Оценочные критерии взаимодействия коммерческого банка и промышленного предприятия

Горн А.П., Петрова А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11 (35), Ноябрь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Взаимодействие предприятия и банка начинается с момента принятия к исполнению предложения одного их них по оказанию определенной услуги другому. Но прежде чем это предложение будет сделано, его следует разработать. Поэтому предприятия и банки на этапе подготовки подобного рода предложений занимаются, по сути, подготовкой к взаимодействию. То есть они разрабатывают свой набор документов, определяющих порядок, условия и основы прохождения услуги. Безусловно, на этой стадии трудно предусмотреть перспективы развития отношений предприятия с банком. Но взаимодействие, рассчитанное на период жизненного цикла одной услуги, к сожалению, часто заканчивается только ее выполнением и не больше.

Ключевые слова: банковское обслуживание, коммерческие банки



Взаимодействие предприятия и банка начинается с момента принятия к исполнению предложения одного их них по оказанию определенной услуги другому. Но прежде чем это предложение будет сделано, его следует разработать. Поэтому предприятия и банки на этапе подготовки подобного рода предложений занимаются, по сути, подготовкой к взаимодействию. То есть они разрабатывают свой набор документов, определяющих порядок, условия и основы прохождения услуги. Безусловно, на этой стадии трудно предусмотреть перспективы развития отношений предприятия с банком. Но взаимодействие, рассчитанное на период жизненного цикла одной услуги, к сожалению, часто заканчивается только ее выполнением и не больше.

Если говорить о налаживании устойчивых отношений банка и предприятия, то сразу возникает множество проблем, связанных с необходимостью развития этих отношений. Как показывает практика, их несколько, и каждая характеризуется соответствующими показателями, которые дают возможность предприятию и банку прийти к выводу о достижении определенного уровня их взаимодействия [1].

На любом этапе взаимодействия предприятия и банка можно выделить ряд базовых задач, к которым можно отнести:

1. Выяснение проблем, которые существуют.

2. Определение проблем, которые могут быть решены в ближайшее время и в перспективе.

3. Выбор средств решения краткосрочных проблем.

4. Определение возможностей и стратегий решения долгосрочных проблем.

5. Определение эффективности решения проблем для предприятия и банка.

6. Разработку программы развития взаимодействия.

7. Создание, использование и развитие методической базы, обеспечивающей организационные и информационные процессы развития взаимодействия.

Чтобы все эти задачи были реализованы, необходимо иметь полное доверие предприятия к банку, а банка к предприятию. Это доверие строится, прежде всего, на оценке их финансово-экономических возможностей как существующих, так и потенциальных возможностей. Для этого используются различные методы.

Состояние финансов является важнейшей характеристикой финансовой деятельности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность предприятия и его потенциал в деловом сотрудничестве, является гарантом эффективной реализации экономических интересов всех участников финансовых отношений (как самого предприятия, так и его партнеров).

Устойчивое финансовое положение предприятия является не подарком судьбы или счастливым случаем его истории, а результатом умелого, просчитанного управления всей совокупностью производственно-хозяйственных факторов, определяющих результаты деятельности предприятия.

Теория анализа финансов, предпринимательства и экономики предприятия рассматривает понятие “устойчивое финансовое положение” не только как качественную характеристику его финансов, но и как количественно измеримое явление. Этот принципиальный вывод позволяет сформулировать общие принципы построения научно-обоснованной методики оценки финансового состояния, рентабельности и деловой активности предприятия, независимо от формы собственности и вида деятельности [3]. Такую оценку можно получить различными методами, с использованием различных критериев.

Рассмотрим этапы методики комплексной сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния предприятия, основанной на теории и методике финансового анализа предприятия в условиях рыночных отношений [2].

1 этап. Сбор и аналитическая обработка исходной информации за оцениваемый период времени.

2 этап. Обоснование системы показателей, используемых для рейтинговой оценки финансового состояния, рентабельности и деловой активности предприятия, и их классификация, расчет итогового показателя рейтинговой оценки.

3 этап. Классификация (ранжирование) предприятий по рейтингу.

