Формирование эффективной налоговой системы Российской Федерации

Мишин В.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11 (47), Ноябрь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Мишин В.И. Формирование эффективной налоговой системы Российской Федерации // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 11. – С. 88-94.

Аннотация:
Проблема повышения эффективности мобилизации налоговых поступлений в государственный бюджет возникла одновременно с появлением самих налогов (начиная со времен древней Греции и дохристианской Римской империи). Кстати, об этом свидетельствует библейская притча об Иисусе Христе и динарии. Существовала эта проблема и в средние века, продолжает существовать повсеместно и в настоящее время.

Ключевые слова: налоговая система, налоговые поступления, эффективная налоговая система



Проблема повышения эффективности мобилизации налоговых поступлений в государственный бюджет возникла одновременно с появлением самих налогов (начиная со времен древней Греции и дохристианской Римской империи). Кстати, об этом свидетельствует библейская притча об Иисусе Христе и динарии. Существовала эта проблема и в средние века, продолжает существовать повсеместно и в настоящее время.

Решение проблемы повышения эффективности налоговых поступлений в бюджетную систему страны, требующей формирования эффективной налоговой системы современной России, включая вопросы организации деятельности налоговых органов, рассматривалось в трудах многих российских ученых и специалистов. Налоговая система Российской Федерации с 1991 г. развивалась с учетом отечественного опыта 20-х годов и практики функционирования налоговых систем зарубежных стран с рыночной экономикой. Тем не менее, необходимо отметить, что при создании постсоциалистической налоговой системы в РФ возникали серьезные трудности, которые достаточно подробно изложены в работе [1].

Анализ показывает, что постсоциалистическая налоговая система,

во-первых, была сформирована при слабом развитии налоговых отношений;

во-вторых, требовала строгого учета и контроля при налогообложении, хотя необходимый опыт в указанных направлениях отсутствовал;

в-третьих, внедрялась в условиях нестабильной экономики и высоких темпов инфляции;

в-четвертых, формировалась при низкой правовой грамотности населения, недостаточной подготовленности налогового аппарата и непрерывных изменениях законодательства.

Правовое оформление налоговой системы рыночной России обеспечивалось путем создания новой системы налоговых законов и других нормативных актов, которые определяли принципы построения будущей налоговой системы, ее структуру, состав, права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В настоящее время регулирование налоговой системы в Российской Федерации осуществляется целым рядом законодательных документов, главными из которых являются принятая 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации и принятый в 1998 г. со вступлением в действие с 1 января 1999 г. Налоговый кодекс Российской Федерации.

В целом, анализируя изменения в налоговом законодательстве после принятия Налогового кодекса Российской Федерации, по мнению автора, можно выделить четыре этапа, которые прошла налоговая реформа.

Первый этап. Реализация (к началу 2001 г.) налоговой реформы включала в себя:

а) реформу подоходного налога в направлении снижения предельной ставки, расширение налоговой базы, повышение нейтральности по отношению к действиям экономических агентов, обеспечение горизонтальной справедливости налога;

б) реформу социальных платежей и установление единого социального налога;

в) реформу налога на добавленную стоимость в направлении приближения системы взимания НДС в России к принятым в мировой практике стандартам;

г) реформу акцизов в направлении введения индексации ставок на алкогольную продукцию и раздельной уплаты между производителями и оптовиками, введения акциза на дизельное топливо и моторные масла.

На этом этапе осуществлено принятие четырех глав второй части Налогового кодекса РФ: «Налог на доходы физических лиц», «Акцизы», «Налог на добавленную стоимость», «Единый социальный налог».

Второй этап. Налоговая политика в 2001 году позволила провести следующие виды реформ:

а) реформу налога на прибыль в направлении снижения ее ставки до 24% и разрешения принимать к вычету налогооблагаемой базы все экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы, перехода к определению доходов и расходов по методу начисления, определения принципов налогового учета, устранения двойного налогообложения дивидендов;

б) реформу в направлении замены трех действовавших платежей (платы за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза на нефть и газовый конденсат) одним налогом на добычу полезных ископаемых (роялти);

в) перевод организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСН) вне зависимости от численности работников и при условии, когда доля выручки от реализации сельхозпродукции, произведенной на сельхозугодиях за предшествующий календарный год, в общей выручке составляет не менее 70%.

На этом этапе осуществлено принятие двух глав Налогового кодекса РФ: «Налог на прибыль организаций», «Налог на добычу полезных ископаемых», а также внесение раздела VIII.I «Специальные налоговые режимы» и Главы 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

Третий этап. Налоговая политика в 2002 году позволила ввести упрощенную систему налогообложения в направлении замены уплаты налога на прибыль организации (для индивидуальных предпринимателей ‑ подоходного налога), НДС, налога с продаж, налога на имущество и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.

На этом этапе осуществлено принятие глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса РФ «Упрощенная система налогообложения» и «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».

