Политика мотивации предпринимательства: цели, задачи, экономическая целесообразность разработки и применения
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 23 (245), Декабрь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Кетько Н.В., Манаенкова А.А. Политика мотивации предпринимательства: цели, задачи, экономическая целесообразность разработки и применения // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 23. – С. 88-94.
Аннотация:
В статье авторами обосновывается необходимость формирования политики мотивации предпринимательской деятельности как составной части общей модели управления предпринимательством в стране. Разработаны составляющие элементы политики мотивации предпринимательства: цель, задачи, принципы; представлена последовательность её формирования.
Ключевые слова: предпринимательство, мотивация, стратегия, развитие, политика мотивации
Постоянное и устойчивое развитие предпринимательства является одной из главных задач рыночной экономики.Политика мотивации – это составная часть модели управления мотивацией предпринимательства в стране, которая отражает возможности его развития, определяет оперативные цели и конкретные отрасли, в которых необходимо его развитие.
Политика мотивации предпринимательства отличается от стратегии мотивации по тем же критериям, что и общая политика от стратегии. Мотивационная политика предпринимательства определяет директивные установки к совершению конкретной системы действий для достижения оперативной цели.
Политика мотивации предпринимательства представляет собой комплекс мероприятий, реализация которых должна способствовать повышению уровня профессионализма предпринимателей, росту ВВП от предпринимательской деятельности и прибыли самих предпринимателей, достижению краткосрочных целей в рамках развития предпринимательства в России, направленных на осуществление поставленной стратегической цели.
Основные составляющие политики мотивации предпринимательства
Формирование политики мотивации предпринимательства обобщенно можно представить в виде трех этапов:
– анализ соответствия поставленных стратегических целей в рамках мотивационной стратегии предпринимательства реальным возможностям государства и предпринимательского сектора их достижения;
– определение возможных вариантов мотивационных политик предпринимательства исходя из скорректированных целей среднесрочной стратегии мотивации предпринимательства, сложившихся к моменту разработки политики условий ведения хозяйственной деятельности;
– практическая реализация определенных вариантов мотивирующих и стимулирующих воздействий, направленных на достижение утвержденной государством оперативной цели.
По мнению авторов, модель управления мотивацией предпринимательства должна включать в себя два элемента: стратегический и тактический. Стратегия мотивации предпринимательства должна разрабатываться на основе долгосрочных концепций развития экономики страны. Тактическая сторона предполагает формирование оперативных (текущих) целей и разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение этих целей с наибольшей эффективностью. Тактические средства мотивационной политики предпринимательства – это методы мотивирующего и стимулирующего воздействия, побуждающие определенную категорию населения заниматься предпринимательской деятельностью [1].
Политика мотивации предпринимательства должна быть направлена на создание благоприятных условий развития предпринимательства в перспективных отраслях экономики страны.
В целом можно сделать вывод, что с позиции государства, политика мотивации предпринимательства – это система целей и принципов, основанных на методах и факторах поддержания устойчивого развития и распространения предпринимательства в различных сферах российской экономики.
Исходя из сформулированного авторами определения политики мотивации предпринимательства, можно выделить ее основные свойства:
– имеет прямую взаимосвязь с мотивационной стратегией;
– нацелена на утверждение значимости роли предпринимательства в российской экономике;
– формирует систему мероприятий и конкретных действий развития предпринимательства;
– базируется на процессах планирования.
Использование процесса планирования в рамках формирования политики мотивации предпринимательства сопряжено с возможностью оптимально распределять развитие предпринимательства именно в необходимых отраслях экономики, т.е. создавать благоприятные условия там, где предпринимательство слабо развито, и ограничения там, где необходимо наращивать темпы его развития.
Постановка цели мотивационной политики
Повышение результативности развития обеспечивается посредством понятной и прозрачной государственной мотивационной политики, благодаря которой потенциальный предприниматель четко знает:
– что он должен делать для создания объекта предпринимательства, а также границы и меры своей ответственности;
– какими ресурсами располагает и может ли их самостоятельно распределять;
– факторы оценки результатов своей работы, величину и способы вознаграждения.
С точки зрения внешней среды, мотивационная политика предпринимательства определяет цели, связанные с влиянием, оказываемым этой средой на ведение хозяйственной деятельности, а также осуществляет согласование этих целей с реализуемой в стране моделью управления, отражающей отношение государственной власти к предпринимательскому сектору.
В целом под мотивационной политикой предпринимательства авторы подразумевают конкретный алгоритм действий или систему мер в области государственного управления предпринимательским сектором в соответствии с поставленными стратегическими и оперативными целями, учитывающими влияние внешних и внутренних факторов, и принятой стратегией мотивации предпринимательства [2]. Для эффективного ведения хозяйственной деятельности политика мотивации предпринимательства должна обеспечивать интеграцию всех структур экономики страны.
