Multicultural Approach to Small Business Development
Download PDF | Downloads: 13
Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 13 / July, 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
In presented article the principles are specified and the purpose of migratory policy is formulated. Efficiency of multicultural approach to development of small business is shown. On the basis of foreign experience the organizational structure of regulation of the multicultural relations in economy is developed.
Keywords: small business, state regulation, labor migration, multicultural approach
Актуальность проблемы регулирования мультикультурных отношений в обществе в значительной степени обусловлена нарастающими миграционными процессами и демографическим кризисом в стране. Трудно переоценить роль трудовой миграции в таких странах как: Австралия, Великобритания, Канада, США, однако вопросы разработки технологий применения мультикультуралистских подходов в экономике остаются открытыми.
Обратимся к исследованиям в области анализа демографии и трудовой миграции на Дальнем Востоке проведенными Мотрич Е.Л.: «Согласно оценкам прогноза демографического департамента ООН для всей России, Дальний Восток в наибольшей степени, чем другие территории страны, пострадает от сокращения числа своих жителей за счет естественной убыли и миграционного оттока. Так, в начале 2009 г. численность населения на Дальнем Востоке (6460,1 тыс. чел.) сохранялась примерно на уровне 1975 г. (6472,0 тыс. чел. [4]).
За период 1991-2008 гг. регион потерял 1596,5 тыс. чел., или 19,8% собственного населения [2]. В таких условиях Дальневосточный округ вынужден привлекать рабочую силу из других регионов России, а также трудовых мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья» [1].
Отечественный и зарубежный опыт регулирования мультикультурных отношений
Рассмотрим Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, цель которой заключается в содействии обеспечению потребности экономики Российской Федерации в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей. К основным экономическим принципам названного документа относятся: развитие институтов социального партнерства и гражданского общества; защита национального рынка труда; дифференцированный подход к регулированию миграционных потоков в зависимости от целей и сроков пребывания, социально-демографических и профессионально-квалификационных характеристик мигрантов и т.п. [3]
Следует отметить, что одним из главных принципов политики мультикультурализма является принцип трансформации государственных и общественных институтов с целью обеспечения реального равенства всех граждан, защиты их прав и предотвращения любой дискриминации. Чем в большей степени мигранты вовлечены в функционирование данных институтов, тем в меньшей степени они представляют собой угрозу стабильности в обществе. По нашему мнению, такую модернизацию должно пройти в целом институциональное регулирование, затрагивающее не только названные сферы, но и систему государственной поддержки предпринимательской деятельности, поскольку именно субъектам малого бизнеса, по нашему мнению, должна быть приурочена названная миграционная политика.
Например, в Республике Корея в 1993 году с целью сокращения дефицита рабочей силы на малых и средних предприятиях была введена схема производственной стажировки. Стажер-мигрант согласно такой системе может получить временную рабочую визу (сроком до 5 лет) только при трудоустройстве на предприятиях малого бизнеса, при этом поменять такое предприятие он имеет право только три раза. Согласно трудовому контракту мигрант проживает на территории завода в общежитии и имеет трех-четырех разовый прием пищи в сутки. По истечении срока пребывания иностранный рабочий незамедлительно должен покинуть страну. Особенность такой политики заключается в том, что Правительство Республики Корея не жалеет средства на осуществление контроля над миграционными процессами и принуждение к выезду трудовых мигрантов после завершения контракта. Так, например, предприятия, предоставившие работу нелегалам, подвергаются крупным штрафным санкциям. Такая жесткая мультикультурная политика проходит под императивом «быстрее зарабатывайте и поскорее возвращайтесь домой».
