Современное состояние сектора малого и среднего предпринимательства в России
Саломатина М.Н.1
1 Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 8 (Апрель 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Автором раскрыта сущность понятия «предпринимательство», отражено влияние хозяйственной (экономической) культуры на процессы рыночной модернизации и успешного развития малого предпринимательства в одних регионах по сравнению с другими.
В статье описывается процесс становления малого предпринимательства в России, выделены основные этапы, а также представлены ключевые показатели, отражающие его состояние в настоящее время.
Проведен анализ имеющийся системы и мер поддержки малого и среднего предпринимательства. На основании исследования выделены ключевые факторы, негативно сказывающиеся на развитии сферы малого и среднего предпринимательства.
Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, модели экономической культуры, показатели малого и среднего предпринимательства, система поддержки, программа поддержки
Введение
Формированию и развитию предпринимательства способствуют происходящие в России с конца ХХ века рыночные преобразования. Способность субъектов малого предпринимательства быстро приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям делает их достаточно привлекательными для населения. Следует отметить, что говоря о «малом предпринимательстве», «среднем предпринимательстве» мы объединяем их в единое понятие «малый и бизнес». Основой малого бизнеса выступает предпринимательское сообщество, которое формирует средний класс, являющийся важным условием устойчивого экономического развития государства.
Предпринимательство: зарождение и сущность понятия
Развитие экономической науки наложило отпечаток на сущность «предпринимательства». Содержание, вкладываемые в данное понятие, менялось и упорядочивалось в процессе исследования различных ученых-экономистов.
Ирландский предприниматель и экономист Р. Кантильон (ок.1680-1734) первым использует тезис «предприниматель» (с французского «entrepreneur») в «Эссе об общих понятиях природы торговли». Согласно Р. Кантьльону, предприниматель – это субъект рыночных отношений с нефиксированными доходами, покупающий товар по известной (более дешевой) цене, а продающий по неизвестной и, следовательно, несущий риск [2].
Предполагается, что шотландский экономист А. Смит (1723-1790) является первым, кто серьезно заинтересовался предпринимательством. А. Смит в своей работе «Исследовании о природе и причинах богатства народов» рассматривает предпринимателя как собственника капитала и организатора экономического процесса, который рискует ради получения финансовой выгоды.
Ж.Б. Сэй в «Трактате по политической экономии» (1803 г.) определил функцию предпринимателя как совокупность средств производства (капитала, земли и труда). Учения Ж.Б. Сэйя получили развитие в трудах экономистов, изучавших вопросы, связные с предпринимателями и предпринимательством. Например, А. Маршалл, характеризуя предпринимательскую деятельность, включил в данное понятие четвертый фактор производства - организацию.
Австрийский экономист, профессор Гарвардского университета. Й. Шумпетер (1883-1950) предложил иной метод к выявлению экономической сущности понятия предпринимательства. Он представил предпринимателя как новатора, создающего новые блага, новые технологии производства и т.д.
Предпринимательство как сектор экономики имеет сложившиеся нормы развития. Немало важную роль при этом играют национальные и религиозные традиции, сложившиеся в той или иной стране. По мнению немецкого социолога, историка и экономиста М. Вебера (1864-1920), существуют несколько видов экономических (хозяйственных) культур, которые взаимосвязаны с основными религиями данных территорий.
В своей книге «Малый бизнес» Г.Н. Франковская, основываясь на теории М.Вебера, показывает, что на процессы рыночной модернизации влияют хозяйственные (экономические) культуры, сложившиеся на данной территории [5]. Основываясь на проводимых ранее исследованиях в данной области, можно выделить три ведущих модели экономической культуры:
- англо-саксонская либеральная модель (Австралия, США, Великобритания, Новая Зеландия), характеризуется минимизацией государственного регулирования, основа хозяйственной жизни - правовое регулирование;
- западноевропейская социал-демократическая модель (Франция, Германия, др. страны Западной Европы, Скандинавские страны) предполагает государство, активно участвующее в хозяйственной жизни и уделяющее особое внимание социальной политике;
- дальневосточная модель (Китай, Южная Корея, Япония, Тайвань) - в данной модели государство управляет хозяйственной жизнью страны и занимается преимущественно стратегией экономического роста.
