Сравнительный анализ проектного и процессного подходов в управлении инновационной деятельностью

Борисов С.А., Плеханова А.Ф.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 13 (235), Июль 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В настоящей статье рассматривается проблема разделения элементов проектного и процессного подходов, используемых при управленческом анализе. Подробное изучение особенностей, возможностей и недостатков сравнительного и процессного подхода, позволяет повысить эффективность управления за счет грамотного применения данных подходов, как по отдельности, так и при формировании единой комплексной системы, включающей элементы каждого из подходов.

Ключевые слова: проектный подход, процессный подход, ключевые показатели эффективности, управление экономическими системами, теорема Лермана



В настоящее время в экономической деятельности сформировались проектный и процессный подход к управлению. Выделение элементов различных подходов необходимо исследователю, для изучения преимуществ каждого из подходов, сферы их эффективного применения. В статье будут рассмотрены основные черты процессного и проектного подходов, на основе их сопоставления будут выделены основные параметры, характерные для того и другого подхода.

Проектный подход

Основным понятием проектного подхода является понятие проекта. В литературе существует несколько определений понятия «проект» [1, 2]. Согласно определению Института Управления Проектами (PMI), США: «Проект - некоторое предприятие с изначально установленными целями, достижение которых определяет завершение проекта». Английская Ассоциация проект-менеджеров дает следующую интерпретацию понятию проект: «Проект - это отдельное предприятие с определенными целями, часто включающими требования по времени, стоимости и качеству достигаемых результатов».

На основе данных понятий можно сформулировать основные признаки проекта:

во-первых, основной задачей проектов является достижение целей. Целью проекта может быть, например, разработка информационной системы управления предприятием;

во-вторых, необходимо одновременное соблюдение финансовых и временных ограничений проекта;

в-третьих, понятие «проекта» подразумевает понятие «уникальности», которая может выражаться либо в создании принципиального нового, либо в наличии определенных элементов новизны;

в-четвертых, реализация проекта всегда связана с изменениями некоторой системы и является целенаправленным ее переводом из существующего в некоторое желаемое состояние.

Впервые необходимость управления проектом была сформулирована Лерманом, закон которого гласит: «Любую техническую проблему можно преодолеть, имея достаточно времени и денег». В реальной практике всегда будет не хватать одного из ресурсов. Сущность управления проектами выражается реализацией проекта с максимально возможной эффективностью при ограничениях по времени, финансовым и материальным ресурсам, а также качеству конечных результатов проекта. При управлении проектом важно учитывать так называемый жизненный цикл проекта - совокупность фаз, на которые может быть разделен проект, с целью обеспечения более качественного управления текущими операциями исполняющей организации [3].

Процессный подход

Вся деятельность организации разбивается на отдельные, взаимосогласованные процессы, за результатами которых необходим постоянный контроль. Современный процессный подход рассматривает функции как взаимосвязанные и называет их бизнес-процессами управления [4]. Согласно рекомендациям по стандартизации, бизнес-процессы управления являются бизнес-процессами верхнего уровня [5]. Примерами бизнес-процессов управления выступают: корпоративное управление и стратегический менеджмент. Кроме бизнес-процессов управления, в методологии IDEFOпринято выделять также следующие бизнес-процессы:

- основные бизнес-процессы;

- вспомогательные бизнес-процессы;

- бизнес-процессы развития.

Под бизнес-процессом в методологии IDEFOпонимается совокупность взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание определенного продукта или услуги для потребителей [6]. Процессное управление позволяет: получить наиболее подробную картину того, что происходит с организацией, определить слабые места организации, выявить возможности реорганизации в компании, улучшить финансовые показатели путем отслеживания эффективности каждого бизнес-процесса.

