Некоторые аспекты внешнеторговой политики

Назаров В.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5 (203), Март 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье анализируются теоретико-методологические основы внешнеторговой стратегии. Рассматриваются либеральная и протекционистская внешнеторговые стратегии. Определены основные направления экономической политики государств с переходной экономикой в условиях глобализации и развития внешнеторговых отношений.

Ключевые слова: протекционизм, внешнеторговая политика, либерализм, методы регулирования внешнеторговой деятельности



На избрание стратегии национальной внешней торговли оказывает воздействие как внутригосударственная экономическая ситуация, так и тенденции в международной экономике. Это связано с ускоренной интернационализацией мировых хозяйственных отношений. При таких условиях макроэкономическая стратегия экономического роста подвергается сильному воздействию со стороны внешнего фактора, определяемого ролью внешнеэкономических связей с экономической политикой государства. На регулирование внешней торговли воздействуют такие современные проблемы как усиление конкуренции на мировом рынке, увеличивающаяся несбалансированность платежных балансов и т.д.

Воздействие указанных факторов порождает два направления внешнеторговой политики государства: либерализм и протекционизм. Протекционизм является государственной политикой, направленной на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов. А либерализм (фритрейдизм), напротив, является экономической политикой, направленной на усиление конкуренции на внутреннем рынке путем открытия внутреннего рынка для иностранных товаров, капитала, рабочей силы. Как протекционизм, так и либерализм отражают реакцию государств на изменения, происходящие в области распределения труда и международных экономических отношениях.

Позиции ученых в отношении госрегулирования внешнеторговой деятельности

По мнению Стровского Л.Е., Казанцева С.К. и Каршина Е.А., меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности могут быть разделены в зависимости от направленности действия на экономические, протекционистские и либерализационные; в зависимости от характера воздействия на экономические процессы – на административные и экономические. Они выделяют следующие принципы регулирования внешнеторговой деятельности:

– единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики;

– единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

– единство таможенной территории страны;

– приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

– равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;

– защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

– исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность [1].

Рыбалкин В.Е. выделяет две группы методов регулирования внешнеторговой деятельности – административные и экономические [4].

Существуют разные точки зрения на совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Так, Шуйский В.П., Краснов Л.В. и Ковалев А.В. выделяют следующие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности:

– система таможенного регулирования;

– налогообложение экспортных и импортных товаров;

– валютный курс;

– административные (нетарифные) меры;

– механизм финансовой поддержки и стимулирования, перспективных экспортноориентированных и импортозамещающих производств;

– режим таможенного и валютного контроля.

Следовательно, Шуйский В.П., Краснов Л.В. и Ковалев А.В. выделяют режим валютного контроля наряду с таможенным контролем как метод регулирования внешнеторговой деятельности. Они отмечают, что роль валютного контроля в регулировании внешнеторговой деятельности состоит том, чтобы справится с задачами пресечения получившей большой размах практики сокрытия валютных доходов и нелегального вызова капиталов за рубеж [3].

Жуков Е.Ф., Капаева Т.И., Литвиненко Л.Т. выделяют следующие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности:

– таможенные тарифы;

– нетарифные ограничения;

– контингентирование и лицензирование внешнеэкономических операций;

– налоговое законодательство;

– система международных договоров и соглашений;

– кредитные мероприятия;

– контроль за использованием валютных поступлений для оплаты импорта;

– валютное регулирования и валютный контроль [2].

Либеральная политика

Либеральная политика в пределах той или иной национальной экономической системы, в сущности, близка к политике монетаризма. Она предусматривает, что мировой рынок, по сравнению с любым другим регулирующим механизмом, способен более эффективно решить проблемы обеспечения взаимовыгодной эффективности и сбалансированности торговых операций. Мировой рынок создает для стран с переходной экономикой возможность интеграции их национальной экономики в мировое хозяйство и обеспечивает использование современных научно-технических достижений. В этом случае государственное регулирование осуществляется посредством методов тарифного регулирования и стимулирует товарный и капитальный поток в страну.

Действительно, свободная торговля усиливает конкуренцию на внутреннем рынке, вынуждает специалистов применять новшества и более полноценно удовлетворять потребности потребителей, дает возможность сэкономить средства путем увеличения объемов производства. Свободная торговля также посредством стимулирования совершенствования и применения новинок высвобождает динамические силы, направленные на высокие темпы долгосрочного экономического роста. А протекционизм напротив препятствует деятельности этих сил.