Основывающийся на человеческом индивидуализме и поддержке «сильного» государства, малый бизнес в этих регионах наиболее развит. Голландским социопсихологом и антропологом Гертом Хофстедом, занимавшимся изучением взаимодействия между культурами, была составлена таблица ценностных показателей по трем классификационным признакам: дистанция власти (это фактическая доступность руководства для подчиненных), избегание неопределенности (степень, с которой люди предпочитают действовать самостоятельно, заботясь о себе и своих близких) и индивидуализм (характеризует степень, с которой граждане данной страны или сотрудники организации предпочитают действовать самостоятельно, а не как члены той или иной группы). Н.В. Латова и Ю.В. Латов, проанализировав таблицу Г. Хофстеда, пришли к выводу, что все государства показателям «индивидуализм» (INV) и «дистанция по отношению к власти» (PDI) можно разделить на цивилизации Востока (высокие индексы PDI и низкие индексы IDV) и Запада (наоборот, низкие индексы PDI и высокие индексы IDV) [4].
Все вышесказанное помогает понять, отчего в одних государствах малое предпринимательство развивается успешно и играет немаловажную роль в развитие экономики, а в других приживается слабо. В странах Запада, основанных на индивидуализме личности, изначально заложены условия для развития собственного дела (бизнеса), основывающегося на личностных способностях человека, его способности к риску и ответственности. В странах Востока, где важны родовые связи большей части населения, «сильное» государство помогает людям, решившимся заняться собственным делом.
Развитие процессов функционирования малого и среднего предпринимательства в России
За более чем тысячелетнюю историю России институт предпринимательства начал зарождаться только в IX веке. Древнейшим видом предпринимательства является торговый обмен. В XI-XIII вв. происходит распространение как оптовой, так и розничной торговли продукцией ремесла, сельского хозяйства, промыслов. Однако древнерусское ремесло отличалось от западноевропейского, так как не имело цеховой организации. На Руси были распространены купеческие объединения [3].
Начиная с XVII в. появляются ранние мануфактуры, происходит укрупнение производства, перерастание торгового капитала в производственный.
В конце XIX - начале XX вв. происходит зарождение «трудовых хозяйств», основанных на мелких крестьянских и ремесленных хозяйства. В.И. Ленин видел в мелкой и кустарной промышленности возможность быстрого увеличения количества производимых продуктов, необходимых в деревне.
Однако в СССР предпринимательство определялось как уголовно наказуемое деяние. Возрождения частного предпринимательства была предпринята в эпоху перестройки. Законом СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» от 19.11.1986 года была легализована предпринимательская деятельность.
В конце 1991 г. Б.Н. Ельциным был подписан Указ о свободе торговли, благодаря которому произошло резкое увеличение (в 2,1 раза) числа малых предприятий и численности занятых за весь постсоветский период.
Однако рост инфляции, удорожание денежных ресурсов привели к тому, что, начиная с 1994 года и до начала 2000 годов, происходит снижение численности субъектов малого предпринимательства [3]. Основные стадии развития предпринимательства в конце ХХ века представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Стадии развития предпринимательства в России в конце ХХ века.
(источник - составлено автором)
После кризиса 1998 года происходит смена отношения государственной власти к сектору малого предпринимательства, вступает в силу новый закон о малом предпринимательстве от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Действующим ФЗ РФ от 24 июля 2007 года №209-ФЗ были определены новые критерии отнесения как субъекты к предприятиям малого среднего предпринимательства, представленные на рис. 2.
Рисунок 2. Критерии отнесения предприятия к малому или среднему.
(источник - составлено автором)
В соответствии с указанными критериями (рис. 2), по состоянию на 1 января 2014 года, по данным Росстата, основанном на выборочном наблюдении за сектором малого и среднего предпринимательства, в Российской Федерации зарегистрировано 5,6 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых занято 25% от общей численности занятых в экономике. На малый и средний бизнес приходится около 25% от общего объема оборота продукции и услуг, производимых предприятиями по стране.
Рисунок 3. Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в 2011–2013 годах.
(источник - Росстат)
Около 62,8% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства являются индивидуальными предпринимателями, 32,7% относятся к категории микропредприятий – юридических лиц, 4,2% к малым предприятиям – юридическим лицам и 0,3% к средним предприятиям – юридическим лицам.
По сравнению с 2012 годом количество субъектов малого и среднего предпринимательства сократилось на 7,5% (см. рисунок 4). Основное сокращение отмечено среди индивидуальных предпринимателей (на 12,7% относительно 2012 года) и малых предприятий – юридических лиц (на 3,5%). Количество микро- и средних предприятий – юридических лиц в 2013 году, напротив, выросло на 3,9% и 15,4% соответственно.
Рисунок 4. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в 2011–2013 годах, тыс. единиц.
