Четвертая волна или креативная экономика как экономическая эпоха начала ХХI века

Абрамов Е.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2 (200), Январь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Абрамов Е.Г. Четвертая волна или креативная экономика как экономическая эпоха начала ХХI века // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 2. – С. 72-78.

Аннотация:
В статье проводится идея о том, что совсем недавно мы вошли в эпоху креативной экономики. Приводится классификация экономических эпох, за основу которой взят такой признак, как преобладающий способ получения валового мирового дохода (валового продукта), предложены критерии для определения момента смены экономических эпох.

Ключевые слова: информационная экономика, креативная экономика, сфера услуг, сервисная экономика, классификация, постиндустриальная экономика, критерий, экономическая эпоха, основа классификации



Смена экономических эпох сама по себе имеет довольно условный характер. Каждая последующая эпоха всегда сохраняет в себе черты предыдущей. Но в любой экономический эпохе можно найти черты не только всех предыдущих периодов, но и последующих. Это аналогично тому, как в соответствии с теорией эволюции новые виды живых существ сохраняют некоторые признаки предыдущих, а старые популяции могут нести в себе отдельные черты нового вида. Тем не менее, при глобальном анализе всегда можно найти некоторый критерий, а, точнее, отличительный признак новой ступени развития, позволяющий говорить о появлении нового вида, и только тогда в контексте теории эволюции его право называться отдельным видом можно считать доказанным.

Для того чтобы иметь возможность выявлять характерные черты, присущие исследуемым объектам, производят их классификацию. Основным вопросом, решаемым при разработке любой классификации, является выбор критерия, по которому будет определяться принадлежность объекта к одной из классификационных групп. В данном исследовании таким критерием предлагаем считать валовой продукт (доход), создаваемый производством за некоторый промежуток времени.

Начнем с рассмотрения особенностей перехода от аграрной экономики к индустриальной.

Переход от аграрной экономики к индустриальной

Если говорить о каком-либо численном критерии, характеризующем смену экономических эпох, то его можно выразить функцией, в качестве одного из элементов которой выступает время. Тогда для двух функций, построенных по критериям, отражающим результативность деятельности во время уходящей и новой эпох, должна существовать точка пересечения. Ее и следует считать моментом смены эпох.

В первый момент времени валовой продукт, произведенный аграрным способом (Sагр. 1), значительно превышает валовой продукт, произведенный индустриальным способом(Sинд.1).

Sагр.1>Sинд.1 (1)

Наступление индустриальной эпохи характеризовалось тем, что количественные показатели по индустриальному валовому продукту стали значительно выше показателей по продукту, произведенномуаграрным способом. Для примера мы взяли 1700 год. Учитывая, что рост объемов производства можно считать непрерывной функцией, в некоторый момент времени должна существовать точка пересечения этих графиков. Именно эту точку можно считать моментом смены экономических эпох, когда валовой продукт, произведенный индустриальным способом (Sинд.2), превысил аграрный валовой продукт (Sагр.2).

В реальности эти графики будут расти неравномерно, и пересечений может быть несколько. Это подтверждает то, что переход от одной экономической эпохи к другой всегда носит эволюционный характер [1]. Однако в любом случае для целей исследования мы можем определить искомую точку методом аппроксимации двух рассматриваемых графиков.

Sагр.2<Sинд.2 (2)

Переход от индустриальной экономики к сервисной

В классической трактовке третья волна по Тофлеру [8] [1] называлась «постиндустриальной». Авторы этого термина, в свое время просто не обладали достаточной информацией, чтобы подобрать более точное выражение для определения сущности новой эпохи. Поэтому они и назвали уклад «постиндустриальным», то есть следовавшим после индустриального. Ключевым критерием данной эпохи, определившим ее содержание,было признано превышение количества служащих в США над количеством рабочих.

Мы не можем считать термин «постиндустриальный» уместным в рассматриваемой нами классификации, так как он не содержит в себе ключевого критерия, определяющего именно эту экономическую эпоху. Подчеркнем, что термины «аграрный» и «индустриальный» содержали в себе такой признак.

