Эколого-экономические проблемы организаций

Шустов А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 21 (243), Ноябрь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Шустов А.А. Эколого-экономические проблемы организаций // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 21. – С. 44-50.

Аннотация:
Рассматривается актуальная проблема сохранения окружающей среды, ее защиты от выбросов промышленных предприятий, законодательного обеспечения экологической безопасности.

Ключевые слова: инновации, менеджмент, промышленные предприятия, экологический менеджмент, экономический рост, экология, окружающая среда, безопасность, стандарты, отходы производства, законодательные акты



Известно, что при размещении промышленных предприятий требуется принимать во внимание ряд важных факторов: водный, сырьевой, топливно-энергетический, рабочей силы, потребительский и транспортный.

Также присутствует фактор трудоемкости, который подразумевает ощутимые затраты труда для выпуска готовой продукции, в особенности высококвалифицированного труда. К числу трудоемких относят большинство машиностроительных предприятий, организации легкой, пищевой и химической промышленности.

Водный фактор также играет важную роль, в особенности в процессе размещения предприятий химпрома, где вода – одна из важнейших составляющих технологического процесса.

Среда роста

В число важнейших факторов входит и экологический, который предполагает следующие аспекты:

- учет возможных негативных последствий, вызванных работой промышленной организации, для природного комплекса в целом, его отдельных компонентов атмосферы, водных источников, почв;

- учет суммарного воздействия выбросов различных предприятий, которые размещены на одной территории;

- учет специфических требований к чистоте природной среды при размещении некоторых отраслей производства, исходя из масштабов и характера его влияния на природный комплекс, здоровье человека [4].

Перед началом процесса размещения нового производства требуется проведение тщательной экологической экспертизы, предусматривающей все возможные последствия, которые могут быть связаны с увеличением объема выбрасываемых вредных веществ, но в особенности для учета возможного сочетания отдельных элементов, в результате которого могут образовываться новые, нередко токсичные вещества.

Совершенно недопустимо игнорирование экологического фактора при размещении производства. Халатное отношение к этому процессу неминуемо приведет к значительным затратам, направленным на ликвидацию последствий загрязнения окружающей среды и на ее последующую стабилизацию, которые, возможно, превысят доход от деятельности предприятия [5].

Рассмотрим процесс инновационной деятельности как основы экономического роста предприятия.

Наиболее приоритетная цель, которая активно рассматривается развитыми странами, – обеспечение ресурсами с целью долговременного экономического роста. Экономический рост является результатом, полученным в процессе успешной деятельности предприятия.

В процессе проведения экономического анализа и исследований используется великое множество общепринятых терминов, которые дают наиболее общее представление об инноватике, инновациях и инновационном процессе.

Инновационной деятельностьюявляется процесс, который направлен на применение в деятельности организации результатов научных исследований и разработок, либо это реализация других научно-технических достижений в абсолютно новом или улучшенном продукте, который впоследствии будет представлен на рынке.

Инновационной программойявляется целыйкомплекс инновационных проектов и мероприятий, который согласовывается по ресурсам, их исполнителям, а также по срокам их осуществления при помощи внедрения и дальнейшей реализации [2].

Мотивацией для развития инновационной деятельности на предприятии является максимизация получаемой прибыли в условиях непрерывной рыночной конкуренции, а также стремление снизить расходы и издержки на осуществление предпринимательской деятельности.

Известна целая группа факторов, которая способна влиять на развитие инновационных процессов: экономические, технологические, социально-психологические, правовые, культурные и политические. Некоторые из них способствуют развитию инновационной деятельности, другие ей всячески препятствуют [2].

Для комплексной характеристики экологических проблем требуется наличие комплексного же государственного управления в области охраны окружающей среды. Функциями такого управления являются:

- разработка стратегии, а также детальных программ, направленных на рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды. Этот процесс называется «экологическим планированием»;

- экологическое прогнозирование качества окружающей среды и ее изменение под воздействием конкретной экологической политики;

- руководство экологической деятельностью является организационным воздействием на реализацию экологических программ [1].

Стоит рассмотреть основные эколого-экономические принципы, которые заложены в базу экологической политики в развитых странах.

Принцип «загрязнитель платит»

Учитывая рекомендацию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) от 1972 года, данный принцип означает, что «загрязнитель обязан оплачивать издержки на проведение мер, направленных на экологическое оздоровление, в соответствии с решением властей.

Современная же трактовка данного принципа сводится к двум основным положениям:

- загрязнитель имеет право возмещать свои природоохранные издержки через цены на свою продукцию и услуги;

- загрязнитель должен нести все расходы по природоохранной деятельности.

Крайне важно отметить, что практическое использование данного принципа указывает на наличие многих отклонений от теоретических постулатов.

