О феномене «синдрома конечной остановки» в экономической теории. Ч. 1

Косьмин А.Д., Кузнецова О.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 21 (243), Ноябрь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Косьмин А.Д., Кузнецова О.П. О феномене «синдрома конечной остановки» в экономической теории. Ч. 1 // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 21. – С. 4-10.

Аннотация:
В статье излагается концепция совокупного капитала общества, являющегося результатом диалектического, «снимающего» (т.е. и отрицающего, и сохраняющего в развитии) критического переосмысления предшествующих теорий, утративших абсолютную истинность в условиях качественно новой эпохи, императивом которой является идеология антропоцентризма.

Ключевые слова: капитал, собственность, доместикация, превосходство, потребительная стоимость, макроструктура, совокупный капитал



Феномен «Синдрома конечной остановки» имеет давнюю историю. С ним были знакомы такие титаны эпохи Возрождения, как Микеланджело*, Коперник и др. Явление, когда признанные специалисты переносят собственный «синдром» на область знаний, в которой работают, встречается не так редко и в наше время (скажем, все заблуждения А. Эйнштейна относительно использования ядерной энергии были исправлены самим ходом НТР в ХХ-ом веке). Признанные специалисты нередко переносят собственный «синдром» на область знаний, в которой работают. Вспомните заблуждения А. Эйнштейна относительно использования ядерной энергии, которые были исправлены самим ходом НТР в ХХ-ом веке

О роли капитала

В современной экономической теории подобного рода заблуждением является сведение учения о капитале целиком к марксизму, в результате чего оно (учение), пользуясь терминологией Гегеля, «идет ко дну».

Томас Кун отмечал, что

1) ни одна теория не объясняет все факты;

2) старые теории выходят из оборота и заменяются новыми не потому, что они противоречат фактам.

Но старая теория не исчезает, поскольку она имеет в определенном отношении преимущества по сравнению с вытесняющей ее. Процесс замещения старых теорий новыми аналогичен вытеснению одних популяций живых существ другими. Иначе говоря, каждая теория, или школа, ее разрабатывающая, сохраняет свою нишу в системе теоретических знаний [3].

Сам Маркс полагал, что капитал, имеющий «...одно единственное жизненное стремление − стремление возрастать, создавать прибавочную стоимость, впитывать своей постоянной частью, средствами производства возможно большую массу прибавочного труда» [5], ставит настоящий предел капиталистического производства... «Средство – безграничное развитие производительных сил − вступает в постоянный конфликт с ограниченной целью – увеличением стоимости существующего капитала» [6].

По Марксу, «...капитал не вещь, а определенное общественное, принадлежащее определенной исторической формации и обществу производственное отношение, которое представлено в вещи и придает этой вещи специфический общественный характер» [7]. Капитал – это экономическая категория, выражающая отношение эксплуатации наемных рабочих капиталистами (капитал как власть над живым трудом).

Макс Вебер как-то заметил, что если рассматривать капитализм с точки зрения марксизма, то его характерные черты можно обнаружить в Древнем Китае, Индии, Вавилоне. Там всегда была жажда к наживе, деление на классы, но не было нацеленности на рациональную организацию труда. Он проводил различие между «традиционным» и «современным» капитализмом, характеризующимся комплексом связей, отношений, существующих в исторической действительности, которые объединяются в одно целое под углом зрения их культурного значения. Радикальное различие между «традиционным» и «современным» капитализмом он усматривал не в технике, а в человеческих ресурсах, точнее в отношении человека к труду.

Согласно М. Веберу, беззастенчивое добывание денег, которое не знает никаких моральных ограничений, не имеет ничего общего с духом капитализма. Опорой рационально организованного рыночного хозяйства являются не те люди, которые ради прибыли готовы служить самому дьяволу, а те, кого отличает преданность делу, служение своему призванию, рациональность в достижении интегрального максимума в своей предпринимательской деятельности в рамках норм права. Рациональному капиталистическому предпринимателю чужды показная роскошь и расточительство, упоение властью. Его образу жизни свойственна определенная аскетическая направленность, а в характере преобладает сдержанность и скромность [1].

