The Essence and Peculiarities of Innovative Development of the Enterprises of the Military-Industrial Complex in Modern Conditions
Download PDF | Downloads: 21
Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 13 / July, 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
At present the task of the innovative development of the enterprises of the Russian military-industrial complex (MIC) has acquired crucial
importance. The article analyzes the essence and characteristics of the innovative development of the enterprises of MIC and provides suggestions for its revitalization in the modern conditions.
Keywords: innovative development, military-industrial complex, enterprises, purchases for state needs, defence order
Анализ проблемы инновационного развития применительно к оборонно-промышленному комплексу (ОПК) России свидетельствует, что в начале XXI века он имел достаточно динамичные годовые темпы роста производства, превышающие аналогичные показатели по российской экономике в целом. Однако оценка потенциальных возможностей ОПК и результатов его функционирования в это время свидетельствует, что в своей основе экономический рост оборонно-промышленного комплекса был по преимуществу восстановительным. Он заключался в выходе ОПК из системного кризиса 90-х годов прошлого века и базировался в основном на модернизации старых образцов вооружения и военной техники и увеличении объемов их производства. Основными причинами отмеченного обстоятельства являлись: недостаточные объемы инвестиций, которые не позволили создать потенциал инновационного развития; дефицит квалифицированных кадров и др. Отрицательную роль сыграло и отсутствие эффективного механизма стимулирования инновационного развития ОПК. Например, в соответствии Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» основным критерием при конкурсном размещении и закупках государственного оборонного заказа является наименьшая цена. Это заставляет производителей вооружения и военной техники экономить за счет снижения качества создаваемой продукции и приводит к срывам сроков выполнения заказов, которые минимизируются предприятиями, чтобы выиграть конкурс на этапе его проведения.
Мировой финансово-экономический кризис показал, что развитие ОПК возможно только на основе превращения его предприятий в эффективные, конкурентоспособные хозяйствующие субъекты. Это требует перехода от восстановительного роста оборонно-промышленного комплекса к его устойчивому инновационному развитию ввиду того, что восстановительный рост уже не соответствует задачам ОПК и целям военного строительства в 2012–2020 годы.
Инновационное развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса
Процесс инновационного развития ОПК заключается в осуществлении определенной последовательности циклов эволюционного изменения его состояния.
Инновационное развитие оборонно-промышленного комплекса это:
– во-первых, его способность к разработке и производству продукции, востребованной государством (военного назначения) и рынком (гражданского назначения);
– во-вторых, – к модернизации своей организационной и технологической структуры, обеспечивающей реализацию целей ОПК;
– в-третьих, – к эффективному воспроизводству основных факторов производства – труда, капитала, знаний.
Такое комплексное понимание инновационного развития оборонно-промышленного комплекса основывается на совокупности объективных производственно-технологических, финансово-экономических и социальных характеристик его деятельности. Одни из этих характеристик определяют потенциал предприятий оборонно-промышленного комплекса, другие – эффективность его использования.
При анализе инновационного развития оборонно-промышленного комплекса в настоящее время используются два основных понятия – инновационный процесс и инновационная деятельность, которые характеризуют его с разных позиций: первое – с позиции существования определенной последовательности этапов развития, второе – с точки зрения его содержания и целей. Инновационный процесс, осуществляемый предприятиями ОПК, в наиболее обобщенном понимании целесообразно определить как совокупность трудовых процессов по созданию, распространению и применению продукции и технологий, обладающих научно-технической новизной, удовлетворяющих определенные общественные потребности и нашедших рыночное применение. Структуру инновационного процесса, осуществляемого предприятиями ОПК, в общем виде можно представить в виде четырех основных этапов, характеристики которых представлены на рис. [2].
Рис. Основные этапы инновационного процесса, осуществляемого предприятиями ОПК
Инновационная деятельность ОПК осуществляется в рамках национальной инновационной системы, которая нуждается в значительной перестройке. На заседании президиума Госсовета РФ 18 апреля 2008 г. Президент РФ отметил: «Что касается российской инновационной системы, то у нас, с одной стороны, созданы и уже работают ее основные элементы, однако мы прекрасно понимаем: инструменты поддержки инноваций сегодня слабо увязаны друг с другом. Отдельные циклы инновационного производства разобщены и плохо состыкованы друг с другом. Наверное, сегодня в этом основная проблема» [3].