Политика свободной торговли приносит пользу любой стране. Но эта польза не одинаково выгодна для всех стран. Положительный результат, полученный страной-импортером, связан с превосходством выгоды, полученной потребителями над потерями производителя. А для страны экспортера положительный результат является выгодой, полученной потребителем. Однако, это приводит к потерям потребителей.

Во время либерализации торговли в краткосрочном периоде в связи с уменьшением стимулирования развития, уровень занятости в сферах непосредственно не привлеченных как к внешней торговле, так и к импортозамеяющим отраслям может упасть. Даже острый прирост занятости в экспортных отраслях не сможет компенсировать его спад в других сферах. Так как предприятия экспортнонаправленных отраслей могут столкнуться с трудностями в обеспечении работой лиц, освобожденных с мест работы от других отраслей по причине задержки привлечения новых инвестиций, запоздания выбора новой профессиональной направленности или ограниченностью мобильности трудовых ресурсов.

Протекционистская политика

Осуществление чистой фритрейдистской политики по нескольким причинам сложно. Так как в большинстве стран с переходной экономикой многие отрасли экономики отстают от соответствующих отраслей развитых стран. А это вынуждает страны с переходной экономикой вести конкуренцию на мировом рынке с развитыми странами в неравных условиях. Вести конкуренцию бывают способны только отрасли добычи и первичной обработки сырья и энергоносителей.

По этой причине в первую очередь необходимо усилить отрасли национального производства и довести произведенные ими продукцию до уровня мировых стандартов. Но в тоже время должны осуществляться определенные меры по усилению их защиты от внешней конкуренции.

Протекционистский вариант предусматривает защиту национального производства, а это связано с уменьшением до определенного уровня торговых операций с зарубежными странами. Для регулирования внешней торговли государство пользуется тарифными и нетарифными методами. Любая таможенная защита уменьшает совокупное национальное богатство.

Протекционистская политика, осуществляемая страной, всегда порождает ответные меры со стороны других государств. Если импорт страны уменьшается посредством нетарифных методов, то в это время обычно уменьшается и его экспорт. А это может привести к уменьшению занятости и совокупного спроса. Обострение противоречий между странами порождает отрицательные результаты для обеих стран. Протекционистская политика увеличивает обменный курс национальной валюты. Увеличение обменного курса будет стимулировать импорт и уменьшит экспорт. В результате платежный баланс страны ухудшится, и это станет причиной отрицательных макроэкономических результатов.

В нынешних условиях страны при выборе внешнеторговых стратегий должны обратить внимание на стратегию сотрудничества с международными организациями. Определяя стратегию сотрудничества с международными организациями необходимо стараться достичь соответствующих льгот для обеспечения экономической безопасности и национальных интересов. Повышение уровня сотрудничества стран с международными организациями, наряду с усилением государственного вмешательства в их внешнеэкономическую деятельность, предусматривает также соблюдение правил совместной деятельности и внутренней экономической политики. Другими словами, в этом случае в регулировании национальной экономики вместе с внутренними факторами усиливается роль и внешних факторов, в том числе подвергаются изменениям функции государственного регулирования экономических процессов и внешнеэкономической деятельности. В результате у государства ограничиваются возможности использования по своему усмотрению традиционных инструментов макроэкономического регулирования. А это в определенных условиях может привести к нежелательным последствиям с точки зрения национальных и экономических интересов.

Заключение

Осуществление изменений только в сфере импорта без проведения изменений в экспортной стратегии не даст желаемых результатов странам с переходной экономикой в решении взаимовыгодных внешнеторговых вопросов. Экспортная стратегия, учитывая интеграцию некоторых постсоветских стран в мировое хозяйство на взаимовыгодных условиях, должна ставить перед собой целью постепенную замену экспорта сырья, материалов и природных ресурсов экспортом готовой продукции. Значительная часть прибыли, полученной от экспорта, должна направляться на создание и развитие современных отраслей производства, способных производить готовую продукцию.


Источники:

1. Стровский Л.Е., Казанцева С.К., Каршина Е.А. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. – М.: Юнити, 1999. − C. 63.
2. Жуков Е.Ф., Капаева Т.И., Литвиненко Л.Т. Международные экономические отношения. – М.: Юнити-Дана, 1999. – С. 135 −136.
3. Шуйский В.П., Краснов Л.В., Ковалев А.В. Внешняя торговля и предпринимательство России на рубеже ХХI века. – М: Наука, 2000. – С. 26.
4. Международные экономические отношения // Внешнеэкономический Бюллетень. Дипломатическая Академия при МИД РФ. − 1997. − С. 259.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:10:39