Пути оптимизации государственного воздействия на финансовый механизм воспроизводства, обращения, вывоза капитала
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11 (257), Июнь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Старостин А.Ю. Пути оптимизации государственного воздействия на финансовый механизм воспроизводства, обращения, вывоза капитала // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 11. – С. 77-83.
Аннотация:
В статье рассмотрены основные принципы, определяющие приоритетные и стратегические направления регулирования российской телекоммуникационной области. Приведены методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. Сформулированы задачи, которые необходимо решать для привлечения инвестиций в отечественную экономику. Определены основные стадии развития российского рынка телекоммуникаций.
Ключевые слова: инвестиции, государственное регулирование, консалтинг, кредит, телекоммуникации, телекоммуникационный рынок
Ключевым фактором, определяющим экономическое развитие страны, является интенсивность процессов перемещения капитала. Состояние социальной инфраструктуры и производственного аппарата и страны напрямую зависит от эффективности процессов расширенного воспроизводства капитала.
Методы государственного инвестиционного регулирования
Государством осуществляется инвестиционное регулирование с помощью методов, которые представляют собой официальные способы воздействия государственных органов на объекты управления (предприятия сектора телекоммуникаций).
Общепринятые методы государственного регулирования отличаются разнообразием. При этом, руководствуясь анализом западных теорий и мирового опыта можно утверждать, что национальные модели формируются на основе сложившегося стандартного набора методов регулирования инвестиционной деятельности. Правовая форма государственного регулирования перемещения капитала играет основную роль.
В связи с этим, одним из ключевых направлений инвестиционной политики должно являться актуальное, отвечающее текущим требованиям развития экономики инвестиционное законодательство, которое обеспечит нормативное и правовое регулирование инвестиционной деятельности.
Прямые методы государственного регулирования включают разнообразные формы управления государственными вложениями, финансовую помощь (дотации, субсидии, субвенции, бюджетные ссуды на развитие какой-либо территории, отрасли или производства).
При помощи данных методов могут создаваться благоприятные условия для привлечения инвестиций, которые осуществляются в форме капитальных вложений. В связи с этим видится необходимым:
– усовершенствовать систему налогов, улучшить механизм начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
– установить для инвестиционных субъектов специальные налоговые режимы, которые не будут носить индивидуальный характер;
– создать и развивать сеть информационных и аналитических центров, которые бы осуществляли своевременное проведение рейтингов и опубликовывали рейтинговые оценки субъектов инвестиций.
Для обеспечения благоприятных условий развития инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений, следует применять следующий инструментарий:
– льготный механизм уплаты местных налогов субъектами инвестиционной деятельности;
– протекционизм в интересах инвесторов;
– льготы при пользовании землей и рядом других природных ресурсов из числа находящихся в муниципальной собственности и т.д.
Рассмотренные способы государственного регулирования перемещения капитала должны выравнивать финансовое положение субъектов рынка, социальных групп различных уровней, обеспечивать защиту самых уязвимых секторов экономики и классов населения, достижение важнейших целей развития экономики.
Для эффективного использования капитала требуется комплексное применение большинства методов государственного регулирования.
Следует отметить, что экономические методы регулирования инвестиций могут применяться более результативно только в сочетании и взаимозависимости с административными методами.
Они, в свою очередь, имеют в качестве базиса силу государственной власти, авторитет правительства и никак не связаны с мероприятиями по финансовому стимулированию, материальной заинтересованности.
В случае одностороннего использования административных и косвенных методов государственного регулирования инвестиций может проявиться негативное влияние и углубиться инвестиционный кризис.
В числе методов государственного регулирования движения капитала нет абсолютно неэффективных или непригодных. Вопрос заключается исключительно в своевременности их применения и сопряженности с прочими методами.
Система управления инвестициями
Оценка системы управления инвестициями является важным элементом государственного регулирования. Она включает совокупность методов и средств изучения реальных результатов государственной политики для своевременных корректировок, совершенствования, расчета эффективности и прогнозирования последствий.
Период перехода России к рыночной системе хозяйствования происходит одновременно с формированием новой структуры отрасли телекоммуникаций и принципов государственного регулирования движения капитала, которые должны стать основой новой национальной модели.
Изменения сопровождаются модификацией формы собственности, правового режима капитала, правовых статусов участников движения капитала, децентрализацией инвестиций.
Во-первых, изменились подходы к бюджетному финансированию: произошло усиление государственного контроля над целевым расходованием средств федерального бюджета, сокращение безвозвратного бюджетного финансирования, государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций стала осуществляться путем кредитования на основе принципов возвратности и платности.
