Креативный менеджмент (менеджмент интеллектуально-креативной деятельности) / Понятие креативной экономики
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 13
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 9 (21), Сентябрь 2008
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11619004
Цитирований: 13 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В своем развитии современная экономика проходит следующий путь: «Новая экономика» -> «Экономика знаний» -> «Креативная экономика»
1. «Новая экономика» представляет собой экономику с увеличивающейся ролью информационных технологий.
2. «Экономика знаний» – когда обладание соответствующими знаниями позволяет компании за их счет получать экономические выгоды.
3. «Креативная экономика» – экономическая система, которая характеризуется прежде всего использованием новых технологий и открытий в различных областях человеческой деятельности, большим объемом уже существующих знаний, генерации новых знаний, высокой степенью мотивации стремления к новшествам, а источник ее силы – образование.
Ключевые слова: образование, креативная экономика, мотивация, экономика знаний, креативный менеджмент
1.2. Понятие креативной экономики
В своем развитии современная экономика проходит следующий путь:
«Новая экономика» -> «Экономика знаний» -> «Креативная экономика»
1. «Новая экономика» представляет собой экономику с увеличивающейся ролью информационных технологий.
2. «Экономика знаний» - когда обладание соответствующими знаниями позволяет компании за их счет получать экономические выгоды.
3. «Креативная экономика» - экономическая система, которая характеризуется прежде всего использованием новых технологий и открытий в различных областях человеческой деятельности, большим объемом уже существующих знаний, генерации новых знаний, высокой степенью мотивации стремления к новшествам, а источник ее силы – образование.
В КНР разработана специальная государственная программа по освоению новшеств на фоне наступления эпохи экономики знаний. При этом имеются в виду не всякие знания, а лишь то, которое базируется на научном фундаменте (научное знание). Понятие «общество, основанное на знаниях», реально воплощается в жизнь многими странами, компаниями. Научные знания приобретают решающую роль в становлении будущих цивилизаций, культур и ценностей.
Креативная экономика не ограничивается процессами, происходящими в конкретных областях деятельности (дизайн, архитектура, культура, туризм и т.п.), ее свойства и законы распространяются и на другие отрасли, главным образом, реального сектора экономики.
Движущими силами креативной экономики, определяющими ее отраслевую структуру, являются наиболее творческие и высокотехнологичные отрасли, такие как разработка программного обеспечения, научно-исследовательская и проектная деятельность, дизайн, а также в целом наукоемкие производства.
Структура занятых в отраслях креативной экономики характеризуется потребностью в работниках, обладающих ключевыми компетенциями, способных к созданию и реализации новых знаний. Так, в США доля «креативного класса» составляет, по данным Р. Флорида (автор книги «Креативный класс»), около 30%. Для сравнения: доля рабочего класса, согласно тому же источнику, уменьшилась на 25%.
Информационная составляющая креативной экономики отличается высокой загруженностью, наличием необходимой и достаточной информации для принятия решений научного, производственного и управленческого характера любого уровня.
Главным, определяющим результативность креативной деятельности, является умение применить знания на практике, из множества решений выбрать нужное. Недаром говорят, мудр тот, кто знает немного, но нужное. В этой связи уместно напомнить, что в новой парадигме образования, ставшей доминирующей в западном мире, - рефлексно-креативном образовании, - приоритеты отдаются обучению навыкам критического мышления, перемещению из зоны проблемы в зону эффективного решения и т.д. Вторым компонентом этой парадигмы является комплексное использование интеллектуально-креативных ресурсов в формировании стоимости организации. С этой целью в западных странах читаются новые курсы: «Креативная экономика», «Критическое мышление», «Компенсационный менеджмент» и др. У нас же по-прежнему в образовании господствует информационная парадигма.
Все эти обстоятельства обусловливают необходимость развития рефлексно-креативного обучения, которое ведет к концептуальным переменам в деятельности всех структур экономики и управления, формированию научных основ инновационного менеджмента, повышению эффективности использования человеческого капитала.
Эволюция перераспределения духовных и материальных затрат на производство экономического продукта на различных этапах развития экономики неуклонно меняется в сторону увеличения первых и находится в настоящее время, по мнению американских ученых, примерно в следующем соотношении: 60 и 40 процентов.
Наукоемкие и информационные технологии проникают во все отрасли производства и ломают сложившиеся профессионально-квалификационные структуры не только в промышленности, но и в сфере управления, услуг и др. Эта ломка выражается, в частности, в совмещении профессиональных знаний, возникновении смежных профессий, формировании ведущей роли креативной (созидательной) составляющей человеческих ресурсов. Наиболее ярко это проявляется в сложном автоматизированном производстве, где подчас требуются знания из многих отраслей техники, электроники, механики, программирования и др. Одновременно происходит совмещение и относительно несложных профессий во многих отраслях промышленности, в торговле, сфере финансов и др.
