Оценка организационной культуры и моделей коллективного поведения в системе стратегического планирования
Скачать PDF | Загрузок: 13
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 19 (265), Октябрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматривается механизм оценки организационной культуры и моделей коллективного поведения в системе стратегического планирования. Разработанная модель оценки типа организационной культуры представляет собой матрицу из девяти секторов, каждый из которых соответствует определенной модели коллективного поведения и соответствующему типу организационной культуры. Также приводятся результаты исследований организационной культуры и моделей коллективного поведения в кировских предприятиях.
Ключевые слова: конкурентоспособность, организационная культура, эффективность, модель коллективного поведения
Установлено, что деятельность организаций усложняется из-за ускорения подвижности рыночной среды, становятся сложнее их взаимодействие и взаимозависимость. Одним из факторов стабилизирующих бизнес процессы в организации является организационная культура соответствующая изменениям, происходящим в рыночной среде. Поэтому в систему стратегического планирования должна быть включена процедура оценки эффективности организационной культуры.
Эффективная организационная культура позволяет формировать социально-ответственные личности сотрудников, развивать и использовать их потенциал для достижения общеорганизационных целей [1, 4, 5, 6, 7, 10, 11].
Нами установлено, что основой стратегии формирования, изменения или сохранения существующей культуры в организации является моделирование коллективного поведения сотрудников, направленного на повышение уровня их сплоченности, это состояние коллектива выступает в качестве маркетингового потенциала организации. Современный подход к рассмотрению маркетингового потенциала организации заключается в наиболее эффективном использовании нематериальных активов организации, в систему которых входит и организационная культура.
Особенности оценки организационной культуры
Степень развития культуры можно оценить по характеру существующих проблем в ответной реакции стейкхолдеров, характеризующих коммуникации организации во внешней и внутренней среде. Организация коммуникаций со стейкхолдерами может быть оценена по показателям: «качество», «бренд» и «имидж». Высокий уровень качества товаров и услуг усиливает коммуникации с покупателями, «сильный» бренд повышает известность организации, а имидж организации является результатом ее коммуникационной деятельности.
На основе исследований содержания понятий организационной культуры и характеристики ее элементов установлено, что культура проявляется через результат функционирования операционной системы, т.е. через технико-технологический и экономический базисы и политическую надстройку. Каждый элемент этой системы проявляется в соответствующих им культурах: труда, управления и отношений. Каждая из культур может быть оценена через взаимосвязь трех основных показателей: «качество», «бренд» и «имидж» [7, 11] (см. рис. 1).
Рис. 1. Взаимосвязь элементов операционной системы
с показателями оценки организационной культуры
Высокое качество товаров и всех бизнес-процессов, протекающих в организациях, является основой ее конкурентоспособности. Также высокое качество товаров и услуг является гарантией долгосрочных взаимоотношений организации со стейкхолдерами.
Бренд – это не только фирменное имя организации с момента ее становления, но и зрелые, осмысленные и высококвалифицированные действия коллектива.
Имидж – это общественное мнение, репутация организации, оцениваемые по результатам деятельности. В имидже организации проявляется качество и бренд.
Таким образом, организационная культура (Корг.) может быть определена как среднее арифметическое значение суммы баллов показателей «качество» (Ктруда), «бренд» (Купр.), «имидж» (Котн.).
(1)
Качество, бренд и имидж оценива.тся по разработанной авторами шкале экспертным путем и могут находиться в трех состояниях (см. рис. 2).
Рис. 2. Шкала оценки качества, бренда, имиджа
Также с помощью этих показателей можно определить эффективность культуры и конкурентоспособность организации [4, 5, 6, 7, 8, 12]. Коэффициент эффективности организационной культуры (ЭКорг) определялся как соотношение суммы фактических баллов к сумме наивысшего количества возможных оценок, выраженных в баллах (в нашем исследовании используется 10 – балловая шкала) (2).
(2)
Эффективность культуры раскрывает общее состояние культуры в отношении всех исследуемых показателей. Значение коэффициента эффективности организационной культуры, также как и другие показатели, может находиться в трех состояниях и определяется по шкале (см. рис. 3).
Рис. 3. Шкала оценки качества, бренда, имиджа
Чем ближе коэффициент эффективности организационной культуры к единице, тем выше ее значение.