(источник - Росстат)
Распределение количества субъектов и среднего предпринимательства по видам экономической деятельности на протяжении 2011-2013 годов остается практически неизменным (рис. 5). Из заметных тенденций можно отметить рост доли строительного сектора (на 0,7 п.п.), сектора транспорта и связи (на 0,4 п.п.) и небольшой рост доли промышленного сектора (на 0,3 п.п.). Сократилась доля торгового сектора (на 0,5 п.п.), сектора операций с недвижимым имуществом, аренды и услуг (на 0,5 п.п.) и сельскохозяйственного сектора (на 0,3 п.п.).
Рисунок 5. Распределение субъектов малого и среднего предпринимательства в 2011-2013 годах по видам экономической деятельности, процентов.
(источник - Росстат)
Сравнение уровня развития малого и среднего предпринимательства в России с другими странами показывает заметное отставание по ряду показателей развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, доля сектора малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте России составляет около 21%, тогда как в развитых странах данный показатель составляет более 50%. Аналогичная ситуация наблюдается с долей занятого населения, приходящейся на сектор малого и среднего предпринимательства, в России малый и средний бизнес обеспечивает лишь 25% постоянных рабочих мест, тогда как в развитых странах он колеблется от 35% до 80%.
Вместе с тем плотность малого и среднего бизнеса (количество субъектов малого и среднего предпринимательства на 1000 жителей) в России (39 ед.) сопоставима с указанными странами, при этом средний объем добавленной стоимости, производимой одним субъектом малого и среднего предпринимательства, заметно уступает уровню развитых стран (рис. 6).
Рисунок 6. Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП различных стран.
(Источник: Росстат)
Иными словами, несмотря на сопоставимый уровень количества субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на численность населения, занятость в России в большей степени обеспечивается крупными предприятиями с численностью работников от 250 человек, тогда как небольшие предприятия с численностью работников менее 50 человек обеспечивают меньшую долю рабочих мест, чем в остальных странах.
Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод, что в России сектор малого и среднего предпринимательства представлен в основном индивидуальными предпринимателями и микропредприятиями (до 15 занятых). Общее количество субъектов малого и среднего бизнеса в 2013 году составило 5,6 млн, из которых 62,8% являются индивидуальными предпринимателями, 32,7% относятся к категории микропредприятий, 4,2% – к малым предприятиям и только 0,3% – к средним предприятиям. Следует подчеркнуть, что малый бизнес в России – это скорее мелкий бизнес.
При этом распределение количества субъектов малого и среднего предпринимательства по видам экономической деятельности заметно отличается для разных категорий субъектов. Субъекты среднего предпринимательства в основном представлены в секторе промышленного производства (27%) и в меньшей степени в торговле (26%) и сельском хозяйстве (17%). Основная часть малых предприятий осуществляет деятельность в торговле (39%) и в сфере операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (20%), доля же промышленного сектора меньше, чем строительного (10% и 11% соответственно). Отраслевое распределение микропредприятий – юридических лиц в целом соответствует таковому у малых предприятий. Индивидуальные предприниматели также осуществляют деятельность преимущественно в торговле (54%) и в меньшей степени в сфере транспорта и связи (12%) и сфере операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (11%).
Система поддержки и управления развитием малого и среднего предпринимательства
Учитывая характерные особенности малого предпринимательства, ему необходимо постоянное внимание и поддержка со стороны органов государственной власти и общественных структур.
В целях развития малого и среднего предпринимательства в России сформирована многоканальная система финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, основным элементом которой является программа поддержки, реализуемая Минэкономразвития России совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации с 2005 года.
Начиная с 2009 года расходы федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства значительно увеличились, что обусловлено реализацией антикризисного пакета мер и общим увеличением количества субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации программы (рисунок 7).
Рисунок 7. Объем бюджетных ассигнований на реализацию федеральной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства в 2005–2014 годах.
(источник - Росстат, Министерство экономического развития РФ России)
Основной целью федеральной программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства является увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике Российской Федерации.
Начиная с 2010 года приоритеты программы заметно изменились: основными мероприятиями поддержки стали содействие развитию малого инновационного предпринимательства, лизинговая поддержка, поддержка экспортно-ориентированных компаний. При этом сохранены наиболее востребованные направления, такие как грантовая поддержка, развитие микрофинансирования, предоставление гарантий, создание специализированной инфраструктуры имущественной поддержки.
Распределение средств федерального бюджета на реализацию программы в последние годы показывает следующую ситуацию:
- на реализацию «прямых» мер финансовой поддержки в виде предоставления субсидий субъектам МСП на различные цели направляется около 55% от общего объема выделяемых средств;
- на реализацию «непрямых» мер поддержки в виде создания специализированной инфраструктуры поддержки, в том числе финансовой, направляется около 45% от общего объема выделяемых средств.
