Organisational and financial support on the part of the commissioner for protection of rights of the entrepreneurs in the Russian Federation

Anna Palagina

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 3 / February, 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The article reflects the experience of the Institute of the commissioner for protection of rights of the entrepreneurs under the President of the Russian Federation in provision of consulting assistance to small- and medium-sized enterprises as to establishing community liaison offices in the regions of the country.

Keywords: small and medium-sized business, commissioner for protection of rights of the entrepreneurs under the President of the Russian Federation, community liaison offices



В условиях формирования и становления Института Уполномоченного по защите прав предпринимателей и системы его общественных приемных в регионах Российской Федерации группа экспертов предложила использовать, прежде всего, возможности программы Минэкономразвития по поддержке малого и среднего предпринимательства (МСП) и ее региональной составляющей, а также сфорированную к этому моменту систему инфраструктуры. Была разработана соответствующая методология, которая в настоящий момент апробируется. При разработке рекомендаций активно использовался опыт ряда российских регионов [1].

Опыт Ростовской области

Так, в Ростовской области с 2009 г. реализуется масштабная программа консультационной помощи субъектам МСП, а также гражданам, желающим организовать собственное дело, по различным вопросам ведения предпринимательской деятельности. В начале названный «пилотным», в последствии этот проект по оказанию консультационной поддержки по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования в муниципальных образованиях области стал системным элементом работы с предпринимателями на начальном этапе их существования. Для участников данный проект реализуется на безвозмездной основе. На его реализацию ежегодно выделяются средства из областного бюджета, а также привлекаются федеральные средства.

Цель проекта – организация информационно-консультационного обслуживания субъектов МСП и граждан, желающих организовать собственное дело, путем организации работы информационно-консультационных пунктов во всех муниципальных образованиях области, организации работы телефонов «горячей линии» и организации on-line консультирования в сети Интернет. Ставка при этом сделана на действующую сеть инфраструктуры поддержки предпринимательства – информационно-консультационных пунктов, действующих в муниципальных образованиях на базе органов местного самоуправления и центров занятости населения. Главное – добиться повышения уровня правовой грамотности предпринимателей и мониторинга правоприменения.

Общее количество услуг, оказанных за период реализации программы, уже подходит к двумстам тысячам.

Касаясь тематики обращений, отметим наибольшую востребованность вопросов налогообложения и бухгалтерского учета (38%), а также вопросов правового характера (30%).

Хотелось бы отметить, что анализировался и использовался также и опыт наших коллег из Краснодарского края, которые при организации системы консультационной поддержки предпринимателей опирались на сложившуюся систему территориальных торгово-промышленных палат.

Таким образом, апробирована новая модель поддержки бизнеса, которая может быть внедрена через региональные программы поддержки предпринимательства при решении задачи создания общественных приемных Уполномоченного, являясь его экспертно-аналитическим и консультационным центром.

Роль общественной приемной

Общественная приемная создается с целью защиты прав и законных интересов малого и среднего бизнеса путем преодоления административных барьеров на пути развития предпринимательства, ликвидации нарушений прав предпринимателей, повышения правовой грамотности субъектов МСП, расширения информирования бизнеса о возможностях государственной поддержки.

Общественная приемная решает следующие задачи:

- организация консультаций предпринимателей по вопросам обращения к Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей;

- организация первичной экспертизы обращений предпринимателей;

- организация краткосрочных программ обучения по вопросам защиты прав субъектов МСП;

- обобщение и распространение информации о типичных случаях нарушения прав субъектов МСП и способах их решения;

- сбор аналитической информации по обращениям для целей дальнейшей обработки и разработки предложений по корректировке нормативного регулирования деятельности МСП.

- подготовка материалов (резюме конфликта, экспертное заключение и др.) для последующего направления Уполномоченному по защите прав предпринимателей в регионе.

При организации этой работы финансирование возможно как за счет внебюджетных, так и бюджетных (федерального и консолидированного бюджета субъекта РФ) источников.

Финансирование общественной приемной за счет средств бюджета субъекта РФ

Финансирование общественной приемной за счет средств бюджета субъекта РФ может осуществляться в рамках реализации региональной программы поддержки субъектов МСП, принятой на долгосрочный период (далее – региональная программа).

При этом уполномоченному органу исполнительной власти субъекта РФ необходимо подготовить проект нормативного правового акта «О внесении изменений в действующую редакцию региональной программы», с целью отражения в ней нового программного мероприятия, направленного на консультационную поддержку субъектов МСП, в рамках работы института уполномоченного в субъекте РФ.

Возможные формулировки программного мероприятия:

– оказание неотложной консультационной поддержки субъектам МСП по вопросам преодоления административных барьеров, в том числе по вопросам контрольно-надзорных мероприятий, досудебной и судебной защиты, представления интересов в государственных и муниципальных органах, в том числе посредством создания и организации работы «общественных приемных» уполномоченного в субъекте РФ;

– расширение доступа субъектов МСП к консультационным услугам, оказание им правовой и другой консультационной помощи, в том числе посредством создания и организации работы «общественных приемных» Уполномоченного в субъекте РФ;

– консультирование субъектов МСП, в том числе посредством создания и организации работы «общественных приемных» уполномоченного в субъекте РФ в части оказания помощи субъектам МСП;

– содействие развитию организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП, консультационное обеспечение субъектов МСП, в том числе посредством создания и организации работы «общественных приемных» уполномоченного в субъекте РФ.

Далее предусматриваются средства бюджета субъекта РФ на реализацию запланированных мероприятий.

