Интеллектуальный интерфейс для пользователя сети
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 3 (39), Март 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
По мере формирования механизмов рыночных отношений появляются новые инструменты, методы и средства, которые на современном этапе оказывают значительное влияние на организацию предпринимательской деятельности. Изменения требований, приводящих к успеху, обусловлены динамикой взаимодействия внутреннего развития компаний с внешней средой. Принятие решений в подобных условиях приводит к резкому росту потребностей в необходимых знаниях и получаемых данных.
Ключевые слова: знания, принятие решений, информация для принятия управленческих решений
Сегодня наблюдается очевидная потребность в современном универсальном программном обеспечении, которое должно использоваться в рамках решаемых управленческих задач. Чтобы учесть специфику его конкретного применения, предусмотрены средства настройки (адаптации) программ. Среди них есть конфигураторы и встроенные языки. Так, например, имеется конфигуратор в системе «1С: Бухгалтерия» (фирма «1С»), встроенные языки – в программных продуктах серии «БЭСТ» (фирма «Интеллект-Сервис») и др. Однако следует отметить, что подобные средства ориентированы, в большей степени, на специалистов по информационным технологиям.
Динамика развития информационных технологий, методов и средств их поддержки делает возможным создание интеллектуального интерфейса, который, в свою очередь, предоставляет возможность делать связные информационные процессы максимально управляемыми, обеспечивающими получение необходимых данных и знаний в максимально короткие промежутки времени.
При решении задач управления требуется упрощать процесс пользования информационной системой. Взаимодействие «человек-компьютер» должно предусматривать увеличение доли компьютерной обработки данных. При этом значительное внимание уделяется повышению способности компьютерной системы к самостоятельному, в автоматическом режиме, решению управленческих задач.
Прежде всего, информационные системы управления необходимо строить таким образом, чтобы радикально упростить процессы их эксплуатации и сопровождения. Для того чтобы глубже понять характер затруднений пользователя при взаимодействии с системой, нужно подчеркнуть, что традиционная технология обычно основывается на формальной модели решения задачи. Как правило, множество понятий и терминов, в которых формулируются и описываются задачи, в большей мере связаны с математической моделью, а не с конкретной областью ее применения. В то же время предметная область характеризуется системой содержательных исполнительных понятий, которыми оперирует пользователь при решении задач.
В традиционной технологии обработки данных, как правило, не совпадают системы предметной области: система понятий и формальная модель. Это различие и является основной причиной затруднений, возникающих при взаимодействии пользователя с информационной системой. Нельзя не согласиться с мнением о том, что решение таких задач интерфейса, как адаптация к потребностям пользователя, его предпочтениям и привычкам, уровню знаний о системе, потребует использования всех современных достижений в области искусственного интеллекта и итологии (науки об информационных технологиях).
Пользовательские интерфейсы будущего, скорее всего, основной упор будут делать на обучающие примеры, тактильные ощущения, распознавание речи и образов. Процесс взаимодействия будет основан на базе знаний, что позволит сократить когнитивную дистанцию между пользователем и информационной системой. Соответствующие исследования начались в 90-х гг. прошлого столетия, но пока подобные интерфейсы не получили широкого распространения.
Для построения интерфейса будущего большое значение имеет визуализация информации, особенно вопросы пространственных метафор (например, трехмерный ландшафт как альтернатива двухмерной метафоре «рабочего стола»). Такие интерфейсы – последовательные шаги в направлении более мощного и естественного интерфейса.
Интерфейс будущего соединяет в себе лучшие средства пользовательского взаимодействия через интерфейс с косвенным управлением, обеспечиваемым сертифицированными и заслуживающими доверия агентами, которые могут предугадывать потребности пользователя и работать для него в автономном режиме вместе с другими агентами, распределенными по информационной сети.
Заметим, что отдельные информационные системы не обязательно обладают развитыми интерфейсами. Это зависит от степени отчуждаемости системы от непосредственного пользователя. Создание же интеллектуального интерфейса, который приводит к существенному перераспределению функций компонентов, необходимых системам «человек-компьютер», обеспечивает управление информационным процессом и компетентное принятие решения.
При интеллектуализации информационных систем возникают вопросы, касающиеся, прежде всего, методики ситуационного взаимодействия пользователя с формальной моделью прикладной среды. Если такие системы имеют широкое распространение и предназначены именно для продажи на рынке программных продуктов, то они, несомненно, должны обладать развитым интерфейсом.
