Сущность и специфика социального предпринимательства в России
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 24 (222), Декабрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Исследуя особенности социального предпринимательства, авторы определяют его основные виды и направления деятельности в России. Проводится идея о том, что социальное предпринимательство может осуществляться не только в рамках некоммерческих, но также и в рамках коммерческих структур.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальные товары и услуги, гибридные организации, российские особенности
Современная рыночная хозяйственная система формирует новые условия функционирования национальной экономики, сочетающую в себе рыночную эффективность и эффективную социальную политику. Это означает, что производство в большей степени обращается к удовлетворению растущих потребностей людей, в том числе, и социального характера. Кроме того, в работу учреждений, предлагающих социальные товары и услуги, все больше проникают коммерческие элементы. Возникла необходимость регулировать пропорцию между объемами коммерческих товаров/услуг и товаров/услуг, производимых (предоставляемых) и финансируемых государством. В целом, специфика XXI века заключается в усилении роли группы так называемых социально значимых товаров/услуг, под которыми, на наш взгляд не следует подразумевать лишь те, которые предоставляются исключительно общественным сектором экономики. Под социально значимыми товарами и услугами авторы понимают товары и услуги чистого или смешанного характера, предоставляемые институтами власти, общественными организациями, частными лицами, бизнесом, действующими в соответствии с рыночными законами товарного производства и денежных отношений с целью удовлетворение материально-бытовых и духовно-культурных потребностей человека [1].
Социальное предпринимательство
История развития предпринимательства в России имеет примеры участия и воздействия бизнеса на социальную сферу (например, благотворительность). На современном этапе хозяйствования появляются новые формы, среди которых существенное место занимает социальное предпринимательство, представляющее собой относительно новый способ экономической деятельности и имеющее следующие особенности.
1. Социальное назначение организации, то есть социальный эффект является заранее запланированным и ожидаемым результатом, а не побочным, как это происходит в обычном коммерческом предпринимательстве. Такие предприятия изначально создаются для достижения социально значимых целей, проявляющихся в создании рабочих мест (в том числе для инвалидов), обучении (в том числе взрослых) и т.д.
2. Предпринимательское новаторство, которое может быть реализовано путем использования новой идеи или новой комбинации ресурсов (в том числе не очень привлекательных с точки зрения рынка) для решения социальной проблемы.
3. Достижение устойчивой самоокупаемости за счет получения дохода от продажи результатов деятельности (товаров и услуг), а также за счет грантов и благотворительных пожертвований.
В качестве факультативного признака можно указать, что многие предприятия такого вида характеризуются общественной собственностью.
Социальное предпринимательство является предпринимательством гибридного вида, объединяющим элементы чисто коммерческого ведения бизнеса и некоммерческие организации (НКО). Общее и особенное перечисленных организаций представлено в табл.
Таблица
Сравнительная характеристика коммерческих, гибридных и некоммерческих организаций*
Виды организаций
|
Мотивы деятельности
|
Методы
|
Направления использования прибыли
|
НКО, функционирующие исключительно на пожертвования
|
Добрая воля и создание социальной ценности
|
Определяются миссией организации
|
На развитие и достижение миссии организации
|
Гибридные (НКО, осуществляющие коммерческую деятельность; социальное предпринимательство; социально-ответственный бизнес)
|
Создание социальной и экономической ценности
|
Определяются рыночными условиями и миссией организации
|
На развитие и достижение миссии, также может распределяться между участниками (если нет законодательного запрета)
|
Чисто коммерческие рганизации
|
Личная выгода и создание экономической ценности
|
Определяются рыночными условиями
|
Распределяется между собственниками
|
* Составлено с использованием [4].
Сферы деятельности и основные направления социального предпринимательства
Опыт социального предпринимательства показывает, что решение социальных проблем на основе предпринимательства зачастую оказывается более эффективным, чем использование стандартных механизмов государства или некоммерческих организаций.
Для обобщения и анализа мировой практики была исследована, в том числе, информация международного фонда поддержки социальных предпринимателей Ashoka [5], включающая примеры успешного решения определенных социальных проблем отдельных территорий. Ниже представлены сферы деятельности и основные направления социального предпринимательства.
