Основные факторы развития российской банковской системы
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1 (247), Январь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Главацкий В.Б., Зике Р.В. Основные факторы развития российской банковской системы // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 1. – С. 64-69.
Аннотация:
В статье рассматриваются факторы, оказывающие влияние на развитие российских кредитных организаций. Разработана их классификация с разделением на внешнюю и внутреннюю среды. Авторами обосновывается, что повышать управляемость развития банковской системы необходимо посредством структурного анализа факторов развития кредитных организаций и последующего управления ими.
Ключевые слова: банковская система, управление развитием, банковская конкуренция, кредитные организации, факторы развития, структурный анализ, среда функционирования
Для понимания движущих сил, определяющих суть формирования банковской системы России, необходимо исследовать ее развитие в динамике без отрыва от среды функционирования, которая имеет свои особенности.
Такое исследование, в первую очередь, предполагает выявление множества разнообразных по своей природе факторов окружающей среды, оказывающих прямое и косвенное воздействие на элементы банковской системы.
Термин «фактор» (лат. factor – делающий, производящий) понимается как причина, движущая сила какого-либо процесса, существенное обстоятельство в каком-либо процессе или явлении. В современной экономике данный термин приобретает статус базового экономического понятия [5].
Классификация факторов на основе анализа подходов
При помощи структурного анализа факторов среды функционирования кредитных организаций возможно не только оценить качественное состояние этой среды, но и заблаговременно выявлять предпосылки возникновения кризисных ситуаций и тем самым создавать условия для повышения устойчивости и управляемости развития банковской системы [3].
Анализ существующих подходов к определению факторов, влияющих на развитие кредитных организаций, позволил авторам разработать следующую классификацию (см. табл.).
Таблица
Классификация факторов, влияющих на развитие российских кредитных организаций
|
|
Стимулирующие и позитивно влияющие факторы
|
Регулирующие факторы
|
Сдерживающие и препятствующие развитию факторы
|
Факторы внешней среды
|
Общеэкономические
|
Развитие
банковской системы
|
Состояние
экономики и уровень ее развития
|
Мировой
финансово-экономический кризис
|
Развитие
институциональной структуры
|
Размер ВВП
|
Высокая доля
госсектора в экономике
| ||
Политические
|
Политическая
стабильность в стране
|
Уровень развития
и действенность нормативно-правовой базы
|
Недостаточный
уровень нормативно-правовой обеспеченности банковской деятельности
| |
Государственно-правовой
механизм
| ||||
Социальные
|
Повышение уровня
жизни населения
|
Социальная
политика государства
|
Негативные
настроения в обществе
| |
Технологические
|
Совершенствование
платежных систем
|
Развитие системы
банковского надзора
|
Несовершенство
системы оценки рисков
| |
Конкурентные
|
Отраслевая
специализация экономики
|
Состояние
денежного обращения и процентных ставок на ссудный капитал
|
Доминирование
госбанков на рынке банковских услуг
| |
Наличие передовых
банковских технологий
| ||||
Факторы внутренней среды
|
Организационные
|
Развитие системы
менеджмента
|
Стратегия
развития кредитной организации
|
Низкая
эффективность систем управления рисками и внутреннего контроля
|
Технологические
|
Применение
автоматизированных банковских систем и технологий дистанционного обслуживания
|
Инновационная
политика кредитной организации
|
Консервативность
и неспособность к инновациям, изменениям, перестройке
| |
Экономические
|
Обеспеченность
собственными средствами
|
Экономическая
политика кредитной организации
|
Недостаточный
уровень капитализации
| |
Рыночные позиции
кредитной организации
|
Дефицит
долгосрочных ресурсов
| |||
Кадровые
|
Профессионализм
сотрудников и потенциал руководства кредитной организации
|
Кадровая политика
кредитной организации
|
Недостаток
квалифицированных кадров
|
Необходимо отметить, что рассматриваемые группы факторов не являются взаимоисключающими, а, напротив, являются взаимопроникающими. Например, факторы, оказывающие сдерживающее воздействие или препятствующие развитию кредитных организаций, могут быть подразделены на внешние и внутренние факторы среды функционирования кредитных организаций.