Отраслевой аспект регулирования мультикультурных отношений
Следует отметить, что рабочие-мигранты во многом активнее на рынке труда безработных принимающей страны. Лишенные всяческой поддержки, а зачастую и без знания языка прокормить свои семьи они могут только за счет особого старания. В таких сложных условиях мигранты объединяются в артели, организованные по принципу духовного и этнического единства. А поскольку цель малого бизнеса заключается в максимизации прибыли, сверхмотивация мигрантов, снижающая предпринимательские риски, невольно способствует достижению данной цели и в этом проявляется симбиоз, основанный на взаимовыгодных отношениях. Таким образом, мы можем утверждать о том, что, являясь средством борьбы с бедностью в странах этнических сообществ, регулируемая трудовая миграция позволяет активизировать развитие малого бизнеса в принимающей стране и приводит к росту объемов вырабатываемой продукции в наиболее трудоемких сферах предпринимательской деятельности. Не следует осуществлять миграционную политику в масштабах народного хозяйства, для этого существует сфера малого предпринимательства, испытывающая, как показывает зарубежный опыт, острый дефицит в рабочей силе.
Рассмотрим прикладной аспект мультикультуралисткого подхода, на рисунке 1 представлена структура регулирования и поддержки малого предпринимательства в рыбном хозяйстве на основе мультикультурных отношений. Из приведенной схемы следует, что субъектами регулируемой миграции являются государственные структуры, малое предпринимательство и общественные организации. В качестве основного государственного органа по регулированию трудовой миграции и этнического предпринимательства в прибрежной рыбохозяйственной деятельности, по авторскому мнению может являться Министерство водных и биологических ресурсов Дальнего Востока. С учетом потребностей малого предпринимательства в трудовых ресурсах данный орган разрабатывает квоты на привлечение иностранной рабочей силы (см. рис., область А) в производственную сферу прибрежной рыбохозяйственной деятельности. Оказывает поддержку этнической предпринимательской деятельности коренных и малочисленных народов Севера и Дальнего Востока. Проводит геоэкономическую политику по отношению к иностранным и совместным фирмам в рыбном хозяйстве.
Следует отметить, что важную роль в жизнеобеспечении трудовых мигрантов играет этническое предпринимательство как форма поддержки иностранцев в принимающей стране. Как правило, в данную сферу входят этнический ресторанный бизнес, розничная торговля традиционными для соответствующего этноса продуктами питания "Fast foods", осуществление денежных переводов, грузовые перевозки (напр. "Cargo") и т.п. Эту нишу предпринимательской деятельности не могут заполнить иные организации из-за традиционных потребительских и религиозных предпочтений мигрантов.
Субъектами общественного регулирования мультикультурных отношений могут являться:
- этнокультурные и религиозные организации;
- мультикультурные центры по оказанию социальной поддержки мигрантам;
- ассоциации.
Основными видами общественной деятельности таких организаций, как правило, становятся: образовательные услуги; первичная медицинская помощь (проведение акций «врачи без границ»); юридическая и консультационная поддержка при разрешении трудовых конфликтов и споров; сохранение этнической самобытности в мигрантских диаспорах (см. рис., область В).
В заключение уточним принципы миграционной политики, к которым, по нашему мнению, следует добавить принцип развития малого и среднего предпринимательства, учитывающий государственную поддержку в обеспечении потребностей малого бизнеса в рабочей силе. Принцип интегрированного регулирования мультикультурных отношений, учитывающий развитие этнического предпринимательства, совместных и иностранных форм предпринимательской деятельности, а также некоммерческих мультикультурных организаций образующих инфраструктуру миграционных отношении. Такой принцип способствует интеграции мигрантов в социальное общество принимающей страны и освоению соответствующей культуры, при сохранении основ этнической самобытности.
Вывод
На основании скорректированных принципов целью государственной миграционной политики Российской Федерации является содействие обеспечению потребности малого и среднего бизнеса Российской Федерации в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности предприятий в основных сферах предпринимательской деятельности.
Отличие представленных принципов и цели государственной миграционной политики от целей и принципов, сформулированных в Концепции, заключается в том, что основным субъектом регулирования мультикультурных отношений в экономике должно стать малое предпринимательство, в интересах которого и должна проводиться названная политика.
Представленный подход позволяет ускорить развитие малого бизнеса и увеличить объемы оказанных услуг и выпуска продукции с высоким уровнем добавленной стоимости.
Страница обновлена: 15.05.2025 в 07:45:41