Преобразования земельной собственности в эскорте трансакционных издержек

Косьмин А.Д., Черноножкина Н.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 13 (259), Июль 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Косьмин А.Д., Черноножкина Н.В. Преобразования земельной собственности в эскорте трансакционных издержек // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 13. – С. 132-144.

Аннотация:
Дается развернутая классификация трансакционных издержек и основные направления их снижения.

Ключевые слова: трансакционные издержки, институциональная система, земельная собственность, власть-собственность, земельные преобразования



Взаимосвязь между результатами производственной деятельности и существующими в экономике отношениями земельной собственности раскрывается через категорию трансакционных издержек. Трансакционные издержки в современной научной литературе рассматриваются как критерий эффективности рыночной трансформации отношений собственности на землю, приобретая особое значение в условиях формирования новых институциональных структур при переходе от централизованных к рыночным условиям производственной деятельности. Экономия трансакционных издержек способствует углублению специализации и разделения труда, развитию обмена и экономическому росту.

Трансакционные издержки и их типология

На сегодняшний день в экономической теории отсутствует общепринятое толкование термина «трансакционные издержки». В самом общем смысле трансакционные издержки (transaction costs) представляют собой издержки, возникающие в сфере обмена и связанные с передачей прав собственности. Исследование данной категории впервые было проведено в работах Р. Коуза, который определяет трансакционные издержки как «издержки использования ценового механизма», «издержки осуществления трансакций обмена на открытом рынке», «рыночные издержки» [1].

Д. Норт рассматривает трансакционные издержки как «издержки, связанные с измерением и реализацией соглашений», отмечая при этом, что «на экономических рынках такие издержки включают измерение физических и правовых параметров товаров и услуг, а также действий экономических субъектов» [3]. По мнению ученого, трансакционные издержки возникают вследствие того, что информация обладает ценой и ассиметрично распределяется между сторонами.

К. Дж. Эрроу характеризует трансакционные издержки как издержки функционирования экономической системы, отмечая при этом, что они способны заблокировать естественный процесс рыночных отношений. Ученый выделяет следующие источники трансакционных издержек [11]:

- издержки по недопущению к использованию данного блага посторонних лиц;

- издержки, связанные с обменом информацией, включая передачу и получение информации об условиях совершения сделок;

- издержки неравновесности. Они связаны с отклонением системы от состояния равновесия в процессе перераспределения ресурсов и характерны как для рыночной, так и для централизованной системы. Нарушение равновесия происходит в результате выбора неоптимального варианта заключения сделки.

В отечественной науке трансакционные издержки также определены неоднозначно. Например, А. Олейник подчеркивает значение трансакционных издержек во взаимосвязи с правами собственности, рассматривая их как «издержки, связанные с обменом и защитой правомочий собственности» [6].

Обобщая различные точки зрения, мы придерживаемся мнения, что трансакционные издержки существуют в любой экономической системе и являются особым видом издержек, возникающим при взаимодействии экономических субъектов в процессе хозяйственной деятельности. Трансакционные издержки охватывают все стадии общественного воспроизводства, оказывая влияние на результаты производственной деятельности.

В условиях высоких трансакционных издержек права собственности остаются слабо специфицированными, т.к. отсутствуют стимулы к четкой спецификации (распределению) прав собственности. Кроме того, значительные трансакционные издержки препятствуют спецификации прав собственности на землю через механизм рынка. В такой ситуации спецификация прав собственности осуществляется внутри фирм, предприятий с меньшими издержками, что в свою очередь блокирует развитие рыночных отношений. К примеру, в аграрном секторе экономики России именно спецификация прав земельной собственности в форме распределения земельных долей (без выделения конкретных земельных участков) позволила провести приватизацию ускоренными темпами, но стала препятствием для перераспределения земли в руки эффективных собственников через механизм рыночного оборота.

Классификация трансакционных издержек многообразна. Для анализа рыночной трансформации земельной собственности преобразований на уровне отдельного экономического субъекта и экономики в целом целесообразно учитывать, что в зависимости от источника возникновения выделяются внутренние и внешние трансакционные издержки. Внутренние издержки обусловлены особенностями каждого человека, которые определяют его склонность к участию в рыночных сделках и во взаимодействии с другими людьми.

Важность индивидуальных способностей к обучению и склонности к взаимодействию была отмечена в работах Ф. Хайека. Рассматривая развитие конкуренции как необходимое условие для предотвращения нарушения прав собственности, он выделял в качестве условий для поддержания рыночного порядка такие личностные качества как «врожденная мораль инстинктов», предполагающая солидарность, альтруизм, групповое принятие решений, и «благоприобретенные нравственные правила», такие как бережливость, честность, уважение к собственности [8].