Расчет необходимых средств рекомендуем готовить, исходя из:

– перечня типовых услуг, оказываемых специалистами общественной приемной (консультирование субъектов МСП по вопросам ведения предпринимательской деятельности и получения государственной поддержки, консультирование субъектов МСП по вопросам преодоления административных барьеров на пути развития предпринимательства, ликвидации нарушений прав субъектов МСП; организация обучающих семинаров для субъектов МСП);

– количества сотрудников общественной приемной и их квалификации;

– планируемого количества оказываемых консультаций.

В целях повышения качества планирования бюджетных затрат целесообразно определить расчетную единицу – стоимость одной оказанной консультации, которая формируется из средней стоимости услуг квалифицированного специалиста, разделенной на количество услуг, оказанных субъектам МСП за 1 календарный месяц. Таким образом, общая ежемесячная сумма затрат на организацию работы общественной приемной будет рассчитываться, исходя из стоимости оказанных консультаций за 1 месяц, умноженной на количество консультантов.

Исходя из практики, одним квалифицированным консультантом ежедневно предоставляется не менее 9 консультационных услуг.

Реализация указанного программного мероприятия осуществляется в рамках проведения конкурсных процедур, в соответствии с законодательством РФ и на основании формируемого технического задания.

Ответственным за размещение государственного заказа выступает уполномоченный орган исполнительной власти, который после проведения конкурсных процедур заключает с организацией-победителем государственный контракт.

Финансирование по контракту может осуществляться с авансовыми платежами или по факту выполненных работ. При этом контроль выполнения обязательств целесообразно осуществлять ежемесячно, готовя и представляя следующие документы:

- отчет (указывается наименование получателя услуги, вид деятельности, адрес, контактные данные, суть вопроса);

- аналитическую записку с количественным и качественным анализом поступивших обращений.

В целях обеспечения стабильности работы общественной приемной в связи с окончанием финансового года и особенностями проведения конкурсных процедур, государственный контракт может предусматривать осуществление авансовых платежей в конце календарного года в счет услуг, оказываемых в будущем календарном периоде.

Финансирование общественной приемной за счет средств федерального бюджета РФ

Финансирование общественной приемной за счет средств федерального бюджета РФ может осуществляться в рамках софинансирования расходов бюджета субъекта РФ.

Уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации, ответственный за реализацию направления – Министерство экономического развития Российской Федерации.

Средства федерального бюджета РФ предоставляются субъекту РФ на конкурсной основе в соответствии с:

– Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»;

– Приказами Минэкономразвития России на соответствующий календарный год, в частности в текущем году на основе Приказа Минэкономразвития России № 220 от 24.04.2013 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 г. предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации».

Для этого уполномоченному органу исполнительной власти субъекта РФ необходимо организовать работу по созданию общественной приемной, а затем в сроки, установленные приказом и информационным письмом, направленным в адрес высшего должностного лица субъекта РФ «Об организации конкурсного отбора субъектов РФ на привлечение средств федерального бюджета» подготовить и направить в Минэкономразвития России конкурсную заявку по указанному мероприятию.

Состав документов, входящих в конкурсную заявку

Состав документов, входящих в конкурсную заявку, определяется приказом Минэкономразвития России.

Индикатором эффективности реализации мероприятия является количество оказанных консультаций субъектам МСП (единиц).

По окончанию конкурсных процедур субъект РФ организует процедуру заключения соглашения с Минэкономразвития России, а также направляет заявку на перечисление средств федерального бюджета.

После поступления средств федерального бюджета в бюджет субъекта РФ, уполномоченный орган субъекта РФ организует процедуру внесения изменений в нормативные правовые акты, с целью отражения в них средств федерального бюджета.

Фактическое перечисление средств федерального бюджета исполнителю государственного контракта осуществляется уполномоченным органом субъекта РФ после получения согласия Минэкономразвития России на расходование средств (подписание справки-расчета).

Направление отчетности осуществляется в соответствии с приказами Минэкономразвития России.

Совместно с аппаратом Уполномоченного, общественными омбудсменами по направлениям и Департаментом развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России осуществляется аналитическая обработка результатов деятельности в рамках программы по итогам года.

При этом за федеральным Уполномоченным и его общественными представителями по направлениям остается целый ряд ключевых функций по осуществлению методической, информационной и организационной помощи профильным органам власти и региональным уполномоченным. Среди важнейших выделим:

– содействие уполномоченным органам власти в подготовке технического задания и документации для проведения конкурсных процедур при размещении государственного и (или) муниципального заказов по рассматриваемому нами направлению;

– методологическое обеспечение работы по консультированию и экспертизе обращений МСП в части анализа системных проблем федерального уровня в рамках программы «Общественная приемная», а также по разработке и запуску краткосрочных программ обучения предпринимателей в рамках программы;

– предоставление информации для подготовки предложений при разработке Ежегодного доклада Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей о результатах его деятельности в соответствии с законодательством [2].

Вывод

Методологически проработана возможность организационно и финансово обеспечить выполнения Поручения Президента РФ В.В. Путина по итогам заседания Государственного совета от 27 декабря 2012 г. по оказанию содействия Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в создании общественных приёмных в регионах страны.

[1] Отметим, прежде всего, вклад генерального директора Российского Агентства поддержки малого и среднего бизнеса, члена Президиума Правления ТПП РФ, общественного представителя Уполномоченного по защите малого и среднего бизнеса В.П. Ермакова и помощь директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития Н.И. Ларионовой.

[2] Проект Федерального Закона № 185348-6 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».


Страница обновлена: 11.05.2025 в 13:33:22