Все эти процессы связаны, так или иначе, с экономией живого труда, его вытеснением непосредственно из самого производственного процесса. Живой труд, непосредственно включенный в производство как главная производительная сила, отходит все больше на задний план и становится вторичным по отношению к всеобщему универсальному труду, который опирается на всю сумму научных знаний, достижений культуры, традиций и других ценностей, накопленных человечеством. В креативной экономике такой труд становится главной составляющей деятельности человека. Всеобщий универсальный труд может проявляться двояким образом: во-первых, в труде крупных коллективов людей с разнообразными специальностями и опытом, работающих вместе, а во-вторых, в деятельности отдельных людей, использующих в своем труде в той или иной степени сумму научных, технических и культурных достижений человечества. В последнем случае классическое единство места и времени перестает быть необходимой характеристикой производственной деятельности. Ярким примером тому является распространение виртуальной занятости. Повсеместно наблюдается также снижение доли непосредственно производственных рабочих мест при увеличении доли так называемых непроизводственных. Так, в компании General Electric (США) непосредственно в самом производстве занято 40% всей используемой рабочей силы. Остальные работники обеспечивают «производственные тылы»: сбыт, маркетинг, информационные операции, НИОКР, природоохранные мероприятия и др.
Таким образом, возникает парадокс «исчезновения труда» в непосредственном производстве. Кажется, что капитал, использующий живой труд, утрачивает свой смысл. Это побудило ученых сформулировать теорию, утверждающую, что в результате технологических инноваций на самом деле происходит не присвоение возросшего количества неоплаченного труда, а его сбережение.
Занятость в современном производстве по своей структуре все больше приобретает форму пирамиды. Ее вершина показывает, что занятость стремится к нулю и представляет собой производственную сферу; по мере движения вниз от вершины пирамиды растет занятость в различных вспомогательных отраслях (инфрасистема, наука, образование и др.). Все эти изменения дали основания ведущим экономистам (В. Леонтьев, Дж. Нейсбит, Д. Белл и др.) пересмотреть теорию трудовой стоимости и взамен труда как главного фактора, образующего стоимость, выдвинуть на первый план знания и информацию, интеллектуально-креативный труд.
Изменения качественных характеристик применяемого живого труда прямо влияют на распределение всего трудоспособного населения. Но в сознании людей существует в связи с этим ряд представлений, которые, возможно, вскоре устареют. Во-первых, антитеза «умственный труд — физический труд» будет заменена, скорее всего, на «творческий труд — стандартный труд», при этом стандартный труд может быть не только физическим по содержанию. Во-вторых, труд необходимо перестать рассматривать как чисто производственную деятельность. Подобная точка зрения привела к тому, что многие специалисты и обычные люди негативно относятся ко всем категориям непроизводственных должностей, которые якобы ничего не вносят в прирост национального богатства. Однако, во всем мире сегодня ситуация такова, что на одно рабочее место в производственной сфере приходится три-четыре места в непроизводственной.
Постепенно формируются новые общие квалификационные требования, которые предъявляются прежде всего к современным профессиям, имеющим дело с наукоемкими и информационными технологиями. К таким требованиям относятся: способность к критическому мышлению; умение оперировать информацией и знаниями; умение программировать, аналитически и логически мыслить, так называемая «новая грамотность»; способность быстро реагировать на всякое изменение ситуаций, а в связи с этим – понимать, как функционируют экономические, технологические и социотехнологические системы в их взаимосвязи, и самое главное, постоянно развивать свои творческие (созидательные) возможности.
Все эти обстоятельства обусловливают тот факт, что управлять творческими интеллектуальными работниками традиционными методами невозможно. Поэтому сегодня речь идет о формировании системы инновационного управления трудом, наиболее адекватной современному этапу развития креативной экономики.
Объектом инновационного управления трудом являются человеческие ресурсы организации, а предметом – развитие творческого потенциала и инновационного поведения работников. Следует отметить, что инновационное управление трудом, с одной стороны, наиболее характерно для инновационных организаций, действующих в высокотехнологичных отраслях экономики, но, с другой стороны, любая современная организация, которая хочет успешно конкурировать в рыночной среде, должна реализовывать инновационные принципы и методы управления.
К их числу можно отнести переход от функциональных подразделений к процессным командам, от работы, ориентированной на простые задачи, к решению многомерных задач, от контроля над работниками к наделению их полномочиями и др. При этом теория решения изобретательских задач, а также идеи реинжиниринга становятся центральными в научно-методическом обеспечении процессов инновационного управления трудом.
