Логистические подходы к совершенствованию процессов формирования и реализации инновационного потенциала промышленного предприятия

Линиченко Д.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-2 (198), Декабрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Линиченко Д.С. Логистические подходы к совершенствованию процессов формирования и реализации инновационного потенциала промышленного предприятия // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 12. – С. 97-102.

Аннотация:
В статье рассмотрены логистические подходы к совершенствованию хозяйственного механизма промышленного предприятия. Выявлены тенденции формирования и функционирования инновационного механизма, уточнена сущность понятия «системный эффект». Особое внимание уделено разработке модели управления промышленным предприятием в процессе формирования его инновационного потенциала.

Ключевые слова: конкурентные преимущества, интеграция, инновационные стратегии, инновационный потенциал, бизнес-среда



Проблема оценки, реализации и формирования инновационного потенциала промышленных предприятий (ПП) является чрезвычайно актуальной. Это связано с обеспечением роста их конкурентоспособности, причем эффект от внедрения данных инноваций достигается только в случае, если инновационная деятельность носит системный характер и осуществляется посредством реализации инновационных стратегий.

Инновационные стратегии формирования организационного и ресурсного потенциала уже давно используются на большинстве фирм промышленно развитых стран. Однако в хозяйственной практике России теоретические основы и методологический инструментарий их разработки и реализации проработаны недостаточно, что мешает промышленным предприятиям устойчиво функционировать и успешно развиваться.

Возрастающее значение стабильности в процессе осуществления предпринимательской деятельности и необходимости детального исследования эффективности процессов формирования и реализации инновационного потенциала ПП обусловили применение логистических подходов к производственным процессам предприятия. Главной целью логистики является обеспечение конкурентоспособности в бизнес-среде с помощью управления потоковыми процессами.

Логистика, являясь универсальным инструментов управления цепочкой создания стоимости, позволяет скоординировать и оптимизировать материальные и информационные потоки так, что они, проходя весь путь начиная от первичного источника сырья и заканчивая доставкой конечного продукта потребителю, будут иметь на своем пути наименьшее число потерь, мешающих созданию новой ценности. Использование логистического подхода позволяет материальные и информационные потоки построить таким образом, что все функции предприятия будут выполняться слаженно, как единое целое. Координация функций обычно обозначается термином «интеграция». Логистика является на сегодняшний день интегрированным инструментом управления материальными и информационными потоками и важной сферой компетентности делового ПП. Когда все функции в его рамках интегрированы, они служат источником конкурентных преимуществ, как справедливо отмечает Д. Бауэрокс, уверенность в том, что интеграция всей системы обеспечивает намного более выдающиеся результаты деятельности, нежели разрозненное управление отдельными функциями, составляют основополагающую парадигму логистики [2].

Логистика как инструмент обнаружения «узких» мест

Логистика одновременно является научно-практическим инструментарием, позволяющим исследовать процессы деловой среды более досконально, проникая вглубь этих процессов с целью обнаружения в цепочке создания стоимости тех мест, где стоимость для потребителя не создается. Применяя инструмент «цепочки создания ценности», мы можем сначала описать все функции предприятия в общем виде, в свою очередь каждая из них может быть декомпозирована до более мелких функций и операций. Процедура выделения дискретных функций и операций состоит в выявлении отдельно тех видов деятельности, которые различаются затратами, прибылью и технологиями. На начальном этапе приоритетной задачей будет анализ наиболее крупных видов деятельности и взаимосвязей между ними, особенно если имеют место виды деятельности, составляющие существенную или растущую долю издержек, или большой потенциал влияния на дифференциацию, или имеющие различия в устройствах экономики. После решения приоритетных задач, значительно влияющих на улучшение конкурентоспособности, есть смысл в перестановке приоритетов в анализе более мелких функций ПП [4].

Несмотря на то что отдельные виды деятельности, образующие цепочку создания стоимости, являются отдельными блоками, их нельзя рассматривать как простую совокупность.

Функции предприятия имеют очень сложные взаимосвязи и они выражаются в наличии так называемых «сцеплений», то есть эффективность осуществления какой-либо функции предприятия может оказывать влияние на деятельность других, порой, на первый взгляд. не связанных с ней функций. Конкурентные преимущества часто проявляются, если деятельность по «настройке» этих «сцеплений» между отдельными видами деятельности выполняется успешно.