Эволюционный подход к рассмотрению культуры в российских организациях позволил выявить взаимосвязь культуры с изменениями в развитии общества и нормах социального поведения населения. Также выявлена взаимосвязь и взаимовлияние всех уровней культур: национальной, организационной, профессиональной, личностной и семейной. Это явление показывает зависимость между изменениями в культуре и в качестве человеческой деятельности [4, 7].
Состояние организационной культуры и моделей коллективного поведения в кировских предприятиях
Исследования, проводимые на кафедре экономики и управления Кировской государственной медицинской академии (Кировская ГМА) и кафедре экономики и предпринимательства (в настоящее время сервиса и торгового дела) Вятского государственного университета, г. Киров (ВятГУ), составили период 2003–2014 гг. В данной статье приводятся результаты исследований 2012-2014 гг.
Модель оценки организационной культуры, предлагаемая автором, основана на использовании концепции позиционирования и поведенческого подхода. Концепция позиционирования реализовывалась в процессе определения позиции предприятий в отношении группы показателей: «качество – бренд – имидж» [4, 5, 8, 9]. Поведенческий подход использовался при исследовании поведения персонала в организациях, что позволило разработать девять моделей коллективного поведения и определить их зависимость от существующей культуры в организации [2, 3, 4, 5, 7, 9].
Оценка качества, бренда и имиджа проводилась на основе сочетания двух методов: оценка мнений экспертов и покупателей. Проводились опросы, изучалась информация СМИ, сайтов, форумов и т.д. В процессе оценки все исследуемые предприятия были разделены на три группы с различными значениями показателей организационной культуры.
Структура предприятий, входящих в состав групп, сформированных на основе данных оценки организационной культуры в динамике (за период исследований 2012–2014 гг.), имеет следующую характеристику (см. рис. 4).
Установлена динамика в изменении структуры предприятий, сформированных по показателю оценки организационной культуры в каждой группе. Снизилось количество предприятий, входящих в первую группу с «низким» значением культуры на 3,42%. Повысилось количество предприятий второй группы со «средним» значением культуры на 11,46%. Снизилось количество предприятий третьей группы с «высоким» значением культуры на 8,04%.
Рис. 4. Динамика изменений в структуре предприятий, входящие в группы,
сформированные на основе данных оценки организационной культуры
За весь период исследований 2,47% предприятий вошли в первую группу с «низким» значением ОК; 89,51% предприятий находятся во второй группе со «средним» значением ОК и 8,02% предприятий относятся к третьей группе с «высоким» значением ОК.
Динамика изменений коэффициента эффективности организационной культуры за 2012-2014 гг. показана на рисунке 5.
Отмечена отрицательная тенденция эффективности организационной культуры. Данные исследований кировских предприятий позволили установить существующие типы организационной культуры и модели коллективного поведения (см. рис. 6, табл. 1).
Рис. 5. Динамика эффективности организационной культуры в кировских
предприятиях за период исследований 2012–2014 гг.
Рис. 6. Динамика структуры кировских предприятий по типам организационной культуры за период исследований с 2012-2014 гг., %
За период исследований с 2012 по 2014 г. отмечено наличие в 9,87% предприятий «праксиологического» типа организационной культуры, однако исследования показывают снижение данного типа культуры на 1,37%. Также отмечено снижение на 3,59% предприятий с «предпринимательским» типом культуры и увеличение на 5,8% предприятий с «опекунским» типом культуры. Положительной тенденцией является уменьшение предприятий на 0,85% с «бюрократическим» типом организационной культуры.
Таблица 1
Структура моделей коллективного поведения в кировских
предприятиях по периодам исследований
Модели коллективного поведения |
Удельный вес, %
| ||
2012-2013
|
2013-2014
|
2012-2014
| |
1.«Нацеленные
на удовлетворение личных потребностей»
|
0,85
|
0
|
0,62
|
2.
«Конфликтные»
|
0,85
|
2,22
|
1,23
|
3.
«Равнодушные»
|
0
|
0
|
0
|
4.
«Незаинтересованные»
|
2,57
|
2,22
|
2,47
|
5.
«Иерархичные»
|
72,65
|
82,23
|
75,31
|
6.
«Конкуренты»
|
1,71
|
0
|
1,23
|
7.
«Предприниматели»
|
0
|
0
|
0
|
8.
«Сотрудники»
|
13,68
|
11,11
|
12,96
|
9.
