Peculiarities of government and business bodies interaction in Novgorod region

Mariya Kivarina, Ekaterina Kostusenko

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 2 / January, 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
In this article modern peculiarities of interaction between the government, business and population in Novgorod region are demonstrated, and also the necessity for implementation of a systematic and complex approach to organization of intersectoral interaction is grounded. Such approach is to contain principles, elements, forms and mechanisms of realization for improving the efficiency of such interaction.

Keywords: region, social responsibility, social partnership, business, Novgorod region, intersectoral interaction, interaction model



В Новгородской области, как и в других субъектах федерации, существуют актуальные для развития региона проблемы, большинство из которых отражают качество жизни населения и во многом зависят от устойчивой работы предприятий региона, уровня доходов жителей области и стабильного поступления налогов в бюджет. Решение этих задач возможно при модернизации экономики, т.е. при наличии в регионе необходимого количества современных рабочих мест, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции.

Между тем, постоянная нехватка финансовых ресурсов в регионе, высокая степень физического и морального износа основных производственных фондов в отраслях промышленности области, неэффективное использование оборотных средств доказывают остроту данной проблемы и являются сдерживающими факторами регионального развития.

Формы взаимодействия региональных органов власти, бизнеса и населения

Многие предприятия и организации региона не могут удовлетворить потребности жителей в необходимых условиях труда, включая выплату достойной заработной платы. В улучшении данной ситуации должны быть заинтересованы, прежде всего, региональные органы власти, работодатели и профсоюзы, которые являются основными участниками производственных и социальных отношений. При использовании региональной системы социального партнерства у перечисленных сторон есть реальная возможность проводить совместную работу по созданию в области современных рабочих мест с высоким уровнем организации производства.

Комитетами и управлениями Новгородской области совместно с органами местного самоуправления, отдельными представителями бизнеса и их ассоциациями, общественными объединениями работодателей и профсоюзами области регулярно осуществляется работа по развитию социального партнерства, прежде всего, с целью совершенствования практик заключения коллективных договоров и соглашений. С 2007 г. в регионе функционирует областная трехсторонняя комиссия, которая образована с целью регулирования социально-трудовых отношений и согласования социально-экономических интересов взаимодействующих сторон на территории Новгородской области.

Законодательной базой деятельности институтов социального партнерства в Новгородской области являются:

- Областной закон «О государственно-частном партнерстве в Новгородской области», принятый Постановлением Новгородской областной Думы от 28.04.2011 № 1796-ОД (в ред. Областного закона Новгородской области от 05.12.2011 № 1119-ОЗ);

- Областной закон Новгородской области от 30.04.2013 № 244-ОЗ «О социальном партнерстве в сфере труда в Новгородской области» (принят Постановлением Новгородской областной Думы от 24.04.2013 № 545-5 ОД).

Регулярно заключаются региональные соглашения между Правительством Новгородской области, профсоюзами и работодателями, имеющие своей целью всемерное создание условий, способных реализовать права граждан на достойный труд и его оплату, на снижение масштабов бедности, сокращение разрыва между наиболее и наименее обеспеченными слоями населения, свободное развитие человека.

Формы взаимодействия региональных органов власти и населения, используемые в области, можно сгруппировать по ряду признаков: по периодичности (регулярные, единовременные), по объему охвата населения (выборочные, массовые), по числу и формам участия представителей органов региональной власти, по степени участия представителей разных уровней региональной власти (активное участие, пассивное участие), по тиражированию, по географии осуществляемой работы, по эффективности решения значимых проблем и другим. Наиболее распространены такие формы взаимодействия как работа с письмами и обращениями граждан, личный прием граждан по различным вопросам, осуществление общественных экологических экспертиз, областные информационные дни, работа областной общественной палаты [1].

В городах и районах области существуют приемные Губернатора, действует система закрепления представителей Правительства Новгородской области в роли кураторов городов и районов, налажена система общественных слушаний областного бюджета и значимых для развития области законодательных актов.

Среди экономических форм взаимодействия властных и предпринимательских структур в Новгородской области распространены конкурсы и гранты, по результатам которых победителям выделяются средства из регионального или федерального бюджета. Ежегодно проводится конкурсный отбор социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО) с целью предоставления им субсидий из областного или федерального бюджета.