Характеристика внешних факторов позитивного воздействия
В качестве внешних факторов, оказывающих позитивное воздействие и способствующих развитию кредитных организаций, авторы выделяют следующие:
– улучшение макроэкономической ситуации в стране и укрепление благоприятных тенденций для осуществления внешнеэкономической деятельности; наблюдается преодоление последствий кризисных явлений в мировой финансовой системе, затронувших и российскую экономику, что подтверждается небольшим ростом производства товаров и услуг, стабильным увеличением реальных доходов населения, устойчивым положением на финансовых рынках и повышением инвестиционной активности. Все это стимулирует рост числа банковских операций и услуг и, соответственно, развитие кредитных организаций;
– политика Правительства РФ и Центрального банка, направленная на повышение роли банковского сектора в экономике страны, расширение сферы банковского кредитования, применение содержательного риск-ориентированного надзора и др. Среди ожидаемых в ближайшее время нововведений – внедрение стандартов банковского капитала и ликвидности «Базель III» (с 1 января 2014 г.) и использование Правительством средств Фонда национального благосостояния для дешевого долгосрочного фондирования банков, кредитующих малый бизнес;
– надзор, осуществляемый Центральным банком за деятельностью кредитных организаций, способствует повышению качества банковского менеджмента и внутрибанковского контроля;
– совершенствование и дальнейшее развитие платежной системы России. В частности, внедрение новейших автоматизированных систем и технологий передачи информации, обеспечение эффективного, своевременного, качественного и надежного обслуживания участников расчетов способствует росту объемов и сфер безналичных расчетов. В настоящее время подавляющее большинство банковских операций осуществляется посредством электронных средств передачи данных.
Суть благоприятных внутренних факторов
Внутренними факторами, оказывающими положительное, стимулирующее воздействие на развитие кредитных организаций, являются следующие:
– организационные факторы, представленные, в первую очередь, состоянием системы банковского менеджмента, его динамичностью и адаптивностью, способностью к инновациям. До сих пор во многих российских кредитных организациях данный фактор занимает далеко не приоритетное место, несмотря на то, что его роль в развитии кредитной организации является определяющей;
– технологические факторы, определяющие способность кредитной организации следовать тенденциям развития современных банковских технологий. За последние годы банковские операции претерпели значительную модернизацию в части их автоматизации, что значительно увеличило скорость и качество банковского обслуживания. Внедрение новых банковских технологий во взаимосвязи со средствами автоматизации и их интеграция в повседневную банковскую деятельность оказывает весомое влияние на развитие кредитных организаций, предоставляя им значительное конкурентное преимущество. Расширение сфер автоматизации банковских услуг, особенно в части расчетов, значительно упрощает и ускоряет операционную деятельность банков, доступ к необходимой информации как банкам, так и их клиентам, и многие другие процессы;
– факторы, способствующие расширению спектра предоставляемых банковских продуктов и услуг (лизинг, факторинг, брокеринг, эквайринг и пр.). Ориентация кредитных организаций на потребности рынка позволяет им получать дополнительный доход засчет предоставления клиентам не только традиционных услуг, но и новых операций. При этом во многих случаях может быть целесообразным внедрение стратегии постепенного перехода от фокусирования на конкретных продуктах и услугах к комплексной работе с каждым сегментом клиентов. Анализ потребностей рынка и ориентация стратегии развития на его запросы являются сегодня неотъемлемым компонентом эффективной банковской деятельности;
– факторы, определяющие кадровую политику кредитной организации. Профессионализм сотрудников и потенциал руководства являются той движущей силой, которая способна перевести кредитную организацию из состояния кризиса в состояние конкурентного лидера. Сегодня уже очевидно всем, что именно команда профессионалов является решающим фактором, который активизирует применение в организации современных технологий и формирует корпоративную культуру и дух.