1. Создание новой продукции на основе переработки отходов и улучшение экологической обстановки (пример – Concerve, Индия, переработка пластиковых отходов).
2. Противодействие криминализации общества (пример – Emergence, Франция, спортивная организация молодежи).
3. Реабилитация людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (пример – Jardins de Cocagne, Франция, сельскохозяйственных предприятий для реабилитации длительно безработных).
4. Системы по предоставлению услуг для малоимущих слоев населения (пример – America’s Family, США).
5. Организации для микрокредитования мелких предпринимателей (пример – Kiva.org, глобальная интернет-платформа, не входит в базу фонда Ashoka).
На наш взгляд, главной особенностью и отличием российской практики является то, что первостепенную важность будет иметь критерий реализуемости и устойчивости идеи социального предпринимательства на основе получения дохода от продажи результатов деятельности (товаров и услуг). Гранты и благотворительные пожертвования могут рассматриваться только в качестве дополнительных финансовых ресурсов, так как из-за низкого уровня жизни значительной части населения страны частная благотворительность пока не получила в России широкого распространения. Также следует учитывать недостаточную развитость инфраструктуры поддержки социальных предприятий.
Господдержка социально-ориентированных некоммерческих организаций
В настоящее время в качестве основного источника социальных инициатив население, бизнес и само государство рассматривает главным образом государственные ресурсы. В ограниченном масштабе социализация предпринимательской деятельности происходит через распространение принципов корпоративной социальной ответственности. Социальное предпринимательство может осуществляться как в рамках НКО, так и коммерческими структурами. Относительно недавно понятие «социально ориентированные организации» применялось в равной мере как к коммерческим, так и к некоммерческим предприятиям, в том числе к полностью финансируемым из бюджета. В настоящее время, с принятием Федерального закона от 05.04.2010 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» [1], под «социальным предпринимательством» понимаются исключительно НКО, и государственная поддержка направлена только на такие организации. В перспективе это может привести к злоупотреблениям и ситуациям, когда бизнес будет сознательно принимать форму НКО с целью получения государственных и/или муниципальных средств и активов. Полагаем, что при выделении социального аспекта предпринимательства первостепенным признаком должно быть социальное назначение организации.
По данным Минэкономразвития РФ, отвечающего за реализацию мер по поддержке социально-ориентированных НКО, по состоянию на 1 января 2012 г. в 51 регионе Российской Федерации действуют программы поддержки социально ориентированных НКО [3], включающие финансовую, информационную, консультационную, образовательную и кадровую поддержку, сниженные ставки по уплачиваемым налогам, возможность предоставления на льготных условиях помещений в аренду. В качестве приоритетных направлений для социального предпринимательства в рамках НКО в России выделяются следующие [см, к примеру, 2]:
профилактика социального сиротства;
– поддержка материнства и детства;
– социальная адаптация инвалидов и их семей;
– повышение качества жизни людей пожилого возраста;
– развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, деятельности детей и молодежи в сфере краеведения и экологии;
– развитие межнационального сотрудничества.
Вывод
Подводя итог, следует отметить, что социальное предпринимательство является предпринимательством гибридного вида, объединяющее элементы чисто коммерческого ведения бизнеса и некоммерческие организации, функционирующие исключительно на пожертвования. Особенностью социального предпринимательства в России является необходимость устойчивого получения дохода от продажи результатов деятельности (товаров и услуг). С учетом этого необходимо пересмотреть базовую идею, заложенную в государственных и муниципальных программах развития, согласно которой основными субъектами реализации социального предпринимательства являются некоммерческие организации.
[1] Указанный закон действует с 18 апреля 2010 г. – Прим. ред.
Источники:
2. Муниципальная целевая программа «Развитие социального партнерства органов местного самоуправления Великого Новгорода и некоммерческих организаций на территории Великого Новгорода» на 2011–2014 годы // СПС «Консультант Плюс».
3. Министерство экономического развития РФ: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru.
4. Alter S.K. Social Enterprise Typology. Virtue Ventures LLC. 2007. Nov. 27 (revised vers.). p.13.
5. Ashoka Innovators for the Public [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ashoka.org.
Страница обновлена: 16.09.2024 в 17:02:53