Сущность и особенности формирования логистических инфрасистем
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9 (45), Сентябрь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
По мере стремительно набирающих силу процессов международного разделения труда, под воздействием технического прогресса и других факторов, характеризующих современную цивилизацию, значительно возрастают не только масштабы, но и степень связности и взаимообусловленности производительных сил. В результате все большее число хозяйственных и других общественных структур превращается в открытые, а затем и «сквозные» системы, которые в отличие от закрытых систем, характерных для индустриальной эпохи, обнаруживают объективную тенденцию перерастания в более сложные новообразования – инфрасистемы (инфраотрасли).
Ключевые слова: логистика, инфрасистема, логистические инфрасистемы
По мере стремительно набирающих силу процессов международного разделения труда, под воздействием технического прогресса и других факторов, характеризующих современную цивилизацию, значительно возрастают не только масштабы, но и степень связности и взаимообусловленности производительных сил. В результате все большее число хозяйственных и других общественных структур превращается в открытые, а затем и «сквозные» системы, которые в отличие от закрытых систем, характерных для индустриальной эпохи, обнаруживают объективную тенденцию перерастания в более сложные новообразования – инфрасистемы (инфраотрасли).
В инфрасистемах исчезают препятствия, технологически и экономически разделяющие производственную и непроизводственную сферы хозяйствования. С одной стороны, это происходит благодаря единству производственных и инфраструктурных потоковых процессов, с другой – возрождению автономности, «делимости», подвижности и гибкости всех элементов и частей подобных систем. Такого рода системные новообразования, которые в результате глобализации приобретают форму интегрированных объединений в виде корпоративных и ассоциативных рыночных структур, требуют для своего эффективного функционирования и развития современных форм и методов управления на базе имеющихся информационных технологий, адекватных сложности и разнообразию подобных структур в условиях транзитивной экономики.
Инфрасистемы – это новые организационные образования, свойственные более высокому уровню развития современного общественного производства. Они характеризуются следующими признаками:
‑ значительным расширением состава производительных вектор-факторов, которые влияют на эффективность конечных результатов, доходы и прибыль за счет появления новых видов утилитарных и особенно инфраструктурных услуг, участвующих в формировании потребительной стоимости;
‑ ростом зависимости материального производства (реального сектора) от указанных услуг, без которых оно становится малоэффективным, а зачастую вообще невозможно как таковое. Это обстоятельство уравнивает приоритетность материального производства и инфраструктурной деятельности, а во многих случаях меняет их приоритеты местами;
‑ преодоление препятствий в виде разделения в технологическом отношении производственной и непроизводственной сфер хозяйствования.
Все это в чем-то напоминает традиционное материальное производство, где технологические процессы, связанные с изменением объективных свойств исходного сырья или промежуточного продукта, тесно переплетаются с сугубо инфраструктурными операциями. К первым относятся, например, токарная обработка, сверление, ковка, штамповка, химические реакции, термическая обработка, резка, раскрой и пр., к последним операциям можно отнести внутризаводскую транспортировку деталей и изделий от станка к станку, из цеха в цех, хранение на внутризаводских цеховых складах, на рабочих местах, услуги по организации производства и т.д. Однако эта же тенденция повторяется и в инфрасистемах, но на более высоком уровне (новом витке развития общественного производства), когда сугубо производственные и непроизводственные (инфраструктурные) процессы протекают в более обширных пространственно-временных границах. Это, в первую очередь, относится к укреплению взаимосвязи между всеми частями и элементами конкретной инфрасистемы и их зависимости не только друг от друга, а, прежде всего, от состояния и уровня развития всей системы.
Это означает, что системные интересы, так или иначе выраженные разными критериями синергического эффекта, становятся преобладающими над интересами отдельных подразделений инфрасистемы, даже при условии оптимизации их деятельности. Тем самым все протекающие в инфрасистемах процессы, особенно поточные (материальные, товарные и сопутствующие им финансовые и информационные), следует рассматривать комплексно, отказавшись от традиционного стремления к улучшению работы локальных структурно-функциональных подразделений (снабжения, производства, сбыта, дистрибьюции, транспортно-складского хозяйства и др.).
