Динамика развития жилищных программ в Республике Татарстан

Гареев И.Ф.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (9), Сентябрь 2011

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17678821
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье анализируются различные этапы развития жилищной политики в Республике Татарстан. Наиболее детальную оценку получил основной инструмент ее реализации — жилищные программы. Характеристика механизмов их реализации позволила автору получить выводы о принципиальной позиции региона как при выборе схемы поддержки населения, так и при определении направления использования финансовых средств на рынке жилой недвижимости.

Ключевые слова: Республика Татарстан, жилищное строительство, жилищная политика, молодые семьи, жилищная программа, социальное жильё



Республика Татарстан является одним из лидеров среди регионов Российской Федерации, в которых широкое распространение получили целевые программы как инструмент решения социальных вопросов населения. Наибольшую эффективность программный метод управления показал в жилищной сфере.

В середине 90-х гг. в Республике Татарстан, одной из первых в стране, разработали и начали реализовывать республиканскую программу ликвидации ветхого жилья. За более чем десятилетний срок ее реализации удалось в значительной мере избавиться от изношенного жилого фонда и предоставить комфортное жилье гражданам республики.

Вместе с этим в 1997 г. в республике был выбран еще один путь решения жилищной проблемы — поддержка отдельных категорий населения в улучшении жилищных условий. В результате, была утверждена республиканская программа поддержки молодых семей в приобретении жилья. В дальнейшем, в 1999 г. для законодательного закрепления права молодых семей на жилье был принят Закон Республики Татарстан «О государственной поддержке молодых семей в Республике Татарстан» [3]. В рамках данного механизма максимальный размер государственной поддержки не может превышать 300 тыс. рублей. Средства на государственную поддержку выделяются из регионального и муниципального бюджетов на паритетной основе и предоставляются семье на срок до 15 лет без начисления процентов.

В 2002 г. на федеральном уровне был утвержден очередной этап федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 гг., в составе которой появилась подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» [1]. Выбранная схема ее реализации была основана на опыте программы обеспечения жильем молодых семей в Республике Татарстан и ориентирована на предоставление безвозмездных субсидий по рождению ребенка участникам региональных программ. Принципиальные моменты выбранной схемы — отсутствие необходимости региональным и муниципальным бюджетам действовать по той же финансовой модели, что и федеральный бюджет. Другими словами, средства софинансирования из бюджета федерального уровня направлялись в регионы на любые цели, как правило — на погашение задолженности в рамках региональной программы или софинансирование государственной поддержки (в виде дополнительной субсидии), предоставленной на уровне субъекта. Привлекательным было то, что из регионального бюджета не было необходимости выделять дополнительные средства, то есть средства федерального бюджета выступали как определенный бонус для субъектов, а для семьи — в качестве дополнительной поддержки, позволяющей существенно повысить доступность приобретения жилья.

С 2006 г. вместе со стартом Приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», был запущен новый этап ФЦП «Жилище», в которой механизм подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» изменился коренным образом. Семьи получили право на безвозмездную субсидию уже независимо от факта рождения ребенка, а субъекты Российской Федерации должны были софинансировать мероприятия данной программы, чтобы получить средства из федерального бюджета. Привлекательность последних заключалась в их объемах, которые, к примеру, для Республики Татарстан, достигали сопоставимых величин. Однако регионы стали обязаны и свою часть софинансирования предоставлять семьям на безвозмездной основе, что могло расходиться со сложившейся практикой региональных жилищных программ. Собственно так и произошло в Республике Татарстан. В частности, до 2006 г. безвозмездные субсидии из федерального бюджета предоставлялись семье на погашение задолженности, предоставляемой на возвратной основе (но беспроцентной). С 2006 г. для получения республикой средств из федерального бюджета на региональном уровне пришлось разрабатывать и утверждать специальную целевую программу, предусматривающую реализацию механизма федеральной программы.

В 2011 г. вступил в действие очередной этап ФЦП «Жилище», рассчитанный на 2011–2015 гг. Если в предыдущей редакции условия предоставления Республике Татарстан финансирования из федерального бюджета предусматривали практически паритетные значения, то в настоящее время для участия республики в федеральных мероприятиях уровень софинансирования из бюджета региона должен быть почти в три раза выше. Другими словами, для получения 1 руб. из федерального бюджета необходимо было из бюджета Республика Татарстан выделить 3 руб. Объясняется подобная финансовая модель тем, что в механизм программы ввели критерий бюджетной обеспеченности, в соответствии с которым, чем более дотационным являлся регион, тем большую долю средств федерального бюджета составляли в социальной выплате. Для регионов-доноров, ситуация стала неприемлемой.

Благодаря вышеуказанным изменениям, в 2011 г. в Республике Татарстан приостановлено действие федеральной программы обеспечения жильем молодых семей.

Таким образом, улучшение жилищных условий молодыми семьями в настоящее время в Республике Татарстан возможно только в рамках региональной программы — Закона Республики Татарстан «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий».