На сегодняшний день государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства носит разнообразный характер и в целом охватывает все виды ограничений развития малого и среднего предпринимательства.
За период с 2011 года на федеральном уровне был реализован ряд мер государственной экономической политики, прямо или косвенно оказавших влияние на развитие сектора МСП.
К основным направлениям данных мер следует отнести:
1) финансовую и налоговую политику (совершенствование специальных налоговых режимов; изменение системы страховых платежей для отдельных категорий налогоплательщиков; изменение системы ведения кассовых операций для индивидуальных предпринимателей.
2) реализацию Национальной предпринимательской инициативы;
3) земельно-имущественную политику;
4) развитие системы государственных закупок;
5) внедрение системы оценки регулирующего воздействия;
6) формирование института уполномоченного по защите прав предпринимателей.
Государственная поддержка сектора малого предпринимательства реализуется федеральными органами исполнительной власти и институтами развития: К ним относятся Министерство экономического развития Российской Федерации, Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (через дочерние структуры ОАО «МСП Банк» и ОАО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций»); Министерство образования и науки, Министерство труда и социальной защиты, Министерство сельского хозяйства, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации; а также другие профильные министерства, ведомства.
Таблица 1
Распределение средств федерального бюджета на реализацию мероприятий федеральной программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в 2011-2013 годах (источник - Министерство экономического развития РФ)
Рисунок 7. Система поддержки малого и среднего предпринимательства на федеральном уровне в РФ
(источник - составлено автором)
В рамках реализации мероприятий «непрямой» финансовой поддержки субъектам Российской Федерации предоставляются средства на создание специализированной инфраструктуры поддержки, в том числе:
а) Региональные гарантийные фонды, предоставляющие поручительства по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства (кредитные договоры, договоры финансовой аренды (лизинга), договоры банковской гарантии) в размере, не превышающем 70% от общего объема обязательств субъектов МСП.
б) Микрофинансовые организации. Основная задача микрофинансовых организаций – предоставление субъектам МСП займов в размере до 1 млн. руб. на срок не более 1 года (с 2014 года максимальный срок предоставления займов увеличен до 3 лет) по ставке, не превышающей 10% годовых.
в) Бизнес-инкубаторы. Функция бизнес-инкубаторов – предоставление начинающим субъектам малого предпринимательства (не более 3 лет с даты государственной регистрации) офисных или производственных помещений на льготных условиях (не более 60% в первый год размещения), а также комплекса информационных, консультационных, маркетинговых и иных видов услуг, необходимых для успешного развития предприятия и его выхода на рынок.
г) Технопарки.
е) Центры координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства (центры поддержки экспорта) и Евро Инфо Консультационные (Корреспондентские) Центры (ЕИКЦ). Указанные организации осуществляют информационно-аналитическое, консультационное и организационное сопровождение экспортной деятельности субъектов МСП.
ж) Инфраструктура поддержки в области инноваций и промышленного производства.
Несмотря на широкий охват применяемых инструментов поддержки, анализ применяемых инструментов показывает некоторые пробелы в данной системе. На основании целого ряд исследований условий развития предпринимательства в России (Индекс ОПОРЫ России, «Мониторинг состояния деловой среды» РСПП, Опросы субъектов малого и среднего предпринимательства, проводимые АНО «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства», и др.) можно выделить несколько ключевых факторов негативно сказывающихся на развитии сектора:
1) Нестабильность законодательства в сфере налогового и финансового регулирования сектора малого и среднего предпринимательства.
2) Проблемы доступа к источникам финансирования деятельности
3) Сохранение высокого уровня административных барьеров
4) Проблемы в нахождении рынков сбыта продукции
Также в качестве значимых факторов, ограничивающих развитие сектора малого и среднего предпринимательства, следует выделить следующие:
- проблемы доступности земли и недвижимости;
- низкая престижность занятия предпринимательской деятельностью;
- проблемы кадрового обеспечения (доступа к трудовым ресурсам требуемой квалификации);
- сложности бухгалтерского учета и отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- ограничения трудового законодательства и др.
Заключение
Подводя итог всему вышесказанному о тенденциях развития малого и среднего предпринимательства в России, можно сделать вывод, что Россия имеет богатую историю становления предпринимательства. Однако помимо собственного опыта развития ей необходимо применять модели развития других государств для разработки программ поддержки малого предпринимательства.
Страница обновлена: 26.09.2024 в 15:12:32