Формирование социально-ориентированного механизма промышленного развития экономики индустриального региона

Афтахова У.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (255), Май 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Афтахова У.В. Формирование социально-ориентированного механизма промышленного развития экономики индустриального региона // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 9. – С. 75-81.

Аннотация:
Данная статья посвящена формированию социально-ориентированного механизма промышленного развития региона на основе внедрения принципов государственно-частного партнерства. В рамках этого был разработан организационно-экономический механизм частно-государственного партнерства в сфере создания. Эти процессы рассмотрены на примере малого авиастроения.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, регион, социально-ориентированное производство, малое авиастроение



Регион сегодня является участником конкурентной борьбы на рынках товаров, услуг и капитала разного уровня. Поэтому для сохранения целостной и внутренне мобильной экономики подход к развитию региона должен опираться не только на теорию полюсов роста и структурно-инновационного регионального развития, но и учитывать социально-ориентированную концепцию, которая опирается на теорию нового роста, всеобщего благосостояния, а также теорию «зеленого роста».

Очевидно, что решение экономических задач должно восприниматься шире, чем технологическое развитие, а инновационное обновление промышленных отраслей не является самоцелью, оно, в конечном счете, направлено на повышение качества жизни людей. Поэтому при решении вопросов промышленного развития необходимо использовать не утилитарный, «чисто экономический», а более широкий и емкий социально-экономический подход, обеспечивающий выбор приоритетов производственной модернизации, связанных с решением социальных проблем, при этом само промышленное развитие приобретает индустриально-социальную характеристику реализации.

Сущность социально-ориентированного производства

Для того чтобы избежать неточностей, необходимо уточнить ключевую дефиницию – социально-ориентированное производство, под которым, прежде всего, мы понимаем создание продукции, фактически формирующей услуги населению страны производителя и максимально удовлетворяющей его требованиям. Примеров такого производства много. Так, наличие развитого сектора малого авиастроения обеспечивает движение и перемещение населения в экстремальных ситуациях или делает доступными далекие «уголки» страны, обеспечивает патрулирование, туристические услуги, перевозку небольших грузов, различные виды сельскохозяйственных работ и т.д. Производство медицинского оборудования обеспечивает оказание медицинских услуг – операции, реабилитация, производство военной техники обеспечивает безопасность и снижает риск возникновения захватнических военных действий, угрожающих мирному существованию.

Основной целью социально-ориентированного промышленного производства является улучшение условий жизни граждан страны, снижение региональной социально-экономической асимметрии, формирование единого социально-экономического пространства и т.д. Это особенно актуально для территорий с огромными размерами и протяженностью границ, низко развитой дорожной инфраструктурой, а также большой удаленностью многих населенных пунктов от центра и друг от друга, т.к., в совокупности, все это дезинтегрирует экономику регионов и государства в целом.

Экономика, основанная на социально-ориентированном производстве, характеризуется органичным взаимодействием государства и рыночной экономики, которое сопровождается усилением социализации народного хозяйства. Усилия государства при формировании благоприятной среды для социально-ориентированного промышленного производства должны быть сосредоточены на раскрытии внутренних резервов регионов. Это касается прежде всего укреплении человеческого потенциала.

Одно из решений обозначенных проблем - механизм развития малого авиастроения

В качестве одного из решений обозначенных проблем предлагается механизм развития малого авиастроения, существование которого стало, в настоящее время, практически невозможным из-за больших финансовых затрат и отсутствия серьезных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость развития частно-государственного партнерства и формирования различных моделей интегративного взаимодействия власти и бизнеса.

Государственная поддержка развития малого авиастроения заключается в создании адаптивных и гибких нормативных правовых, инвестиционных, лизинговых, кредитных, налоговых, таможенных, бюджетных, экономических, социальных, организационных, административных и иных методов взаимодействия и равноправного партнерства органов государственной власти с юридическими и физическими лицами, в том числе с иностранными партнерами. Но именно партнерство государства и бизнеса является ключевым условием долгосрочного устойчиво-прогрессивного развития и перспективным институтом конкурентоспособности отрасли авиастроения, поэтому, прежде всего, необходимо разработать институциональные условия участия частного бизнеса как равноправного партнера с органами власти в процессе развития малого авиастроения. Это в свою очередь будет стимулировать инвестиционные потоки в развитие данной отрасли [1].

Данный механизм представлен определенной последовательностью взаимосвязанных действий, представленных на рисунке 1.

Рис. 1. Механизм развития социально-ориентированного производства

на примере малого авиастроения

Финансовый механизм взаимодействия власти и бизнеса

Для развития малого авиастроения особенно необходимы федеральные и региональные целевые программы развития данной отрасли, инвестиции российских и зарубежных партнеров, а также средства предпринимателей, заинтересованных в производстве такой продукции. Поэтому формирование финансовых ресурсов также должно быть представлено финансовым механизмом взаимодействия власти и бизнеса, в том числе частных инвесторов, что отражено на рисунке 2.

Рис. 2. Принципиальная схема финансового механизма взаимодействия власти и бизнеса, обеспечивающего развитие социально-ориентированного производства

В целях привлечения инвестиционных потоков в данную отрасль целесообразно применять региональные налоговые привилегии для инвесторов, вкладывающих собственные (или кредитные) финансовые ресурсы в создание или в модернизацию основных производственных фондов и развитие мощностей, в которых заинтересован регион. Это может быть частичное или полное освобождение от региональной доли налогов на прибыль и (или) региональные налоговые каникулы на проектный срок окупаемости капитальных вложений, и (или) льготы по налогу на имущество и др.

