Возможности привлечения среднего класса для решения социально-экономических проблем России
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2 (38), Февраль 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Очевидно, что банкам и финансовым компаниям, заинтересованным в привлечении средств среднего класса, необходимо поработать над повышением уровня осведомленности средних русских о возможностях финансовой системы страны. С тем, чтобы они либо умерили в полтора-два раза свои аппетиты в отношении доходности от вложений с низким риском, либо сознательно приняли на себя большие риски в погоне за доходностью от 15 до 25% годовых. Соответствующий финансовый инструмент с большой степенью вероятности будет востребован частью инвесторов среднего класса.
Ключевые слова: средний класс, финансовая система, накопление капитала
Очевидно, что банкам и финансовым компаниям, заинтересованным в привлечении средств среднего класса, необходимо поработать над повышением уровня осведомленности средних русских о возможностях финансовой системы страны. С тем, чтобы они либо умерили в полтора-два раза свои аппетиты в отношении доходности от вложений с низким риском, либо сознательно приняли на себя большие риски в погоне за доходностью от 15 до 25% годовых. Соответствующий финансовый инструмент с большой степенью вероятности будет востребован частью инвесторов среднего класса.
Среди российских семей, желающих воспользоваться ипотечными кредитами, две трети хотели бы получить кредит по ставке не более 10% годовых в валюте, и лишь пятая часть согласна на 15%. Идею о том, что граждане хотят получить кредит по ставке ниже доходности, на которую они рассчитывают, соответствующие компании могут достаточно эффективно использовать при реализации своих маркетинговых программ. Тем более, что этот разрыв не носит критического характера. Надо только поменять местами 8-10% и 10-12%.
Можно утверждать, что в настоящий момент средний класс России имеет латентный спрос на сберегательный инвестиционный инструмент со сроком обращения 3-5 лет, промежуточными точками закрытия позиции через 9 и 12 месяцев, доходностью 8-10% годовых в валюте и высокой степенью надежности. То есть вложения в этот инвестиционный инструмент должны быть обеспечены какими-то надежными активами. А привлечь можно было бы до 12-14 млрд. долларов.
Вопрос, какая из отраслей хозяйства способна переварить такой объем прироста инвестиций и выдать соответствующий прирост объемов производства, который будет востребован рынком, обеспечив при этом доходность 10-12% годовых в валюте при 2-3-х летнем обороте средств? Один вариант ответа на этот вопрос - строительство жилья.
Более трети потенциальных инвесторов из среднего класса называют вложения в недвижимость одним из наиболее привлекательных направлений использования своих сбережений. С недвижимостью соперничают только вложения в собственный бизнес или бизнес друзей и родственников.
Четверть представителей среднего класса - 2,5-3 млн. семей - желают улучшить свои жилищные условия в ближайшие четыре года. Причем более половины из них готовы вкладывать деньги в улучшение этих условий. Суммы, правда, называются довольно скромные - в среднем по 10-15 тыс. долларов. Понятно, что на такие деньги новую квартиру площадью 80 кв. м «с нуля» не купить. Но этого и не требуется. Ведь у подавляющего большинства представителей среднего класса уже есть квартира. Нужно лишь немного нарастить метраж, ну, еще добавить на улучшенную планировку, большую кухню и т. д. А на это 10—25 тыс. долларов вполне хватит.
Для того чтобы 2,5-3 млн. семей среднего класса смогли в течение ближайших четырех лет улучшить свои жилищные условия, необходимо ежегодно строить на 250 тыс. квартир больше, чем строится сегодня. Строительство дополнительных 250 тыс. квартир потребует инвестиций в размере 6-7,5 млрд. долларов ежегодно. А рыночная стоимость этих дополнительных квартир может составить 10 млрд. долларов. Вот ‑ и обеспечение инвестиционной программы для среднего класса.
Другим местом приложения частных вкладов среднего класса могли бы быть инвестиционные программы малых предприятий. Рассмотрим более подробно возможность малого предпринимательства выступать достойным партнером на этом финансовом рынке.
В соответствии с отчетами действующих в стране региональных фондов поддержки малого предпринимательства, на 1 рубль их вложений фондами было привлечено для реализации региональных программ 4,45 рубля, в том числе за счет региональных бюджетов - 1,33 рубля, за счет средств самих региональных фондов - 1,1 рублей, за счет прочих источников, включая средства местных бюджетов, иностранные инвестиции, внебюджетные источники, - 3,63 рубля. Данными региональными фондами в рамках региональных программ было профинансировано около 1500 предпринимательских проектов, создано свыше 1300 новых рабочих мест. Возвратность по кредитам, в среднем, составила 85%.
В регионах России созданы и функционируют более 80 региональных фондов поддержки малого предпринимательства, 90 торгово-промышленных палат, почти 60 агентств поддержки малого предпринимательства, более 30 бизнес-центров и центров поддержки малого предпринимательства, 40 технопарков, более 50 бизнес-инкубаторов, 60 лизинговых компаний, более 100 ассоциаций и союзов предпринимателей, 13 палат ремесел, почти 100 учебно-деловых центров, центры правовой и экономической безопасности, экологический центр.