«Единомышленники»
|
7,69
|
2,22
|
6,18
|
Итого
|
100
|
100
|
100
|
Выявлено снижение количества предприятий (см. табл. 1), в которых сформирована модель коллективного поведения «единомышленники» на 5,47%, «сотрудники» на 2,57%, «конкуренты» на 1,71%, «незаинтересованные» на 0,35% и «нацеленные на удовлетворение личных потребностей» на 0,85%.
Установлено увеличение предприятий с моделями коллективного поведения «конфликтные» на 1,37% и «иерархичные» на 9,58%.
В целом за период исследований с 2012 по 2014 г. установлено, что в 75,31% предприятий преобладает модель коллективного поведения «иерархичные». Данная модель коллективного поведения ограничивает возможность проявления сотрудниками инициативы и творчества, а деятельность ограничивается выполнением предписанных им задач. Сотрудники практически не привлекаются к управлению. Кроме этого выявлено, что данная модель соответствует типу «опекунской» или «предпринимательской» организационной культуры.
В трех предприятиях сформирована предпринимательская организационная культура (ООО «Норд-Росс», ИП «Семена микс» и ИП «Садовник»), при этом в двух предприятиях модель коллективного поведения «иерархичные, а в ИП «Семена микс» – «сотрудники».
В трех предприятиях выявлен тип существующей организационной культуры – «опекунская», в двух из них модель коллективного поведения «иерархичные» (ООО «Бахус плюс» и ООО «Пирамида») и в одном – «конкуренты» (ООО «Радуга семьи»).
Карта позиционирования кировских предприятий в отношении эффективности организационной культуры и состояния конкурентоспособности
Позиционирование позволяет определить место предприятия в ряду конкурентов и определяет направления для будущих стратегических преобразований в культуре и моделях коллективного поведения (см. табл. 2).
Таблица 2
Показатели для построения карты позиционирования кировских предприятий
Предприятия
|
Показатели ОК
(ось «У») |
Показатели ср. значения суммы баллов
бренда и имиджа (ось «Х»)
|
Символ обозначения
точки пересечения значений |
1.
ООО «Норд-Росс»
|
5,55
|
5,72
|
|
2.ООО
«Бахус плюс»
|
4,8
|
6,77
|
|
3.
ООО «Пирамида»
|
4,74
|
5,22
|
|
4.
ИП «Семена микс»
|
7,56
|
7,92
|
|
5.
ИП «Садовник»
|
6,28
|
6,34
|
|
6.
ООО «Радуга семьи»
|
4,91
|
8,63
|
|
На основе проведенных исследований разрабатывается карта позиционирования организаций в отношении эффективности культуры и конкурентоспособности исследуемых предприятий (см. рис. 7).
Рис. 7. Карта позиционирования кировских предприятий в отношении
эффективности культуры и конкурентоспособности
По данным позиций исследуемых предприятий определяются направления стратегических преобразований в организационной культуре и моделях коллективного поведения (см. табл. 3).
По данным таблицы 3 можно сделать вывод о необходимых направлениях стратегических изменений в организационной культуре и моделях коллективного поведения каждому из исследуемых предприятий.
ООО «Норд-Росс» необходимо менять позиции в отношении усиления бренда и повышения общественного мнения, это возможно через развитие на предприятии соревнования, профессиональных конкурсов и внедрение комплексной системы мотивации. Также в ООО «Норд-Росс» может быть использовано еще одно направление – повышение качества товаров (услуг), данное направление позволит перевести организационную культуру в тип предпринимательской и модель коллективного поведения «предприниматели». Реализация данного направления стратегических изменений связано с необходимостью разработки мероприятий по повышению компетентности сотрудников и в целом организации, что вызовет необходимость осуществления структурных изменений.
Таблица 3
Направления стратегических изменений в ОК и моделях
коллективного поведения
Предприятия
|
Существующее состояние ОК
и моделей коллективного поведения |
Направления стратегических
изменений | ||
Тип организационной культуры |
Модель
коллективного поведения / сектор в матрице |
В состоянии ОК |
В моделях
коллективного поведения / сектор в матрице | |
1.
ООО «Норд-Росс»
|
Предпринима-
тельская |
Иерархичные
(5)
|
Предпринима-
тельская |
«Конкуренты»
(6)
«Предприниматели» (7) |
2.
ООО «Бахус плюс»
|
Опекунская
|
Иерархичные
(5)
|
Предпринима-
тельская |
«Иерархичные»
(5)
«Конкуренты» (6) |
3.