Условия активизации инновационной деятельности ОПК
Помимо общих разрывов инновационного процесса, существуют и другие специфические барьеры для инновационного развития ОПК. Инновационную деятельность оборонных предприятий в настоящее время нельзя отнести к явным приоритетам их экономической политики, так как ее целью является получение коммерческого эффекта от конкурентных преимуществ на рынке за счет нововведений, придающих продукции новые свойства, привлекательные для потребителя. В условиях программно-планового формирования заданий государственного оборонного заказа с расчетом на конкретных потенциальных исполнителей, состав которых ограничен наличием соответствующих лицензий на право осуществления деятельности в оборонных целях, конкуренция как фактор стимулирования инновационной деятельности не стала определяющей. Конкурсное размещение оборонных заказов также не оказывает существенного влияния на стремление предприятий ОПК к инновационной модели развития, так как конкурсный отбор в основном проводится по критериям выгоды поставок оборонной продукции для Минобороны РФ, а не эффективности проектов, направленных на решение перспективных военно-технических задач.
Институциональные преобразования ОПК путем формирования интегрированных структур и государственных корпораций способствуют концентрации ресурсов, повышению возможностей для создания конкурентных преимуществ на международном рынке и в то же время они иногда приводят к закреплению кооперативных связей на основе корпоративных интересов, что одновременно ведет к консервации технологических связей производства.
Таким образом, экономические и организационные условия деятельности предприятий, создающих продукцию военного назначения, рынок которой не является открытым и существенно регламентирован государством, требуют создания специфических стимулов развития инновационной деятельности, государственного стимулирования и регулирования баланса оборонных и коммерческих интересов ее участников. С учетом изложенного основными условиями активизации инновационной деятельности ОПК являются следующие:
– организация систематического отбора результатов фундаментальных исследований, полученных по приоритетным направлениям развития и критическим технологиям Российской Федерации, и преобразование их в прикладные результаты, пригодные для воплощения в передовые технические и технологические решения;
– повышение эффективности использования средств федерального бюджета, выделяемых государственным заказчикам на развитие научно-производственной базы ОПК;
– привлечение дополнительных внебюджетных средств в целях технологического развития ОПК по критически важным направлениям;
– расширение масштабов использования двойных технологий в интересах повышения рентабельности производства продукции [4].
Отраслевое и региональное регулирование инновационной деятельности в ОПК
Эффективность использования бюджетных средств, предназначенных для инновационного развития ОПК, может быть существенно повышена путем передачи передовых научно-технологических достижений оборонного назначения в гражданский сектор экономики. Дополнительный эффект возникает от снижения себестоимости оборонной и гражданской продукции при расширении масштабов их производства по технологиям двойного применения. С целью создания благоприятных условий для осуществления инновационных процессов в ОПК необходимо сформировать систему управления ими, которая позволит выявлять проблемы коммерциализации, отрабатывать, нормативно закреплять и стимулировать ее рациональные механизмы и типовые процедуры по всем звеньям инновационной цепочки [5].
Важными условиями формирования и функционирования инновационной системы ОПК являются нормативно установленные правила и процедуры распределения прав и ответственности между субъектами инновационной деятельности, а также обеспечение соответствия между приоритетами технологического развития, обусловленными оборонными задачами и коммерческими приоритетами, определяемыми конъюнктурой рынка. Учитывая специфику оборонной продукции и технологической базы ОПК, представляется целесообразным структуру инновационной системы ОПК строить блоками, по отраслям и регионам России. Отраслевое и региональное регулирование инновационной деятельности могут осуществлять соответствующие отраслевые и региональные инновационные центры (в некоторых отраслях, например в космической и атомно-энергетической, такие отраслевые инновационные центры уже действуют). Для общего регулирования инновационной деятельности в ОПК и координации деятельности отраслевых и региональных центров целесообразно создать межотраслевой инновационный центр оборонно-промышленного комплекса (МИЦ ОПК).
Страница обновлена: 26.04.2025 в 00:18:00