Инфраструктурное обеспечение государственного регулирования занятости населения: сущность и элементы
Романюк Е.В.1
1 Таврическая академия Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, г. Симферополь
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 7 (Апрель 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Романюк Е.В. Инфраструктурное обеспечение государственного регулирования занятости населения: сущность и элементы // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 7. – С. 1061-1068. – doi: 10.18334/rp.16.7.174.
Аннотация:
В данной статье рассматривается проблема, связанная с государственным регулированием занятости населения. Основное содержание исследования заключается в раскрытии сущности инфраструктурного обеспечения государственного регулирования занятости. Автором выявлено отсутствие единства трактовки инфраструктуры сферы занятости и ее элементов. На основе проведенного исследования автор формулирует собственное определение «инфраструктурного обеспечения государственного регулирования занятости населения». Также автор в своей работе выделяет основные элементы инфраструктурного обеспечения государственного регулирования занятости и включает их в подсистемы.
Ключевые слова: занятость, инфраструктурное обеспечение, регулирование, подсистемы, служба занятости, элементы
Введение
Регулирование занятости населения занимает одну из первоочередных и приоритетных задач государства в связи с тем, что от эффективного функционирования рынка труда зависит успешное социально-экономическое развитие. Углубление экономических реформ, рост частного сектора экономики, существование различных форм собственности, развитие конкуренции, свобода сферы частного предпринимательства, добровольный выбор рабочего места обусловливает необходимость в соответствующем инфраструктурном обеспечении государственного регулирования занятости населения.
Вопросами государственного регулирования сферы занятости населения и инфраструктурой занимались многие ученые-экономисты, среди которых можно выделить таких, как П. Буряк [1], О. Волкова [2], М. Григорьева [1], Б. Карпинский [1], П. Мазурок [3], Т. Панюк [6], Т. Ружелович [7], Г. Чепурко [9], Ю. Чернявская [10], А. Чикуркова [11] и другие.
Ученые Т. Панюк, Г. Чепурко в работах рассматривают сущность и проблемы инфраструктуры сферы занятости населения [6, 9].
П. Буряк, Б. Карпинский, М. Григорьева, Т. Ружелович исследуют государственные и негосударственные учреждения и институты содействия занятости, при этом выделяют и рассматривают кадровые службы предприятий и организаций, общественные организации и фонды [1, 7].
Кроме этого, Г. Чепурко, П. Мазурок, О. Волкова, О. Чернявская, А. Чикуркова включают в инфраструктуру сферы занятости нормативно-правовую среду [9, 3, 10, 11]. Правомерность включения в состав объектов инфраструктуры сферы занятости нормативно-правовой среды подтверждается П. Буряком, Б. Карпинским, М. Григорьевой [1].
П. Мазурок исследует информационно-коммуникационные технологии, традиции и моральные нормы, которые включает в инфраструктуру сферы занятости [3].
Т. Ружелович в состав инфраструктуры сферы занятости добавляет финансовую среду, которая, по его мнению, обеспечивает нормальное функционирование рынка труда и проводит ее анализ [7].
Вышеперечисленные ученые в своих научных трудах исследуют инфраструктуру сферы занятости, однако не выделяют инфраструктурное обеспечение как составляющую часть механизма государственного регулирования занятости населения и не исследуют подробно его элементы. Поэтому необходимо исследовать инфраструктурное обеспечение государственного регулирования занятости, обособить его элементы и выделить подсистемы.
Целью работы является исследование сущности инфраструктурного обеспечения государственного регулирования занятости и выделения его подсистем.
Сфера занятости населения представляет собой сложную социально-экономическую систему, которая связана с такими аспектами, как трудоустройство граждан, рабочие места и их создание, получение образования, профессионально-квалификационная подготовка и переподготовка безработных и наемных работников, уровень и качество жизни населения, демографические процессы и др. От тенденций, происходящих в сфере занятости населения, зависят не только развитие экономики, но и благосостояние общества.
Сфера занятости населения регулируется государством с помощью механизма, включающего законодательно-правовые, экономические, организационные составляющие, совокупность методов, а также систему инструментов и рычагов государственного регулирования.
Основные цели государственного регулирования занятости населения заключаются в следующих элементах:
1) в регулировании спроса на труд в соответствии с направлениями социально-экономического развития государства, включая поддержку действующих и стимулирование новых рабочих мест;
2) в регулировании предложения труда, которое включает развитие человеческого капитала, формирование, распределение, перераспределение и оптимальное использование рабочей силы по сферам экономики, территориям региона или страны. К регулированию предложения труда относится также повышение конкурентоспособности работников с помощью профессиональной подготовки, переподготовки в соответствии с требованиями современной экономики;
3) в создании соответствующих условий для обеспечения максимально возможного равновесия между спросом и предложением труда;
4) в регулировании социально-трудовых отношений между наемными работниками и работодателями, которые предусматривают прием, процесс трудовой деятельности и увольнения, а также в регулировании прав и социальной защиты наемных работников.
В настоящее время механизм государственного регулирования занятости населения нуждается в развитом инфраструктурном обеспечении, которое позволит адаптировать его к современным социально-экономическим условиям и преобразованиям, что, в свою очередь, позволит отрегулировать многие проблемы, сложившиеся в сфере занятости населения.
