Министерство земельных и природных ресурсов КНР, Министерство коммерции КНР, а также различные ассоциации оценочной деятельности и научно-исследовательские институты.
В конце 2007 г. проект Закона КНР «Об оценке имущества» был представлен группой разработчиков. В течение последующих 5 лет данная группа изучала мнения и предложения различных сторон, согласовывала документ и в итоге подготовила проект, представленный в текущее время на рассмотрение в ПК ВСНП. Проект Закона КНР «Об оценке имущества» включает 8 глав и состоит из 59 статей: общие положения, дипломированные оценщики, организации, осуществляющие оценочную деятельность, поручение на осуществление оценочной деятельности и использование отчета о проведении оценки, административный контроль за оценочной деятельностью, саморегулируемые организации, юридическая ответственность и заключительные положения.
Заключение
1. По итогам проведенного исследования можно отметить, что в Китае необходимо ускорить законотворческий процесс в области оценочной деятельности и обеспечить единое управление оценочной деятельностью. На 4-м пленуме ЦК КПК четко сформулирована стратегия управления государством на правовой основе [4].
2. Оценочная деятельность – это область, построенная на основе искренности и доверия, поэтому и институциональное строительство должно быть основано по этим принципам. Принятие Закона КНР «Об оценке имущества» обеспечит правовую основную для оценочной деятельности, совершенствования системы допуска в отрасль, стандартизирует функционирование отрасли и внедрит этикет оценщиков. В дальнейшем необходимо разработать и внедрить подзаконные нормативно-правовые акты, правила и порядок оценки имущества.
3. Как важная составляющая часть рыночной экономики, отрасль оборота имущества в Китае уже стала одной из важных областей услуг. Вместе с этим, в вопросе развития оценочной деятельности в сравнении с некоторыми странами, в т.ч. с Россией, существует определенный разрыв. Следовательно, необходимо продолжить работы по разработке законодательства в области оценочной деятельности, стандартизировать действия субъектов оценки, стимулировать рыночную конкуренцию между профессиональными участниками и при этом заложить фундамент для международного сотрудничества в области оценочной деятельности.
[1] Кодекс саморегулирования оценщиков (1995, 12 апреля) // Сайт закона и образования КНР.
[2] Проект Закона КНР «Об оценке имущества» (2013, 6 сентября) // Сайт ВСНП КНР. (2013, 6 сентября) // Сайт ВСНП КНР.
[3] Временные указания о системе профессиональной квалификации оценщиков имущества (2015, 27 апреля) // Сайт министерства финансов КНР.
[4] Си Цзиньпин. (2014, 23 октября). Доклад в 4-м пленуме 18-го созыва ЦК КПК // Синьхуа сайт.
Страница обновлена: 09.11.2024 в 19:14:56