Важнейшее значение инвестиционной политики на данном этапе развития России определяется ее возможностями решать задачи по привлечению инвестиций в отечественную экономику для организации конкурентоспособного производства с целью устойчивого экономического роста. В этой связи необходимо:
– обеспечить активизацию инновационной и научно-технической работы;
– способствовать промышленному освоению экономически рентабельной политики и новых технологий;
– производить укрепление конкурентных возможностей российских товаропроизводителей.
На этапе относительно стабильного развития задачи правительства в большинстве государств сводятся к созданию позитивной экономической среды, направленной на поддержание инновационной деятельности (к ним можно отнести и сферу телекоммуникаций). Использование такой стратегии оправдано в долгосрочной перспективе. Отсутствие общих приоритетных направлений дает возможность достаточно быстро реагировать на динамику конъюнктуры рынка.
Реализация данной стратегии может осуществляться по следующим направлениям:
– организация технопарков. В этом процессе должны участвовать как научно-исследовательские, так и учебные центры;
– поступательное развитие рынка венчурного капитала, а также внебиржевого и биржевого фондового рынка;
– развитие законодательной базы, включающей вопросы патентного права, антимонопольных законов и т.д.
Движение капитала в сфере телекоммуникаций
Зарубежный опыт показывает, что государственные ресурсы ограничены, и успешное стимулирование движения капитала в сфере телекоммуникаций в основном базируется на развитии и совершенствовании законодательной базы с одновременным созданием условий для привлечения новых инвестиционных ресурсов.
В современных условиях основными принципами, определяющими приоритетные и стратегические направления регулирования российской телекоммуникационной индустрии, выступают:
– сочетание государственного регулирования и саморегулирования;
– ограничение государственного вмешательства в деятельность субъектов рынка связи;
– развитие принципа регулирования отношений на международных рынках связи;
– учет зарубежного опыта в области регулирования телекоммуникационных процессов;
– универсальное обслуживание.
В области информационных технологий существуют и практические проблемы, связанные с недостатками юридической платформы в российском законодательстве.
Также прослеживается недостаточная адаптация достижений зарубежной социологии и коммуникативистики в российской законодательной практике.
Часто негативную роль играют и политические манипуляции, связанные с принятием новых информационных законов в парламенте и правительстве.
Основные направления развития российского рынка телекоммуникаций
В настоящее время законодательство в сфере регулирования информационных отношений в России находится на стадии развития и дальнейшего совершенствования, т.к. действующее законодательство не может дать однозначный ответ на ряд вопросов. Например, это касается состава и реализации прав на получение информации.
Относительно небольшое количество законов в области информации и информатизации, телекоммуникаций и связи дает возможность говорить лишь только о начале формирования сферы законодательства информационного направления в России. Также нельзя не отметить неравномерность и несбалансированность его развития за последние годы.
По нашему мнению, развитие российского рынка телекоммуникаций необходимо производить в несколько стадий.
1) Развитие компаний, вследствие либерализации отношений и связей, на основе деления рынка телекоммуникаций на несколько «секторов» как территориально, так и по видам услуг, с формированием в каждом секторе нескольких лидеров.
2) Дальнейшее развитие рынка и укрупнение лидеров в процессе слияний и поглощений.
3) Увеличение вмешательства государства в деятельность крупнейших лидеров в том случае, если ими будут предприниматься попытки полного поглощения российского рынка телекоммуникаций.
4) Обеспечение условий для формирования успешной модели развития телекоммуникационной отрасли в России на базе существующего зарубежного опыта, реальной текущей ситуации в экономике, технологического и технического развития отечественной отрасли.
Данная модель должна строиться с соблюдением правил взаимодействия участников рынка и учетом перспектив развития рынка при одновременном соблюдении принципов национальной безопасности. В итоге это будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности отечественной отрасли телекоммуникаций.
Выводы
В качестве важнейшего источника средств на капитальные вложения, по мнению автора, должны стать методы прямого финансирования инновационных инвестиционных проектов.
Такой подход коррелирует с международной практикой, которая характеризуется масштабными социально-значимыми проектами с финансированием из государственного бюджета или предоставлением льготных инвестиционных кредитов. Российская практика государственного финансирования демонстрирует недостаточную эффективность используемых механизмов и нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Источники:
2. Малова Т.А. Капитализация в условиях российской экономики: теоретические и практические аспекты. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 208 с.
3. Меркушев А.И. Финансовый механизм развития малого предпринимательства: теория, методология, практика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:41:39