Отсутствие стремления к обучению применительно к использованию земельных ресурсов выражается в выборе неоптимальных форм хозяйствования и методов организации использования земли, отсутствии стремления к применению новых технологий обработки почвы, ограничении поиска новых контрактов и отсутствии инициативы в хозяйственной деятельности.

Внешние трансакционные издержки обусловлены двумя причинами. Во-первых, они связаны с восприятием обмена в качестве вынужденной необходимости. В этом случае обмен не рассматривается как фактор индивидуального развития. Во-вторых, источником внешних издержек является несовершенство знаний, информации и навыков, которыми владеет отдельный индивид. В этом случае трансакционные издержки зависят от уровня развития информационной инфраструктуры. Среди внешних издержек особо выделяется группа издержек, обусловленных ««вынужденным» характером взаимосвязей или вообще отсутствием связей между представителями науки и производства» [5].

Рассматривая сделку регистрации права собственности на землю с точки зрения внешних и внутренних издержек, отметим, что в условиях несовершенной информационной инфраструктуры земельного рынка России возрастают внешние трансакционные издержки, причиной которых является отсутствие знаний, информации у экономического агента, необходимых для совершения сделки.

Наиболее расширенную типологию предлагают Э. Фуруботн и Р. Рихтер [10]. Они классифицируют трансакционные издержки в зависимости от сферы, в которой они возникают. Соответственно выделяются три типа издержек.

Во-первых, рыночные трансакционные издержки. К ним относятся: издержки поиска и информации, издержки торга (ведения переговоров) и принятия решений, издержки контроля и мониторинга.

Во-вторых, управленческие трансакционные издержки, включающие издержки разработки, внедрения, поддержания и изменения организационного дизайна.

В-третьих, политические трансакционные издержки, в числе которых издержки создания, поддержания и изменения формальной и неформальной политической организации системы, а также обеспечения функционирования политической системы, включая учреждения законодательной системы, обороны, судопроизводства, транспорта и образования.

Трансакционные издержки как эскорт земельных преобразований

Выявление трансакционных издержек и оценка их величины позволяют проанализировать эффективность создания новых и функционирования старых институтов и выработать методы для их совершенствования. Структура и динамика трансакционных издержек в сочетании с технологией производства определяют формы организации хозяйственной деятельности, содержание реального взаимодействия между экономическими субъектами.

Специфика современных земельных преобразований в аграрном секторе экономики России проявляется в том, что рыночные процессы становления частной земельной собственности развиваются параллельно с процессами модификации власти-собственности в аграрном секторе экономики, сохранением бюрократических структур.

Высокий уровень трансакционных издержек рыночной трансформации земельной собственности в аграрном секторе экономики обусловлен тем, что в дореформенный период в России в условиях монополии государственной собственности на землю отсутствовала четкая спецификация прав собственности. Трансакционные издержки исторически сопровождали процесс земельных преобразований, т.к. существовали в скрытой форме и были связаны с существованием и развитием власти-собственности.

Процессы формирования «власти-собственности» и ее трансформация в систему государственной власти-собственности достаточно подробно рассмотрены Р.М. Нуреевым.

В целях данного исследования важно принимать во внимание, что тенденция к росту трансакционных издержек обусловлена следующими особенностями власти-собственности: права собственности намеренно размываются чиновниками в целях извлечения ренты и как основа для коррупции; существуют высокие издержки влияния в рамках иерархических структур; защита прав производится государственными чиновниками в индивидуальном порядке [4].

Формированию власти-собственности в аграрном секторе способствовали естественные причины, обусловленные разнообразием природно-климатических зон и обширными площадями сельскохозяйственных угодий, характерными для России.

В результате неоднократных земельных преобразований в России система общей собственности, основанная на коллективных формах ведения хозяйства, трансформировалась в систему государственной власти-собственности. Массовая приватизация земель, проведенная в ходе современной земельной реформы, привела к сочетанию двух основных форм собственности на землю: частно-бюрократической (номенклатурной) и индивидуализированной частной.

Частно-бюрократическая собственность на землю представляет модификацию власти-собственности на основе перераспределения полномочий власти от высших к низшим уровням иерархии управления. Развитие данной формы собственности выражается в том, что земли сельскохозяйственного назначения по-прежнему остаются в пользовании предприятий, формально реорганизованных. Реорганизация предприятий не сопровождалась изменением методов хозяйствования на земле. Таким образом, изменение формы собственности не сопровождалось изменением ее содержания.

Индивидуализированная частная собственность реализуется, прежде всего, в развитии личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств. Изначально само определение индивидуализированной собственности в трактовке Ф. Хайека было противопоставлено понятию государственной собственности. Индивидуализированная частная собственность охватывает личную, семейную, кооперативную, акционерную формы собственности и является основой рыночной экономики.