Как правило, процессный подход хорошо показывает себя во время операционной деятельности компании. Также эффективно использование данного подхода при анализе перехода от действующей структуры компании к желаемой. На основании изложенного выше можно сформулировать основные свойства процесса:

- результативность - соответствие результатов процесса нуждам и ожиданиям потребителей;

- определенность – степень соответствия реального процесса описанию;

- управляемость - степень, в которой производится управление производственным процессом по определенным целевым показателям,

- повторяемость – возможность воспроизводства процесса с заданными характеристиками;

- эффективность – степень оптимальности распределения используемых ресурсов для достижения основных целей проекта;

- гибкость (адаптируемость) – способность процесса адаптироваться к различным изменениям внешней среды;

- стоимость.

Сравнительный анализ проектного и процессного подходов

После того, как мы раскрыли сущность процессного и проектного подходов, можно провести их сравнительный анализ. Как показывает практика, для многих областей деятельности эти подходы используются совместно, в единой комплексной системе. Понимание отличий в подходах необходимо исследователю для более качественного и эффективного применения каждого из подходов.

Сравнивая данные подходы к управленческому анализу, необходимо отметить следующие различия в представленных подходах:

1. Проектный подход, как правило, предполагает уникальную деятельность. Он наиболее подходит для мероприятий, которые происходят впервые или имеют существенные ключевые отличия от других. Процессный подход наиболее применим к анализу операционной деятельности компании, рассчитан на неоднократность, повторяемость процессов.

2. Проектный подход имеет определенную временную продолжительность и стоимость. При анализе бизнес-процессов, как правило, говорят о длительности и стоимости не каждого бизнес – процесса, а совокупности похожих, образующих единую группу бизнес-процессов. Кроме того, оценка стоимости проекта и процесса имеет существенные различия. Как правило, для оценки проекта используются интегральные показатели. Для процессного подхода часто бывает невозможным объединение в единый комплексный ключевой показатель эффективности, тем более что многие из них имеют качественный характер.

3. Следствием названных выше пунктов являются различные инструменты, применяемые в каждом из подходов. Для проектного подхода – это график Ганта, сетевая диаграмма, для процессного подхода – организационные схемы, выполненные по различным методологиям в различных нотациях.

Наряду с различиями, данные подходы имеют много общих черт. Так, одним из элементов проекта является процесс его выполнения. Таким образом, в проектном подходе присутствуют интегрированные, встроенные элементы процессного подхода. Проектная методология позаимствовала у процессного подхода декомпозицию основной задачи на фазы, с целью упрощения отслеживания сроков и стоимости по каждой фазе, которая является специфическим набором процессов. Также можно отметить тот факт, что целями, как у проектного менеджмента, так и управления бизнес-процессами является улучшение деятельности организации путем перехода из действительного состояния в желаемое. В управлении бизнес-процессами - путем совершенствования отдельных бизнес-процессов и всей операционной деятельности на их основе, а в проектной деятельности - путем реализации проекта как уникального комплекса действий, осуществляемого для решения организационной задачи.

Вывод

Основным различием, и соответственно «границей водораздела» между подходами будет лежать сфера их применения, проектный подход преимущественно используется при создании нового продукта, технологии, сооружения, а процессный подход используется для анализа эффективности текущей операционной деятельности и поиска возможных резервов для ее улучшения. На практике данные подходы используются в комплексе, в зависимости от потребностей компании и от этапа ее жизненного цикла.


Источники:

1. Управление проектами: учебник / Клиффорд Ф. Грей, Эрик У. Ларсон. – М.: Изда тельство «ДИС», 2003. – 528 с.
2. Управление проектами: учебник / Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. – М.: Издательство «Омега – Л», 2008. – 405 с.
3. Руководство к своду знаний по управлению проектами (A Guide to PMBOK). – М.: 2004
4. Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация бизнес – процессов: учебник / Калянов Г.Н. – М.: издательство «Финансы и статистика», 2006.
5. Методология функционального моделирования IDEFO. Руководящий документ. Издание официальное. Госстандарт России. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2000. – 62 с.
6. Учитесь видеть бизнес-процессы: учебник / М. Ротер, Дж. Шук. – М.: Издательство «Альпина», 2001.

Страница обновлена: 16.10.2024 в 22:09:00