В виду сокращения предложения механизмов приобретения жилья, логичным видится увеличение объемов финансирования. Однако подобных мер в рамках региональной программы не последовало. Более того, с 2007 г. наблюдается обратная ситуация — полное отсутствие целевого финансирования из бюджета Республики Татарстан. Одним из объяснений нефинансирования мероприятий региональной программы мы видим в наличии в те годы (2006–2010) федеральной программы. При этом объем финансовых средств, выделяемых из бюджета Республики Татарстан на федеральную программу, был существенно выше тех величин, которые направлялись на региональную программу до 2006 г. (в среднем около 50 млн. руб. в год).

В 2006 г. объем средств бюджета Республики Татарстан, направленных на предоставление молодым семьям безвозмездных субсидий, составил 300 млн. руб. Государственную поддержку на улучшение жилищных условий получили 1350 молодых семей. Общий объем средств, направленных в сферу жилищного строительства, превысил 1 млрд. руб.

В следующем, 2007 г., из бюджета Республики Татарстан было выделено уже 780 млн. руб., а общий объем средств, привлеченных в строительный сектор, достиг 2,6 млрд. руб. Это позволило улучшить жилищные условия более 2100 молодых семей.

Однако необходимо четко понимать, что в рамках региональной программы средства государственной поддержки предоставляются на возвратной основе, и единожды выделенные средства работают и в дальнейшем. Благодаря этому, с 2007 г. по 2010 г., в период отсутствия финансирования из бюджета Республики Татарстан, уполномоченной организацией удалось реинвестировать 186,4 млн. руб., что позволило обеспечить жильем 508 молодых семей.

Как было отмечено выше, несмотря на приостановление реализации федеральной программы в Республике Татарстан в 2011 г., на мероприятия региональной программы по состоянию на 15 августа 2011 г. не было выделено средств из регионального бюджета. С нашей точки зрения, возможность улучшения жилищных условий даже в условиях отсутствия текущего целевого финансирования является тем ключевым фактором, привлекательность которого должна обеспечить повышенное внимание руководства региона к механизму региональной программы. Более того, это единственная программа в Республике Татарстан, механизм которой предусматривает привлечение средств муниципальных образований.

Подобная форма финансирования крайне выгодна городам и районам республики, т.к. у них есть возможность в два раза более дешевым способом решить жилищные проблемы своих молодых семей. Обозначились особо заинтересованные в поддержке молодых семей районы, доля которых в финансировании мероприятий республиканского Закона существенно превышает средства бюджета Республики Татарстан.

Еще одним преимуществом мероприятий Закона является активное привлечение средств предприятий для софинансирования государственной поддержки. В частности, заинтересованные в сохранении кадрового потенциала организации в зависимости от финансовых возможностей частично или полностью софинансируют приобретение жилья молодой семьей, существенно повышая его доступность [2].

Таким образом, основным достижением в реализации Закона Республики Татарстан «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий» является создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Республике Татарстан.

С прекращением реализации федеральной программы финансовые институты, равно как и экономика региона, потеряли важный источник повышения ликвидности — средства материнского капитала, которые могли быть использованы семьями для погашения задолженности по ипотечному кредиту. По нашим оценкам, общая сумма средств, которая могла быть получена из федерального бюджета в качестве материнского капитала, превышает 100 млн. руб. ежегодно.

Как было отмечено ранее, максимальный размер государственной поддержки в рамках региональной программы не может превышать 300 тыс.рублей. В настоящее время данная величина составляет не более 30% от стоимости жилья даже для однокомнатной квартиры. В связи с этим, на протяжении последних двух лет ведется непрерывная работа по внесению изменений в положения Закона, которые увеличили бы данную сумму до 600 тыс. руб. Однако данный процесс постоянно находит оппонентов, препятствующих принятию данных поправок. В итоге, данная проблема наряду с отсутствием целевого финансирования из бюджета республики являются главными препятствиями на пути повышения доступности жилья для молодых семей — участников программы. Более того, в преддверии выборов в Государственную Думу Российской Федерации, рассматриваем данные действия крайне непопулярными и требующими безотлагательного решения.

Разработка комплекса мер по дальнейшему развитию жилищных программ в Республике Татарстан позволила бы снизить нагрузку на бюджет Республики Татарстан, а также обеспечить возможность улучшения жилищных условий молодых семей в периоды недостаточного финансирования (или его отсутствия).


Источники:

1. Гареев И.Ф. Повышение доступности жилья в рамках федеральной программы обеспечения жильем молодых семей // Российское предпринимательство. – 2009. – № 8. – С.149-153.
2. Гареев И.Ф. Инновационные формы социально-трудового партнерства в решении жилищной проблемы // Российское предпринимательство. – 2010. – № 2, вып. 2. – С.70-74.
3. О государственной поддержке молодых семей в Республике Татарстан [Электронный ресурс]: Закон Республики Татарстан от 21.10.1999 г. № 2443. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:51:13