Предприниматель, по убеждению А. Маршала, выполняет важнейшую социально- экономическую функцию, создавая такое фундаментальное общественно-экономическое благо как рабочее место и предоставляя возможность занятости массовых социальных групп наемныхработников, [9].

Такую же позицию занимал и известный предприниматель Генри Форд I. Капитал, полагал он, должен выступать, прежде всего, инструментом служения, служить производству и удовлетворению жизненно важных потребностей людей и, в конечном счете, прогрессивному развитию всех сфер жизни общества [11].

Предприниматель соединяет в себе персонально капиталиста и работника. Как капиталист он обладает финансовым капиталом (а также инкорпорированными в его личности интеллектуальным и культурным капиталом), а как работник он превращает его в производительный, продуцирующий готовый товар, стоимость которого не только возмещает собственнику предприятия его затраты (финансовые и трудовые), но и приносит ему прибавочную стоимость.

В этой связи корректно ли определение капитала как самовозрастающей, т.е. увеличивающейся без непосредственного участия его собственника в труде по созданию товаров, стоимости? Труд наемных работников вторичен. Первичным фактором производства является труд капиталиста-работника как организатора производства. Именно капиталисту как персонифицированному капиталу отводится историческая роль созидающего начала, созидательной силы, направленной на рациональную организацию труда. В этом и заключается истинная потребительная стоимость капитала как основного отношения по поводу организации высокоэффективного производства.

«Буржуазия, – отмечается в Манифесте коммунистической партии К. Маркса и Ф. Энгельса, – менее чем за сто лет своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения вместе взятые». И далее «...какое из прежних столетий могло подозревать, что такие производительные силы дремлют в недрах общественного труда!» [4].

В промышленном обществе был востребован капитал с социально значимой организационно-регулирующей функцией*, обусловившей невиданный до этого стремительный рост производительности труда, накопление капитала как условия дальнейшего углубления процесса разделения труда, организации новых видов производства. Доминирующей формой совокупного общественного капитала в капиталистическом обществе был вещественно-энергетический (материально-вещественный и финансовый) или, как принято говорить, экономический.

В этой своей функции формирования производственных отношений, их регламентирования и упорядочивания (отмечал это и Д. Рикардо) капитал достигает критического значения, начинает ощущать самого себя пределом для развития. К тому же и наемный труд не является абсолютной формой труда.

Известный отечественный ученый в области истории и географии Л.Н. Гумилев говорил о том, что «изучение любого предмета имеет практическое значение лишь тогда, когда есть возможность обозреть его целиком» [2], как продукт исторического развития общества.

Если рассматривать капитал под углом зрения вечности (как говорил Спиноза [10]), а не только капиталистического общества, где, как уже отмечалось, капитал начинает ощущать себя пределом для развития, исчерпав потенциал превосходства над своей предтечей, то по необходимости следует обратиться к этимологии и семантике этого понятия, поскольку «...диалектическое мышление ... имеет своей предпосылкой исследование природы самих понятий» [7].

Капитал – первоначально означает «главное имущество», главную сумму, «богатство» (от лат. «главный, основной, существенный») способности, знания и труд, здоровье, силу рабочего( от англ.- «превосходство»).

Понятие «капитал» относится к числу комплексных, гетерогенных, что подтверждается обозначенным выше этимологическим значением данного слова.

Смысловое значение базового понятия «капитал» воспринимается адекватно исторически определенной форме производства (семантика бывает «новой», «вторичной»). Однако, как говорил Ф. Галиани, итальянский экономист и современник А. Смита, «скорее всего человек есть единственное и истинное богатство», с чем был солидарен К. Маркс, утверждавший, что «...основным капиталом является сам человек» [8].

