Modern aspects of transformation of industrial one-company towns

Aleksandr Pytkin, Aleksandr Lasunov

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 21 / November, 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The article discusses theoretical and methodological approaches to the process of transformation of one-company towns. Hit also highlights the key structural elements of the transformation process. The authors propose a model of development of the economic mechanism for transformation of an industrial company town through increased interaction between elements of the management and consolidation of resources.

Keywords: township-forming enterprise, institutional reforms, industrial one-company town, economic transformation



В научной литературе и нормативных актах Российской Федерации под промышленными моногородами традиционно понимают городские поселения, характеризуемые наличием градообразующих предприятий, обеспечивающих рабочими местами не менее 20% экономически активного населения, формирующих значительную доходную часть местного бюджета и определяющих социально-экономическое развитие муниципалитетов. В то же время региональные особенности экономического развития обусловили выделение моногородов по территориально-отраслевым и социально-демографическим характеристикам [4, 5].

Концепция трансформации промышленных моногородов

Выделяются две основные экономические категории моногородов:

- со стабильной экономикой, в которых градообразующие предприятия успешно адаптировались в конкурентную среду, обеспечивают реализацию мероприятий социального развития муниципалитета, а доходы работников и членов их семей на достойном уровне. При этом в структуре населения преобладают активные трудовые ресурсы, занятые в местной экономике;

- с предкризисным или кризисным состоянием градообразующих предприятий, с наблюдаемой тенденцией миграции экономически активного населения в другие территории. Как правило, в таких моногородах наблюдаются деградационные процессы не только в материальном производстве, но и в социальной, жилищно-коммунальной и инфраструктурной сферах [6].

Следует отметить, что уровень развития промышленных моногородов отражает общероссийские тенденции. Так, более благоприятный экономический климат наблюдается в городах, экспортно-ориентированное материальное производство которых связано с переработкой минерального и углеводородного сырья. Относительная стабильность наблюдается в территориях, специализированных на выпуске потребляемой на региональном уровне продукции (пищевая и легкая промышленность, строительство, лесопереработка и др.).

Критическое положение социально-экономической сферы и деградация традиционных производств обусловили депрессивное развитие моногородов, в которых экономика прервала свою монопрофильность. При этом надо отметить, что, как правило, это вызвано не диверсификационными процессами, а финансовой несостоятельностью и банкротством градообразующих предприятий.

Сегодня в теории и практике регионалистики получила распространение концепция трансформации промышленных моногородов, представляющая собой совокупность взглядов, методов и подходов по модернизации экономической и социальной инфраструктуры, базирующихся на гармонизации хозяйственной деятельности градообразующего предприятия с целями достижения сбалансированного развития муниципального образования [1, 2].

По существу, концепция опирается на выработку управленческих подходов по эффективному использованию собственных ресурсов, привлечению внешних инвестиций, развитию потенциальных возможностей экономики городского поселения, а также сопровождающих социальных и институциональных процессов.

Реализация концепции трансформации промышленных моногородов предполагает определение структурных элементов и их свойств, на которые должно быть направлено соответствующее управленческое воздействие, а также исследование особенностей территориального размещения и природно-географических отличий (см. рис. 1).

Предлагаемые мероприятия позволяют осуществить комплекс управленческих решений и процессов, включая диверсификацию градообразующего предприятия и экономики муниципального образования, повысить социальное и институциональное качество территории до уровня, отвечающего требованиям экономической политики государства и запросам местного сообщества.

Безусловно, трансформация экономики и достижение социального благополучия формально не ограничивается инвестиционными поступлениями и бюджетными вливаниями. Задачами менеджмента является также формирование социально-ориентированной экономики, направленной на повышение качества городского сообщества [3].

Рис. 1. Трансформация промышленного моногорода

Таким образом, трансформация промышленных моногородов должна рассматриваться с точки зрения развития экономики, финансовой обеспеченности, а также инструментарного перераспределения благ, формирующих социальное равенство индивидуумов вне зависимости от места их проживания.

