The Current State and Problems in the Functioning of Clusters

Olesya Bekmansurova

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 19 / October, 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The article analyzes the term of cluster policy in the context of the existing theories both Russian and foreign. It considers the main problems associated with the formation of clusters in the regions.

Keywords: outsourcing, investments, cluster, scientific potential, clustering, high technology industries, competitiveness of region, economic diversification



В последнее время повышение конкурентоспособности регионов становится неотъемлемой заслугой развития кластеров. Но в основном эффективность функционирования кластеров в разных странах зависит от наличия возможностей для их развития (сырье, материалы, территория, технологические и наукоемкие особенности). Так, в Германии процветает машиностроение из-за наличия высокоразвитых компонентов для этих отраслей. В Италии создаются целые отраслевые комбинации: металлообработка – режущий инструмент; мода – дизайн; кожа – обувь; деревообработка – мебель. Китаю необходимо было 15 лет для создания продуктов за счет низкой цены, которая зависит от дешевой рабочей силы. В Европейских странах количество кластеров насчитывается более 2 тыс., а в США больше половины предприятий работает в рамках кластеров. Каждая четвертая компания в Европе работает в кластерной среде, кластеры тесно связаны с другими местными компаниями и местной бизнес-структурой. Датская, финская, норвежская промышленность полностью охвачены кластеризацией. Финляндия на сегодняшний момент, располагая 0,5% мировых лесных ресурсов, обеспечивает мировую экономику продукцией деревопереработки и бумаги [6]. В Китае промышленная территория разделена на 60 кластерных зон, где работает 30 тыс. предприятий и компаний.

В Российской Федерации, как и на мировой арене, уделяется большое внимание кластеризации экономики. Примером служат не только разработки ученых в данной области, но и законодательное применение на практике кластерного подхода. Кластеры успешно развиваются в тех регионах, где существуют для этого объективные условия: наличие групп предприятий, связанных производством конечного продукта, эффективная система распределения ресурсов, наличие региональных программ.

Кластерная политика

Схему развития идеального регионального кластера разработал М. Сторпер. Она включает в себя шесть стадий [7]. По мнению ученых британской школы, не все кластеры проходят шесть стадий развития, некоторые стадии выпадут, другие будут пройдены в дальнейшем. Представители вышеуказанной школы: Р. Каплински, К. Фримэн, Дж. Хам фри, Х. Шмитц, Дж. Даннинг.

Другая основополагающая концепция британской школы – цепочки добавления стоимости и кластера Шмитца и Хамфри. Суть данной концепции – в соединении связей на локальном уровне и глобальном. Они заменили понятие «улучшения конкурентоспособности экономических субъектов» более целесообразным «усовершенствование» (upgrading) [5].

Помимо признанных зарубежных ученых кластерной теории, существует национальный подход к определению кластера, который развивали отечественные ученые. В частности Афанасьев М., Мясникова Л. рассматривали влияние мировой конкуренции на кластеризацию экономики на примере кластеров Италии, Японии [2]. Мингалева Ж., Ткачева С. Изучали индийско-китайскую модель кластеризации, где основной акцент делался на зарубежные инвестиции [3]. Ферова И.С. рассматривала кластеры в контексте формирования региональной промышленной политики, разработала методологию выявления и идентификации региональных кластерных систем [4]. Войнаренко М. сформировал концепцию «5-И» – это 5 условий, которые играют ключевую роль для успешного функционирования кластера (связи между участниками кластера, конкуренция, кооперация, рыночный спрос) [1].

Такое широкое понимание кластерной политики, по сути, как определенной систематизированной программы не способствует выявлению сущностных качеств собственно кластера как фактора пространственной организации. Следует заметить, что сегодня понятие «кластерная политика» в толковых словарях и трудах ученых не отличается однозначностью понимания, для этого в данном исследовании постараемся предоставить наиболее четкое определение данного термина.

Кластерная политика – это совокупность способов, методов и механизмов государственного регулирования, направленных на обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения качества конечной продукции, конкурентоспособности предприятий, образующих территориально-производственные кластеры и эффективное взаимодействие участников кластера.

Проблемы развития кластеров в регионах

Проблемы реализации кластерной политики в регионе складываются:

– из общих сложностей ее реализации,

– из особенностей, связанных со спецификой социально-экономического развития региона.

Основная особенность, создающая проблемы, наблюдается между кластерами в зависимости от местоположения, специализации и внутренней структуры. Поэтому одной из острых проблем, является вопрос определения лучшей практики.

Правительственные программы могут быть пригодными, так и непригодными на практике. Отсюда целесообразность использования инструментов кластерной политики к конкретно взятой ситуации. Из практики поддержания одних целей возникает сопутствующая проблема – развитие кластеров с одной специализацией в различных регионах, что понижает конкурентоспособность и саму идею создания кластеров. Также при создании инновационных кластеров власти часто игнорируют условия для их образования. Еже одной проблемой выступает политизированность термина «кластер», использование его в качестве бренда, необходимого для подержания и усиления экономического роста региона. Можно заметить, что присваивая тому или иному предприятию статус кластера, власти надеются на привлечение инвестиций в регион.

Предпочтения таким кластерам отдаются по политическим соображениям, а не по результату проведенного анализа. Созданные на основании этих убеждений кластеры не имеют многих конкурентных преимуществ. К проблемам в дискретных кластерах следует отнести низкий уровень развития аутсорсинга и механизма «субконтрактации», низкий уровень конкурентоспособности внешних поставщиков, недостаток офисной недвижимости, высокие сроки освоения новой продукции, высокий уровень брака.

Безусловно, развитие и создание новых высокотехнологичных отраслей производства, а также развитие кластеров привлечет внимание бизнеса и органов государственной власти. При этом создание соответствующей институциональной базы и формирование национальной системы поддержки и развития кластеров является приоритетной задачей власти.

Заключение

Перспективные экономические кластеры должны формироваться при серьезной поддержке государства в тех регионах-локомотивах, где имеется значительный промышленный и научный потенциал.


Страница обновлена: 25.04.2025 в 20:02:52