Развитие креативных факторов конкурентоспособности компании
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 15 (213), Август 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Борлакова Л.А. Развитие креативных факторов конкурентоспособности компании // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 15. – С. 32-38.
Аннотация:
В статье анализируются факторы конкурентоспособности компании, выделены основные этапы, которые проходит фирма на пути своего развития. Автор выстраивает их в последовательность: создание кредитной истории, акционирование, публичный заем, IPO. Анализируются этапы входа на IPO российских фирм.
Ключевые слова: кредит, факторы конкурентоспособности, ipo, конкурентоспособность компании, инвестиционный займ
Конкурентоспособность − основа уместности (права на существование) фирмы на рынке и ее успешности. Именно поэтому такое большое внимание в литературе и на практике уделяется факторам конкурентоспособности. В разных источниках приводится разный перечень факторов конкурентоспособности и разная их классификация. Обилие вариантов затрудняет выделение сути проблемы развития конкурентоспособности российских компаний. Нам представляется, что при любом подходе следует учитывать эффективность достижения стратегических целей фирмы: прибыль, капитализация, доля рынка. Учитывая этот момент, можно классифицировать факторы конкурентоспособности по вертикальному принципу: микроэкономические, макроэкономические, международные. Другой принцип можно условно назвать горизонтальным, в соответствии с которым можно выделить следующие группы факторов: технологический, финансовый, организационный, институциональный, информационный. Отдельно можно выделить инновационный, поскольку инновации относятся ко всем группам факторов. Кроме того, мы выделяем группу креативных факторов развития конкурентоспособности фирмы и этой цели будет посвящено основное содержание данной работы. К креативному фактору конкурентоспособности мы относим, во первых: все, что связано с человеческим капиталом (квалификация персонала и его эффективное взаимодействие); накопленная репутация (бренд); открытость и эффективное взаимодействие со всеми заинтересованными лицами (инвесторами, покупателями, поставщиками и даже государственными органами).1
Другой особенностью нашего подхода является попытка проследить группу креативных факторов через призму этапов развития фирмы, имея ввиду, что по сути, развитие фирмы − это развитие ее факторов конкурентоспособности.
Роль инвестиции в развитии конкурентоспособности компании
Мы сосредоточим свое внимание на группе креативного фактора, в силу слабой изученности, и вместе с тем возрастающей важности. Если конкурентоспособность рассматривать с позиции развития компании и повышения ее стоимости (капитализации), то для этой цели требуются последовательные, рассчитанные на перспективу разработка и реализация инвестиционных проектов, инновационная деятельность, при этом фирма неизбежно сталкивается с необходимостью привлечения финансовых средств, которые в практике инвестирования подразделяются на внутренние и внешние. Использование внутренних источников слабо влияет на развитие креативных факторов и общественное признание фирмы. Динамично и инновационно развивающаяся компания не может обойтись без внешних источников инвестиций. Среди множества конкретных инструментов заимствования можно выделить долговое и долевое финансирование: кредит, векселя, облигации, лизинг. И долговое и долевое финансирование являются этапом на пути конкурентоспособности. Для получения кредита фирма открывает большой массив внутренней информации для внешнего партнера. И если кредитная сделка складывается успешно, фирма преодолевает первую, но очень важную ступень на пути восхождения к вершинам конкурентоспособности. Повторные кредитные сделки формируют кредитную историю фирмы. От чистоты и длины кредитной истории зависит потенциал дальнейшего продвижения фирмы по этапам собственного развития и общественного признания конкурентоспособности.
В качестве следующей ступени можно выделить заемные средства в виде облигаций. Выпуск и размещение облигаций образует публичную кредитную историю фирмы. Поскольку облигационный займ является существенным продвижением по линии транспарентности на технологии его организации и проведения следует остановиться подробней. Здесь очень важна роль фондовой биржи.
Этапы развития фирмы и ее конкурентоспособности
У облигационного займа есть и другие достоинства. Поскольку он является публичной формой внешнего заимствования, фирма не рискует испытывать вмешательства в свои внутренние дела со стороны кредиторов. У облигационной формы внешнего публичного заимствования есть и недостатки. Помимо выплаты дохода по облигациям, имеются и большие и транзакционные и невозвратные издержки: подготовка инвестиционного меморандума, организация выпуска, организация первичного размещения, листинг, котировка. Следующим этапом развития фирмы и ее транспарентности является привлечение инвестиционных источников путем продажи акций. Заметим, предварительно, что IPO − это, по сути, тоже продажа акций, но на особом уровне публичности.
Каковы достоинства акционерной фирмы по сравнению с предыдущей?
Прежде всего, это уже не форма заимствования и фирма не обременена условиями платности, возвратности. Это «бесплатные» и невозвратные инвестиции. По этой причине нет ограничений, связанных с залогом, эти средства не только бесплатны, но и бессрочны. Обратной стороной данной «благости» является то, что каждому лицу, как физическому, так и юридическому, на правах собственности принадлежит ровно столько, сколько потрачено на приобретение акций. Казалось бы, и выгода по вложенным средствам тоже делится пропорционально средствам. Кто же более других заинтересован в размещении акций и росте транспарентности компании? Вторым центром интересов и экономической власти является менеджмент компании. Общепризнанной является проблема противоречий между капиталом-собственностью и капиталом-функцией. Это противоречие разрешается совмещением функций менеджмента и собственности. Эта модель является распространенной для России в силу отсутствия эффективного механизма контроля со стороны собственников. Привлечение инвестиций через продажу акций − это во всех вариантах и формах новая ступень развития фирмы и ее конкурентоспособности. Важный вывод, который хотелось бы сделать на данном этапе исследования состоит в следующем. Этапы развития фирмы органически связаны с этапами развития конкурентоспособности. С другой стороны, конкурентоспособность сама является органическим условием развития фирмы. Вместе с тем, конкурентоспособность становится фактором инновационно развивающейся фирмы. Мы проследили развитие фирмы, сопровождаемое развитием конкурентоспособности на этапах: накопления кредитной истории, облигационных займов и продажи акций и вплотную подошли к завершающему этапу анализа − выход на IPO (International Public Offering).
