Дистанционное образование – эффективный способ получения предпринимателями знаний и информации

Орлов В.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8 (44), Август 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Мировой рынок дистанционного образования с 19 миллионов в 1994 г. должен увеличиться до 54 миллиардов долларов США в 2004 г. Ценность знаний в современном мире стремительно возрастает. Поистине знания и информация становятся термоядерным оружием в конкурентной борьбе за выживание в мире бизнеса. Чем объясняется столь стремительный рост? Лишь одним – огромной отдачей от средств, вложенных в знания. По данным исследовательской лаборатории фирмы «Моторола» 1 доллар, инвестированный в знания, приносит 33 доллара прибыли. В условиях научно-технического прогресса чрезвычайно актуальной становится проблема накопления, сохранения и передачи знаний, возможность активного использования их в процессе предпринимательской деятельности. В связи с этим особое значение для предпринимательской практики приобретает изучение методологии, форм и методов передачи знаний и информации.

Ключевые слова: профессиональное образование, дистанционное образование



Мировой рынок дистанционного образования с 19 миллионов в 1994 г. должен увеличиться до 54 миллиардов долларов США в 2004 г. Ценность знаний в современном мире стремительно возрастает. Поистине знания и информация становятся термоядерным оружием в конкурентной борьбе за выживание в мире бизнеса. Чем объясняется столь стремительный рост? Лишь одним - огромной отдачей от средств, вложенных в знания. По данным исследовательской лаборатории фирмы «Моторола» 1 доллар, инвестированный в знания, приносит 33 доллара прибыли. В условиях научно-технического прогресса чрезвычайно актуальной становится проблема накопления, сохранения и передачи знаний, возможность активного использования их в процессе предпринимательской деятельности. В связи с этим особое значение для предпринимательской практики приобретает изучение методологии, форм и методов передачи знаний и информации.

Феномен дистанционного образования.

Что же такое дистанционное обучение? Каковы его особенности? И какую пользу могут извлечь предприниматели из этой формы обучения?

Можно констатировать, что дистанционное образование (ДО) ‑ это универсальная форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра как традиционных, так и инновационных телекоммуникационных, педагогических, информационных технологий, а также современных технических средств. Оно обладает следующими особенностями:

- во-первых, создает возможность обучения без непосредственного посещения учебного заведения;

- во-вторых, обучаемому, наряду с традиционными курсами, предоставляется возможность свободного выбора образовательных дисциплин, а именно тех, к изучению которых он наиболее склонен;

- в-третьих, обучаемый получает возможность приобретать знания в любой из форм обучения, предоставляемых средними или высшими учебными заведениями, либо системой послевузовского образования: повышения квалификации, получение образования дополнительного к высшему ‑ второе высшее, а также входящие в «интеллектуальный оборот» такие системы обучения, как МВА (Мастер бизнес-администрирования) и ДВА ( Доктор бизнес-администрирования).

Как используют ДО передовые корпорации с мировым именем?

Например, корпорация Microsoft уже приобрела колоссальный опыт по разработке и внедрению программ обучения и сертификации специалистов по продуктам Microsoft. Существуют курсы подготовки к получению статусов MCSE, MCSA, MCSDBA.

Одна из инновационных английских фирм, пользуясь информационными возможностями сети, изучила рынки создания и сбыта продукции, связанной с компьютерными технологиями. Сегодня она имеет в своей базе более 30 тысяч активных деловых партнеров, размещая заказы на создание программного обеспечения и других продуктов в самых разных странах на самых выгодных условиях, в том числе в странах бывшего СНГ, где огромное количество высококвалифицированных специалистов, но крайне низкий уровень их оплаты. Специалисты фирмы активно контактируют с Казахстаном, Украиной, Узбекистаном, Туркменистаном, Россией, Китаем, и другими станами СНГ и мира, находя информационные комбинации самых выгодных для себя решений посредством стремительного расширения деловых связей. Активно используют различные формы дистанционного обучения также такие фирмы, как Cisco, Intel, и другие.

Чтобы понять, какой выигрыш имеют эти фирмы, достаточно сказать, что средняя дневная оплата работников США и промышленно развитых стран – 18 долларов в час, в то время как в упомянутых государствах 1-2 доллара в час. Вот истинная цена новых, дистанционных форм использования знаний.

Поэтому дистанционное образование это еще и мощная предпосылка для последующих консультационных проектов, программирования (в том числе оффшорного), иных проектов, которые могут осуществляться дистанционно.

Как развивается дистанционное образование в России?

Дистанционную форму образования все активнее используют многие образовательные организации России, стран СНГ, ведущие банки, коммерческие организации, предприниматели. Часть из них выступает организаторами, другие – активными слушателями. Один из лидеров российского дистанционного образования - Московский экономико-статистический университет имеет около 260 деловых партнеров с разным статусом, которые тиражируют их наработки в сфере ДО.