Одновременно эти преимущества могут быть результатом эффективного выполнения промышленным предприятием самих этих видов деятельности. Задачи логистики в данном случае сводятся к координации и оптимизации связей в цепочке создания стоимости. Это позволяет добиться наиболее рациональных потоковых процессов на ПП, наиболее отвечающих требованиям потребителя. Оптимизация подразумевает достижения результата поиском компромисса между различными видами предпринимательской деятельности. Координация различных видов деятельности позволяет значительно повысить конкурентные преимущества. Успешная координация «сцеплений» позволяет значительно снизить потребность ПП в товароматериальных запасах, уменьшить время исполнения заказа и доставку продукции.

Управление «сцеплениями» в цепочке создания стоимости

Именно наличие «сцеплений» в цепочке создания стоимости не позволяют добиться конкурентных преимуществ путем простого снижения издержек или совокупных усилий по повышению эффективности каждого вида деятельности. Зачастую обнаружить подобные «сцепления» оказывается не просто. Например, не каждому очевидна роль материально-технического снабжения во влиянии на производственные издержки, качество продукции и сроки поставки. Таким образом, процесс поиска «сцеплений» представляет собой обнаружение таких видов деятельности, где каждый оказывает влияние на другие виды деятельности или сам испытывает влияние других видов деятельности. При построении цепочки создания стоимости разделение основных и вспомогательных видов деятельности помогает в обнаружении «сцеплений». Современный менеджмент накопил достаточно широкий инструментарий, позволяющий выявлять «сцепления» как на уровне видов деятельности, так и на уровне отдельных операций. Примером здесь может быть «построение карт потоков ценности VSM» [3]. «Внешние сцепления» также являют собой неиссякаемый источник конкурентных преимуществ. Координация цепочек создания стоимости оказывает большое влияние на эффективность работы и снижение издержек. Наличие «сцеплений» между двумя цепочками говорит о том, что взаимодействие с поставщиком – это не игра, в которой побеждает один за счет другого; в этой игре выигрывают оба. Для того, чтобы в полной мере использовать эффект от использования «сцеплений», необходимо своевременное поступление качественной информации. Таким образом, управление «сцеплениями» превращается в более сложную задачу, чем просто снижение издержек отдельных видов предпринимательской деятельности, что зачастую становится надежным и устойчивым путем достижения конкурентного преимущества. Отсюда следует, что управление материальными и информационными потоками ПП и его окружения (используя внутренние и внешние «сцепления») становится важным фактором достижения конкурентных преимуществ. В последнее время получает развитие интегрированный логистический подход, где материальные и информационные потоки выступают в качестве интегратора и распространяются не только на все виды деятельности одного ПП, но и на все бизнес-единицы, с которыми оно осуществляет предпринимательскую деятельность. Примерами такой интегрированной логистики являются концепции Lean production («Бережливое производство», «Стройное производство»), интегрированные системы дистрибьюции. [1].

Логистические подходы на ООО «Конома»

Применение вышеозначенных логистических подходов осуществлялось на ООО «Конома» в городе Челябинске.

На базе этого предприятия реализуется проект «Измерения системного эффекта при формировании и развитии инновационного потенциала». В его рамках исследуются так называемые «симметрические эффекты», предусматривающие:

– вклад в формирование компетентности (на уровне всего персонала общества и его команды менеджеров);

– вклад в рост инновационного потенциала ПП;

– вклад в обеспечение экономической безопасности предпринимательской деятельности;

– совместные возможности в обеспечении логистических сцеплений.

Данные опроса высшего руководства ООО «Конома» по линии: культура – организация – люди – системы (то есть COPS-анализа) показал, что необходима активизация деятельности по культуростроительному менеджменту. Особенно важной является организационная деятельность по обеспечению больших (по сравнению с существующими) возможностей в «логистических сцеплениях» в процессе инновационной деятельности.

Нами в процессе исследования разработана следующая модель управления ООО «Конома» на основе использования логистических инновационных стратегий достижения долгосрочного делового успеха (см. рис. на с. 100).

Рис. Схема модели управления ООО «Конома» на основе использованиятрадиционных и инновационных стратегий

К числу последних относятся стратегии роста и сотрудничества, которые исследованы нами на примере названного ПП. К числу инновационных относятся также стратегии лидерства и стабильности. По глубине разработки они относятся к стратегиям конкурентных преимуществ. Основные направления корпоративного управления при этом можно связать со стратегическим планированием, позиционированием и сотрудничеством по линии роста значимости компетенции персонала промышленного предприятия.


Источники:

1. Аникин Б.А., Тяпухин А.П. Коммерческая логистика. – М.: Проспект, 2005. – 432 с.
2. Бауэрсокс Д. Логистика: интегрированная сеть поставок. Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 280 с.
3. Вуман Дж. Бережливое производство. Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 186 с.
4. Портер М. Международная конкуренция. Пер. с англ. – М.: Международные отношения, 1993. – 406 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:52:42