IPO российских компаний
Выход фирмы на IPO – это своего рода восхождение на «олипм» предпринимательства, включая конкурентоспособность. Институционально выход на IPO осуществляется через последовательную совокупность формальных процедур первичного размещения [4]. Выделяются три этапа.
Первый этап охватывает 1996−2003 годы. В этот период выдвинулись динамично развивающиеся телекоммуникационные системы. Первым (май 1996 г.) было успешное представление IPO на мировом фондовом рынке «Билайн». В результате он увеличил свою рыночную капитализацию в 14 раз; «голден телеком» − 1999 г. Рыночная стоимость повысилась более чем в 2 раза; «МТС» − с 2000 г. Период с 2000−2003 гг. Оценивается как относительное затишье.
Второй этап (2004−2006 гг.) стал периодом освоения IPO как нового средства привлечения иностранных инвестиций. В этот период в России ежегодно на IPO выходило более двадцати компаний. Объем привлеченных инвестиций в 2004 г. составил 0,5 млрд долл.; в 2005 г. − 5 млрд долл.; в 2006 г. превысил 10 млрд долл.
Третий этап (2007−2010 гг.) оценивается как вхождение России в мировой фондовый рынок, включая IPO. Разумеется, материал, относящийся к этому этапу носит во многом прогнозный характер. Он не учитывал наступление глубокого кризиса, в том числе и на мировом фондовом рынке. Ожидался ежегодный выход около 100 российских предприятий на IPO [2].
Пожалуй, наиболее крупными и значимыми для российского рынка оказались первые размещения банка ВТБ, «Потиметалла» и «Ситроникса» (как первого представителя высокотехнологичной отрасли), а также SPO Сбербанка.
Аналитики «Альфа-банка» отмечали, что в 2008 г. запланировано 40 размещений, вероятность проведения которых они оценивали как высокую. Объем этих размещений оценивался в 29 млрд долл.
Стоит отметить, что и некоторые западные аналитики ожидали в 2008 г. бума IPO на развивающихся рынках. К примеру, эксперты консалтинговой компании Ernst&Young полагали, что развивающиеся рынки обеспечат стабильный поток компаний, желающих провести первичное размещение акций (IPO) в 2008 г., поддерживая глобальную активность в данной области. Очевидно, отечественные и зарубежные аналитики не вполне адекватно оценили глубину и масштабы кризиса.
Мировой финансовый кризис и IPO
Мировой финансовый кризис, постепенно набиравший силы в 2008 г., и рецессия, уже начавшаяся во многих развитых странах, негативно отразилась на склонности компаний к привлечению капитала посредством IPO. Как следствие, в 2008 г. наблюдалось резкое сокращение числа первичных публичных акций на фондовых площадках по всему миру. Россия не стала исключением − о переносе планов по выходу на IPO заявили большинство компаний, независимо от сектора и капитализации.
Согласно данным Ernst&Young, уровень активности на глобальном рынке IPO снизился более чем наполовину по сравнению с 2007 г. За 11 месяцев 2008 г.в рамках 745 сделок по всему миру было привлечено 95,3 млрд долл., по сравнению с 256,9 млрд долл., которые были получены за аналогичный период 2007 г. в ходе 1790 сделок.
Финансовый кризис заставил 43 российские компании перенести или отложить сделки по первичному размещению своих акций. Так, на неопределенный срок IPO отложили Газпромбанк, банк «Зенит», холдинговая компания «Металлоинвест», «Мечел», дочерние компании РЖД и многие другие. Наиболее популярным способом публичного размещения в 2008 г. стало размещение допэмиссии акций по закрытой подписке среди существующих акционеров, а также с привлечением новых стратегических инвесторов [3].
Ожидаемый «взрывной» рост IPO для российских компаний оказался, не осуществим по причине глубокого кризиса как на самом фондовом рынке, где происходит размещение IPO, так и в секторах экономики, где функционируют претенденты. «Депонированное» кризисом развитие рынка IPO произойдет теперь, очевидно, после прохождения рецессионной фазы экономического цикла.
Проведенный нами анализ позволяет сделать основной вывод: развитие компании и рост ее конкурентоспособности взаимосвязаны. Этот вывод подтверждается как по всей стратегической линии развития фирмы, так и на отдельных этапах ее восхождения на «олимп» экономического развития − IPO.
Заключение
Развитие конкурентоспособности компании − длительный и сложный процесс. Он представляет собой накопление авторитетов и репутации фирмы. Тем не менее на основе проведенного исследования можно выделить следующие основные этапы развития: кредитная история, акционирование, публичный займ, IPO.
Существенно важно то, что IPO − это свидетельство конкурентоспособности на мировом рынке. Это не техническая проблема размещения акций. Выход на IPO − это креативное развитие всего персонала фирмы и особенно высшего звена менеджмента. Можно сделать вывод, что успешное осуществление IPO − это результат накопленного опыта, прогрессивного развития фирмы и достижение мирового уровня конкурентоспособности.
Источники:
2. Гвардин С.В.IPO. Стратегия, перспективы и опыт российских компаний. – М., СПб: Вершина, 2007.
3. О фондовых и товарных рынках [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.quote.ru.
4. Вагизова В.И. Финансовые инновации в отечественной экономике // Креативная экономика. – 2008. – № 8 (20). – c. 80–86. –http://www.creativeconomy.ru/articles/2548/
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:07:01