1. Проблема, связанная с идентификацией загрязнителя. Ответственным на юридическом основании за причиненный ущерб, связанный с загрязнением, признается юридическое или физическое лицо, прямо или косвенно наносящее ущерб окружающей среде или создающее условия, которые приводят к возникновению подобного ущерба. Однако существуют случаи, когда определение ответственного за причиненный ущерб может быть затруднено, в особенности, когда с загрязнением связаны несколько источников или присутствуют последовательные причины. В подобных ситуациях распределение происходит так, чтобы каждый из виноватых объектов или субъектов понес расходы, по размеру подобные причиненному конкретно им ущербу.

2. Различные политические причины также способны явиться препятствием в принятии решения, основанного на принципе «загрязнитель платит». Одной из таких причин является потеря популярности среди избирателей.

3. Экономические причины, связанные с безработицей, закрытием основных производств, в особенности на региональном уровне, способны создать убедительный аргумент, противоречащий применению данного принципа [1].

Принцип «стоимости упущенных возможностей»

Данный принцип характеризуется тем, что при нем производится учет стоимости и неиспользованной альтернативы. Сама же стоимость упущенных возможностей состоит в разнице прибылей, получаемых в процессе использования окружающей среды под видом приемника и вместилища отходов. Позже такую землю используют в качестве сельскохозяйственных угодий [1].

Принцип «долгосрочной перспективы»

Стоимость охраны окружающей среды или экологической деградации не должна быть рассмотрена статично. Загрязняющие вещества аккумулируются с течением времени, и лишь по прошествии его может выявиться полный ущерб [1].

Необходимо продолжительное время, чтобы накопить антиполлюционный капитал, представленный в виде строительства канализаций и водоочистных сооружений. Для осуществления действий, связанных с адаптацией производственных процессов, изменением отраслевой структуры, и переразмещения предприятий требуются многие годы, даже десятилетия. Именно по этой причине необходимо постоянное проведение экологической политики [4].

Инструментарий природосохранения

Главной целью экономических методов является создание механизмов управления, которые стимулируют деятельность по охране окружающей среды, и поиск путей по снижению уровня экономических затрат, которые несет общество для нормализации состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов.

К числу экономических инструментов по экологическому регулированию относятся:

- расходы на компенсацию вывода из целевого использования природных ресурсов, а также ухудшения их качества, которое вызвано деятельностью предприятия;

- расходы на получение права пользования природными ресурсами;

- дополнительный налог на прибыль организации, которая выпускает экологически вредный товар, а также применяет экологически опасные технологии.

Данные инструменты предназначены для соблюдения предприятиями экологических стандартов [6].

Для постоянного получения самой полной и объективной информации по процессам, связанным с разработкой, реализацией и оценкой экологической политики, требуется создание системы экологического мониторинга. Например, в Японии, в каждом регулирующем законе указано требование к административным органам проводить постоянное наблюдение за состоянием окружающей среды и за корректным соблюдением всех правил местными предприятиями.

Экологический мониторинг обычно применяют на следующих этапах экологической политики:

1. В деятельности, направленной на уменьшение уровня загрязнения окружающей среды:

- мониторинг соблюдения стандартов выбросов и качества окружающей среды;

- мониторинг при комплексной оценке экологического воздействия;

- краткосрочный мониторинг при катастрофическом загрязнении в целях охраны здоровья людей.

2. Проведение оценки стратегии для получения информации о возможном возникновении нежелательных последствий в перспективе.

3) Выявление новых проблем и создание политики по их решению [7].

Фирмы и частные агентства также вовлекают в большинстве случаев в процесс мониторинга. Вполне естественно, что первый шаг в процессе контроля загрязнения – знание типа и объема выброса загрязнителя. Исходя из этого, предприятия самостоятельно проводят мониторинг своих собственных выбросов, чтобы оценить соблюдение разрешений, а также нормативное состояния окружающей среды на прилегающих к объекту территориях [7].

Вывод

Проблема, связанная с охраной окружающей среды, и в дальнейшем также будет оставаться серьезной. Решение может быть принято только после значительного ужесточения мер по охране окружающей среды и наказания за пренебрежение ими. Если предприятия не будут строить очистные сооружения, следовательно, правительство будет взыскивать штрафы, и необходимо, чтобы данные взыскания были весьма солидными, иначе для предприятий будет гораздо выгоднее выплатить штраф и не оплачивать издержки на природоохранные мероприятия, что мало повлияет на их финансовое положение.


Источники:

1. Экономика предприятия / Под ред. В.Я. Горфинкеля. – М., 2008.
2. Экономика предприятия / Под ред. Н.А. Сафронова. – М., 2007.
3. Валдайцев С.В. Коммерческая реализация новых технологий. – СПб: СПбГУ, 2005.
4. Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное предпринимательство. – М.: Инфра-М, 2007.
5. Медынский В.Г., Ильдеменов С.В. Реинжиниринг инновационного предпринимательства. – М.: ЮНИТИ, 2008.
6. Свободина Л.М. Инновативность и внутрифирменный менеджмент. – СПб: СПбГУ, 2007.
7. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. – М.: Экономика, 2006.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:34:55