Рассмотрим опыт инвестирования в малый бизнес на примере Самарской области, каждое второе малое предприятие которой является торговым, каждое пятое - строительным, каждое шестое - промышленным. Капиталоотдача в малом бизнесе достаточно велика - 1,57 руб. прибыли на 1 руб. капитальных вложений.
Малые предприятия основных отраслей экономики, в целом, являются прибыльными. Доля малых предприятий в общем объеме розничного товарооборота области составляет почти половину, в общем объеме подрядных работ - четвертую часть, в объеме промышленного производства - 2,3%. Усилия Администрации Самарской области по созданию в регионе благоприятной среды для деловой активности в сфере малого бизнеса не остались незамеченными со стороны Европейского экономического сообщества (ЕЭС): в области проводится ряд программ поддержки малого бизнеса в рамках проектов TASIS. Европейский банк реконструкции и развития совместно со Сбербанком, Росэстбанком и Инкомбанком провел «финансово-кредитную интервенцию», профинансировав 364 малых предприятия.
В области началась активная работа по использованию американского опыта поддержки малого бизнеса. Так совместно с ведущим университетом области - аэрокосмическим, создан инновационный бизнес-инкубатор. При реализации программ основной акцент сделан на консолидацию действий и объединение финансовых ресурсов органов государственного управления различного уровня, федеральной службы занятости населения, банков, фондов, а также ряда международных организаций.
Эффективность инвестиций в малый бизнес можно рассмотреть на примере следующих инвестиционных проектов, реализуемых малыми предприятиями. Так проект модернизации двух малых муниципальных котельных г. Самары предполагает замену устаревшего и физически изношенного оборудования на новое (КПД=90%) и прокладку новых тепловых сетей. Целью проекта является повышение энергетической эффективности, надежности и экологической безопасности котельных. Стоимость проекта - 0,8 млн. долларов США, в том числе собственные и привлеченные средства предприятия - 0,1 млн. долларов и заемные средства - 0,7 млн. долларов. Срок реализации проекта ‑ 5 месяцев, окупаемости ‑ 3 года. Внутренняя норма рентабельности (IRR) по данному проекту составляет 49,3%, а чистая дисконтированная прибыль (NPV) - 2,242 млн. долларов. Это достаточно хорошие показатели эффективности проекта.
Другой инвестиционный проект предусматривает организацию прачечной-химчистки в г. Самара с использованием американской технологии и оборудования. В отличие от существующих в регионе прачечных и химчисток, в которых используется устаревшая технология и малоэффективное оборудование, данный проект предполагает применение передовой технологии с использованием высококачественного и производительного американского оборудования фирм UniMac, UNIPRESS и JENSEN America. В результате реализации проекта предполагается обеспечить население региона как новыми услугами, так и классическими услугами прачечных и химчисток, но на более высоком уровне качества и обслуживания. Стоимость проекта - 0,506 млн. долларов, в том числе собственные и привлеченные средства инициатора проекта составляют 0,076 млн. долларов, заемные средства - 0,43 млн. долларов. Срок реализации проекта - 4 месяца, а срок его окупаемости составит 40 месяцев. Внутренняя норма рентабельности (IRR) - 63,9%, и чистая дисконтированная прибыль (NPV) составит 1,45 млн. долларов.
Анализ этих и других инвестиционных проектов, инициированных малыми предприятиями, показывает, что имеются потенциальные потребители инвестиционных ресурсов. Что же мешает успешной реализации этих проектов и привлечению частных накоплений среднего класса на этот рынок?
Во многих регионах Российской Федерации уже созданы и действуют лизинговые компании и центры. Вместе с тем, лизинговые компании в настоящее время испытывают серьезные трудности в привлечении дополнительных оборотных средств. Есть и проблемы, вытекающие из общей неразвитости рыночных механизмов (финансовая маломощность предприятий, отсутствие традиций цивилизованного поведения лизингополучателей, несовершенство правовой базы, неясность налоговых правил, неотработанность механизма возврата имущества, отсутствие развитого рынка подержанного оборудования и неразвитость механизма передачи в лизинг малоценного оборудования).
Главной целью финансовой политики государства в отношении малого бизнеса должно стать устранение неблагоприятного положения малых предприятий на рынке кредитных ресурсов в силу их недостаточной финансовой устойчивости и залогоспособности, а также введение целевого финансирования отдельных высокоэффективных программ и проектов. Это позволит раскрыть внутренний потенциал малых предприятий, обеспечить их поступательное развитие и повышение конкурентоспособности.
Основными направлениями государственной поддержки должно стать также освоение новых механизмов финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малых предприятий, включающих создание межрегиональных и регионально-муниципальных гарантийных фондов, развитие финансового лизинга, франчайзинга, страховой деятельности, предоставление льготных инвестиционных кредитов и гарантий Правительства Российской Федерации по иностранным инвестиционным кредитам для быстроокупаемых инвестиционных проектов малых предприятий.
Если эти меры будут реализованы, то свободные денежные средства среднего класса могут быть привлечены на взаимовыгодных условиях для развития высокоэффективных конкурентоспособных малых предприятий.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:18:27