О роли человека

Человек– это произведенный Создателем природный актив, «царь» природы вследствие наличия разума, полученного от Бога. Следовательно, человек – это основное, главное энергетическое средство развития общества, эксклюзивное благо высшего порядка и средство производства, в том числе и самого себя, созданного несовершенным умышленно, чтобы он сам поднимал себя и окружающий мир на высшие уровни совершенства.

Однако сделаться человеком нельзя разом – он всю жизнь «самосочиняется», «выделывается» в человека (Ф. Достоевский). И для того чтобы стать человеком, необходимо иметь возможность создавать и использовать необходимые для развития человека материальные блага. Такой возможностью на протяжении всей истории развития человеческого общества являются все мыслимые формы капитала, первоначально воплощенные, инкорпорированные в личности (интеллектуальный, прежде всего, как базовое основание всей совокупности форм капитала) в ее физической «оболочке».

А инструментальная роль всех этих форм заключается в развитии и совершенствовании самого человека и окружающего его мира.

Капитал – это продукт завершения процесса перехода от присваивающей «экономики», сугубо энергетической (сбор съедобных ягод, растений и т.п.), к производящей, то есть постепенного замещения технологий хозяйствования в направлении к труду, сама ценность которого не только и не столько в материальной выгоде или в заработке, сколько в радости, в удовольствии от работы.

В период между палеолитом и неолитом и в начале неолита (10-15 тыс. лет назад) люди имели предметом своего вожделения, радости процесс доместикации*, одомашнивания, превращения диких животных в домашних, а также диких растений в культурные; процесс, сопровождающийся возникновением и развитием у них новых признаков и свойств.

Искусственно созданные, одомашненные животные и растения становятся главным имуществом людей, а поголовье животных дало имя этому искусственно созданному фактору производства «capital». На стадии преобладания ручных орудий возникает капитал первого уровня, капитал вещественно-энергетический (примитивное животноводство, пастушество и прочее), приходящийся на первую и вторую технологические эпохи, основной движущей силой которых являлась сила мышц у человека и животных, усиленная простыми орудиями. Врожденный, природный (эндогенный) интеллект (интеллектуальный капитал) конвертируется изначально в окружающие человека предметы и объекты природы с целенаправленно измененными свойствами, начиная, как уже отмечалось, с доместикации растений и животных.

В начале вещественно-энергетический капитал – это объектно-природообусловленный, представленный различными, но значимыми для людей материальными объектами (предметами), коих коснулась рука человека, наделенного природой сознанием, разумом, интеллектом, определившим возможность выбирать полезные ему предметы и принимать наиболее пригодные для самосохранения меры.

В отличие от интеллектуального капитала объектнообусловленный капитал – это в определенной мере искусственно созданный фактор производства, имея в виду «...природный материал, превращенный в органы человеческой воли, властвующей над природой, иличеловеческой деятельности в природе. [8].

Продолжение следует


Источники:

1. Вебер М. Избранное. Образ общества. – М., 1994. – С. 90–91.
2. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – СПб: Азбука, 2002. – С. 43.
3. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1975. – С. 266
4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2. Изд. Т.4. – С. 429.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2. Изд. Т.23. – С. 244.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2. Изд. Т.25. Ч. I. – С. 274.
7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2. Изд. Т.25. Ч. II. – С. 138, 380–381.
8. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2. изд. T.46.4.II. – С. 215, 221.
9. Маршалл А.Т. Принципы экономической науки. – Т.2. – М., 1993. – С. 272.
10. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Эксмо, 2009. – С. 315
11. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. – М., 1989. – С. 59.
13. Косьмин А.Д. Природа и эволюция капитала как категория развития. – М.: Экономика, 2012.
14. Косьмина Е.А. Векторы и интенсивность воздействия доминирующих форм совокупного капитала на народное благосостояние. Теория. Методология. Оценка. – М.: Экономика, 2009.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:35:21