В дальнейшем для уточнения названия эпохи «постиндустриальной экономики» было предложено еще несколько различных вариантов:

−«информационная экономика», так как ее основным ресурсом и продуктом стала информация [2];

−«экономика знаний»: в качестве основного ресурса рассматриваются знания, которые от информации отличаются практической направленностью;

−«экономика услуг (сервисная экономика)»: в связи с тем, что основным экономическим продуктом стала услуга.

Поскольку в основе нашей классификации лежит тип продукта или производства, то следующий за «постиндустриальным» этапом экономического развития (со всеми приведенными уточнениями) предлагаем называть этапом «сервисной экономики».

В любом случае, передача информации, а также использование и передача знаний является услугой в ее традиционном понимании [2].

Если в начале XX века объем сферы услуг был меньше объемов индустриального производства, то есть:

Sинд.1>Sсерв.1 (3)

то временем наступления эпохи сервисной экономики можно считать середину XX века, 1950-е годы, когда объем сферы услуг превысил объем индустриального производства. При этом критерием наступления сервисной экономики следует считать то, что в определенный момент валовой мировой доход от оказания услуг стал больше валового дохода от массового индустриального производства.

Это напрямую связано с увеличением числа непроизводственных работников, основная работа которых, по сути, всегда заключалась в оказании услуг своему работодателю и третьим лицам. При этом, независимо от того что в традиционном российском понимании «услуга» не включает в себя взаимоотношения работник-работодатель и эти взаимоотношения определяются как выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым и коллективным договорами (ст. 21 ТК РФ), существенная часть работы непроизводственных работников всегда заключалась именно в оказании услуг в интересах фирмы, связанных с обеспечением деятельности основного производства, вспомогательного производства, руководителей различного уровня, партнеров организации и т.д.

Сегодня услуги приобретают глобальный характер. В настоящее время их доля в развитых странах составляет от 65 до 75% в ВВП [1] то есть эпоха сервисной экономики, начавшаяся в середине XX века продолжается до сих пор. Вопрос же остается только в классификации и выборе подходящего критерия для определения ее особенностей.

Переход от сервисной экономики к креативной

Услуга, как и любой другой вид деятельности, всегда является продуктом творчества. Отличия лишь в различном уровне проявления творческих способностей исполнителя услуги [5]. При этом следует подчеркнуть, что ранее считалось, что услуга, в отличие от материального продукта, существует лишь в тот момент, когда она оказывается субъектом (оказывающим услугу) объекту (получателю услуги). Но с развитием информационных технологий этот контакт может быть растянут во времени. Специфика информационных услуг как раз и заключается в том, что их оказание не связано с затратами труда или времени людей, создавших или принимающих участие в оказании этой услуги.

Таким образом, оказание услуги конечно ограничено временем ее оказания. Однако в настоящее время ее горизонт значительно расширен. То есть интернет-услуга, являющаяся компонентом сервисной экономики, отражает значительные затраты творческого труда ее разработчиков, всегда предоставляется не в момент ее реального оказания. В то время как в традиционной «материальной» экономике предоставление услуги ограничено во времени, но тоже всегда является элементом творчества субъекта, который ее предоставляет.

Так, например, если оказание услуги занимает один час (например, в массажном салоне), то массажист физически не сможет оказывать эту услугу больше 24 раз в сутки, а с учетом времени на отдых – и того меньше. Услуга в данном случае является результатом творческого труда, который используется в момент оказания услуги. Следующая услуга, оказанная этим же исполнителем, будет продуктом уже другого творчества (как минимум, творческий процесс должен будет повториться с учетом полученного опыта от оказания первой услуги).

Из сказанного становится очевидным, что развитие современных средств передачи и обработки информации позволило перевести оказание услуги на радикально новый уровень. Так, создание полностью автоматизированного интернет-магазина позволяет оказывать услугу по поиску и оформлению заказа через сайт без участия владельца этого сайта. Ключевой особенностью такой услуги, в отличие от услуг, характерных для эпохи индустриальной экономики, является возможность ее тиражирования. То есть в настоящее время имеется возможность, при которой единожды полученный в результате предоставленной услуги продукт творчества может быть растиражирован в глобальном масштабе [3].