Существующие в настоящее время методики взаимодействия рассчитаны на усредненного пользователя и характеризуются, несмотря на расширяющиеся вычислительные возможности, сокращением ресурсов в тактике системы. Если не продумать возможности изменения компьютерной методики в зависимости от ситуации, а по-прежнему сохранять ее в расчете на усредненного пользователя, можно не получить существующих потенциальных возможностей от использования современных компьютерных технологий.
В центрах, известных разработкой новых интерфейсов (XEROX PARC, MIT Media Lab, Apple Computer, Carnegie Mellon University), создаются разные концепции интерфейсов, в частности, опирающиеся на возможности анимации. Для использования анимационного интерфейса, вероятно, придется переходить к программам, управляемым временем. На каждом такте работы такой программы заново строится изображение на экране, а события, инициированные пользователем, например, ввод с клавиатуры, отрабатываются всего лишь изменением состояния программы.
Теория интеллектуального интерфейса рассматривает два основных направления в совершенствовании разработок. Первое направление ориентировано на проектирование естественных для человека способов диалога с компьютером, основная цель которого состоит в максимальном повышении сервиса в общении. Второе направление ориентировано в большей степени на моделирование способов функционирования человеческого интеллекта.
В традициях первого направления можно говорить о естественно-речевом интерфейсе, компьютерном распознавании речи, общении на естественном языке. Второе направление ориентировано на моделирование интерфейса, организацию пользовательской ситуационной среды в поддержку принятия управленческих и хозяйственных решений. Представители второго направления занимаются моделированием предметной области, созданием модели интерфейса и когнитивной связи с информационной системой.
Приведенные ориентации предполагают постепенное взаимопроникновение указанных направлений. Так, нельзя говорить о естественно-речевом интерфейсе в отрыве от естественно-интеллектуальных способов формирования различных ситуаций, складывающихся во взаимодействии пользователя и информационной системы.
При интеллектуализации информационных систем возникают и другие вопросы, требующие дополнительной проработки. Это вопросы, касающиеся, прежде всего, методики ситуационного взаимодействия пользователя с формальной моделью прикладной среды.
Прикладной комплекс интеллектуального интерфейса представляет собой совокупность аппаратно-программных средств, выполняющих исполнительную функцию эффективного решения задач управления. К ним относятся программы, осуществляющие любые вычисления, поиск информации в базах знаний, логические выводы и др. В качестве аппаратных средств могут быть использованы имеющаяся на сегодняшний день и разрабатываемая на ближайшую перспективу компьютерная и специальная техника.
Интерфейс будущего - это интерфейс, который включает в себя, по крайней мере, один новый метод взаимодействия, не присущий классическим средствам общения, таким как меню и пиктограммы. Он должен включать действующие в параллель сенсорные каналы, коммуникации с помощью естественного языка - и все это в среде многих пользователей. В качестве примера взаимодействия можно упомянуть распознаватели жестов, основанные на технике рисования пером. Хотя, в принципе, распознавание речи может использоваться для подачи команд и вообще для неограниченного текстового ввода.
И привлекательность, и трудность реализации распознавания жестикуляции и речевого ввода определяются тем, что при этом очень нелегко производить разбивку на значимые компоненты и однозначно выделять такие компоненты, как глагол, существительное и их модификаторы. В настоящее время создан интерфейс, который полностью полагается на ввод геометрических эскизов и команд вручную и имеет словарь, включающий несколько десятков жестов.
Тактильные пользовательские интерфейсы, или интерфейсы, построенные на осязании, - мало исследованная область. Аппаратура, основанная на тактильных ощущениях, появилась совсем недавно. Тактильные устройства, в отличие от других интерактивных устройств, способны как «чувствовать», так и передавать информацию.
Учитывая непрерывный прогресс в технологии панельных дисплеев и проекторов, можно ожидать появления чрезвычайно мощных и универсальных компьютеров, сверхминиатюрных или очень больших «проекционных» дисплейных устройств, а также легких и доставляющих минимум неудобств шлемов-дисплеев для виртуальной и расширенной реальности. Погружаясь в расширенную реальность, пользователь может видеть сгенерированную компьютером информацию, наложенную на образы реального мира через оптическое или видео-смешивание, что обеспечивает, к примеру, встроенные аннотации или восприятие в рентгеновских лучах.
В настоящее время стоит вопрос о необходимости разрабатывать системы управления с развитой компонентой взаимодействия, с помощью аппаратно-программных средств которой можно было бы постоянно держать в курсе событий пользователей систем (менеджеров, их партнеров и др.), принимающих решения в условиях децентрализации. Такие управленческие системы должны обеспечивать конкретных партнеров необходимой прямой и обратной связью друг с другом в едином информационном пространстве для активизации производственно-хозяйственной и финансовой деятельности компаний.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:42:42