Инновации на рынке управления активами
Скачать PDF | Загрузок: 5 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 9 (9) за 2011 год
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17569484
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассмотрена тема инноваций на рынке управления активами. В ходе исследования данной тематики была произведена классификация типов инноваций, внедряемых на рынке управления активами, и подтверждена инерционность инновационных процессов, когда внедрение одних инноваций приводит к появлению других.
Ключевые слова: информационные технологии, автоматизация бизнес-процессов, инновация, управление активами, алгоритмическая торговля
До недавнего времени рынок финансовых услуг и мир финансов в целом у многих ассоциировался с консерватизмом, и может даже с ретроградством. Но все меняется, и в последнее десятилетие благодаря развитию информационных технологий компании финансовой сферы стали одними из лидеров по внедрению различных инноваций: начиная от всем доступных услуг интернет-банкинга и заканчивая высокотехнологичными услугами автоматизированной торговли на финансовых рынках. Учитывая скорость развития информационных технологий и темпы их внедрения в повседневную жизнь общества, этот процесс вполне обоснован. В качестве примера можно привести торговлю на финансовых рынках, когда всего десять лет назад для того, чтобы подать заявку на покупку или продажу ценной бумаги, частный инвестор должен был позвонить своему брокеру по телефону, потратив на это несколько драгоценных минут. А сегодня он может совершать все операции самостоятельно с помощью карманного компьютера и беспроводного подключения к сети Интернет. Естественным результатом технологического прогресса стал экспоненциальный рост количества сделок, что кардинальным образом изменило сам профиль рынка и привело к появлению множества новых стратегий, основанных на различных математических моделях. Процессы расчетов и совершения торговых операций начали формализовыватся в виде алгоритмов, что позволило исключить из трейдинга «человеческий фактор», увеличить скорость принятия решений и использовать сложные стратегии. Со временем на алгоритмические системы стала приходиться все большая доля от общего объема торгов, и к 2010 г. на некоторых биржах она составляла 60% [1]. Таким образом, можно констатировать, что внедрение современных технических решений на основе ИТ привело к появлению и последующему внедрению большого числа инноваций в различных сегментах хозяйственной деятельности компаний финансового рынка.
В данной статье приведены результаты исследования компаний, специализирующихся на управлении активами, а именно того, как внедрение новых технических решений влияет на инновационную деятельность компаний. В качестве примера приведена автоматизация торговли на финансовых рынках, которая стала катализатором появления целого ряда инноваций на рынке управления активами.
Современная экономическая теория различает пять основных типов инноваций: 1. Введение нового продукта (товарная инновация); 2. Введение нового метода производства (технологическая инновация); 3. Создание нового рынка товаров или услуг (рыночная инновация); 4. Освоение нового источника поставки сырья или полуфабрикатов (маркетинговая инновация); 5. Реорганизация структуры управления (управленческая инновация) [2]. Появление информационных технологий, позволивших реализовать автоматизацию торговли на финансовых рынках, привело к внедрению всех пяти типов инноваций в компаниях, специализирующихся на управлении активами.
Технологическая инновация. В рассматриваемом примере на первое место следует поставить именно технологическую инновацию, так как появление технической возможности автоматизировать процесс торговли, учета и формирования отчетности привело к появлению всех остальных типов инноваций. Комплексные ИТ-системы, подключенные к сети Интернет, позволяют не только автоматизировать большинство существующих бизнес-процессов в компании, повышая их эффективность, но и создавать абсолютно новые.
Товарная инновация. На рынке управления активами автоматизация торговли привела к появлению целого ряда инновационных продуктов, ядром которых стала алгоритмизация различных стратегий. До появления возможности по автоматизации торговли многие стратегии, такие как предоставление ликвидности, арбитраж, вероятностные методы, статистические методы и т.д., были менее эффективными, но внедрение технологической инновации позволило значительно повысить их эффективность и тем самым способствовать появлению нового продукта со стабильным результатом, который можно предлагать на рынке. В последнее время, особенно на западе, многие инвестиционные фонды предлагают инновационные продукты, основанные как раз на различных торговых алгоритмах, и их популярность постоянно растет.