Для чистоты рассуждений следует подчеркнуть, что сегодня в понимании экономистов, стоящих на позициях исследователей явлений, характерных для индустриальной экономики, услуга не считается продуктом, так как не имеет вещественной формы. При этом многие считают, что ее оказание не всегда связано с творчеством (транспортные услуги, курьерские, ремонтные работы, уборка помещений, вывоз мусора и многое другое относится к низкоквалифицированному труду). И в этом заключается ошибка в оценке современного развития экономики. Любой труд, или, точнее, трудовая деятельность человека всегда несет в себе элемент творчества [4]. Отличие, как было уже отмечено выше, заключается только в его доле. Поэтому, несмотря на то что имеют место устоявшиеся понятия, присущие «прошлой экономической эпохе», новое понятие услуги как экономического продукта сервисной экономики уже имеет место.

При этом понятие «продукт» (от лат. productus – созданный) в своем оригинале не подчеркивает наличие лишь вещественной формы. Продукт – это просто результат созидательной деятельности. Поэтому сегодня уже в целом ряде исследований экономический продукт классифицируется как материальный (вещественный) и нематериальный (духовный, интеллектуальный) [6, 7].

Таким образом, определяющим фактором наступления новой экономической эпохи, другими словами, распространения новой экономической модели, стала возможность глобального тиражирования услуги.

Откажемся от термина интернет-экономика

Термин интернет-экономика не вполне отражает основу текущей экономической эпохи.

Интернет при этом является лишь одним из каналов передачи услуг, но не определяющим фактором для создания продукта.

Термин «глобальная экономика» во многом характеризует нынешнюю эпоху, но только в аспекте масштаба. Он не содержит ключевого признака, связанного с доминирующим способом получения валового продукта.

Ключевым фактором в данном случае можно считать валовый доход от глобальных информационных услуг. Этот показатель трудно поддается формализации, тем не менее объем мировой интернет-торговли может стать таким критерием.

Статистика, собранная по доходам интернет-корпораций, подтверждает, что к 2010 году их уровень превысил 50% от валового дохода, полученного в сфере услуг.

Вывод

Приведенные факты позволяют сделать вывод о том, что эпоха креативной экономики наступила в первом десятилетии XXI века.

[1]Или экономическая эпоха в нашем понимании (авт.)

[2]В традиционном толковании под услугой понимаются действия (или деятельность), совершаемые одним лицом (физическим или юридическим) в интересах другого лица (или лиц). – Прим. ред.


Источники:

1. Абрамов Е.Г. Оценка и управление формированием интеллектуальных активов наукоемких организаций: монография. – М.: Креативная экономика, 2010. – 172 с.: ил.
2. Абрамов Е.Г. Информация в информационной экономике // Креативная экономика. − 2007. − № 6 (6). −С. 55−61. — http://www.creativeconomy.ru/articles/3487.
3. Дацык А.А. Исследование тенденций креативной экономикив России и за рубежом // Проблемы развития инновационно-креативной экономики / Сборник докладов по итогам международной научно-практической конференции, Москва, 29 марта-09 апреля 2010 г. / Под общей редакцией проф. Мельникова О.Н. – М.: Креативная экономика, 2010 – С. 15−20.
4. Мельников О.Н., Абрамов Е.Г. Повышение эффективности предпринимательской деятельности как функция эволюции стадий экономического развития организации // Российское предпринимательство. − 2006. − № 2 (74). − С. 41−44. − http://www.creativeconomy.ru/articles/7346.
5. Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. – 2-е издание, перераб. и дополн. – М.: Креативная экономика, 2010. – 384 с.: ил.
6. Журавлев В.А. Интеллектуальный потенциал креативного общества – элементы и характеристика // Креативная экономика. − 2009. − № 8 (32). − c. 3−14. − http://www.creativeconomy.ru/articles/2687.
7. Основы наукоемкой экономики (Знания-Креативность-Инновации):учебник / Под ред. д.э.н., проф. И.А. Максимцева. – М.: Креативная экономика, 2010. – 456 с.: ил.
8. Тоффлер Э.Третья волна. – М: АСТ, 2010. – 800 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:08:47