Из сформулированного авторами понятия политики мотивации предпринимательства следуют ее основные цели:
– включение предпринимательского сектора в единый механизм экономики страны, то есть создание условий для отождествления предпринимателя с экономической системой;
– приведение в соответствие целей государства и предпринимателей, сближение их по возможности до полного совпадения;
– формирование желательного для эффективного функционирования экономики страны развития предпринимательства по ее отраслям;
– обеспечение экономического смысла мотивации.
Постановка задач и определение принципов политики
В соответствии с поставленными целями политика мотивации предпринимательства должна решать задачи, направленные на обеспечение:
– защиты предпринимателей посредством гарантий, регламентируемых государством;
– профессионального, интеллектуального и морального развития трудовых ресурсов;
– воспроизводства рабочей силы, через систему материального, косвенно-материального и нематериального воздействия;
– достижения оперативной (промежуточной) цели, которая способствует повышению вероятности достижения стратегической цели;
– оптимизации предпринимательских усилий за счет включения в нее методов стимулирования различного характера как неотъемлемого элемента политики;
– адекватной мотивации предпринимателей к ведению самостоятельной хозяйственной деятельности;
– поведения предпринимателей, которое желательно для государства.
В связи с этим на государственном уровне необходимо четко определить для предпринимателей уровень производства, темпы его повышения, направления совершенствования.
Таким образом, главная задача политики мотивации предпринимательства – достижение стратегических целей и реализация разработанной стратегии. Политика мотивации осуществляется посредством стратегических и оперативных систем управления.
Для решения поставленных задач необходимо, чтобы политика мотивации предпринимательства представляла собой систему четко сформулированных принципов, способствующих повышению обоснованности процесса принятия решений и, как следствие, росту эффективности функционирования экономики страны в целом.
Политика мотивации предпринимательства должна формироваться и осуществляться исходя из следующих принципов:
– признание процесса управления предпринимательством одним из приоритетных для целей повышения эффективности функционирования экономической системы страны;
– обеспечение интерактивного реагирования государственных органов на сигналы обратной связи с предпринимателями;
– создание условий для развития благоприятных отношений внутри каждой государственной управленческой единицы и предпринимательского сектора;
– создание благоприятных условий для осуществления различных видов деятельности в отраслях экономики;
– обеспечение сохранения прав, свобод и равенства возможностей предпринимателей;
– определение выбора способа и направления использования предпринимательского сектора в развитии экономики страны;
– отражение направлений сохранения и увеличения потенциала страны;
– определение путей мотивации предпринимательского сектора к достижению сформированных государством целей.
Последовательность формирования политики мотивации предпринимательства
Реализация политики мотивации предпринимательства в целом предполагает:
– разработку планов и отдельных мероприятий повышения уровня мотивации предпринимательства;
– наблюдение за реализацией сформированных методов мотивирующего и стимулирующего воздействия;
– рассмотрение альтернативных вариантов политики мотивации для оперативного реагирования на непредвиденные обстоятельства;
– регламентирование единой политики мотивации на уровне страны;
– координацию действий государственных органов региональных и муниципальных уровней;
– организацию финансового и прочего ресурсного обеспечения процесса управления мотивацией предпринимательства;
– обеспечение развития трудовых ресурсов для предпринимательского сектора.
Главное в политике мотивации предпринимательства – постановка стратегической цели, достоверное определение сроков ее достижения, высокий уровень объективности оценки результатов. Последовательность формирования политики мотивации предпринимательства, разработанная авторами, представлена на рисунке.
Рис. Последовательность формирования политики мотивации предпринимательства
Четкая политика мотивации предпринимательства задает тот уровень мотивации, который необходим для поддержания высокого уровня не только объемов, но и качества производства в различных секторах экономики страны. Это, в свою очередь, приводит к реализации желательных планов и создает конкурентные преимущества государству в целом.
После того, как политика мотивации предпринимательства сформирована и утверждена органами государственной власти, необходимо обеспечить ознакомление с ней широких масс населения.
В этом случае значимость приобретает соответствие структуры политики мотивации предпринимательства и личной мотивационной структуры предпринимателей, поскольку политика обязательно должна согласовываться с приоритетными мотивами предпринимателей. Вопросы согласования целей государства и мотивов предпринимателей авторы предлагают решать посредством построения структурно-иерархических моделей предпринимательства. Структурно-иерархические модели мотивации предпринимательства – это инструменты, осуществляющие поддержку процедур принятия решений и позволяющие повысить эффективность принимаемых решений.
Выводы
Таким образом, в основе любой мотивационной политики лежит система планирования, формирующая мотивацию индивидов к ведению самостоятельной хозяйственной деятельности, способствующей достижению основных оперативных целей государства. То есть планирование мотивации предпринимательства является систематически повторяющимся процессом принятия решений в рамках государственного управления.
Источники:
2. Шаховская Л.С., Кетько Н.В. Оценка мотивации труда наемных работников в условиях рыночной экономики. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2012. – 112 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:33:35