Итоговая рейтинговая оценка учитывает все важнейшие параметры (показатели) финансово-хозяйственной и производственной деятельности предприятия, то есть хозяйственной активности в целом. При ее построении используются данные о производственном потенциале предприятия, рентабельности его продукции, эффективности использования производственных и финансовых ресурсов, состоянии и размещении средств, их источниках и другие показатели. Точная и объективная оценка финансового состояния не может базироваться на произвольном наборе показателей. Поэтому выбор и обоснование исходных показателей финансово-хозяйственной деятельности должны осуществляться в соответствии с достижениями теории финансов предприятия, исходить из целей оценки и потребностей партнеров предприятия в аналитической оценке. В табл. 1 приводится набор исходных показателей для общей сравнительной оценки.

Таблица 1

Система исходных показателей для рейтинговой оценки по данным публичной отчетности

I группа
II группа
III группа
IV группа
Показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности
Показатели оценки эффективности управления
Показатели оценки деловой активности
Показатели оценки ликвидности и рыночной устойчивости
1. Общая рентабельность предприятия – балансовая прибыль на 1 рубль активов
1. Чистая прибыль на 1 рубль объема всей реализации
1. Отдача всех активов – выручка от реализации продукции на 1 рубль активов
1. Коэффициент покрытия – оборотные средства на 1 рубль срочных обязательств
2. Чистая рентабельность предприятия – чистая прибыль на 1 рубль активов
2. Прибыль от реализации продукции на 1 рубль объема реализации продукции
2. Отдача основных фондов – выручка от реализации продукции на 1 рубль основных фондов
2. Коэффициент ликвидность – денежные средства, расчеты и прочие активы на 1 рубль срочных обязательств
3. Рентабельность собственного капитала – чистая прибыль на 1 рубль собственного капитала (средств)
3. Прибыль от всей реализации на 1 рубль объема всей реализации
3. Оборачиваемость оборотных средств – выручка от реализации продукции на 1 рубль оборотных средств
3. Индекс постоянного актива – основные фонды и прочие внеоборотные активы к собственным средствам
4. Общая рентабельность производственных фондов – балансовая прибыль к средней величине основных производственных фондов и оборотных средств в товарно-материальных ценностях
4. Балансовая прибыль на 1 рубль объема всей реализации
4. Оборачиваемость запасов – выручка от реализации на 1 рубль запасов и затрат
4.Коэффициент автономии – собственные средства на 1 рубль итога баланса


5. Оборачиваемость дебиторской задолженности – выручка от реализации на 1 рубль дебиторской задолженности
5. Обеспеченность запасов собственными средствами – собственные оборотные средства на 1 рубль запасов и затрат


6. Оборачиваемость наиболее ликвидных активов – выручка от реализации продукции на 1 рубль наиболее ликвидных активов



7. Отдача собственного капитала – выручка от реализации на 1 рубль собственного капитала

Предлагаемая система показателей базируется на данных публичной отчетности предприятия. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме № 2 (“Отчет о финансовых результатах и их использовании”) годовой и квартальной финансовой отчетности. Это требование делает оценку массовой, позволяет контролировать изменения в финансовом состоянии предприятия всем участникам экономического процесса. Оно также позволяет оценить результативность и объективность самой методики комплексной оценки.

Исходные показатели для рейтинговой оценки объединены в четыре группы.

В основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки лежит сравнение предприятий по каждому показателю финансового состояния, рентабельности и деловой активности с условным эталонным предприятием, имеющим наилучшие результаты по всем сравниваемым показателям. Таким образом, базой отсчета для получения рейтинговой оценки состояния дел предприятия являются не субъективные предположения экспертов, а сложившиеся в реальной рыночной конкуренции наиболее высокие результаты из всей совокупности сравниваемых объектов. Эталоном сравнения как бы является самый удачливый конкурент, у которого все показатели наилучшие.

Такой подход соответствует практике рыночной конкуренции, где каждый самостоятельный товаропроизводитель стремится к тому, чтобы по всем показателям деятельности выглядеть лучше своего конкурента.


Источники:

1. Аксененко А.В. Управленческие аспекты обеспечения устойчивого взаимодействия производственной и кредитной систем / Дисс. на соиск. уч. ст. канд. экон. наук – Брянск, 2000.
2. Лиференко Г.Н., Бартенев А.Е. Экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия / Уч. пособие ГУУ – М.: 1999.
3. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: Инфра-М, 1995.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:43:54