Дистанционное образование – эффективный способ получения предпринимателями знаний и информации
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8 (44), Август 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Мировой рынок дистанционного образования с 19 миллионов в 1994 г. должен увеличиться до 54 миллиардов долларов США в 2004 г. Ценность знаний в современном мире стремительно возрастает. Поистине знания и информация становятся термоядерным оружием в конкурентной борьбе за выживание в мире бизнеса. Чем объясняется столь стремительный рост? Лишь одним – огромной отдачей от средств, вложенных в знания. По данным исследовательской лаборатории фирмы «Моторола» 1 доллар, инвестированный в знания, приносит 33 доллара прибыли. В условиях научно-технического прогресса чрезвычайно актуальной становится проблема накопления, сохранения и передачи знаний, возможность активного использования их в процессе предпринимательской деятельности. В связи с этим особое значение для предпринимательской практики приобретает изучение методологии, форм и методов передачи знаний и информации.
Ключевые слова: профессиональное образование, дистанционное образование
Мировой рынок дистанционного образования с 19 миллионов в 1994 г. должен увеличиться до 54 миллиардов долларов США в 2004 г. Ценность знаний в современном мире стремительно возрастает. Поистине знания и информация становятся термоядерным оружием в конкурентной борьбе за выживание в мире бизнеса. Чем объясняется столь стремительный рост? Лишь одним - огромной отдачей от средств, вложенных в знания. По данным исследовательской лаборатории фирмы «Моторола» 1 доллар, инвестированный в знания, приносит 33 доллара прибыли. В условиях научно-технического прогресса чрезвычайно актуальной становится проблема накопления, сохранения и передачи знаний, возможность активного использования их в процессе предпринимательской деятельности. В связи с этим особое значение для предпринимательской практики приобретает изучение методологии, форм и методов передачи знаний и информации.
Феномен дистанционного образования.
Что же такое дистанционное обучение? Каковы его особенности? И какую пользу могут извлечь предприниматели из этой формы обучения?
Можно констатировать, что дистанционное образование (ДО) ‑ это универсальная форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра как традиционных, так и инновационных телекоммуникационных, педагогических, информационных технологий, а также современных технических средств. Оно обладает следующими особенностями:
- во-первых, создает возможность обучения без непосредственного посещения учебного заведения;
- во-вторых, обучаемому, наряду с традиционными курсами, предоставляется возможность свободного выбора образовательных дисциплин, а именно тех, к изучению которых он наиболее склонен;
- в-третьих, обучаемый получает возможность приобретать знания в любой из форм обучения, предоставляемых средними или высшими учебными заведениями, либо системой послевузовского образования: повышения квалификации, получение образования дополнительного к высшему ‑ второе высшее, а также входящие в «интеллектуальный оборот» такие системы обучения, как МВА (Мастер бизнес-администрирования) и ДВА ( Доктор бизнес-администрирования).
Как используют ДО передовые корпорации с мировым именем?
Например, корпорация Microsoft уже приобрела колоссальный опыт по разработке и внедрению программ обучения и сертификации специалистов по продуктам Microsoft. Существуют курсы подготовки к получению статусов MCSE, MCSA, MCSDBA.
Одна из инновационных английских фирм, пользуясь информационными возможностями сети, изучила рынки создания и сбыта продукции, связанной с компьютерными технологиями. Сегодня она имеет в своей базе более 30 тысяч активных деловых партнеров, размещая заказы на создание программного обеспечения и других продуктов в самых разных странах на самых выгодных условиях, в том числе в странах бывшего СНГ, где огромное количество высококвалифицированных специалистов, но крайне низкий уровень их оплаты. Специалисты фирмы активно контактируют с Казахстаном, Украиной, Узбекистаном, Туркменистаном, Россией, Китаем, и другими станами СНГ и мира, находя информационные комбинации самых выгодных для себя решений посредством стремительного расширения деловых связей. Активно используют различные формы дистанционного обучения также такие фирмы, как Cisco, Intel, и другие.
Чтобы понять, какой выигрыш имеют эти фирмы, достаточно сказать, что средняя дневная оплата работников США и промышленно развитых стран – 18 долларов в час, в то время как в упомянутых государствах 1-2 доллара в час. Вот истинная цена новых, дистанционных форм использования знаний.
Поэтому дистанционное образование это еще и мощная предпосылка для последующих консультационных проектов, программирования (в том числе оффшорного), иных проектов, которые могут осуществляться дистанционно.
Как развивается дистанционное образование в России?
Дистанционную форму образования все активнее используют многие образовательные организации России, стран СНГ, ведущие банки, коммерческие организации, предприниматели. Часть из них выступает организаторами, другие – активными слушателями. Один из лидеров российского дистанционного образования - Московский экономико-статистический университет имеет около 260 деловых партнеров с разным статусом, которые тиражируют их наработки в сфере ДО.