Частно-бюрократическая и индивидуализированная формы собственности лежат в основе разных типов обмена с присущими им трансакционными издержками. Обмен, основанный на частно-бюрократической форме собственности, сопровождается высоким уровнем издержек, направленных на предотвращение оппортунистического поведения, издержек поиска информации и заключения контракта.

Обмен, основанный на индивидуализированной частной собственности, является добровольным, т.к. сопровождается высоким уровнем мотивации. В данном типе обмена наибольшее значение приобретают издержки по защите прав частных собственников.

Необходимость защиты прав собственности обусловлена следующими причинами:

- права собственности создают стимулы для долгосрочных инвестиций, в частности, инвестиций, направленных на повышение плодородия почвы;

- институт прав собственности обеспечивает стимулы для производства продукции сверх минимума, требуемого для личного потребления. Рациональный индивид не будет стремиться повысить урожайность продукции, если выращенный урожай будет присвоен кем-то другим без компенсации;

- при отсутствии прав собственности индивиды вынуждены тратить время и силы на захват земельных участков и их охрану от посягательств со стороны других лиц. Напротив, защищенные права собственности минимизируют риск, связанный с использованием земли;

- система прав собственности создает возможности для обмена и развития рыночного оборота земельных участков, в процессе которого объекты будут перемещаться к тем, кто оценивает их более высоко.

В экономике, где производственная деятельность и прямое инвестирование сопряжены с издержками при определенных условиях, более богатые агенты начинают предпочитать менее защищенные права собственности более защищенным. К таким условиям относятся, например, неравенство в обеспеченности ресурсами или относительная неэффективность производственных технологий, что характерно для сельскохозяйственного производства в России. Если эти агенты влияют на процесс выбора режима прав собственности, то полностью защищенные права объективно не возникнут. Такая ситуация возникла в процессе реформирования российской экономики.

В целях данного исследования была предпринята попытка классификации трансакционных издержек процесса регистрации права собственности на землю для ведения личного подсобного хозяйства [9].

Принимая за основу типологию О. Уильямсона, трансакционные издержки спецификации прав собственности на землю можно классифицировать в зависимости от их назначения и этапа заключения сделки (см. табл.). Для классификации выделим три основных этапа спецификации прав собственности на земельный участок. На первом этапе экономический агент собирает информацию об учреждениях, занимающихся оформлением документов, об их местонахождении, ценах за услуги. На этом этапе трансакционные издержки выражены в затратах времени и представлены непосредственно издержками поиска информации, издержками ведения переговоров, связанных с уточнением условий оформления документов и предъявляемых к ним требований со стороны органов власти.

Второй этап отражает проведение работ, необходимых для формирования пакета документов (землеустроительного дела), подтверждающих право собственности экономического агента на данный земельный участок. На этом этапе осуществляется заключение контракта на проведение землеустроительных работ. Все виды работ сопровождаются трансакционными издержками, выраженными во времени и в денежной форме. Работы связаны с издержками измерения, ведения переговоров, мониторинга и предупреждения оппортунизма, как со стороны экономического агента, так и организации, выполняющей работы.

Таблица

Трансакционные издержки спецификации прав собственности на землю


Виды издержек
Содержание издержек
Поиск информации
Ведение переговоров
Измерения
Заключение контракта
Мониторинг и предупреждение оппортунизма
Информация об учреждениях, занимающихся оформлением документов
*
*



Информация о необходимых документах, о ценах за услуги по оформлению документов
*
*



Оплата сведений из Единого государственного реестра земель

*

*

Оплата геодезических и картографических работ

*
*
*
*
Выполнение территориального землеустройства

*
*
*
*
Подготовка пакета документов



*
*
Государственная регистрация права собственности
*
*

*

Третий этап - государственная регистрация права собственности является заключительным. На этом этапе необходимо найти информацию о местонахождении, времени работы учреждений юстиции и ценах за услуги. На этом этапе выделяются издержки поиска информации, ведения переговоров и заключения контракта, выраженные в затратах времени и денежных средств.

Таким образом, при определенных условиях более богатые агенты начинают предпочитать менее защищенные права собственности более защищенным.

Кроме того, если мы примем во внимание рассмотренную ранее классификацию трансакционных издержек Э. Фуруботна и Р. Рихтера, то процесс спецификации прав собственности на землю в России усложняется наличием политических трансакционных издержек, вызванных неустойчивостью законодательной системы. Например, только в течение первого десятилетия земельных преобразований «в области землепользования в России на федеральном уровне было принято 32 закона, 52 указа Президента Российской Федерации, 180 постановлений Правительства, 242 нормативных правовых акта Госкомзема... Возникло стихийное неурегулированное нормотворчество в субъектах Федерации. За десять лет в 78 субъектах Федерации принято более 13 тыс. нормативных правовых актов, касающихся регулирования земельных отношений» [7].