Рыночная инновация. Появление товарной инновации в виде нового инвестиционного продукта послужило катализатором к появлению целого рынка управления активами на основе алгоритмизированных стратегий. Данный сегмент всего рынка управления активами на данный момент является самым динамичным и быстроразвивающимся, на котором действует множество компаний различных размеров и направленности. Грубо их можно разделить на три категории.
1. Крупные инвестбанки и хедж-фонды. Сумма в управлении несколько миллиардов долларов. Как правило, могут себе позволить инвестировать миллионы в технологии и разработки, но при этом сфокусированы на получение стабильной прибыли на периоде 1-5 лет и более. В первую очередь алгоритмическая торговля их интересует как инструмент уменьшения издержек путем алгоритмизации исполнения. Для компаний этого масштаба, которые рассматривают алгоритмическую торговлю как один из основных источников прибыли, бизнес заключается в предоставлении ликвидности и различных видах арбитража.
2. Средние хедж-фонды и крупные торговые фирмы. Сумма в управлении от десятков миллионов долларов. Основная движущая сила рынка в развитии новых идей в области высокотехнологической торговли, обладают достаточным капиталом для реализации или покупки сложных платформ и более склонны к поиску новых высокодоходных стратегий.
3. Небольшие частные фирмы. Собственные средства не превышают нескольких миллионов долларов, иногда существенно меньше. Обычно ищут стратегии с высоким уровнем дохода, чтобы компенсировать нехватку капитала, поэтому подобные компании часто первыми выходят на новые рынки. Большая часть инновационных идей возникает именно в этих структурах.
Маркетинговая инновация. Маркетинговые инновации направлены на более полное удовлетворение нужд потребителей, расширение их состава, открытие новых рынков сбыта с целью повышения объемов продаж. Информационные технологии, позволившие автоматизировать торговый процесс, также послужили причиной появления как минимум четырех маркетинговых инноваций.
1. Использование новых ценовых стратегий при продаже продуктов и услуг. Автоматизация бизнес-процессов позволила значительно снизить издержки компаний и усилить отдачу от «эффекта масштаба». Таким образом, компании, предоставляющие услуги индивидуального доверительного управления, смогли снизить свои комиссии до уровня, принятого в сегменте коллективных инвестиций.
2. Использование новых каналов продаж. Использование сети Интернет в качестве нового канала продаж позволило компаниям не только увеличить свою узнаваемость, но и значительно расширить географический охват потенциальных клиентов.
3. Введение новых концепций презентации продуктов/услуг. Веб-технологии позволили создать интерактивные методы презентаций инвестиционных продуктов, где каждый потенциальный клиент мог оценить эффективность предлагаемых инвестиционных стратегий на исторических данных за разные промежутки времени.
4. Введение дополнительных элементов, расширяющих функциональность основных продуктов/услуг. К данному типу инноваций можно отнести внедрение различных модулей, таких как «личный кабинет» клиента, новостные ленты экономической тематики или котировки различных финансовых инструментов, которые позволяют удовлетворить потребности клиента в получении определенного рода информации в дополнение к основному продукту, в данном случае услуге управления активами.
Управленческая инновация. Автоматизация всех процессов, связанных с торговлей на финансовых рынках, позволила значительно упростить структуру управления, минимизировав количество сотрудников и сократив управленческие цепочки от руководителя предприятия до непосредственных исполнителей. В основном этого удалось достичь за счет внедрения комплексных ИТ-систем, позволяющих руководству компании отслеживать все процессы в реальном режиме времени или с минимальной задержкой. Также стоит отметить, что информационные технологии позволили значительно улучшить презентативность управленческой отчетности, и как следствие, скорость и качество решений, принимаемых менеджментом компании. Управленческие инновации также коснулись и реорганизации самой структуры компании, в частности, информационные технологии позволили ее оптимизировать за счет аутсорсинга многих услуг, например электронный доступ к бирже через прайм-брокера или удаленное бухгалтерское сопровождение.
Вывод
Проведенное исследование рынка управления активами на предмет внедрения инноваций показало, что использование современных информационных технологий и автоматизация многих процессов изменили весь профиль рынка, не только модернизировав принципы взаимодействия с клиентами и прочие бизнес-процессы компаний данного рынка, но и создав новый динамично развивающийся сегмент алгоритмической торговли.
Источники:
2. Гринев В.Ф. Инновационный менеджмент : учеб. пособие. – 2-е изд. – Киев : МАУП, 2001.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:03:53