Формирование социально-ориентированного механизма промышленного развития экономики индустриального региона
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9 (255), Май 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Данная статья посвящена формированию социально-ориентированного механизма промышленного развития региона на основе внедрения принципов государственно-частного партнерства. В рамках этого был разработан организационно-экономический механизм частно-государственного партнерства в сфере создания. Эти процессы рассмотрены на примере малого авиастроения.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, регион, социально-ориентированное производство, малое авиастроение
Регион сегодня является участником конкурентной борьбы на рынках товаров, услуг и капитала разного уровня. Поэтому для сохранения целостной и внутренне мобильной экономики подход к развитию региона должен опираться не только на теорию полюсов роста и структурно-инновационного регионального развития, но и учитывать социально-ориентированную концепцию, которая опирается на теорию нового роста, всеобщего благосостояния, а также теорию «зеленого роста».
Очевидно, что решение экономических задач должно восприниматься шире, чем технологическое развитие, а инновационное обновление промышленных отраслей не является самоцелью, оно, в конечном счете, направлено на повышение качества жизни людей. Поэтому при решении вопросов промышленного развития необходимо использовать не утилитарный, «чисто экономический», а более широкий и емкий социально-экономический подход, обеспечивающий выбор приоритетов производственной модернизации, связанных с решением социальных проблем, при этом само промышленное развитие приобретает индустриально-социальную характеристику реализации.
Сущность социально-ориентированного производства
Для того чтобы избежать неточностей, необходимо уточнить ключевую дефиницию – социально-ориентированное производство, под которым, прежде всего, мы понимаем создание продукции, фактически формирующей услуги населению страны производителя и максимально удовлетворяющей его требованиям. Примеров такого производства много. Так, наличие развитого сектора малого авиастроения обеспечивает движение и перемещение населения в экстремальных ситуациях или делает доступными далекие «уголки» страны, обеспечивает патрулирование, туристические услуги, перевозку небольших грузов, различные виды сельскохозяйственных работ и т.д. Производство медицинского оборудования обеспечивает оказание медицинских услуг – операции, реабилитация, производство военной техники обеспечивает безопасность и снижает риск возникновения захватнических военных действий, угрожающих мирному существованию.
Основной целью социально-ориентированного промышленного производства является улучшение условий жизни граждан страны, снижение региональной социально-экономической асимметрии, формирование единого социально-экономического пространства и т.д. Это особенно актуально для территорий с огромными размерами и протяженностью границ, низко развитой дорожной инфраструктурой, а также большой удаленностью многих населенных пунктов от центра и друг от друга, т.к., в совокупности, все это дезинтегрирует экономику регионов и государства в целом.
Экономика, основанная на социально-ориентированном производстве, характеризуется органичным взаимодействием государства и рыночной экономики, которое сопровождается усилением социализации народного хозяйства. Усилия государства при формировании благоприятной среды для социально-ориентированного промышленного производства должны быть сосредоточены на раскрытии внутренних резервов регионов. Это касается прежде всего укреплении человеческого потенциала.
Одно из решений обозначенных проблем - механизм развития малого авиастроения
В качестве одного из решений обозначенных проблем предлагается механизм развития малого авиастроения, существование которого стало, в настоящее время, практически невозможным из-за больших финансовых затрат и отсутствия серьезных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость развития частно-государственного партнерства и формирования различных моделей интегративного взаимодействия власти и бизнеса.
Государственная поддержка развития малого авиастроения заключается в создании адаптивных и гибких нормативных правовых, инвестиционных, лизинговых, кредитных, налоговых, таможенных, бюджетных, экономических, социальных, организационных, административных и иных методов взаимодействия и равноправного партнерства органов государственной власти с юридическими и физическими лицами, в том числе с иностранными партнерами. Но именно партнерство государства и бизнеса является ключевым условием долгосрочного устойчиво-прогрессивного развития и перспективным институтом конкурентоспособности отрасли авиастроения, поэтому, прежде всего, необходимо разработать институциональные условия участия частного бизнеса как равноправного партнера с органами власти в процессе развития малого авиастроения. Это в свою очередь будет стимулировать инвестиционные потоки в развитие данной отрасли [1].
Данный механизм представлен определенной последовательностью взаимосвязанных действий, представленных на рисунке 1.
Рис. 1. Механизм развития социально-ориентированного производства
на примере малого авиастроения
Финансовый механизм взаимодействия власти и бизнеса
Для развития малого авиастроения особенно необходимы федеральные и региональные целевые программы развития данной отрасли, инвестиции российских и зарубежных партнеров, а также средства предпринимателей, заинтересованных в производстве такой продукции. Поэтому формирование финансовых ресурсов также должно быть представлено финансовым механизмом взаимодействия власти и бизнеса, в том числе частных инвесторов, что отражено на рисунке 2.
Рис. 2. Принципиальная схема финансового механизма взаимодействия власти и бизнеса, обеспечивающего развитие социально-ориентированного производства
В целях привлечения инвестиционных потоков в данную отрасль целесообразно применять региональные налоговые привилегии для инвесторов, вкладывающих собственные (или кредитные) финансовые ресурсы в создание или в модернизацию основных производственных фондов и развитие мощностей, в которых заинтересован регион. Это может быть частичное или полное освобождение от региональной доли налогов на прибыль и (или) региональные налоговые каникулы на проектный срок окупаемости капитальных вложений, и (или) льготы по налогу на имущество и др.