Минимизация трансакционных издержек

Главным условием минимизации трансакционных издержек являются специфицированные и тщательно охраняемые права собственности. По мнению Д. Норта, такая спецификация прав собственности возникает путем создания «системы договорного права, выполнения взаимных обязательств, гарантий, сложной системы мониторинга, эффективных механизмов проведения законов» [2].

Формирование такой сложной институциональной структуры осуществляется на основе государственного регулирования, создания определенных этических ограничений на основе изменения неформальных правил, необходимых для эффективного взаимодействия между экономическими субъектами.

В целях снижения трансакционных издержек собственности на землю в России мы предлагаем создать комплексную институциональную систему, которая должна стать основой для развития процесса рыночной трансформации земельной собственности. Ее необходимость обусловлена отсутствием комплексного характера проводимых рыночных преобразований земельной собственности.

Структура данной системы представлена в виде схемы на рисунке.

Институциональная система представляет собой сочетание институтов и организаций, обеспечивающих реализацию отношений собственности на землю. В системе выделяются четыре подсистемы, каждая из которых направлена на решение определенных проблем.

Подсистема «политические институты и организации» включает в себя иерархию органов власти в стране, политические партии и их программы в отношении земельных преобразований.

Подсистема «социальные институты и организации» направлена на структурирование взаимоотношений экономических агентов на основе неформальных норм поведения, традиций, в том числе, традиций ведения хозяйства на земле. К данной подсистеме относится законодательство, структурирующее трудовые отношения и объекты социальной инфраструктуры (учреждения медицины, образования, транспорта), необходимые для обеспечения трудовой деятельности экономических субъектов.

Подсистема «юридические институты и организации» состоит из органов правосудия, законодательства, юридических учреждений. Функции подсистемы заключаются в разрешении и предотвращении конфликтных ситуаций по поводу осуществления правомочий по использованию земель, а также в регистрации сделок по оформлению этих прав.

Подсистема «экономические институты и организации» включает в себя непосредственно предприятия, систему управления на предприятиях, налоговое законодательство в отношении платы за землю, Налоговый кодекс, информационно-консультационную систему. Основная функция данной подсистемы заключается в эффективной реализации правомочий собственности на землю.

Особенность предлагаемой структуры институциональной системы заключается в единстве и взаимосвязи всех составных элементов на основе создания единой информационной базы данных. Базовыми институтами системы является собственность на землю и рынок земли. Собственность на землю создает основу для сельскохозяйственного производства. В условиях рыночной экономики права собственности на землю реализуются через рынок на основе договора между экономическими агентами, поэтому данные институты взаимосвязаны друг с другом.

Схема31 Диссертация

Рис. Институциональная система рыночной трансформации собственности на землю

Принципиальное значение предлагаемой институциональной системы обусловлено тем, что создание четко специфицированных и защищенных прав собственности на землю как основы для экономического роста возможно только путем комплексной непротиворечивой государственной политики, мероприятия которой должны поддерживаться и признаваться обществом. В этом случае трансакционные издержки в расчете на единицу продукции будут снижаться.

Вывод

Трансакционные издержки играют существенную роль в процессе земельных преобразований. С целью минимизации трансакционных издержек необходимо создание институциональной системы, направленной на координацию рыночной трансформации земельной собственности.


Источники:

1. Коуз Р. Фирма, рынок и право. – М.: Дело ЛДТ, 1993.
2. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS, выпуск 2. – 1993. – С. 70–91.
3. Норт Д. Пять тезисов об институциональных изменениях // Квартальный бюллетень клуба экономистов. – Минск: «Пропилеи», 2000. – Вып. 4. – С. 1–15.
4. Нуреев Р., Рунов А. Россия: неизбежна ли деприватизация? // Вопросы экономики. – 2002. – № 6. – С. 10–31.
5. Олейник А.Н. Институциональные аспекты социально-экономических трансформаций. – М.: Эк. ф-т МГУ, ТЕИС, 2000.
6. Олейник А.Н. Институциональная экономика. – М.: ИНФРА-М, 2000.
7. Строев Е.С., Волков С.Н. Земельный вопрос в России в начале XXI века (проблемы и решения). – М.: ГУЗ, 2001.
8. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма.  М.: Новости, 1992.
9. Черноножкина Н.В. Значение и виды трансакционных издержек в процессе преобразований собственности на землю // Земельно-имущественный комплекс: управление, оценка, организация и использование: материалы междунар. науч.-произв. конф. – Омск: ИПК Макшеевой Е.А., 2009.
10. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2002.
11. Эрроу К. Дж. Возможности и пределы рынка как механизма распределения ресурсов // THESIS, выпуск 2. – 1993. – С. 53–68.
12. Максимова Т.П. Институциональные преобразования в аграрной сфере России // Российское предпринимательство. – 2011. – № 7 Вып. 2 (188). – c. 111–116. – http://www.creativeconomy.ru/articles/13147/.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:40:14