ООО «Пирамида»
|
Опекунская
|
Иерархичные
(5)
|
Предпринима-
тельская |
«Иерархичные»
(5)
«Конкуренты» (6) |
4.
ИП «Семена микс»
|
Предпринима-
тельская |
Сотрудники
(8) |
Праксиологичес-
кая |
«Единомышленники»
(8)
|
5.
ИП «Садовник»
|
Предпринима-
тельская |
Иерархичные
(5)
|
Предпринима-
тельская |
«Конкуренты»
(6)
|
6.
ООО «Радуга семьи»
|
Опекунская
|
Конкуренты
(6) |
Предпринима-
тельская |
«Конкуренты»
(6)
|
Предприятиям ООО «Бахус плюс», ООО «Пирамида» и ИП «Садовник» необходимо повысить позиции, связанные с качеством товаров и услуг, усилить бренд и повысить имидж.
Предприятию ИП «Семена микс» необходимо повысить качество товаров и услуг, это позволит перевести коллективное поведение в состояние модели «единомышленники». Для этого необходимо разработать мероприятия по повышению сплоченности в коллективе двумя способами: включение сотрудников в систему стратегического управления и изменение организационной формы предприятия от механистической к органической и в дальнейшем до сетевой и виртуальной организации, т.е. необходимы серьезные системные преобразования.
ООО «Радуга семьи» необходимо усилить существующие позиции и постепенно работать над повышением качества товаров и услуг, усилением бренда и укреплением имиджа.
Выводы
1. Предложенная модель оценки организационной культуры и существующего состояния коллективного поведения выступает как инновационная управленческая технология, которой присущи все функции управления: планирование, оценка, анализ, координация, контроль, мотивация.
2. Являясь инновационной управленческой технологией, модель может быть использована как самостоятельная технология, так и как элемент системы стратегического планирования в процессе разработки общекорпоративной стратегии развития организации.
Источники:
2. Юхнева Н.А. Маркетинговое планирование в системе стратегического управления высшим учебным заведением. – Киров: ВятГУ, 2003. – 174 с.
3. Юхнева Н.А., Юхнева Е.А. Особенности взаимодействия участников предпринимательских отношений // Наука - производство – технологии – экология: Всерос. науч.-техн. конф.: сб. материалов: в 6 т. ВятГУ. – Киров: Изд-во ВятГУ, 2005. – Т. 5: СЭФ. – С. 58–60
4. Юхнева Н.А. Управление организационной культурой: Монография – Киров: ВятГУ, 2011. – 244 с.
5. Юхнева Н.А., Юхнева Е.А. Формирование эффективной организационной культуры: Учебное пособие – Киров: Изд-во ВятГУ, 2011. – 122 с.
6. Юхнева Н.А., Юхнева Е.А. Организационная культура как современная концепция стратегического управления // Общество наука, инновации: всерос. ежегод. науч.-техн. конф.: НТК-2013, 16–27 апреля 2013 г.: сб. материалов. - Киров: ВятГУ, 2013. – 1 эл. опт. Диск (CD–ROM).
7. Юхнева Н.А., Юхнева Е.А. Функции государства в формировании эффективной организационной культуры // Российское предпринимательство. – 2013. – № 11 (233). – 122-126 С.
8. Юхнева Е.А. Характерные особенности «сильной» и «слабой» организационной культуры // Инновационная наука и современное общество: сборник статей Международной науч.-практич. конф. Часть 2 – Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. – 160-162 с.
9. Юхнева Н.А., Юхнева Е.А. Организационная культура в системе стратегического управления: Монография. – Киров: Изд. ГБОУ ВПО «ВятГУ», 2013. – 214 с.
10. Юхнева Н.А., Юхнева Е.А. Экспресс метод оценки эффективности организационной культуры // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения: 3-я междунар. науч.-практич. конф. Российская Федерация, г. Липецк, 2013. – 69–78 с.
11. Юхнева Н.А., Юхнева Е.А. Взаимосвязь и взаимовлияние бренда и организационной культуры // Экономика. Инновации. Управление качеством. - 2013. – С. 74–76.
12. Юхнева Н.А., Юхнева Е.А. Оценка маркетинга и ассортиментного портфеля предприятия: Учебное пособие – Киров: ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2014. – 95 с.
Страница обновлена: 25.10.2024 в 03:00:00