Важную роль в инновационном управлении призвана сыграть синектика (Synectics) – наука о мотивации творческой активности путем создания особых условий, стимулирующих выдвижение неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций при решении поставленной задачи. Синектика определяет творческий процесс как умственную активность в ситуациях постановки и решении проблем, где результатом являются научные или технические открытия (изобретения). Операторы синектики – конкретные психологические инструменты, которые поддерживают и ведут вперед весь творческий процесс.
Весьма перспективным в обучении персонала является коучинг [2]. Коучинг высвобождает людей на то, чтобы они принимали более смелые, более рискованные и значительные решения, более выгодные проекты и действия. Коучинг – это технология, перемещающая из зоны проблемы в зоны эффективного решения; это система, которая позволяет увидеть, почувствовать новое подходы и возможности, позволяет раскрыть потенциал работника и «навести порядок» во многих областях жизни; это учение, возникшее на стыке психологии, менеджмента, философии, логики и жизненного опыта. Основной целью коучинга является помощь работнику в том, чтобы он самостоятельно нашел решение той или иной реальной проблемы, повысил свою эффективность.
В качестве регулятора междисциплинарного диалога может выступить синергетика, призванная осуществлять коммуникативную роль между разными областями знания как трансдисциплинарная наука.
Синергетика (от греч. «синергейя» – содействие, сотрудничество), созданная в XX в. благодаря трудам Г. Хакена, И. Пригожина и других исследователей, представляет собой теорию эволюции и самоорганизации сложных систем, дающую общие ориентиры для научного поиска, прогнозирования и моделирования процессов, в том числе в сложных социальных системах.
Методы исследования, предлагаемые синергетикой, обогащают теорию познания и могут быть широко использованы в креативной деятельности.
Таким образом, креативная экономика представляет собой синтез научных знаний о создании и широком применении оригинальных идей, элементов, моделей, новой компоновке уже существующих технологий, генерации знаний, критическом мышлении, выработке ключевых компетенций и их реализации.
Зарубежный опыт явственно показал, что достижение устойчивого экономического роста, развитие креативной экономики невозможны без утверждения приоритета развития человека (основой которого в любом обществе является трудовая деятельность и образование), без гармонизации социально-трудовых отношений и установления справедливого уровня трудового вознаграждения. Современные методы компенсационного менеджмента позволяют эффективно решать эти задачи.
Все это означает, что в XXI в. труд займет достойное место в экономической науке и практике. Принятие решений в области организации и оплаты труда, формировании системы социально-трудовых отношений, планировании карьеры, развития образовательного комплекса, реструктурировании предприятий, социальной политики – все эти действия будут требовать глубокого и всестороннего экономического анализа. При этом неизбежно возрастут сложность, объем информационной базы, степень вариантности в ходе этого сложного, многоступенчатого процесса, что потребует реализации новых подходов в организации подготовки специалистов.
Важную роль в формировании креативной экономики призван сыграть первый в России журнал, посвященный экономической сущности интеллектуально-креативных ресурсов личности, – «Креативная экономика».
Начиная с 2008/2009 учебного года курс «Креативная экономика (менеджмент интеллектуально-креативной деятельности)» читается в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов.
Учитывая объемный, многоплановый характер курса, отсутствие достаточного учебно-методического обеспечения, его преподавание рассчитано на использование активных методов обучения, самостоятельную, творческую работу студентов, постоянное их взаимодействие в процессе занятий с преподавателем с помощью прямых и обратных связей и др.
Активное обучение предполагает подробную профессиональную проработку каждой темы, подготовку тестовых заданий, в том числе в режиме on-line, процедуры проверки знаний в системе дифференцированного интернет-обучения ГЕКАДЕМ и др.
В программу закладывается принцип «меню»: формируется обширный перечень заданий, задач, форм аудиторной и внеаудиторной работы, позволяющих организовать полноценное обучение по данной дисциплине. Каждый студент до начала занятий получает календарно-тематический план работы по курсу с указанием форм организации учебного процесса, порядка работы и требований для успешного его усвоения. Модульное построение учебного курса предусматривает постановку целей и задач каждого отдельного модуля, основных рассматриваемых вопросов, описание методологической и методической составляющей, информационного обучения, алгоритмов решения задач, выявление нерешенных проблем и возможных путей их разрешения, с использованием для этого эффективных методов творчества, таких как мозговая атака, дидактические и деловые игры, метод конкретных ситуаций, гобо-метод, метод инцидента и др.
Страница обновлена: 26.10.2024 в 18:54:04