Кроме того, в качестве инструмента, стимулирующего развитие социально-ориентированного производства, могут выступать таможенные льготы на приобретение специального производственного оборудования за рубежом, а также меры по обеспечению выгодных лизинговых и кредитных отношений.

Особый интерес в модели, представленной на рисунке 1, имеет выбор модели участия органов власти в проекте промышленного развития, который определяется исходя из уровня либерализации рыночных отношений и устанавливается институциональными нормами. Мы выделяем четыре такие модели: государственного инвестирования, реализации частно-государственного партнерства, кредитования и государственного невмешательства. Характеристики моделей взаимодействия власти и бизнеса в процессе социально-ориентированной промышленной модернизации представлены в таблице.

Таблица

Краткая характеристика моделей взаимодействия власти и бизнеса в процессе социально-ориентированного

промышленного развития


Модель государственного инвестирования
Модель реализации ГЧП
Модель кредитования
Модель государственного невмешательства
Участники
Федеральные органы власти
Региональные органы власти
Комплекс предприятий
Федеральные органы власти
Региональные органы власти
Комплекс предприятий
Региональные органы власти
Комплекс предприятий
Комплекс предприятий
Схема финансирования
Ф – 30%
Р – 30%
К – 40%
Ф – 25%
Р – 25%
К – 50%
Р – 20%
К – 80%
К – 100%
Преимущества
Сравнительно невысокие затраты корпоративных структур на инвестирование. Усиление возможностей государственного контроля над развитием отрасли
Наличие правового механизма распределения рисков и ответственности участников ГЧП
Возможность концентрировать государственные ресурсы на необходимых направлениях и хорошая мотивация бизнеса в отношении конечных результатов.
Существенное снижение финансовой нагрузки на бюджет за счет привлечения внебюджетных источников
Стимуляция инвестиционной активности предприятий, формирование благоприятного инновационного климата через создание технопарков
Недостатки
Фактическая национализация предприятий
Более высокая стоимость капитала. Затратная процедура
проведения инвестиционного конкурса.
За счет государства финансируются не только фундаментальные разработки, но и ОКР
Несовершенство законодательства, ограничивающего привлечение негосударственных инвестиций
Высокорискованные и низкорентабельные инвестиции из-за длительного срока их окупаемости
Выводы

1. В целом, считаем, что в процессе развития малого авиастроения партнерство государства и бизнеса является ключевым условием долгосрочного устойчиво-прогрессивного развития и перспективным институтом конкурентоспособности отрасли, поэтому, прежде всего, необходимо разработать институциональные условия участия частного бизнеса как равноправного партнера с органами власти в процессе развития малого авиастроения. Это в свою очередь будет стимулировать инвестиционные потоки в развитие данной отрасли.

2. Развитие регионов обусловлено внедрением принципов частно-государственного партнерства. Поэтому развитие малого авиастроения на базе финансового интегративного взаимодействия власти и бизнеса существенно упростит решение многих социально-экономических проблем, т.к. будут созданы дополнительные условия для экономического подъема и рентабельности регионов – мировой опыт свидетельствует, что годовой оборот по рынку малой авиации в США составляет около $50 млрд, при этом ежегодный объем налоговых сборов составляет около $4 млрд. Число рабочих мест – более 500 000, что имеет прямое влияние на уровень безработицы и объем доходов населения.

Кроме того, будет снята транспортная напряженность, особенно для регионов Крайнего Севера, Дальнего Востока, Забайкалья, Сибири, Кавказа и других территорий со слабо развитыми железнодорожными, автомобильными и водными транспортными коммуникациями [5].

Однако данный подход будет результативным только в случае параллельного формирования институциональной основы для решения уже существующих проблем поддержки эксплуатации малой авиации, т.е. будут действовать вспомогательные механизмы.

Например, необходимо упрощение длительной процедуры оформления и согласования заявок на планирование использования воздушного пространства, совершенствование существующей сертификации летательных аппаратов, которую пройти крайне сложно и дорого. Не менее актуальна реконструкция существующих и создание новых небольших аэродромов и площадок, которые в настоящее время практически отсутствуют или прекращают свое существование.

3. Организация и обеспечение развития социально-ориентированного производства является сложной научной задачей, требующей не только исследования социально-экономической роли данной отрасли, но и многих технических вопросов ее реализации, выходящих за границы экономической сферы.


Источники:

1. Афтахова У.В. Авиадвигателестроение: формирование кооперации на межрегиональном уровне // Российское предпринимательство. - 2013. - № 5 (227). - С. 60-68.
2. Афтахова У.В. Пространственная организация российского авиадвигателестроения: новые решения // Российское предпринимательство. - 2012. - № 21. - С. 94-100.
3. Афтахова У.В. Формирование методики оценки эффективности межрегиональной интеграции авиадвигателестроительного комплекса Российской Федерации // Вестник экономической интеграции. - 2013. - № 3 (60). - С. 44-49.
4. Жуланов Е.Е. Организационно-экономический механизм взаимодействия федеральной, региональной и муниципальной власти: воспроизводственный подход // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 31. - С. 30-40.
5. Рябченюк Ю. Разговор о стратегии: возможности повышения конкурентоспособности регионов // Рынок ценных бумаг. - 2007. - №3.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:42:12