Четвертый этап. Основными направлениями налоговой реформы на 2003-2005 гг. являются:

‑ продолжение курса на дальнейшее снижение налогового бремени как одного из условий обеспечения экономического роста и диверсификации экономики;

‑ упрощение налоговой системы и уменьшение числа налогов;

‑ ориентация на те налоги, которые стимулировали бы мотивацию к росту прибыли, личных доходов, занятости и отказа от теневой экономической деятельности;

‑ усиление справедливости налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, в том числе, путем отказа от неэффективных налоговых льгот, и корректировка норм, искажающих экономическое содержание налогов;

‑ улучшение налогового администрирования как одного из условий повышения уровня собираемости налогов и сборов, а также снижения издержек, связанных с соблюдением законодательства о налогах и сборах. На этом этапе налоговых реформ предусматривается снижение с 2004 г. основной ставки НДС с 20 до 18%, а в случае благоприятной финансовой ситуации в течение 2005 г. введение с 2006 г. единой налоговой ставки по НДС в размере 16%;

‑ принятие, начиная с 2004 г., к зачету сумм НДС, уплаченных налогоплательщиками поставщикам товаров (работ, услуг) при осуществлении капитальных вложений до окончания сроков ввода объектов в эксплуатацию;

‑ снижение с 2005 г. эффективной ставки единого социального налога (примерно с 30,1% до 24,4%);

‑ отмена, начиная с 1 января 2004 г., налога с продаж;

‑ сокращение количества региональных (ограничиться налогом на имущество организации, транспортным налогом и налогом на игорный бизнес) и местных налогов (ограничиться налогом на имущество физических лиц, земельным налогом и налогом на рекламу);

‑ реформирование системы имущественных налогов в направлении превращения их в серьезный источник доходов региональных и местных бюджетов;

‑ предполагается введение глав Налогового кодекса РФ по регулированию уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц, начиная с 2005 г.;

‑ введение специального налогового режима для участников соглашений о разделе продукции (СРП), на основе принятия в 2003 г. главы Налогового кодекса России;

- совершенствование системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в направлении уплаты ЕСН от «чистого дохода», на основе переработки главы 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)»;

- отмена налогового контроля за расходами физических лиц, предусмотренного статьями 86.1 - 86.3 Налогового кодекса РФ, уже в 2003 году.

Задача организации деятельности территориальных налоговых органов по мобилизации налоговых поступлений в бюджетную систему страны предполагает широкое использование налогового законодательства. Однако следует отметить, что именно в этой области законодательные материалы особенно переменчивы и противоречивы. Отдельные аспекты налогообложения ежегодно изменяются различными нормативно-правовыми документами. Постоянные изменения теоретических и правовых основ организации работ налоговых органов по мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему страны привели к недостаточности методических основ по анализу и планированию налоговых поступлений.

Становление современной российской налоговой системы сопровождается значительным ростом числа налоговых преступлений и правонарушений. Судить об истинном состоянии налоговой преступности можно при помощи методов экономико-правового анализа, основывающихся на использовании различной экономической информации. О реальных масштабах налоговой преступности в той или иной степени свидетельствуют следующие показатели:

‑ значительный разрыв между официальными и реальными доходами населения;

‑ очевидная разница между расходами на потребление отдельных граждан (приобретение в больших объемах валютных ценностей, недвижимости, автомобилей, предметов обстановки и дорогостоящих услуг) и декларируемыми ими доходами;

‑ скрытая занятость населения (наличие значительного числа работающих на предприятиях, не зарегистрированных в налоговых органах или осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность);

‑ рост объема денежной наличности, находящейся во внебанковском обороте (использование «черного нала» в расчетах с другими предприятиями, при оплате труда);

‑ обострение кризиса неплатежей, заключающееся в неспособности или нежелании организаций рассчитываться деньгами с другими хозяйствующими субъектами в рамках коммерческой деятельности (преобладание бартерных операций, использование в расчетах векселей и иных ценных бумаг), а также с бюджетом (зачеты, натуральная оплата);

‑ снижение собираемости налогов, отмечающееся даже в период ожидания сезонного роста поступлений налогов в бюджет;

‑ увеличение из года в год значительными темпами размера бюджетной недоимки;

‑ повышение объемов капиталов, незаконно вывозимых за рубеж (открытие счетов в зарубежных банках, приобретение компаний и ценных бумаг за рубежом).

Определяющее значение для достоверной оценки налогового потенциала, уровней налогообложения и собираемости налогов, а главное, перспектив расширения базы налогообложения имеет выявление масштабов теневой экономики, степени ее воздействия на формирование основных параметров налоговой системы, системы перераспределения доходов предприятий и населения, характер отношения налоговых органов с производителями и потребителями товаров и услуг.


Источники:

1. Аткинсон Э.Б., Стиглер Д.Е. Лекции по экономической теории государственного сектора. ‑ М.: Аспект ПРЕСС, 1995. С. 274.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:51:49