Институциональные аспекты развития энергетического предпринимательства в регионе

Артемова О.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11 (209), Июнь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Артемова О.Н. Институциональные аспекты развития энергетического предпринимательства в регионе // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 11. – С. 99-103.

Аннотация:
В статье систематизированы меры по формированию благоприятной институциональной среды, необходимой для энергетического предпринимательства. Автор подчеркивает, что развитие энергетического предпринимательства в регионе необходимо осуществлять в контексте согласования интересов субъектов энергоэкономических отношений.

Ключевые слова: институциональная среда, согласование интересов, энергетическое предпринимательство



В современной практике управления развитием российских регионов в качестве самостоятельного объекта управления необходимо выделять институт энергетического предпринимательства. По мнению автора, существует объективная необходимость объединить в целях управления виды предпринимательства, связанные с производством, передачей, распределением, потреблением, преобразованием энергии, обеспечением энергоносителями, оказанием услуг, способствующих реализации и оптимизации данных процессов, что обусловлено тесной взаимозависимостью указанных процессов. Общая энергетическая сущность диктует единые принципы устойчивого развития данного вида предпринимательства. Кроме того, с точки зрения общественных интересов решение проблем в отдельно взятом сегменте энергетического цикла, на одной из стадий обслуживающих процессов не позволит достигнуть эффективности и самого процесса управления и энергетического сектора в целом.

Системно-институциональный подход к развитию энергетического предпринимательства

В контексте развития энергетического предпринимательства в регионе наиболее продуктивным представляется системно-институциональный подход. В частности, институциональный подход рассматривает сложные противоречия, проблематичные в разрешении и способы их преодоления через функционирование институтов. Институты − это правила, созданные человеком, ограничивающие поведение людей, упорядочивающие взаимоотношения между ними. По мнению исследователей, существует опасность нецелевого использования институтов. В этой связи необходимо повышать шансы их использования в соответствии с их целью и замыслом [1, 2]. Действие института реализуемо, если подкреплено механизмом, нацеленным на формирование института, принуждающим к его соблюдению, создающим условия для оптимизации действия института − благоприятную институциональную среду. Институциональная среда характеризуется совокупностью возможностей субъектов экономических отношений к использованию ресурсов, осуществлению трансакций, необходимых для создания, достижения целей деятельности, развития.

Системный подход − это методология конструирования новых искусственных систем. Для использования института энергетического предпринимательства в целях развития региона необходимо сформировать целостную организационно-хозяйственную экономическую систему развития энергетического предпринимательства, характеризуемую соотношением управляющей подсистемы, субъектов предпринимательства и потребительского сектора. Наибольшим потенциалом оптимизации влияния институционального фактора на развитие предпринимательства обладает управляющая подсистема. При этом современные процессы реформирования, повышение роли энергетического аспекта в развитии общества, многофункциональный характер энергетического предпринимательства предопределяют наличие широкого спектра взаимозависимых субъектов энергоэкономических отношений − субъектов экономики, взаимодействующих по поводу реализации энергетических интересов. В результате, развитие энергетического предпринимательства в регионе необходимо осуществлять в контексте согласования интересов субъектов энергоэкономических отношений.

Управление развитием энергетического предпринимательства

Исследователи рассматривают согласование в качестве важного аспекта общественного развития, в частности, в контексте институционального проектирования в целях развития предпринимательства [5]. Согласованность взглядов представляет важнейший элемент гражданской культуры, без которой институты оказываются непрочными. Согласование выделяется исследователями среди факторов, создающих условия для целевого использования институтов в экономике, для того чтобы сделать институт «самореализуемым» [2]. В современной энергетике согласование действий субъектов рыночных отношений выделяется в качестве необходимого фактора успешного развития [4]. В контексте развития энергетического предпринимательства в регионе институт согласования также является системообразующим. Создание региональной энергетической ассоциации, по мнению автора − наиболее перспективный путь развития энергетического предпринимательства на базе координации государственного и негосударственного управляющего воздействия, отраслевой и территориальной интеграции субъектов энергоэкономических отношений. Основные функциональные элементы управления развитием энергетического предпринимательства:

− информационно-аналитическое обеспечение;

− юридическое и нормативное обеспечение, формирование эффективной правоприменительной системы;

− финансовое и экономическое обеспечение приоритетных направлений развития энергетического предпринимательства;

− энергетическое консультирование, энергетический аудит, разработка стандартов;

− межрегиональное и международное взаимодействие;

− координация действий субъектов энергоэкономических отношений.

Интегрированные связи позволят сформировать гибкую систему согласования, придать институционализированным отношениям характер ценного ресурса, что неоценимо в контексте определения перспективных форм и направлений развития энергетического предпринимательства, обеспечения участия его субъектов в социально значимых проектах развития региона. В частности, важно соизмерять успешность развития энергетического предпринимательства и возможности потребительского сектора эффективно использовать энергоресурсы, предотвращая нерациональные затраты энергообеспечение.

Автором систематизированы меры, необходимые для формирования благоприятной институциональной среды развития энергетического предпринимательства в регионе (см. табл.).

Таблица

Система мер по формированию благоприятной институциональной среды развития энергетического предпринимательства в регионе*

Image 1

Источник: составлено автором с использованием положений [3]

* Курсивом выделены наименования и содержание целей, предложенные автором.

Заключение

По результатам систематизации мер по формированию благоприятной институциональной среды развития энергетического предпринимательства необходимо констатировать, что они характерны для успешного развития института предпринимательства в целом.

В контексте развития энергетического предпринимательства необходимо, прежде всего, институционально оформить долгосрочное взаимодействие между субъектами энергоэкономических отношений в регионе. Основным фактором развития энергетического предпринимательства является его организационно-функциональное обеспечение через создание интегрированной системы управления, способной создать условия для объединения усилий государства, предпринимателей, потребителей, общества в целом. Развивать энергетическое предпринимательство в регионе необходимо не в интересах отдельных групп производителей или потребителей, а с позиции решения актуальных проблем социально-экономического развития региона.


Источники:

1. Кузьминов Я., Юдкевич М. За пределами рынка: институты управления трансакциями в сложном мире // Вопросы экономики. – 2010. − № 1. − С. 82−98.
2. Полищук Л. Нецелевое использование институтов: причины и следствия // Вопросы экономики. – 2008. − № 8. − С. 28−44.
3. Тамбовцев В. Цели социально-экономического развития России в четырех стратегиях // Вопросы экономики. – 2008. − № 3. − С. 124−133.
4. Шевкоплясов П.М. Ценообразование на рынках энергии: учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: ПЭИПК, 2008. − 396 с.
5. Шаститко А.Е. Институциональная среда предпринимательской деятельности // Общественные науки и современность. – 2008. − № 2. − С. 24−35.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:10:16