Во всем мире растет бум дистанционного образования. Глобальная сеть открыла колоссальные возможности для расширения обучения, консультирования и завязывания деловых связей на основе различных форм виртуального общения. Дистанционное обучение всё более активно используется коммерческими организациями, банками, в том числе для повышения квалификации сотрудников дочерних предприятий и филиалов. Практически доступным стал весь мир. И те, кто поняли сущность открывшихся безграничных возможностей, активнейшим образом используют дистанционные формы общения, глобальную сеть для мощного наращивания деловых связей.

Особенности процесса дистанционного обучения.

Каждая система обучения, в том числе дистанционная система, строится на основе определенной дидактической концеп­ции, которая и определяет набор и соотношение методов, организационных форм и средств обучения, т.е. технологию дистанционного образования. Развитие ДО предусматривает преимущественное применение следующих видов технологий:

а) кейс-технологии, когда учебно-методические материалы ком­плектуются в специальные наборы (кейс – ситуация, от англ. case) и передаются (или пересылаются) обучаемому для самостоятельного изучения (с периодическими консультациями у назначенных ему тьюторов ‑ учителей).

В рамках кейс-технологий могут эффективно использоваться следую­щие средства обучения: программы изучения дисциплин с методическими указания­ми, пособиями по выполнению контрольных, курсовых и выпускных работ, фундаментальные печатные учебники и учебные пособия по каждой из дисциплин курса, специальные печатные учебно-практические пособия с тес­тами для самоконтроля и контроля, обзорные (установочные) аудио- или видеоколлекции по каж­дой дисциплине курса, лабораторные практикумы, компьютерные электронные учебники и/или компьютерные обучающие программы по всем дисциплинам курса. В настоящее время за рубежом в учебном процессе активно используются де­сятки тысяч конкретных практических ситуаций. Так, обычный сту­дент Гарварда за время обучения должен пройти минимум 200-300 кейсов;

б) телекоммуникационные технологии, базирующиеся на использовании видео- и аудио курсов с интенсивным использованием сети Ин­тернет, как для обеспечения учебно-методическим мате­риалом, так и для интерактивного взаимодействия с тьютором. При этом следует заметить, что в настоящее время в странах За­пада курсы дистанционного обучения с ис­пользованием сетевой технологии развиты достаточно широко. Так, поисковая система WWW (World Wide Web – Мировая Всемирная паутина) дает около 14400 адресов серверов, содержащих курсы дистанционного обучения. Однако анализ этих курсов показывает, что в подав­ляющем большинстве они предназначены для самопроверки в рамках самообразования. Это свидетельствует о больших резервах в части повышения качества обучения.

Для студентов базовой следует считать кейс-технологию, по­скольку именно она, исходя из экономических и педагогических ас­пектов проблемы и при использовании других технологий, может сформировать тот набор учебно-методической литературы, который, как правило, позво­ляет осуществить профессиональную подготовку студента по из­бранной специальности и дать ему возможность получить диплом о высшем образовании. Доказательством тому мо­жет служить тот факт, что даже в высокоразвитых зарубежных стра­нах, где технический уровень телекоммуникационного оснащения дистанционного обучения достаточно высок, доля печатных изданий в кейсе весьма велика: в Германии 95%, в США 85%.

Мультимедиа и гипертекст.

Следует подчеркнуть еще две характерные особенности компьютерных средств ДО, используемых в учебном процессе: активное использование мультимедиа и гипертекста. Необходимость применения этих инструментов вызвана потребностью реализации следующих педагогических концепций в дистанционном образовании:

Чтобы обучение на основе современной дистанционной техно­логии не теряло своей привлекательности, необходимо повышение эмоциональной отдачи студента, слушателя. Иными словами, работа студента на компьютере с программами должна быть эмоционально окрашена. Этому способствует использование мультимедиа технологий, т.е. комплексного представления информации в виде статических и динамических изображе­ний, видеосюжетов с возможным звуковым сопровожде­нием и т.п. Известно, что подобные мультимедийные элементы создают дополнительные психологические восприятия, способст­вующие лучшему пониманию и запоминанию материала.

Важным выводом, сделанным в процессе апробации ДО на практике, явилось то, что при использовании технологии дистанционного обучения качество подготовки специалистов практически не отлича­ется от качества обучения, полученного при использовании тради­ционных технологий форм обучения.

Сегодня фундаментом бизнеса становятся не средства производства, а интеллектуальный потенциал сотрудников компании, при этом термин «экономика знаний» начинает приобретать реальные очертания. Согласно исследованиям компании PBS: 85% предложений о работе в США сегодня требуют дополнительного образования после окончания школы, в то время как в 1950г. этот показатель составлял лишь 40%.

Наметилась ярко выраженная тенденция к стремлению получения знаний и информации все большим количеством российских предпринимателей. Совершенно очевидно, что лучшая возможность получения дополнительных знаний – дистанционное образование, используя которое, российские предприниматели могут активно пополнять свой багаж знаний и информации.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:47:30