Комплексная модель взаимодействия власти, бизнеса и населения

Неэкономические формы взаимодействия власти, бизнеса и населения в Новгородской области включают, прежде всего, проведение совместных общественных мероприятий, открытые советы, лоббирование интересов, а также публичные слушания.

Таким образом, взаимодействие властных структур, предпринимателей и населения в Новгородской области в настоящее время осуществляется достаточно активно, однако при этом оно не всегда носит системный и комплексный характер, зачастую не имеет должной ресурсной поддержки и, в результате, влияет на социальную политику региона не так существенно, как это необходимо в современных условиях.

В связи с этим, одной из важнейших задач региональных органов власти является не просто развитие демократического процесса в области, но и нивелирование напряжения в отношениях властных и предпринимательских структур, а также смягчение экономических, социальных и политических противоречий между отдельными группами населения. Следовательно, одним из главных критериев эффективности регионального управления, на наш взгляд, является достижение баланса интересов всех взаимодействующих сторон посредством системного, открытого и равного диалога региональных органов власти, бизнеса и населения.

На рисунке представлена комплексная модель взаимодействия региональных органов власти и управления Новгородской области с бизнесом и населением. Тонкими стрелками показано взаимодействие различных секторов гражданского общества (органов регионального управления, предпринимательских структур, некоммерческих организаций, населения), а широкими стрелками отражено направление воздействия, что подчеркивает значимость населения в системе регионального взаимодействия.

Рис. Модель взаимодействия региональных органов власти и бизнес-структур в Новгородской области

Реализация данной модели на практике позволит достичь определенного баланса интересов всех взаимодействующих сторон на основе партнерства и конструктивного сотрудничества. Появление эффективной системы взаимодействия региональных органов власти, бизнес-структур и населения в Новгородской области создаст определенные предпосылки для возникновения нового современного ресурса – общественного капитала [2], основными элементами которого являются:

- четкие «правила игры», устанавливаемые органами власти;

- развитость гражданских институтов в обществе и наличие эффективных форм их взаимодействия с органами власти, включая процедуры выявления и согласования интересов взаимодействующих сторон;

- рост доверия к власти со стороны бизнеса и населения.

Общественный капитал может стать одним из ключевых ресурсов Новгородской области, определяющим ее дальнейшее социально-экономическое развитие. Однако это будет возможно лишь в том случае, если перечисленные элементы общественного капитала будут реализовываться комплексно, представляя собой отдельные составляющие единой системы регионального управления.

Перспективы дальнейшего развития системы взаимодействия региональных органов власти, предпринимательских структур и населения в Новгородской области будут связаны с реализацией следующих направлений:

1) дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы применения социальных технологий. Федеральные законы и законы Новгородской области не определяют четкие правовые механизмы реализации таких значимых социальных технологий, как государственный социальный заказ, конкурсное размещение региональных и муниципальных социальных грантов, государственное социальное спонсорство и т.д.;

2) внедрение и повсеместное использование эффективных механизмов социального партнерства. На наш взгляд, на территории Новгородской области рациональным представляется развитие таких успешных в других субъектах Российской Федерации механизмов социального партнерства, как общественный фонд, государственный социальный заказ, конкурсы и ярмарки социальных проектов, социальные форумы и пр.;

3) совершенствование инфраструктуры некоммерческих организаций посредством создания ресурсных организаций, оказывающих организационные, информационные, образовательные, консалтинговые и другие услуги некоммерческим организациям; стимулирование развития системы информационного обеспечения деятельности НКО и т.д. Вспомогательная инфраструктура некоммерческих организаций будет способствовать, на наш взгляд, повышению уровня социально-экономического развития общественного сектора, что является крайне важным для дальнейшего эффективного развития в Новгородской области прогрессивных социальных технологий.

Вывод

Реализация представленных в данной статье мероприятий позволит, прежде всего, вовремя преодолевать и предотвращать конфликты в сфере взаимодействия властных и предпринимательских структур, а также будет способствовать достижению всеми субъектами взаимного согласия и повышения эффективности региональной социально-экономической политики.


Страница обновлена: 01.03.2025 в 15:06:24