В табл. 1 приведена сравнительная характеристика того, как в традиционных организациях и в инфрасистемах осуществляется реализация сопровождающих и непосредственно связанных с производственной деятельностью процессов.
Таблица 1
Сопоставление архитектоники организаций
Процессы
|
Традиционная организация
|
Организация в инфрасистемах
|
Культура
|
Ориентирована на производство, агрессивные методы сбыта
|
Ориентирована на стратегические факторы успеха, предвидение (гибкость, создание потребностей, диалог)
|
Система управления
|
Долгосрочное планирование
|
Стратегическое планирование/стратегическое проблемное управление
|
Управляющие
|
Умение получить прибыль, достичь поставленной цели, проконтролировать
|
Предпринимательская инициатива, генерирование нововведений, лидерство
|
Формы контроля
|
Контроль сложившейся деятельности
|
Стратегическое планирование
|
Организационная структура
|
Централизация, неизменность в течение продолжительного времени существующей иерархической модели
|
По проектам, матричная, центры прибыли; динамичная
|
Потребность в ресурсах
|
Ситуационно, в условиях неопределенности
|
Точное прогнозирование
|
Группировка ресурсов
|
Широкая номенклатура, сегментация рынка
|
Индивидуальное партнерство, логистические методы АБС, EUT-анализа
|
Выбор поставщика
|
Случайный выбор
|
Ресурсные вложения, партнерство
|
Способ закупок
|
Независимые закупки на рынке
|
Интеграция
|
Информация
|
Тенденция спроса и прибыльности
|
Новые проблемы и возможности
|
Власть
|
Сосредоточена в производстве и маркетинге
|
Сосредоточена в руководстве НИОКР, новых предприятиях
|
Принятие решений
|
Случайное
|
Детерминированное
|
Ценовые риски
|
Зависимость от рынка
|
Хеджирование
|
Для понимания сущности логистических инфрасистем можно выделить однозвенные и многозвенные инфрасистемы.
К однозвенным инфрасистемам следует относить фирмы, в которых производство, сосредоточено на одной сравнительно компактной и изолированной территории, обслуживаемой внутризаводским транспортом. Это касается и комбинированных производств, объединяющих несколько технологических переделов.
Инфраструктурное же обслуживание такого производства определяется границами хозяйственных связей фирмы (по ресурсообеспечению и сбыту). Оно может либо входить в структуру самой фирмы (торговые дома, распределительные центры, собственные дилерские и дистрибьюторские сети и др.), либо в инфраструктурные системы общего пользования (транспортно-экспедиторские, таможенно-складские организации, торгово-посреднические структуры). Однако и в том, и в другом случаях наблюдается открытость однозвенных систем по отношению к внешней среде, даже при сохранении их экономической и юридической самостоятельности.
К многозвенным инфрасистемам относят такие фирмы, которые в той или иной форме (корпоративных или ассоциативных объединений) интегрируют несколько технологически взаимосвязанных (смежных или сопряженных) предприятий-производителей конечного продукта. Организационно и экономически они оформлены в достаточно обособленные, разобщенные по территориальному признаку структуры (со своей производственной программой, режимами работы и производственными показателями, своим руководством, а во многих случаях и со своими центрами затрат и прибыли). Такого рода инфрасистемы характерны для производственно-хозяйственных комплексов, например, для топливно-энергетического, строительного, агропромышленного, продовольственного.
Естественно, что организация управления внутренней и внешней инфраструктурной деятельностью должна осуществляться с использованием разной методологической базы. Это, прежде всего, относится к многозвенным системам, оформленным в рамках единой собственности, и инфрасистемам, в которых производственные и обслуживающие их непроизводственные структуры сохранили статус экономически и юридически независимых собственников. В последнем случае наиболее актуальной и трудной проблемой управления становится нахождение поля взаимных интересов и возможных компромиссов для всех участников-собственников многозвенной инфраструктуры.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:49:07