Во всем мире растет бум дистанционного образования. Глобальная сеть открыла колоссальные возможности для расширения обучения, консультирования и завязывания деловых связей на основе различных форм виртуального общения. Дистанционное обучение всё более активно используется коммерческими организациями, банками, в том числе для повышения квалификации сотрудников дочерних предприятий и филиалов. Практически доступным стал весь мир. И те, кто поняли сущность открывшихся безграничных возможностей, активнейшим образом используют дистанционные формы общения, глобальную сеть для мощного наращивания деловых связей.
Особенности процесса дистанционного обучения.
Каждая система обучения, в том числе дистанционная система, строится на основе определенной дидактической концепции, которая и определяет набор и соотношение методов, организационных форм и средств обучения, т.е. технологию дистанционного образования. Развитие ДО предусматривает преимущественное применение следующих видов технологий:
а) кейс-технологии, когда учебно-методические материалы комплектуются в специальные наборы (кейс – ситуация, от англ. case) и передаются (или пересылаются) обучаемому для самостоятельного изучения (с периодическими консультациями у назначенных ему тьюторов ‑ учителей).
В рамках кейс-технологий могут эффективно использоваться следующие средства обучения: программы изучения дисциплин с методическими указаниями, пособиями по выполнению контрольных, курсовых и выпускных работ, фундаментальные печатные учебники и учебные пособия по каждой из дисциплин курса, специальные печатные учебно-практические пособия с тестами для самоконтроля и контроля, обзорные (установочные) аудио- или видеоколлекции по каждой дисциплине курса, лабораторные практикумы, компьютерные электронные учебники и/или компьютерные обучающие программы по всем дисциплинам курса. В настоящее время за рубежом в учебном процессе активно используются десятки тысяч конкретных практических ситуаций. Так, обычный студент Гарварда за время обучения должен пройти минимум 200-300 кейсов;
б) телекоммуникационные технологии, базирующиеся на использовании видео- и аудио курсов с интенсивным использованием сети Интернет, как для обеспечения учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия с тьютором. При этом следует заметить, что в настоящее время в странах Запада курсы дистанционного обучения с использованием сетевой технологии развиты достаточно широко. Так, поисковая система WWW (World Wide Web – Мировая Всемирная паутина) дает около 14400 адресов серверов, содержащих курсы дистанционного обучения. Однако анализ этих курсов показывает, что в подавляющем большинстве они предназначены для самопроверки в рамках самообразования. Это свидетельствует о больших резервах в части повышения качества обучения.
Для студентов базовой следует считать кейс-технологию, поскольку именно она, исходя из экономических и педагогических аспектов проблемы и при использовании других технологий, может сформировать тот набор учебно-методической литературы, который, как правило, позволяет осуществить профессиональную подготовку студента по избранной специальности и дать ему возможность получить диплом о высшем образовании. Доказательством тому может служить тот факт, что даже в высокоразвитых зарубежных странах, где технический уровень телекоммуникационного оснащения дистанционного обучения достаточно высок, доля печатных изданий в кейсе весьма велика: в Германии 95%, в США 85%.
Мультимедиа и гипертекст.
Следует подчеркнуть еще две характерные особенности компьютерных средств ДО, используемых в учебном процессе: активное использование мультимедиа и гипертекста. Необходимость применения этих инструментов вызвана потребностью реализации следующих педагогических концепций в дистанционном образовании:
Чтобы обучение на основе современной дистанционной технологии не теряло своей привлекательности, необходимо повышение эмоциональной отдачи студента, слушателя. Иными словами, работа студента на компьютере с программами должна быть эмоционально окрашена. Этому способствует использование мультимедиа технологий, т.е. комплексного представления информации в виде статических и динамических изображений, видеосюжетов с возможным звуковым сопровождением и т.п. Известно, что подобные мультимедийные элементы создают дополнительные психологические восприятия, способствующие лучшему пониманию и запоминанию материала.
Важным выводом, сделанным в процессе апробации ДО на практике, явилось то, что при использовании технологии дистанционного обучения качество подготовки специалистов практически не отличается от качества обучения, полученного при использовании традиционных технологий форм обучения.
Сегодня фундаментом бизнеса становятся не средства производства, а интеллектуальный потенциал сотрудников компании, при этом термин «экономика знаний» начинает приобретать реальные очертания. Согласно исследованиям компании PBS: 85% предложений о работе в США сегодня требуют дополнительного образования после окончания школы, в то время как в 1950г. этот показатель составлял лишь 40%.
Наметилась ярко выраженная тенденция к стремлению получения знаний и информации все большим количеством российских предпринимателей. Совершенно очевидно, что лучшая возможность получения дополнительных знаний – дистанционное образование, используя которое, российские предприниматели могут активно пополнять свой багаж знаний и информации.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:47:30