Проблемы, препятствующие развитию кредитных организаций
Несмотря на положительную динамику результатов деятельности российских кредитных организаций, существует ряд проблем, препятствующих их дальнейшему развитию и значительно снижающих их конкурентоспособность. Это также обусловлено влиянием различных факторов как внешней, так и внутренней среды.
В данном случае к внешним факторам можно отнести:
– сохраняющиеся ограничения инвестиционных возможностей российской экономики в целом на фоне ее низкой эффективности, высоких издержек, опережающего роста зарплат над ростом ВВП и отсутствия в ней структурных преобразований, что ведет к быстрому снижению конкурентоспособности отечественной экономики [1];
– низкий уровень «прозрачности» деятельности российских предприятий и достоверности данных, содержащихся в их отчетности [4];
– высокий уровень рисков кредитования, ограниченность и преимущественно краткосрочный характер кредитных ресурсов;
– недостаточный уровень капитализации российского банковского сектора;
– ограниченный доступ к источникам долгосрочного фондирования (в т.ч. на международных рынках заемного капитала) для большинства негосударственных кредитных организаций;
– доминирование госбанков на российском банковском рынке, приводящее к искажению условий конкуренции, что неблагоприятно сказывается на кредитоспособности частных кредитных организаций;
– расширение экспансии крупных отечественных банков на региональные рынки банковских услуг, а также иностранного банковского капитала в Россию;
– высокий уровень административных (непрофильных) расходов кредитных организаций;
– сохраняющееся несовершенство нормативных актов (несмотря на постоянно вносимые изменения) обуславливает недостаточное правовое обеспечение банковского надзора и нерешенность ключевых проблем залогового законодательства [2].
К сдерживающим развитие кредитных организаций внутренним факторам можно отнести:
– низкий уровень бизнес-планирования;
– неразвитость системы банковского менеджмента (особенно системы управления рисками) во многих кредитных организациях;
– осуществление «непрозрачных» операций, неполнота учета и недостоверность отчетности, искажающие информацию об эффективности работы кредитных организаций;
– недостаточный уровень информационной безопасности в деятельности кредитных организаций, в т.ч. в связи с несистемным внедрением информационных технологий, включая технологии дистанционного обслуживания [1].
Перечисленные факторы негативно влияют на репутацию кредитных организаций и препятствуют росту доверия к ним, снижая их и без того ограниченные возможности по привлечению инвестиций.
Выводы
Состояние банковской системы России отражает общее состояние ее экономики и финансовой сферы. Она характеризуется слабой защищенностью от многочисленных, в том числе системных рисков, и по причине этого низким функциональным потенциалом. Однако острую фазу банковского кризиса уже преодолели, и сегодня банковская деятельность находится на стадии очевидного подъема, что обусловлено действием целого ряда позитивных факторов (макроэкономических, правовых и др.). Вместе с тем, остаются серьезные препятствия для дальнейшего развития, которые необходимо устранять или минимизировать. Поэтому в дальнейшем необходимо посредством структурного анализа и управления факторами развития кредитных организаций поступательно создавать условия для перехода к управлению устойчивым развитием банковской системы.
Источники:
2. Зике Р.В., Пыткин А.Н. Банковские риски и новые требования к организации банковского надзора // Российское предпринимательство. – 2013. – № 14 (236). – С. 65–70.
3. Поносова Е.В., Главацкий В.Б. Управление предприятием с учетом структурных факторов глобального кризиса // Российское предпринимательство. – 2012. – № 24 (222). – С. 76–82.
4. Пыткин А.Н., Зике Р.В. Моделирование финансовых отношений и потоков в промышленности // Вестник КИГИТ. – 2012. – № 8. – С. 22–28
5. Пыткин А.Н., Поносова Е.В. Фактор как базовое понятие в управлении развитием в условиях кризиса // Российское предпринимательство. – 2011. – № 6 (2). – С. 66–70.
6. Стратегия развития банковского сектора РФ на период до 2015 года // Вестник Банка России. – 2011. – № 21.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:33:08