Состояние занятости граждан во многом зависит от деятельности Службы занятости, которая является одной из главных инфраструктурных организаций, в обязанности которой входит: предоставление информации о свободных рабочих местах, регистрация и учет безработных граждан, оказание помощи в трудоустройстве; анализ состояния рынка труда, прогнозирование спроса и предложения на труд; подбор необходимых профессионально-квалифицированных кадров учреждениям, предприятиям, организациям вне зависимости от форм собственности; трудоустройство неконкурентоспособных категорий населения на забронированные рабочие места; проведение профориентационной работы и консультаций; создание банка вакансий для поиска подходящей работы; организация профессиональной подготовки, переподготовки, повышение квалификации кадров; содействие самозанятости и предпринимательской деятельности: предоставление безработным одноразовых денежных выплат, льготных кредитов, обеспечение необходимой профессиональной подготовкой и консультационными услугами для открытия собственного дела; предоставление работодателям дотаций для создания дополнительных рабочих мест; участие в реализации государственных и региональных программ занятости; выплата пособий по безработице и др. [1, 2].
Государственное регулирование трудоустройства безработных граждан, создание новых рабочих мест и другие важные вопросы занятости населения осуществляются с помощью механизма государственного регулирования занятости населения. Однако механизм государственного регулирования занятости населения не может функционировать без инфраструктурного обеспечения. В связи с этим предлагается сформулировать определение инфраструктурного обеспечения государственного регулирования занятости населения.
Инфраструктурное обеспечение государственного регулирования занятости населения – это результат деятельности государственных и негосударственных институтов, учреждений, организаций, структур содействия занятости, который представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов: нормативно-правовую базу, финансы, информацию, технологии, услуги трудоустройства, которые способствуют осуществлению компетентными уполномоченными органами управления государственного регулирования занятости населения.
Можно выделить четыре подсистемы инфраструктурного обеспечения механизма государственного регулирования занятости населения: информационно-технологическую, организационную, финансовую и правовую (табл.). Далее рассмотрим каждую из вышеуказанных подсистем.
Правовая подсистема инфраструктурного обеспечения государственного регулирования занятости населения включает в себя разработанную нормативно-законодательную базу, которая применяется в государственном регулировании занятости населения: Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, законы «О занятости населения в Российской Федерации», «Об организации страхового дела в Российской Федерации», «Об основах охраны труда в Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации», «Об оплате труда в Российской Федерации» и др.
Таблица
Элементы подсистем инфраструктурного обеспечения государственного регулирования занятости населения (источник – составлено автором на основе обобщения работ ученых [3, 4, 5, 9, 10, 11]
Подсистема инфраструктурного обеспечения
|
Элементы
|
Правовая
|
Нормативно-правовая база
|
Информационно-технологическая
|
Информация, технологии
|
Финансовая
|
Финансы
|
Организационная
|
Услуги трудоустройства
|
Финансовая подсистема инфраструктурного обеспечения государственного регулирования занятости включает совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений, инвесторов для осуществления деятельности и регулирования в сфере занятости населения. Финансовое инфраструктурное обеспечение включает в себя: средства Фонда социального страхования Российской Федерации; собственные средства предприятий; средства инвесторов; средства Государственного бюджета, областных и местных бюджетов.
Л. Транченко выделяет информационное обеспечение государственного регулирования занятости населения. В информационное обеспечение ученый включает данные государственной статистики и социологических обследований, которые дают возможность оценить результаты государственной политики занятости, при потребности корректировать ее и составлять обоснованные прогнозы ее последствий [8].
Отметим, что применение только одной информации, без технологий, в государственном регулировании занятости не возможно. Поэтому необходимо объединить информацию и информационно-коммуникационные технологии и ввести информационно-технологическую подсистему. Информационно-технологическая подсистема включает в себя информацию и информационно-коммуникационные технологии: статистические (показатели) данные Федеральной службы государственной статистики, статистические (показатели) данные Федеральной службы по труду и занятости, (показатели) данные агентств по трудоустройству, (показатели) данные Федеральной миграционной службы, данные профессиональных учебных заведений всех уровней аккредитации, данные государственных и частных центров подготовки и переподготовки кадров; средства массовой информации с помощью газет, теле- и радиоканалов: репортажи, интервью, обзоры событий, статьи, прямые радио- и телеэфиры; информационные массовые мероприятия: презентация направлений деятельности службы занятости, программы содействия занятости, индивидуальные консультации, многопрофильные и специализированные ярмарки вакансий и учебных мест, круглые столы, пресс-конференции и брифинги; интернет-ресурсы: официальные сайты Федеральной службы государственной статистики и Федеральной службы по труду и занятости; Единую информационно-аналитическую систему службы занятости и др.
Кроме вышеуказанных подсистем инфраструктурного обеспечения механизма государственного регулирования занятости населения необходимо отметить организационную подсистему инфраструктурного обеспечения, включающую в себя вспомогательную деятельность в сфере занятости населения и организацию ее, благодаря которой осуществляется государственное регулирование. Организационная подсистема инфраструктурного обеспечения механизма государственного регулирования занятости населения включает в себя: создание в службе занятости отделов для работы с безработными гражданами; разработку и внедрение услуг по трудоустройству безработных граждан; разработку программ профессиональной подготовки и переподготовки занятых и безработных граждан; сбор, обработку данных в сфере занятости и рынка труда службой занятости; проведение анализа и прогнозирования службой занятости показателей рынка труда; предоставление службе занятости данных и необходимых показателей в сфере занятости населения миграционной службой, профессиональными учебными заведениями всех уровней аккредитации, частными агентствами по трудоустройству; государственными и частными центрами подготовки и переподготовки кадров; сбор, обработку данных и расчет на основе их показателей рынка труда государственной службой статистики.
Заключение
Инфраструктурное обеспечение является одной из важных составляющих государственного регулирования сферы занятости, которое способствует функционированию и реализации механизма государственного регулирования занятости населения.
На основании отдельных составляющих инфраструктурного обеспечения (нормативно-правовая база, финансы, информация, технологии, услуги трудоустройства) сформулировано его определение. В работе также были структурированы подсистемы инфраструктурного обеспечения государственного регулирования занятости: правовая, информационно-технологическая, финансовая и организационная.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:47:10