Реализация социально-экономической политики в отношении сельских территорий
Скачать PDF | Загрузок: 13
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 15 (213), Август 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматривается современное состояние социально-экономического развития сельских территорий России и Пермского края. Сделан вывод о невозможности устойчивого развития агропромышленного комплекса без развития социальной инфраструктуры. Даются рекомендации по формированию региональной социально-экономической политики, обеспечивающей устойчивое развитие сельских поселений.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, устойчивое развитие, социальная инфраструктура, социально-экономическая политика, сельскохозяйственное производство, сельские территории
Устойчивому развитию агропромышленного комплекса России препятствует обострение социально-экономической обстановки на селе. В результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли за последние два десятилетия, из-за низких темпов развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села снизилась доступность для сельского населения медицинских, образовательных, культурных и торгово-бытовых услуг. Увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.
В значительной части жилищного фонда села отсутствуют элементарные коммунальные удобства. Водопроводом оборудовано 42% общей площади сельского жилого фонда, центральным отоплением – 44%, канализацией – 32%, горячим водоснабжением – 20%. Значительная часть систем водоснабжения не имеет необходимого санитарно-технологического оборудования для улучшения качества воды, 36% протяженности уличной водопроводной сети нуждается в замене. В результате 75% сельского населения используют воду, не соответствующую санитарным нормам.
Количество больниц на селе сократилось на 2 тыс. (41%). На 10 тыс. сельских жителей приходится 55 больничных коек, в то время как городских – 133 койки. Обеспеченность сельского населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями, по сравнению с городским, ниже в 2,3 раза, врачами – в 4,7 раза, а средним медицинским персоналом – в 1,9 раза. Сокращение количества сельских учреждений здравоохранения вызвано недостаточным финансированием этой отрасли в 90-х годах и ее реструктуризацией, а часто и просто ликвидацией объектов медицинского обслуживания.
Вследствие «оптимизации» региональной системы образования количество школ и других сельских общеобразовательных учреждений сократилось на 6,6 тыс. Если в начале 90-х годов на 1 тыс. сельских населенных пунктов приходилось 315 школ, то в настоящее время – 144 школы. Сеть дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 1990 годом сократилась более чем на 50%. Численность детей, посещающих дошкольные учреждения, снизилась с 56 до 38%, тогда как в городе она составляет 66%.
Значительно уменьшилось количество предприятий розничной торговли и общественного питания, прежде всего, вызванное резким падением платежеспособного спроса сельского населения. Снизились объемы закупочной и производственной деятельности потребительской кооперации, в то время как частный бизнес в торгово-закупочной сфере на селе пока не достиг должного уровня развития. Организации бытового обслуживания сельского населения практически исчезли.
В то же время в предкризисные годы реализация государственных программ по развитию сельской местности дала определенные результаты (см. табл. 1).
Таблица 1
Показатели социального обустройства сельской местности в РФ
При это необходимо отметить, что рост жилищного строительства во многом обеспечивался строительством жилых домов, построенных в сельской местности гражданами, постоянно проживающими в городской местности.
Социальная инфраструктура сельских территорий Пермского края
В Пермском крае функционируют 628 сельских школ, что составляет 60% от всех общеобразовательных учреждений края, в которых обучается 74,1 тыс. человек. 200 (31,7%) сельских школ требуют капитального ремонта, 30 находятся в аварийном состоянии. К сети интернет подключено 45% сельских школ.
Медицинскую помощь сельскому населению края оказывают 13 районных, 11 участковых больниц и 75 сельских врачебных амбулаторий. На 1 тыс. чел. сельского населения приходится около 4,2 врачебных больничных коек, в то время как в городе –14 коек. Обеспеченность сельского населения врачами составляет 1,3 врача на 1 тыс. чел., что в 4 раза меньше, по сравнению с городом. Доля сельских территорий Пермского края, обслуживаемых скорой и неотложной медицинской помощью в соответствии с нормативами, составляет лишь 35,8%.
Сельский жилищный фонд Пермского края составляет 204 тыс. жилых домов. Доля аварийного и ветхого жилья – 9,2%. Доля жилья, построенного до 1970 года, в общей численности жилых домов составляет 58,2%.
Основной причиной плохой обеспеченности сельского населения жильем и невозможности улучшения жилищных условий является низкий уровень благосостояния сельского населения, который, в первую очередь, вызван высокой безработицей и низким уровнем оплаты труда на селе.
Доля сельского жилого фонда, полностью обеспеченного набором коммунальных услуг, составляет 9,8% от всего сельского жилого фонда. Центральным водоснабжением обеспечено 36,8% сельских жилых домов, горячим водоснабжением – 8,0%, канализацией – 18,9%, центральным отоплением – 15,5%.
