Перспективы еврорегионального строительства в Причерноморье
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10 (208), Май 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Крутов О.А. Перспективы еврорегионального строительства в Причерноморье // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 10. – С. 114-118.
Аннотация:
В статье рассматривается состояние и перспективы развития еврорегионального строительства в Причерноморье. Проанализированы способы развития внешнеэкономических связей региона в условиях глобализации и регионализации.
Ключевые слова: интеграция, трансграничное сотрудничество, приграничное сотрудничество еврорегион, внешнеэкономические связи, еврорегиональное строительство
На современном этапе мировое развитие зависит от процессов глобализации и регионализации. В условиях сочетания одновременно этих двух разнонаправленных процессов приграничное экономическое сотрудничество – важный фактор успешного хозяйственного развития любой страны. Согласно распоряжению Правительства РФ от 05.09.2011 № 1538-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года» приоритетным направлением развития международных связей Южного федерального округа в перспективе останется приграничное сотрудничество. Немаловажное значение имеет и тот факт, что во внешнеэкономической стратегии России до 2020 года отмечается важность «причерноморского узла» [1]. Это дает основание для подробного изучения инструментария наращивания потенциала развития внешнеэкономических связей приграничных регионов стран Причерноморья.
Приграничное экономическое сотрудничество – тип внешнеэкономических связей, а также механизм регионального развития, который на сегодняшний день в мировой экономической теории и практике находится в стадии научного осмысления. Следует отметить, что в России данная форма оказалась включенной в сложную систему регионального развития в начале 90-х годов [2].
В современной научной литературе существует множество определений понятия «еврорегиона» [3], в контексте же данного исследования под еврорегионом будем понимать инструмент развития внешнеэкономических связей приграничных регионов. Таким образом, еврорегиональное строительство – механизм создания еврорегионов с целью наращивания потенциала развития внешнеэкономических связей приграничных регионов.
Организация черноморского экономического сотрудничества
Исследуя перспективы еврорегионального строительства, следует сказать об уже существующих институциональных формах приграничного экономического сотрудничества стран Причерноморья: Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) и еврорегионе «Донбасс».
Организация черноморского экономического сотрудничества представляет собой межправительственную организацию, основанную 1 мая 1999 года и объединяющую 12 государств Причерноморья и Южных Балкан. Юридической основой стал Договор о черноморском экономическом сотрудничестве от 25 июня 1992.
Еврорегион «Донбасс» в свою очередь – институциональная форма взаимодействия трех приграничных областей: Луганской и Донецкой со стороны Украины, Ростовской – России. В частотности, в распоряжении Правительства РФ от 05.09.2011 № 1538-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года» еврорегион «Донбасс» рассматривается как механизм или инструмент развития внешнеэкономических связей региона.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что приграничное экономическое сотрудничества стран Причерноморья с точки зрения участвующих субъектов осуществляется, прежде всего, на национальном уровне посредством ОЧЭС и субнациональном – еврорегиона «Донбасс». Таким образом, ОЧЭС можно рассматривать как инструмент, который может оказать серьезное положительное воздействие на процесс еврорегионального строительства. Поскольку реализации поставленных странами ОЧЭС целей могут способствовать созданные еврорегионы.
Еврорегион «Донбасс» является комплексным, поскольку его цели обширны: от культурных до экономических. Необходимо подчеркнуть, что данная форма международной интеграции позволяет расширять приграничную торговлю и развивать дальнейшее сотрудничество в направлении, в том числе и других причерноморских регионов, которые пока не входят в состав еврорегиона. Но следует отметить, что, несмотря на предпринимаемые участниками усилия, потенциал торгово-экономического сотрудничества еврорегиона «Донбасс» реализуется не в полной мере, а внешнеторговая деятельность характеризуется сырьевой направленностью экспорта: по итогам 2011 года основную долю в структуре вывезенных товаров за рубеж составляли сырьевые товары и продукция низкого переделах [4]. Тем не менее, еврорегион служит тем инструментом, который противодействует существующим барьерам и проблемам, а также прямым либо косвенным образом развивает приграничную инфраструктуру.
Предпосылки создания нового еврорегиона на Юге страны
На наш взгляд, на сегодняшний день назрела необходимость создания в Причерноморье еще как минимум одного еврорегиона. Он должен располагаться на границах Краснодарского края и Абхазии, быть комплексным и открытым, то есть направленными на решение культурных, социальных, экономических проблем приграничных регионов и оставлять возможность для входа в состав новым членам.
Предпосылки для создания еврорегиона с участием Краснодарского края и муниципалитетов Абхазии появились де факто еще задолго до признания Россией ее независимости. Признание же независимости республики Абхазии дало новый импульс развитию внешнеэкономической деятельности двух государств, а так же возможность «новой» республике осуществлять свою внешнеэкономическую деятельность согласно установленным международным нормам, т.е на государственном уровне, развивая свою институциональную систему, пусть даже и с ограниченным количеством стран [5]. Политическая и экономическая ситуация обязывает Абхазию развивать внешнеэкономические связи в основном с Россией. Нельзя не отметить, в частности, и сотрудничество с российскими регионами, например, в июле 2009 года был подписан ряд соглашений с Ингушетией, в том числе о торгово-экономическом сотрудничестве. Заключены соглашения о сотрудничестве также с Краснодарским краем, Ханты-мансийским автономным округом, Ульяновской, Вологодской и Курской областями. Значительная часть меморандумов и соглашений подразумевает активное сотрудничество в области туризма, санаторно-курортного лечения, образования. В рамках консультаций с ЮФО обсуждается вопрос и о создании «Золотого курортного кольца» по Кавказу с возможным включением в перспективе Абхазии [6].
Все это свидетельствует о том, что не существует политических препятствий для создания еврорегиона, а это наиболее важный фактор, от которого напрямую зависит эффективность сотрудничества. Создание еврорегиона может послужить механизмом восстановления экономических связей, развитию всех законных форм деятельности населения и бизнеса, созданию новых рабочих мест, восстановлению и развитию социально-культурных связей, повышению уровня инвестиционной привлекательности.
Источники:
2. Бородавкина Н.Ю. Регулирование международных и внешнеэкономических связей на региональном уровне // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. –2009. – № 3. – С. 40−50.
3. Крутов О.А. К вопросу о различном понимании сущности еврорегиона // Креативная экономика. – 2012. – № 4. – С. 126−132.
4. Еврорегиона Донбасс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://euroregion-donbass.ru.
5. Крутов О.А. Абхазия как фактор внешнеэкономической деятельности // Труды аспирантов и соискателей Южного Федерального Университета. – T. XV. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. – 660 с.
6. Shabat А. Akhuba, Zaur I. Shalashaa. Government regulation peculiarities of external economic entities in Republic of Abkhazia // European researcher. – 2011. – № 5−2 (8).
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:11:11