On the Question of UFSIN Federal Property Management Efficiency in Krasnodar Region

Vladimir Shlykov

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 / October, 2011

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=17678831
Cited: 4 by 07.12.2023

Abstract:
Article considers questions connected with correctional system property complex management. Normative legal acts which regulates this activity are considered. Factors which reduce federal property management efficiency are considered in case of Federal Penitentiary Service of Krasnodar region.

Keywords: krasnodar region, penitentiarial system, disadvantages of federal property management, Federal Penitentiary Service of Russia, federal property, property complex management UIS



Для исполнения функций правоприменительной деятельности по отношению к почти 800 тыс. осужденных к отбыванию наказания в исправительных учреждениях и свыше 480 тыс. осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, Федеральная служба исполнения наказаний России (ФСИН России) на 1 июля 2011 г. располагала 661 исправительной колонией (ИК), 149 колониями-поселениями, 5 ИК для осужденных к пожизненному лишению свободы, 230 следственными изоляторами и 165 помещениями, функционирующими в режиме следственных изоляторов.

Медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивали 133 больницы различного профиля, а также медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, 59 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом, 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией.

В состав УИС также входили 2466 уголовно-исполнительных инспекций, 7 тюрем, 47 воспитательных колоний, 87 государственных унитарных предприятий исправительных учреждений, 552 центра трудовой адаптации осужденных, 49 лечебно- и 46 учебно-производственных мастерских [1] и ряд других объектов федеральной собственности, закрепленных за органами и учреждениями УИС в соответствии с договорами на праве оперативного управления и хозяйственного ведения.

Правовой базой деятельности по управлению указанным имуществом являются нормы пункта 3 Положения о ФСИН, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314, статьи 131 Гражданского кодекса РФ, статьи 4 Фе­дерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», статьи 25, 26 Земельного кодекса РФ, а также постановления Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества». Ведомственным нормативным актом, регламентирующим отдельные положения управления федеральным имуществом, является Приказ ФСИН от 17 июля 2006 г. № 493 (в ред. приказа ФСИН России от 29 июня 2009 г. № 274) «О списании основных средств».

Однако, как показывает практика, территориальные органы ФСИН России не всегда в полном объеме руководствуются названными нормативными актами.

С 1 июня по 25 июня 2010 г. Счетная палата РФ проводила проверку использования средств федерального бюджета, выделенных в 2009 г. и прошедшем периоде 2010 г. на обеспечение деятельности УИС, в том числе на улуч­шение материального и оперативно-технического оснащения. Одной из целей являлась проверка порядка учета, управления, распоряжения и использо­вания федеральной собственности в Управлениях ФСИН по Краснодарскому краю и Ростовской области [2].

В результате проверки было установлено, что материальную базу подразделений Управления в основном составляет имущество, находящееся в оперативном управлении и (или) безвозмездном пользовании, в отноше­нии которого учреждения УИС Краснодарского края осуществляют управление в пре­делах, установленных в соответствии с целями деятельности и назначением имущества.

Федеральное имущество принято подразделениями УИС Краснодарского края в оперативное управление от ФСИН России согласно договорам «О передаче федераль­ному бюджетному учреждению уголовно-исполнительной системы федерального иму­щества в оперативное управление».

По состоянию на 15 июня 2010 г. в пользовании учреждений УИС Краснодарского края находились 77 земельных участков общей площадью 1230,9 га, в том числе в постоян­ном (бессрочном) пользовании 99,8%, или 75 участков общей площадью 1228,4 га.

В установленном порядке осуществлен государственный кадастровый учет 63 земельных участков общей площадью 1084,2 га и общей кадастровой стоимостью 2596247,7 тыс. руб., зарегистрированы права собственности РФ на 33 участка общей площадью 313,6 га и постоянного (бессрочного) пользования на 49 участков общей площадью 399,4 га, внесены сведения в реестр федерального иму­щества о 40 участках общей площадью 342,4 га.

Вместе с тем, подразделениями Управления до настоящего времени в нарушение правовых норм не соблюден порядок обязательной регистрации возникновения прав на земельные участки — не зарегистрирова­но право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, фактически на­ходящимися в их оперативном управлении, и не обеспечены полнота и достоверность со­держащихся в реестре федерального имущества сведений об указанном имуществе. Так, на ряд земельных участков отсутствуют документы, подтверждающие осуществление госу­дарственного кадастрового учета, регистрацию права и учета федерального имущества.