В сельской местности края газифицировано 60,5% жилого фонда, включая сетевое газоснабжение и снабжение сжиженным газом. Необходимость расширения сети центрального газоснабжения обусловлена тем, что газ является неотъемлемой составляющей для обеспечения как централизованных, так и автономных систем отопления и горячего водоснабжения жилых домов.
Таблица 2
Социальные показатели жизнедеятельности сельского населения Пермского края по сравнению со средними показателями по России
Учреждения культуры и досуга представляют собой значимую составляющую социальной инфраструктуры сельской местности для обеспечения условий культурного развития и отдыха сельского населения. В сельской местности расположено 1,8 тыс. объектов культуры и искусства, а также историко-культурных объектов, из которых 21 имеют федеральное значение.
Важнейшим элементом социально-культурной среды являются сельские библиотеки, ими пользуется 54% всего сельского населения. Низкими темпами обновляется книжный фонд, большинство сельских библиотек не имеют компьютерной и копировальной техники (компьютеризировано лишь 12,8%).
Экономическая ситуация, сложившаяся в сельской местности, отрицательно сказалась, прежде всего, на состоянии материально-технической базы отрасли культуры, не позволяя сельским культурно-досуговым учреждениям в полной мере выполнять свою культурную миссию. Органы местного самоуправления районов Пермского края без использования программных средств и поддержки бюджетов разных уровней не в состоянии обеспечить развитие культурной инфраструктуры, сопоставимой с городским уровнем.
Основной проблемой является состояние дорог. Дороги с твердым покрытием в общей протяженности дорог в сельской местности составляют 74,7%, доля дорог, обустроенных в соответствии со стандартами, составляет 70%. По плотности автомобильных дорог (на 1 тыс. кв. км территории) и плотности дорожной сети (на 1 тыс. чел. населения) Пермский край занимает предпоследнее место среди регионов Приволжского федерального округа. В настоящее время требуется ремонт 77% протяженности дорог.
Транспортная сеть в сельской местности, помимо автомобильных дорог, достаточно широко представлена железнодорожным сообщением. Также используется речной транспорт – в основном для транспортировки грузов. При этом некоторые сельские населенные пункты не имеют никакой транспортной связи с внешним миром.
Приоритетные направления аграрной политики
Двадцать лет реформ обернулись для сельского хозяйства Пермского края потерей всех ранее достигнутых рубежей в производственной и социальной сферах. На фоне оживления отрасли сельского хозяйства в Российской Федерации сельское хозяйство края находится в глубочайшем кризисе.
Все программы развития АПК Пермского края с 2000 года показали свою несостоятельность, а многие, в том числе программы «Сельский дом», «Социальное развитие села» и др. фактически закрыты.
Социально-экономическая политика в отношении сельских территорий должна основываться на комплексном анализе демографической ситуации, производственного потенциала, социальной инфраструктуры и других факторов с учетом их потенциального изменения [2].
В сложившихся условиях приоритетными направлениями аграрной политики России должны стать:
− создание социально-экономических условий для сохранения и развития сельских территорий;
− восстановление сельскохозяйственного производства;
− обеспечение продовольственной безопасности страны [3];
− повышение благосостояния сельского населения.
Стратегической целью развития сельского поселения является достижение стабильного повышения качества жизни его населения, обеспечиваемого экономическим ростом, развитием социальной сферы и среды проживания.
Ключевыми направлениями социально-экономического развития сельских поселений региона должны быть:
− диверсификация сельской экономики, повышение занятости и доходов сельского населения;
− развитие малого бизнеса, в том числе в альтернативных сферах занятости;
− компактная комплексная застройка сельских поселений;
− улучшение жилищных условий сельского населения, развитие и модернизация инженерной инфраструктуры и социальной сферы сельских территорий, в том числе учреждений здравоохранения, образования, культуры, спорта и др.
Заключение
Таким образом, система социально-экономического развития сельских поселений региона является многомерной и разноуровневой, программирование ее развития [4] предполагает системный анализ ее структуры, связей и отношений компонентов этой структуры, их взаимозависимости и процессуальных характеристик функционирования системы. Формирование и реализация региональной социально-экономической политики должны осуществляться через комплекс мер, обеспечивающих устойчивое развитие муниципальных образований уровня сельских поселений.
Источники:
2. Баландин Д.А. Социальная и демографическая ситуация в сельских территориях // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. − 2012. − Вып. 3.
3. Миков К.А. Организационно-экономические предпосылки развития АПК на муниципальном уровне // Российское предпринимательство. – 2012. – № 10. – С. 126–131.
4. Пыткина С.А., Миков К.А. Концептуальные аспекты организационно-экономического механизма программирования развития агропромышленного комплекса // Российское предпринимательство. – 2012. – № 9. – С. 118–123.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 17:41:02