Strategies for Development of Housing in Russia

Aleksandr Osipov

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 10 / May, 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The study shows that it is necessary to provide conditions for expanding the effective demand of the population via development of efficient institutions of interaction between the state and business, various legal terms concerning land, as well as for the increasing supply of affordable housing resulting from the growing volume of low-rise housing construction.

Keywords: public-private partnership, housing market, low-rise housing, allocation of land for construction



Развитие эффективных институтов взаимодействия государства и бизнеса в России выступает одним из важнейших условий формирования эффективной экономической политики. Этот механизм будет способствовать повышению инвестиционной и инновационной активности, развитию производственной и социальной инфраструктуры. Такое взаимодействие позволит увеличить темпы роста ВВП, повысить эффективность бюджетного сектора экономики.

Проекты партнерства государства и бизнеса уже разрабатываются и реализуются в сфере транспорта, инноваций, ЖКХ, энергетики и др. Но этим потенциал государственно-частного партнерства (ГЧП) не ограничивается. Механизм может и должен быть задействован в других сферах. Например, в обеспечении граждан доступным и комфортным жильем. Механизмы ГЧП могут быть одной из форм привлечения бизнеса к решению масштабных общенациональных и региональных программ [1].

Современные модели государственно-частного партнерства основаны на более сложном и многообразном взаимодействии, при котором создаются специальные механизмы (институты) с участием государственных и частных структур для осуществления проекта или для передачи частным (или смешанным) структурам функций управления объектом государственной собственности. Такие сложные модели ГЧП обычно называют институциональными партнерствами. Интересно, что в зарубежной практике партнером государства в проектах все чаще выступает не только бизнес, но и негосударственные некоммерческие структуры.

В сегодняшней России бизнес склонен любой проект, в котором задействовано государство, считать реализацией государственно-частного партнерства и предъявлять к государству слишком высокие требования. Впрочем, и государство зачастую рассматривает бизнес в качестве ключевого партнера, который должен взять на себя большую часть рисков и обязательств. Однако это распределение, по мнению экспертов, должно проводиться по принципу передачи рисков и обязательств тем, кто умеет наиболее эффективно ими управлять [2].

Зарубежный опыт

Мировыми лидерами в области частно-государственного партнерства признаны США и Великобритания, Франция и Германия.

Первый опыт ЧГП в Великобритании был получен в 1981 году в связи с перестройкой лондонских доков на основе новой дерегулированной и рыночно ориентированной политики планирования. В 1992 году с целью развития более эффективных общественных услуг высокого качества была основана «Частная финансовая инициатива» (PFI). В 1997 году процедуры PFI были изменены, и на свет появились новые критерии правительственной поддержки проектов частно-государственных партнерств.

Франция обладает прочными традициями государственно-частного партнерства, включающими в себя деятельность «Сообществ смешанной экономики» (SEM) и предоставление концессий. Законодательные основы SEM восходят к 1966 и 1983 годам.

В США кооперация властей и частников особенно широко распространена и приветствуется на муниципальном уровне. По данным Национального совета по государственно-частному партнерству (National Council for Public-Private Partnership), в США из 65 базовых видов деятельности муниципальных властей (водопровод, канализация, уборка мусора, школьное образование, эксплуатация парковок и т.д.) средний город использует коммерческие фирмы при исполнении 23 видов.

В Германии идея частно-государственного партнерства была очень рано принята в проектах кооперативного строительства. Первые некоммерческие строительные общества были созданы на основе частных инициатив в середине XIX столетия. В контексте сотрудничества между некоммерческими компаниями и государственным сектором такие компании вынуждены были налагать некоторые ограничения на собственный бизнес и политику получения прибыли. В обмен на это государство предоставляет им налоговые льготы. Начиная со второй половины 80-х годов прошлого века государственно-частное партнерство в Германии становится особенно важным. Этот процесс начался, в частности, с крупных проектов восстановления и перестройки городской инфраструктуры в Северной Рейн-Вестфалии, что повлекло за собой изменения в структурной политике и позволило выявить недостаток государственного финансирования. В контексте новой тогда региональной структурной политики в начале 90-х годов были созданы агентства развития, объединяющие государственных партнеров (например, местные власти) и частных игроков (землевладельцев, торговые ассоциации и т.д.). В качестве своего высшего приоритета такие агентства приняли, прежде всего, задачу восстановления заброшенных земель.