Кроме того, в качестве инструмента, стимулирующего развитие социально-ориентированного производства, могут выступать таможенные льготы на приобретение специального производственного оборудования за рубежом, а также меры по обеспечению выгодных лизинговых и кредитных отношений.
Особый интерес в модели, представленной на рисунке 1, имеет выбор модели участия органов власти в проекте промышленного развития, который определяется исходя из уровня либерализации рыночных отношений и устанавливается институциональными нормами. Мы выделяем четыре такие модели: государственного инвестирования, реализации частно-государственного партнерства, кредитования и государственного невмешательства. Характеристики моделей взаимодействия власти и бизнеса в процессе социально-ориентированной промышленной модернизации представлены в таблице.
Таблица
Краткая характеристика моделей взаимодействия власти и бизнеса в процессе социально-ориентированного
промышленного развития
|
Модель государственного инвестирования
|
Модель реализации ГЧП
|
Модель кредитования
|
Модель государственного невмешательства
|
Участники
|
Федеральные
органы власти
Региональные органы власти Комплекс предприятий |
Федеральные
органы власти
Региональные органы власти Комплекс предприятий |
Региональные
органы власти
Комплекс предприятий |
Комплекс
предприятий
|
Схема
финансирования
|
Ф
– 30%
Р – 30% К – 40% |
Ф
– 25%
Р – 25% К – 50% |
Р
– 20%
К – 80% |
К
– 100%
|
Преимущества
|
Сравнительно
невысокие затраты корпоративных структур на инвестирование. Усиление
возможностей государственного контроля над развитием отрасли
|
Наличие
правового механизма распределения рисков и ответственности участников ГЧП
|
Возможность
концентрировать государственные ресурсы на необходимых направлениях и хорошая
мотивация бизнеса в отношении конечных результатов.
Существенное снижение финансовой нагрузки на бюджет за счет привлечения внебюджетных источников |
Стимуляция
инвестиционной активности предприятий, формирование благоприятного инновационного
климата через создание технопарков
|
Недостатки
|
Фактическая
национализация предприятий
|
Более
высокая стоимость капитала. Затратная процедура
проведения инвестиционного конкурса. За счет государства финансируются не только фундаментальные разработки, но и ОКР |
Несовершенство
законодательства, ограничивающего привлечение негосударственных инвестиций
|
Высокорискованные
и низкорентабельные инвестиции из-за длительного срока их окупаемости
|
1. В целом, считаем, что в процессе развития малого авиастроения партнерство государства и бизнеса является ключевым условием долгосрочного устойчиво-прогрессивного развития и перспективным институтом конкурентоспособности отрасли, поэтому, прежде всего, необходимо разработать институциональные условия участия частного бизнеса как равноправного партнера с органами власти в процессе развития малого авиастроения. Это в свою очередь будет стимулировать инвестиционные потоки в развитие данной отрасли.
2. Развитие регионов обусловлено внедрением принципов частно-государственного партнерства. Поэтому развитие малого авиастроения на базе финансового интегративного взаимодействия власти и бизнеса существенно упростит решение многих социально-экономических проблем, т.к. будут созданы дополнительные условия для экономического подъема и рентабельности регионов – мировой опыт свидетельствует, что годовой оборот по рынку малой авиации в США составляет около $50 млрд, при этом ежегодный объем налоговых сборов составляет около $4 млрд. Число рабочих мест – более 500 000, что имеет прямое влияние на уровень безработицы и объем доходов населения.
Кроме того, будет снята транспортная напряженность, особенно для регионов Крайнего Севера, Дальнего Востока, Забайкалья, Сибири, Кавказа и других территорий со слабо развитыми железнодорожными, автомобильными и водными транспортными коммуникациями [5].
Однако данный подход будет результативным только в случае параллельного формирования институциональной основы для решения уже существующих проблем поддержки эксплуатации малой авиации, т.е. будут действовать вспомогательные механизмы.
Например, необходимо упрощение длительной процедуры оформления и согласования заявок на планирование использования воздушного пространства, совершенствование существующей сертификации летательных аппаратов, которую пройти крайне сложно и дорого. Не менее актуальна реконструкция существующих и создание новых небольших аэродромов и площадок, которые в настоящее время практически отсутствуют или прекращают свое существование.
3. Организация и обеспечение развития социально-ориентированного производства является сложной научной задачей, требующей не только исследования социально-экономической роли данной отрасли, но и многих технических вопросов ее реализации, выходящих за границы экономической сферы.
Источники:
2. Афтахова У.В. Пространственная организация российского авиадвигателестроения: новые решения // Российское предпринимательство. - 2012. - № 21. - С. 94-100.
3. Афтахова У.В. Формирование методики оценки эффективности межрегиональной интеграции авиадвигателестроительного комплекса Российской Федерации // Вестник экономической интеграции. - 2013. - № 3 (60). - С. 44-49.
4. Жуланов Е.Е. Организационно-экономический механизм взаимодействия федеральной, региональной и муниципальной власти: воспроизводственный подход // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 31. - С. 30-40.
5. Рябченюк Ю. Разговор о стратегии: возможности повышения конкурентоспособности регионов // Рынок ценных бумаг. - 2007. - №3.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 18:19:45