Исходя из этого, экономический механизм трансформации промышленных моногородов можно представить схематично следующим образом (см. рис. 2).

Рис. 2. Модель разработки экономического механизма трансформации

промышленного моногорода

В данной модели ресурсное обеспечение объединяет материальные, финансовые, трудовые ресурсы и коммуникационные внутрисистемные взаимосвязи, совокупно образующие вход в процесс разработки экономического механизма трансформации промышленных моногородов, эффективность реализации которого обеспечивается воздействиями менеджмента.

Взаимосвязь взаимодействий ресурсного обеспечения и управленческого блока образуют на выходе непосредственный экономический механизм трансформации. По сути, такой механизм представляет не непосредственный процесс, а способы консолидации ресурсов на достижение поставленных целей устойчивости развития различных социальных сообществ [7].

Применение на практике предложенной модели позволит обеспечить консолидацию ресурсов, улучшение коммуникационных взаимосвязей и информационного обеспечения функциональных субъектов менеджмента, а также повысит их заинтересованность в достижении общих целей трансформации промышленных моногородов.

К таким целям, по нашему мнению, относятся:

- стабильное социально-экономическое развитие промышленного моногорода;

- деструктуризация городского бюджета за счет прироста доли новых налоговых агентов (не снижая при этом абсолютных значений налоговых платежей от градообразующих предприятий);

- инновационно-технологическое переоснащение организаций материального сектора;

- создание институтов частно-государственного партнерства для формирования механизмов опережающего развития и благоприятного предпринимательского климата.

Достижение целей трансформации промышленных моногородов предоставит возможности для интеграции во внешнюю экономическую среду не только градообразующим предприятиям, но и другим субъектам экономики города. При этом последние могут самостоятельно инициировать свое участие в трансформационном процессе, определяя его вариативность.

При исследовании трансформационных процессов особое внимание необходимо уделять инновационным и инвестиционным составляющим.

Сегодня в России можно наблюдать различные формы поддержки предпринимательства, образуются наукоемкие структуры, бизнес-инкубаторы, технопарки и кластеры. Такой фактор, несомненно, обеспечивает благоприятные условия для результативной трансформации экономики моногородов. По сути, государственная политика направлена на формирование инновационного обеспечения, позволяющего объединить субъекты и объекты трансформации посредством информационного сопровождения, координации и регулирования, организационного сопровождения технологической модернизации, продвижения выпускаемой продукции, подготовки кадров и т.д.

При этом государственная политика предусматривает совокупность институциональных взаимодействий на государственном и муниципальном уровнях, обеспечивая тем самым условия для процессов саморазвития городских поселений.

Помимо воспроизводственных процессов, трансформация экономики моногорода обеспечивается в значительной степени созданием социально-психологической атмосферы, как на уровне городского социума, так и среди персонала градообразующего предприятия, и предопределяется степенью способности и готовности менеджмента к трансформации и обновлению предприятия.

Выводы

1. Рассмотренные аспекты трансформации промышленных моногородов позволяют на основе анализа современного состояния исследуемой проблематики выделить и конкретизировать ключевые методологические подходы, учитывающие воздействия внешних и внутренних факторов на процессы преобразования в условиях ограниченности социально-экономических возможностей моногородов.

2. Выработка соответствующих инструментов и стимулов развития экономического потенциала монопрофильных городов является ключевым элементом достижения эффективности их муниципальной системы управления.

3. Следование направлениям государственной политики по развитию институциональной и социальной сферы жизнедеятельности моногородов, активизация предпринимательской активности, создание институтов опережающего развития, инновационно-технологическое переоснащение градообразующих предприятий и др. позволят обеспечить не только диверсификацию городской экономики, но и создадут синергию в развитии моногородов на региональном и федеральном уровнях.


Страница обновлена: 13.05.2025 в 02:18:57