Управление и подведомственные ему учреждения для осуществления установленной деятельности располагаются в 965 зданиях и помещениях общей площадью 354301,6 мкв. (без учета 16 внутрисистемных договоров о предоставлении в безвозмездное пользова­ние имущества), в том числе:

  • федеральная собственность, которая передана им в оперативное управление, со­ставляет 906 объектов общей площадью 351378,1 кв. м;
  • собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муници­пального образования или частная, находящаяся в безвозмездном пользовании учреждений, составляет 47 объектов общей площадью 2419,6 кв. м;
  • иная собственность, арендуемая по договорам, — 12 объектов площадью 503,9 кв. метра. Также ФСИН России согласно договорам о передаче федерального имущества в оперативное управление переданы учреждениям УИС Краснодарского края 394 со­оружения общей балансовой стоимостью 158692,3 тыс. руб. [2].
  • Правоустанавливающими документами — свидетельствами о государственной реги­страции права — подтверждено право оперативного управления на 564 здания, помеще­ния и сооружения, или на 43,4% всех подлежащих регистрации объектов. В нарушение правовых норм не зарегистрировано и не внесено в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним право оперативного управления на 380 зданий и помещений общей площадью 115600,6 кв. м, или 41,9% и 32,9% общих аналогичных показателей.

    Федеральное имущество, закрепленное за учреждениями УИС Краснодарского края на праве оперативного управления, учтено в реестре федерального имущества в соот­ветствии с указанным постановлением в объеме 64,4%.

    Обращает на себя внимание то, что территориальным органом Росимущества не осуществля­лись от лица собственника федерального имущества проверки в части эффективного использования и сохранности федерального имущества, переданного в оперативное управление учреждениям УИС, и не принимались меры по обеспечению сохранности федерального имущества и повышению эффективности его использования.

    В ходе выборочной проверки выписок из реестра федерального имущества и карт сведений об объектах учета федерального имущества, закрепленного за Управлением, установлено, что большинству из их числа присвоены временные реестровые номера. То есть, ввиду отсутствия полноты правоустанавливающих документов на объекты не­движимого имущества и содержащихся в них сведений, произведен лишь частичный учет указанных объектов в реестре федерального имущества и в соответствующие его подразделы внесены не все неотъемлемые характеристики объектов учета.

    По состоянию на 1 января 2010 г. учреждения УИС Краснодарского края распола­гали автотранспортным хозяйством (легковые, грузовые, автобусы, специальные, автозаки, учебные и прочие) в количестве 455 единиц. Вместе с тем в нарушение постановления Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447 указанные автомобили в реестр федерального имущества не вносились и на праве оперативного управления не закреплялись.

    При предоставлении договоров оперативного управления в ФСИН России в целях своевременного закрепления имущества УИС Управление не проводило проверку дос­товерности данных, включенных в перечни объектов недвижимости подведомственны­ми учреждениями. В ходе выборочной проверки установлены объекты, фактические площади которых имели расхождения с указанными в договорах о закреплении феде­рального имущества на праве оперативного управления, а также ранее не внесенные в пообъектные перечни к указанным договорам либо не имеющие существенных харак­теристик или со значимыми изменениями за короткий срок.

    Как пример распоряжения движимым имуществом можно привести передачу во временное владение и пользование ЗАО «Усть-Лабинсктеплоэнерго» оборудования для выработки тепла для нужд жителей поселка общей балансо­вой стоимость 878,2 тыс. руб. ФБУ «Исправительная колония № 2» с согласия территориального управления Росимущества по Краснодарскому краю. Размер годовой арендной платы за пользование ука­занным имуществом определен на основании отчета об оценке рыночной стоимости движимого имущества и составил 20,6 тыс. руб.

    По состоянию на 1 января 2010 г. в учреждениях УИС Краснодарского края име­лось 86304,2 кв. м производственных площадей. При этом общая площадь свободных производственных площадей составила 8713,4. кв. м, или 10,1% от общего показателя. Из них в связи с предполагающейся реконструкцией и в целях снижения затрат на амортизационные расходы переведены на консервацию 3905,8 кв. м, что составляет 44,8% свободных площадей.

    Вывод

    Таким образом, в качестве недостатков, отрицательно влияющих на эффективность управления федеральной собственностью УФСИН по Краснодарскому краю, можно отметить:

  • частичный учет объектов федеральной собственностью в реестре федерального имущества;
  • не обеспечены полнота и достоверность со­держащихся в реестре федерального имущества сведений об указанном имуществе;
  • отсутствие взаимодействия УФСИН с территориальным органом Росимущества.

  • Страница обновлена: 21.03.2025 в 03:55:57