Таким образом, в зарубежных странах проекты, осуществляемые в рамках государственно-частного партнерства, можно легко обнаружить в самых разных отраслях экономики [3].

Жилищная проблема и земельный вопрос

Во многих районах России, за исключением мегаполисов, массовое строительство малоэтажных домов по проектам, отвечающим потребностям современного образа жизни, может стать эффективным средством решения жилищной проблемы населения. В этой связи на современном этапе концепция развития малоэтажного строительства в Российской Федерации постепенно набирает все большие обороты [4].

Привлечение частных инвесторов к созданию объектов малоэтажного жилищного строительства позволит существенно повысить эффективность их строительства и последующей эксплуатации. Зарубежный опыт убедительно доказывает: участие частного сектора в инфраструктурных проектах приводит к сокращению времени строительства и минимизации совокупных издержек на строительство и эксплуатацию, а также повышению степени удовлетворенности потребителей услуг. Национальный проект по формированию в России рынка доступного жилья заставляет региональные власти предлагать новые схемы финансирования жилищного строительства [5].

Для развития системы государственно-частного партнерства было бы эффективно развивать такое направление, как индивидуальное жилищное строительство. В рамках данного направления в силах государства предпринимать конкретные действия.

Одно из наиболее конструктивных решений: раздавать бесплатно или за символическую плату землю под индивидуальное жилищное строительство и при этом помочь с обустройством транспортной, энергетической, газовой инфраструктурой. Это не потребует чрезмерно больших денег и по силам даже региональным властям. В итоге люди начнут активно строить на этой земле. Люди будут тратиться на строительные материалы, строительные услуги. Таким образом, государство, с одной стороны, вкладывая в инфраструктуру, порождает инвестиционный спрос в ряде отраслей, но самое главное − генерируется спрос со стороны населения.

В данном контексте представляют интерес некоторые программные предложения 2011 года партии ЛДПР [6].

В программе партии в рамках освоения Сибири и Дальнего Востока предлагается выдавать один гектар земли бесплатно при переселении в данные регионы. При реализации данного направления будет заложен мощный стимул к росту экономики данных регионов и развитию индивидуального жилищного строительства.

Вариант решения проблемы: выделение земель под жилищное строительство

Также интересным предложением на первом этапе реализации проекта развития индивидуального строительства может стать выделение земельных участков под строительство жилья без инфраструктуры бесплатно, с инфраструктурой – по цене, не превышающей 4% стоимости постройки. Данное предложение выдвинуто в предвыборной программе партии Справедливая Россия в 2011 году [7].

Вариант выделения земли под строительство, вместо квартир, не нов, его уже пытались продвинуть власти некоторых областей. Однако вскоре Федеральная антимонопольная служба признала эти эксперименты незаконными. Дело в том, что Земельный кодекс РФ запрещает предоставлять землю из муниципального или государственного фонда бесплатно и без торгов. Без проведения торгов можно выделить участок земли лишь зарегистрированным дачным, садоводческим или огородническим объединениям или же отдельным категориям граждан, например, Героям Советского Союза.

Предлагается изменить федеральное законодательство и внести в Земельный кодекс дополнительные основания для безаукционного предоставления земли. Если проект поддержат Госдума, Совет Федерации и завизирует Президент РФ, бесплатные участки могут предоставляться, например, очередникам, а также тем, кто проживает в помещениях площадью, менее учетной нормы (эти нормы устанавливаются на региональном уровне).

Анализ зарубежного опыта показывает, что например, в Уэльсе выделяют участки под индивидуальное жилищное строительство в качестве антикризисной меры [8]. Уж там-то проблем, наверное, с индивидуальным жильем и инфраструктурой нет, но они сочли необходимым это делать. А в России такой практики нет (небольшое исключение, подтверждающее общее правило, видим лишь в Татарстане). Такая мера была способом мощнейшей генерации спроса в экономике.

Выделение земель под индивидуальное строительство станет спасительным выходом в ситуации, когда рыночные цены на жилье непрерывно растут, а доступность жилья, сколько бы его ни строили и сколько бы кредитов ни выдавали семьям, уменьшается в обратной пропорции. Цены на стройматериалы растут значительно медленнее «готовых» квадратных метров. В этом плане потенциал малоэтажного строительства огромен.


Страница обновлена: 01.05.2025 в 18:12:44